культ реф 1. История казахской культуры
Скачать 91.16 Kb.
|
ПАВЛОДАРСКИЙ ВЫСШИЙ КОЛЛЕДЖ ЭЛЕКТРОНИКИ И КОММУНИКАЦИЙ РЕФЕРАТ по Культурологии ТЕМА “ИСТОРИЯ КАЗАХСКОЙ КУЛЬТУРЫ” Работу выполнил студент группы С-319 Кусаинов Р.Ж_______________ Проверил директор и преподаватель культурологии Ныгметов М.Ж_____________ Павлодар, 2021 г. История В XVI-XVII веках культура казахов складывалась на основе традиций их предков. Поскольку они вели кочевой образ жизни, это отразилось во многих аспектах их жизни, например, в строительстве юрт и в пошиве одежды. В это же время сложились традиции празднования таких событий, как рождение ребенка, свадьба или победа над врагом. В течение нескольких веков казахи исповедовали ислам. Это была их официальная религия, однако ее сочетали с доисламскими верованиями. Так, люди почитали духов воды и земли, Суана и Жерана, посвящали им песни и сказания или приносили жертвы. К началу XIX века в истории культуры Казахстана появилась новая страница – окончательно сложились традиции устного народного творчества, а также музыкального искусства. В XIX столетии произошло разрушение некоторых устоев казахского общества. Так, были переосмыслены духовные ценности. В настоящее время республика Казахстан – это светское государство, в котором каждый самостоятельно выбирает религию. Древние корни материальной культуры и антропологического типа казахов археологически прослеживаются у племен эпохи бронзы (от середины II-го тысячелетия до н.э. до IХ‒VIII вв. до н. э.), обитавших на территории настоящего Казахстана. Этот период относят к эпохе Андроновской культуры. Племена того периода занимались пастушеским скотоводством, мотыжным земледелием, охотой и рыболовством. Эти объединения знали также металлургию бронзы, они изготавливали топоры, ножи, кинжалы, тесла, наконечники стрел. В период позднего средневековья в XVI–XVII веках сложились и закрепились главные элементы культуры казахов. Культура казахов в XV–XVIII ВВ.: творчество Жырау. Период XV – начала XIX вв. занимает особое место в истории культуры казахского народа. Именно в это время сложились своеобразное устное народное творчество, оригинальное музыкальное искусство. Развитие духовной культуры казахов было частью общего исторического процесса. С XIX в. началось постепенное разрушение традиционных духовных ценностей казахского общества, традиционной казахской культуры. XVIII веке в культуре казахов сохранились все традиции, присущие средневековым кочевым образованиям Евразии. Это ярко проявляется как в материальной, так и в духовной культуре. Сокровища устной литературы создавали и передавали из поколения в поколение талантливые люди – акыны, жырау, певцы- импровизаторы. В XVIII веке особой популярностью пользовались песни-толгау – размышления и наставления в стихах., авторами которых были известные жырау – Казтуган Суюнши улы, Доспанбет, Шалкииз, Бухар, Умбетей, Актамберды и другие. Жырау были поэтами-импровизаторами. Нередко жырау были видными политическим деятелями, советниками ханов, главами родов, военачальниками. Обычаи культуры казахов Согласно казахским обычаям, праздновались такие события, как: рождение ребенка, свадьба, избрание хана, победа над врагом, религиозные праздники. Устное творчество представлено поэтами-импровизаторами – акынами, сказителями – жырау. В XV веке жил и творил, по словам Ч. Валиханова «кочевой философ» Асан-Кайгы, В XVI веке жил и творил историк Мухаммед Хайдар Дулати, его произведение «Тарих-и-Рашиди» содержит бесценные факты из жизни Казахского ханства. Инструментальная музыка казахского народа Казахи – прямые наследники неповторимой культуры тюркской кочевой цивилизации. Жившие до начала прошлого века в условиях кочевничества, они, несмотря на коренные изменения условий жизни в современную эпоху, смогли сохранить основы своей духовной культуры. И самым прекрасным и одновременно самым сокровенным наследием этой культуры является традиционная музыка, насчитывающая тысячи образцов самого разнообразного по видам и жанрам музыкального и музыкально-поэтического творчества Кюи – богатейшая часть этого музыкального достояния; это – один из самых высоких жанров инструментальной музыки, содержание и форма которой, развиваясь, достигли совершенства. Слово «кюй» (күй) у ряда тюркских народов – этномузыкальный термин. Сущность его связана с психоэмоциональным началом и соотносится с понятиями «состояние», «настроение». Говоря в общем, кюи – это инструментальные пьесы, весьма небольшие по времени звучания (2–4 мин.), но очень глубокие по содержанию и отточенные по форме, со сложным ритмом и развитой мелодикой, которые отражают как некоторые жанровые черты, так и определенную логику музыкального мышления. Кюи исполнялись в основном на трех инструментах – домбре, кобызе и сыбызгы. Наиболее распространенной и одновременно самой развитой, достигшей профессионального уровня областью инструментальной музыки являются домбровые кюи. Домбра – двухструнный щипковый инструмент; он относится к типу древних хордофонов, которые, развиваясь, в своих самых разных видах дошли до наших дней. Духовная культура Ограничивалась вербальными (устными), дискурсивными (рассудительными) формами. Особенностью художественного наследия казахов является синкретизм (слитность, нерасчлененность). Практически единственным средством выражения народом своих настроений и чаяний, запечатлевшим «достопамятные события» народной жизни, являлся фольклор, многие произведения которого зародились в глубине веков, задолго до образования казахской народности и имеют схожесть с произведениями других народов. Распространенным жанром фольклора были сказки (волшебные, бытовые и сатирические, о животных, небылицы и анекдоты). Социальный и житейский опыт народа вмещают в себя пословицы, поговорки, приметы, поверья, загадки. Наиболее крупный вид народного творчества – эпос, складывающийся из героических и социально-бытовых произведений. Эпосы различались по своей идейной направленности. Одни из них изобличали и высмеивали пороки власть предержащих, прославляли мужество и стойкость защитников родины, отражали стремление к объединению, сплочению, другие же восхваляли правящие круги, воспевали грабительские набеги и войны, идеализировали отсталый быт. Популярны были героические эпосы («Алпамыс-батыр», «Кобланды-батыр», «Камбар-батыр», «Ер-Таргын» и др.), лиро-эпические поэмы («Козы-Корпеш и Баян-Сулу», «Кыз Жибек»). Народный быт не мыслился без обрядовой поэзии, перелагавшейся на музыку: естирту (печальное извещение о смерти или несчастье), жоктау (причитание, плач по умершему), коштасу (прощание при отъезде из аула, расставании с родным домом), жубату и кониль-айту (увещевание, утешение, соболезнование, сочувствие по поводу смерти близких), осиет (завет, с которым родители на смертном одре обращались к детям), бесик-жыры (колыбельная), жалбарыну (мольба). Исполнялись свадебные песни: сынсу (прощание невесты с родным домом, родственниками), аушадияр (наставления молодой чете), жар-жар (наставления невесте во время ее проводов), беташар (наставление невесте, вступающей в дом жениха). Поэзия использовалась шаманами-лекарями (баксы) при камлании, лечении от болезней, укусов, старейшинами и др. (бадик – заговóры, арбау – заклинания, бата – благопожелание, благословение, напутствие). Литература |