Главная страница

конкурсная работа. История. Краеведение. Общество


Скачать 264.58 Kb.
НазваниеИстория. Краеведение. Общество
Анкорконкурсная работа
Дата23.03.2022
Размер264.58 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаконкурсная работа.docx
ТипДокументы
#410144

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования села Марково»

«Люди, внёсшие вклад в развитие культуры, искусства, литературы

Чукотки: Эдуард Викторович Гунченко – марковский энциклопедист»

Секция: «История. Краеведение. Общество»

Автор: Карамзина Ольга Владимировна

ученица 7 класса

научный руководитель:

Халтаева Оксана Анатольевна

преподаватель географии

Марково

2017



12 декабря 1938 год – 07 сентября 1994 год

Доклад.

Эдуард в семье – третий по счёту сын. Всего в семье – десять детей! Пытливость унаследовал от отца, а преданность Северу – от матери.

«Я по матери записан юкагиром, отец приехал с Украины…»

В Марково столетиями живут люди разных национальностей. Из века в век кровь славян, монголоидов так перемешивалась, что образовался особый тип людей – марковчане.

Детство и юность в Марково высвечены в Эдуарде ромашковым полем. Он доверчив, добр, как все северяне…

«Раньше все очень много работали. В нашей семье особенно – десять детей, нужно было всех прокормить. Жили тем, что добывали на охоте, рыбалке, махоньком клочке земли… Жили дружно. Наше маленькое село было опутано родственными связями».

Эдуард считал, что любовь к истории в нём – от необычной привязанности в детстве: часто ходил на старинное кладбище. Древние православные кресты с вырезанными уточками, соколами, косой – перекладиной притягивали к себе. Он надоедал вопросами: что означают эти утицы, соколы, косы – перекладины? Никто не мог ответить. Только повзрослев, Эдуард распознал тайну кладбищенских символов.

«Серая утица на Руси считалась символом смерти. В старинной народной песне поётся, что серая утица потопила малых детушек своих. Ясный сокол – это сон, живая душа, символ летающей души. А что такое коса – перекладина на кресте? Это дороги в ад или рай. Вообще, в Марково образовалась самобытная религия. Тут поклоняются и Христу, веру в которого принесли казаки Семёна Дежнёва, а позже – служители церкви, и одновременно своим языческим богам…»

Эдуард пошёл в школу слишком поздно и не успел закончить в Марково десятилетку – призвали в армию. После службы старший брат переманил Эдуарда в Магадан. Он поступил лаборантом к известному археологу Николаю Дикову. Первая экспедиция в 1961 году на озеро Ушаковское на Камчатке занесена во все учебники археологии. Древние поселения стали источником для изучения путей заселения Америки через Берингию.

Гунченко Э.В. с Николаем Диковым побывал во многих экспедициях на Чукотке. В 1964 году Эдуард Гунченко переходит работать в лабораторию СВКНИИ, где собрались молодые, интересные учёные. Работа в этой лаборатории стала хорошей школой. Эдуард овладел различными методами исследования, хорошо зная тектонику, биологию, палеонтологию, геоморфологию. Ежегодные геологические экспедиции по Колыме определили ещё одно его пристрастие – собирательство редких камней.

Отсутствие диплома об образовании осложняло жизнь молодого учёного. В 1968 году Гунченко поступает в Московский университет на исторический факультет.

В 1985 году Эдуард возвращается на жительство в Марково. Сотрудничал на сейсмической станции и всё свободное время тратил на сбор материалов по истории Марково. Бессонные ночи над описанием предметов быта и старины, выплавились в создание краеведческого музея в селе.

«Мы гуляем по заснеженному посёлку, пахнет дымом… Мир искрится и поёт чистой белизной…» - мы говорим о литературных работах Гунченко. В начале семидесятых годов рассказы и повести Эдуарда печатались в газетах и журналах, даже переводились в Болгарии.

«Ты знаешь, как чукчи делали древко копья? Я пытался разгадать загадку, но в работах Тана – Богораза ничего не нашёл. Написал писателю Леонтьеву, и он ответил, что ничего об этом не знает. Я написал историку Вдовину в Ленинград, ответ: «Не знаю…» И вот, в музей передали прапрадедовское копьё из Ваег. Я отыскал там старика, и он рассказал, как чукчи делали древко. Это поразительно! Какая мудрость! Находили в районе Ваег ровненькую крохотную берёзку. Годились только ваежские берёзки. Они длинноволокнистые, в других местах растут берёзки хрупкие. Найденную берёзку помечали, и её уже никто не имел права трогать. В течение нескольких лет за берёзкой следят, её как бы выращивают: обламывают лишние сучья, веточки. Когда берёзка вырастает до нужной толщины, то её срубают с комлем и подвешивают, чтобы волокна ещё больше вытянулись. В течение 2-3 лет висит деревце, и в то время его «тренируют»: крутят, сгибают, пропитывают медвежьим жиром. Готовое древко копья проверяют. Кладут древко концами на два больших валуна, и человек прыгает на середину. Если отскакивает высоко, то древко готово. Известно, что среди чукотских воинов были прыгуны, которые запрыгивали на 5-7 метров в тыл врага с помощью такого копья. Двое держат концы, а третий прыгает. Теперь даже в цирке есть такой аттракцион…».

Вот такая история…

Имя Эдуарда Викторовича Гунченко вошло в историю и духовную жизнь Севера работами по истории, геологии, топонимике. Земля марковская подарила прекрасного человека, подвижника, историка – краеведа.

Эдуарда Викторовича сегодня с нами нет, но мы, подрастающее поколение, всегда будем его помнить и гордиться им!

Список использованных источников:

  1. Материал предоставлен из семейного архива семьи Гунченко.

  2. Международная газета «Восток России» - спецкорреспондент Евгений Рожков.


написать администратору сайта