История моего рода
Скачать 162.5 Kb.
|
МБОУ «Кош – Агачская основная общеобразовательная школа» Номинация « Родословная» Тема: «История моего рода» Подготовила: Бегенова Мадина Ерболатовна обучающаяся 9Б класса МБОУ «Кош – Агачская основная общеобразовательная школа » Руководитель: Камитова Альнази Тлеукановна учитель русского языка и литературы МБОУ «Кош – Агачская основная общеобразовательная школа» Тел: 89136939700 Кош-Агач, 2013г Содержание Введение…………………………………………………………………………….3-6 Глава I. ПРЕДРОДОСЛОВНАЯ ……………………………………………… 7 Глава II. НАЧАЛО РОДОСЛОВНОЙ……………..............................................6-7 2.1Старший жуз;…………………………………………………………………….7 2.2. Младший жуз;…………………………………………………………………..8 2.3. Средний жуз……………………………………………………………………8-9 Глава III. МОЙ РОД .......………………………………….…………………… ..10 Как Найманы – Даулеты появились в Чуйской степи……………………9 Представители моего рода……………………………………………………9 Заключение……………………………………………………………………......11 Список использованной литературы……………………………………………12 Приложение ………………………………………………………………………..13-18 -3- ВВЕДЕНИЕ «Кто не знает прошлого, у того нет настоящего, и тот не достоин будущего» (Конфуций. Китайский философ) Актуальность темы Наверное, в жизни каждого человека когда-нибудь наступает тот момент, когда он задумывается о том, кто он: чей сын (дочь), чей внук, правнук, праправнук. Хочется узнать, кем были его далёкие предки, как жили, о чём мечтали, что замечательного и трагичного случилось в их судьбе, чего боялись, чему радовались. И кем бы ни были твои предки, какой бы след они не оставили на земле, ты всё равно хочешь всё о них знать. Стремление ухватить ускользающую нить своего рода, достойно продолжить его, желание гордиться своими предками и на их примере воспитывать подрастающее поколение – вот, по сути, главные мотивы человека, составляющего свое родословное древо сегодня. На протяжении столетий семья являлась самым прочным звеном общества и наиболее эффективным средством сохранения культуры народа. Именно в семейном быту, в закрепленном обычаем порядке повседневной жизни хранится и передается из поколения в поколение не только биологическая, но и социальная наследственность. Национальные традиции, менталитет зафиксированы в межличностных отношениях в семье, в стереотипах поведения родителей, которые основаны не только на личном опыте, но и спроецированном опыте предков. Следовательно, особое значение для воспитания подрастающего поколения приобретают знания о прошлом своей семьи. Многие народы считают святой обязанностью знать свою родословную, как минимум, до пятого колена. Так в Китае перед восточным новым годом семья собирается за праздничным столом и вспоминает предков вплоть до пятого колена. Народы Горного Алтая знают свою генеалогию до седьмого колена. Бурятский народ всегда с особым почтением относился к своим предкам. По традиции каждый бурят должен знать своих предков до седьмого колена, но некоторые знают свою родословную до двадцатого. Буряты интересуются символическим значением имени. Раньше бурятские имена давались в дацане в соответствии с астрологическим календарем. От выбора имени зависела судьба человека. Сейчас эта традиция возвращается. В моей родословной нет людей, вершивших судьбу России. Но среди них были достойные, уважаемые люди. И мне важно сохранить память о них для будущих поколений. Я считаю, что эта тема актуальна всегда, потому, что люди должны знать своих родственников и предков, а в наше время современные дети многие не знают даже тех родственников, которые живут рядом. -4- Лично для меня эта работа имеет огромное значение, ведь я не просто составила родословное древо, а ещё многое узнала о том, как история нашего рода связана с историей нашей страны. Причины, которые побудили меня к изучению своей родословной: - продолжение работы, начатой отцом Бегеновым Ерболатом Беленкановичем; - желание самостоятельно создать историю своего рода, оставить после себя память грядущим поколениям; - интерес к судьбе своих родственников, желание узнать больше о жизни общества. При проведении генеалогических поисков я использовала следующие методы исследовательской работы: - знакомство с литературой по интересующей проблематике, включая научные и публицистические материалы; - изучение документов по истории своего рода в архивах, библиотеках и домашних (семейных) музеях; - опрос, интервьюирование, анкетирование родственников, знакомых, других людей, обладающих интересующей информацией; - фотографирование; - консультации и собеседования со специалистами; - анализ полученной информации, сравнение фактов, уточнение и проверка информации; - обобщение собранного материала; - составление схем, таблиц, подбор иллюстративного материала. Цели исследовательской работы: - развитие чувства собственной исторической сопричастности к своему роду; - восстановление разорванной связи времен между поколениями своего рода; - постижение глубинного смысла жизни своего рода и себя как части этого рода; - овладение методикой сбора, хранения и обработки генеалогической информации; - создание родословной и ее презентация. Основные источники по составлению родословной Устные и письменные источники по составлению родословной: степень достоверности. Классификации генеалогических источников (прямые и косвенные). Генеалогические источники ХХ столетия: похозяйственные и домовые книги, свидетельства о рождении, о заключении брака, о расторжении брака, о смерти. -5- Научная новизна. Обобщение материала периодической печати и монографий, привлечение широкого круга источников, которые позволяют описать историю казахов Чуйской степи и дать описание крупному роду саргалдаков. Хронологические рамки исследования: ХVI – ХХI века Территориальные рамки исследования: республика Казахстан, республика Алтай. Объектом моей работы является родословная. Предметом – история моей родословной. При разработке данного проекта были использованы мультимедийные технологии. Практическая значимость. Необходимо отметить, что данную работу отличает большая практическая значимость, обусловленная тем, что полученный материал может быть использован не только при написании рефератов и курсовых работ, при разработке спецкурсов и спецсеминаров, но и в дальнейшей профессиональной деятельности. В частности, он может быть востребован при разработке школьного курса «Истрия Горного Алтая» т.к история кош-агачских казахов- это неотъемлемая часть истории всего региона. -6- Глава I. ПРЕДРОДОСЛОВНАЯ Родословной, которая бы хронологически последовательно проследила все колена от Адама-пророка до наших дней, нет ни у одного народа. От Адама-пророка до пророка Нуха (Ноя) имена предков есть в Таурате (Библия). Все другие книги брали эти имена из Таурата. Родословные других наших предков большей частью основаны на всевозможных слухах и передавались из поколения в поколение подобно сказкам и устным преданиям. Авторы подобных родословных, таким образом, хотели прослыть знающими, другие – показать свою родовитость, немало среди них и таких, кто на свой лад переиначивал услышанное, и потому сочинения их ошибочны и лживы. Так, к примеру, ошибочно распространенное утверждение, что якобы мы, казахи, потомки святого Гакаша (один из апостолов в исламе). Уже первые историки, ранее других обратившиеся к истории своих народов, сверили эти легендообразные рассказы с письменными известиями народов, издревле имевших своих царей и государства, с надписями на их монетах и могильных надгробьях, а также обратились к традициям и обычаям этих народов, к их родовым знакам – тамгам, - и установили, кто, какой народ с кем был в родстве и соседстве, где и когда обитал, как назывался, какому правителю подчинялся. Благодаря их трудам стало очевидно, что многие из этих легендообразных родословных не соответствуют истине. Глава II. НАЧАЛО РОДОСЛОВНОЙ Прародителя Адама Аллах сотворил из праха и дал ему душу. Из правого ребра его была сотворена праматерь Хауа (Ева). Праматерь Хауа каждый год рожала по одному сыну и одной дочери. Первого сына женили на второй дочери, второго сына женили на первой дочери – так множилось и крепло племя человеческое, а когда оно достигло сорока тысяч, прародитель Адам почил в возрасте тысячи лет, а год спустя почила и праматерь Хауа. Один из сыновей Адама-пророка – пророк – Шис. В Таурате – Шит. Сын Шиса – Ануш. От Ануш Кинан. От Кинана Мехлаил. От него – Бард. От него – пророк Идрис. Настоящее имя его было Эхнух. От Эхнуха Матушлаг. От него Уамак. От Уамака – пророк Нух (Ной). У Ниха было три сына – Сам, Хам, Яфс. Тюркский народ пошел от Яфса. Во времена пророка Нуха сыновья человека нарушили божий закон, отвернулись от веры, и Аллах, разгневавшись, ниспослал на землю потом, и все люди на земле, все живое погибло, потонув в нем, только пророк Нух с тремя сыновьями и их женами по воле божьей сели на корабль и спаслись. Весь род человеческий, что живет поныне, потомки трех сыновей Нуха – Сама, Хама и Яфса… В книге «Тарих гумуми» все тюрки, иранцы, юнане, китайцы и европейцы – потомки Яфса. Все арабы, ассирийцы, финикийцы, каирские гаварлапы – потомки Сама. Все хабаши, суданцы, занзибарцы, все темноликие – потомки Хама. Казахское ханство достигло при Хане Касыме(1512-1521 г.г.). Впервые после монгольского завоевания были объеденены почти все казахские роды и племена. Число поданных Касыма достигало более миллиона человек. -7- При нем о казахах узнали в западных странах. Казахский народ идейно оформился как мусульманский этнос. Система образования и письменность строилась на основе арабской графики, мусульманского образования и традиционного воспитания. Кроме родовых имен, другим указателем этнического состава тюрков-кочевников, также связанных с родовым бытом, могут служить родовые тамги. т.е. родовой собственности, налагаемые преимущественно на скот, но встречающихся также на других имуществах рода и его членов и употребляемые в виде гербов, печатей, взамен подписей. Нельзя сомневаться, что родовые тамги у тюрков-скотоводов существовали в несравненно более отдаленные времена. Весьма вероятно, что родовые тамги были первоначально изображениями родовых богов или духов – покровителей и лишь впоследствии обратились в знаки родовой собственности. Казахские роды также имели свою тамгу, но уже принятую в форме геометрических фигур, как наиболее удобные для вырезывания или выжигания. 2.1 Старший жуз: канглы, дулаты (свой род ведут от Чуйских племен), жалаир, жапырашты, конрат. От этих основных родов, в данный момент существуют множество ответвленных , произошедших из этих родов другие рода. 2.2Младший жуз: алимулы (карасакал,каракесек,торт кара, шомекей. шекты, кытай), байулы (адай, жаппас. алаша, байбакты, маскар, берш, таздар, есентемир, серкеш, тана, Кызыл курт, шейхтар), жетыру ( табын, тама, кердери, керейт, жагалбайлы, тылеу, рамадан). Мой род относится к среднему жузу, и сразу хочу извиниться перед представителями других жузов, о том, что остановлюсь более подробнее в описании родов именно среднего жуза. «Каждый из нас обязан знать корни, обычаи, традиции и язык своего народа». 2.3Средний жуз (см. приложение №1) В 20-х годах тринадцатого века на древней киргизкой земле, т.е., Сары –Арке, в восточной и южной части ее кочевали роды – аргын, найман, керей. В настоящее время казахи среднего жуза населяют государства: Казахстан - проживают в Семиреченской, Семипалатинской, Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Сырдарьинской и Тургайской области Китайской Народной Республике – Уйгуро-синцзянском национальном округе – более 1 млн. человек; Монгольской Народной Республике - Баянульгийском, Ховдинском аймаках – 450 тыс. человек; Российской Федерации – Алтайский Край, Кемеровская, Омская, Томская, Оренбургская области и в Республике Алтай – 750 тыс.человек; НАЙМАНЫ О происхождении наименования «Найман» также имеется несколько версий. «Найман» в переводе с монгольского «восемь». т.е. «восемь родов», считает профессор Березин Аристов утверждает, что Найман- один из притоков р. Катон, по названию которого и был назван народ, обитавший на его берегах. -8- В древности найманы были многочисленным племенем. в правлении Чингисхана они составляли два ханства, которыми правили братья- Тан и Бойрик. Найман Среднего жуза, по древним сведениям казахов, - потомки Софы-мирзы. От него – Окиреш. у Окиреша было три сына – Домбаул, Сугирши, Саржомарт. Потомки Добаула ставили тамгу (тавро) на лощадей с другой стороны (бока , потому и прозвали их – терстамбалы. Сын Сугирши-Китай, от него Толегатай, от толегатая- Каракерей. Матай, Садыр. Торгул. от Каракерея –Байторе, от Байторе-Байс, Акнайман, Ерторе.Байсиык. карамулла. Мамбеткул. Сыбанкул, Ахмедкул, Сары, Болатшы, Байкаган. Ерджигит. Байджигит. У Саржомарта от старшей жены – Каратай, от младшей жены – Бидалы, Жансары, Баржаксы. Шайгоз. Были также приемные сыновья – Бура, Балты и Баганалы, Кокжарлы. Говорят, что толенгиты – рабы прародителя аргынов в Среднем жузе – Даирходжи. Судя по словам Абулгази, под словом толенгит подразумевают ойрат-калмаков, а также ханских толенгитов. Толенгиты малочисленный род проживают в Акмолинской и в Кызыл-Ординских областях. Кызыл – Ординские толенгиты, именно они бывшие нукеры ханов, выходцы из Алтайских теленгитов. Шакарим Кудайберды-улы, аргыны Среднего жуза потомки ойратов из алтайских гор. Потомок Аргына - Даирходжа (Акжол). От старшей жены-Караходжа. От младшей-Суюндык. От Суюндыка - Саржетим и Шакшак. От Караходжи- Мейрам. От младшей жены- Момын-Карасофы,Кенжесофы, Баесентийн. Глава III. МОЙ РОД Я, Бегенова Мадина, дочь Ерболата Беленкановича , из племени Найман, подплемени Каратай, рода Даулет – подрода Кебенек – поколения Кыйсык.(см.приложение №2) 3.1. Как Найманы – Даулеты появились в Чуйской степи Мой род знаменит тем, что в составе тех людей которые, одним из первых проложили дорогу на Чуйскую землю. Это было так: где-то в 1860 годах, при большом джуте в Северном Казахстане, когда пало много скота и умирали из-за болезни люди. Глава одного, из рода Даулет, подрода кебенек, (прапрадедушка по материнской линии- рассказала моя бабушка Исанова Нургамила Байгурмановна), родом из местности Кок Терек, Устькаменогорского уезда, что есть богатые пустынные земли в Чуйской степи, где пролегает торговый караванный, известный многим народам, «Шелковый путь» где нет джута, и не гибнут люди, а есть хорошие свободные пастбища и свободные степи. 3.2.Представители моего рода По рассказам прапрабабушки Кима, из рода Даулет был очень умный очень талантливый, в то время молодой по имени Абдикерим с этим человеком считались все на окрайне восточного казахстана, его дочь выдали замуж в чуйскую долину за Аксултана Бухабаева, которые проживали в урочище каратал. Абдикерим был Бием, он построил школу на сто мест в Чындыгатае, мой прапрадедушка со своим братом, носили фамилию Мурзагулов. -9- После смерти моего пропродедушки Мукаша, прапрабабушка Кима вышла замуж за Бегенова Сулеймана, после чего мой дедушка Боленхан, и его брат Бейсенхан носили фамилию Бегенова. От Сулеймана родился сын Кобланды. Мой дедушка Боленхан вырастил и воспитал четверых сыновей: Тартып, Валера, Жанболат, Ерболат, трех дочерей Зыпия, Азина, Асемгуль. Из рода Даулет были знаменитые люди - это Зиянуров Тусбек, был первым секретарем райком комсомола, Тинибаев Киноят был вторым секретарем райкома партий. Зиянуров Еркин - специалист высшего класса, хирургом ЦРБ, Зиянуров Аскар был депутатом Эл-Курултай Республики Алтай. Актанов Мады был начальником Ветстанции, а также Мурзагулов Аскер был председателем колхоза имени Чапаева, заслуженный зоотехник РФ данное время на заслуженном отдыхе и многие – многие другие. -10- Заключение Работая над этим проектом, я выполнила все поставленные задачи: составила генеалогическое древо, изучила историю моего рода. Данная работа может иметь продолжение. Я хотела бы продолжить исследование одной из ветвей моего генеалогического древа, написать продолжение историю моего рода. Я уверена, что каждый человек должен знать и чтить своих предков. Много еще сменится поколений, пройдут века, и наши потомки будут интересоваться своим происхождением: откуда их корни, кто их предки, какие это были люди. Некоторые факты теряются, забываются, но не забывается сама история. Надо возрождать свое прошлое, чтобы из уст в уста, из поколения в поколение передавались истории нашего рождения, нашего подъема. Так надо спешить узнать свою родословную, надо застать тех бабушек, которые с удовольствием поведают нам истории своих родных. Нам достался великий жизненный опыт, великие традиции, наша задача не растерять их, а дополнить своими, дать возможность нашим потомкам гордиться нами. К такому выводу невольно приходишь, рассматривая свои семейные альбомы. -11- Список используемых источников Арнольдов А.И. Введение в культуру.- Москва: Народная Академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993. Жайдаров О. Тенгрианство: мифы и легенды древних тюрков. Алматы: Рауан, 2004. История Казахстана с древнейших времён до наших дней. Том 1./ Под ред. К.А.Акишева, К.М.Байпакова. Алматы: Атамура, 1997. Кишибеков Д. Кочевое общество. – Алма-Ата: Атамура, 1984. Масанов А. Кочевая цивилизация казахов. – Москва: Эксмо-Пресс, 1995. Мартышин В.С. Твоя родословная: Учебное пособие по изучению истории семьи и составлению родословной. – М.: «Школьная Пресса», 2000 Шаханова Н. Мир традиционной культуры казахов (этнографические очерки). – А лматы: Мектеп, 1998. 8.Семейный архив, записи Тюлюш Канчыыр-оола, Халаа-Сурун Чанзатпаа -12- Приложение №1 Приложение№2 Моя родословная: Амир (2011 г.р)
|