Главная страница
Навигация по странице:

  • 22 августа 1980 года – Релакс хиппи и потерянное будущее

  • Рождение DOS-империи Microsoft. Первая хитрость Билла Гейтса

  • Контракт Microsoft и IBM. Большие деньги, большие возможности

  • пп. История персонального компьютера. История персонального компьютера история создания первого персонального компьютера


    Скачать 1.54 Mb.
    НазваниеИстория персонального компьютера история создания первого персонального компьютера
    Дата13.11.2022
    Размер1.54 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория персонального компьютера.docx
    ТипДокументы
    #785119
    страница2 из 3
    1   2   3

    Поиски операционной системы. Неочевидный выбор по-калифорнийски
    Совет директоров IBM остался доволен успехами команды Лоу и тот получил добро на продолжение работы над IBM PC. Для удобства взаимодействия горстки энтузиастов с неповоротливой бюрократической империей IBM было создано специальное подразделение - Independent Business Unit (буквально независимый бизнес-филиал). Такая ячейка освобождалось от утомительного надзора руководства и лишней бюрократии, а совет директоров выступал скорее в качестве венчурных инвесторов. Знаменитый журнал Fortune охарактеризовал IBU как «попытку начать свою компанию, не покидая IBM». Филиал Лоу получил кодовое название Project Chess, а будущий компьютер на время работы стал обозначаться как проект Acorn. Как и прежде, единственным ограничением оказывалось время – на воплощение будущего IBM PC отвели всего год.

    Джек Самс, уже не раз приятно удивленный сотрудничеством с Microsoft и лично Биллом Гейтсом, назначил с последним встречу в тот же день, когда по распоряжению совета директоров появился проект Acorn – 21 августа 1980 года. С готовностью подписать очередное соглашение о неразглашении, Гейтс без лишней неожиданности для себя узнал, что IBM собирается выпустить собственный компьютер. Машина, которой должно быть по плечу практически всё, по задумке Самса должна была использовать либо записанную на ROM-чип BASIC-систему как работал любой из трех домашних компьютеров первого поколения - Apple II, TRS-80 или PET -, либо опираться на дисковую операционную систему CP/M, фактического монополиста в сфере комплексного ПО для бизнес-сегмента в 1980 году.

    Как разработчик BASIC, Microsoft предоставляла многим компаниям вариации системы в том числе и на других языках – том же Fortran и т.д. - поэтому использование BASIC казалось Джеку Самсу очевидным выбором. Тот же ранее упомянутый Роберт Кринджли, как и другие историки с критиками эпохи IBM PC, объясняют желание воспользоваться сторонними разработками частью общего подхода в стиле «тяп-ляп», хотя на самом деле в индустрии конца 70-х-начала 80-х такой формат сотрудничества встречался повсеместно. И Apple, и Commodore и Radio Shack заказывали свои BASIC-микропрограммы у Microsoft, не испытывая никаких угрызений совести.

    Однако, совсем скоро в поле зрения Самса попал другой любопытный проект. Накануне весной Microsoft представила интересную плату расширения Z80 SoftCard для Apple II.

    Microsoft SoftCard
    Это был микропроцессор Zilog Z-80, распаянный на отдельной плате и предназначенный для подключения в один из слотов расширения. Подключая такое решение, пользователь получал возможность выбирать, какому процессору доверить обработку операций – стандартному 6502 или новому Z80. Возможность такой манипуляции появлялась благодаря исключительно сложной структуре платы, которая позволяла Z80 использовать периферию и память Apple II. Авторство интересного изобретения принадлежало небольшой фирме Seattle Computer Products, партнером которой и выступила Microsoft.

    Из-за того, что CP/M работала только на процессорах Zilog Z80 (и оригинальном Intel 8080), пользователи Apple II были отрезаны от бизнес-сегмента, а появление платы SoftCard позволяло без лишних затрат исправить такой недостаток. Теперь недорогой компьютер Apple мог использоваться на полную, включая не только продвинутые графические возможности, но и популярные рабочие программы, быстро превратившись в самую востребованную машину на рынке американского бизнеса. Невероятный успех SoftCard, уступая только знаменитому VisiCalc, превратил связку Apple II+SoftCard в самую популярную конфигурацию для работы с CP/M.

    На волне подобного сотрудничества Самс даже подумал, что CP/M принадлежит Microsoft, но оказался неправ – разработчиком и владельцем этой интеллектуальной собственности была компания Digital Research, а Гейтс с командой просто пользовались лицензией.

    Многие ОЕМ-производители работали с Microsoft по внедрению BASIC и необходимых микропрограмм, тогда как по всем запросам касательно операционной системы Гейтс любезно адресовал клиентов компании Килдалла. Исключением становились лишь клиенты, которые хотели получить кастомный вариант операционной системы для собственных нужд, но с учетом сложности работы и множества юридических нюансов, таких клиентов сразу же старались переубедить.

    Долгие годы две компании работали бок обок, придерживаясь неписанного правила – Microsoft держится в стороне от операционных систем, в Digital не лезет в сферу языков программирования и всем, что связано с их внедрением.

    Полюбовное сотрудничество продолжалось вплоть до 1979 года, когда Digital Research получила контракт на создание собственного BASIC для нужд одного из партнеров – Гейтс отнесся к подобному не иначе как к предательству, и отношения двух руководителей с того момента начали портиться.

    Но бизнес есть бизнес, и Гейтс несмотря на разногласия пригласил Килдалла на встречу с представителями IBM. Холодный прагматизм Гейтса совсем не походил на открытый скепсис Самса, который считал, что в Microsoft слишком хорошо понимают потребности и нужды IBM, что в индустрии случается невероятно редко.

    Только выбора у Самса не было. CP/M работала только на процессорах Z80, а в планах IBM было не просто получение лицензии от Килдалла, но и портирование всей системы на новейшую архитектуру 8088 в очень сжатые сроки. Договориться о подобном было бы чудом… но потом случилось нечто странное.
    22 августа 1980 года – Релакс хиппи и потерянное будущее
    В роковой день той самой встречи произошла череда странных событий, которые и по сей день остаются белым пятном в истории появления IBM PC. Рассказы Самса и Килдалла об этом дне сильно различались, но ни одна из версий так и не нашла подтверждения – остается только гадать, что же произошло на самом деле.

    По словам Самса, он и вся команда проекта, включая Гейтса и юристов IBM, прибыла в штаб-квартиру Digital Research в назначенное время, но, к своему удивлению, не обнаружила на месте Килдалла – он якобы решил отменить встречу, и отправился полетать на личном самолете над Калифорнией. Мол, погода стояла просто восхитительная, в встреча – да ну её.

    Самса подобный поворот событий пусть и смутил, но ненадолго – он передал Дороти пакет документов о неразглашении и других бумаг на подписание. В конце концов, это была стандартная процедура, а дело нужно было делать.

    Однако в отличие от Гейтса, Дороти договор с IBM не понравился. Ничего удивительного в этом не было – по условиям соглашения IBM получала все права и возможности, могла использовать любую коммерческую тайну и была защищена от любых разбирательств и претензий. Партнер компании же, в свою очередь, не мог практически ничего, и любой спорный момент решался только в суде. Тем не менее, бумаги всё же были подписаны – после консультации с адвокатом.

    Килдалл в свою очередь описывал события того дня совсем иначе. По его словам, он действительно находился в самолете во время прибытия делегации IBM, но летел он не прохлаждаться, а из деловой поездки, и самолет был не личный, а самый обыкновенный. При этом он высоко ценил компетенцию жены и полностью доверял ей ведение дел в компании – она занималась документами и бухгалтерией, тогда как сам Килдалл работал непосредственно с кодом и продуктами. Но самым интересным было заявление Килдалла о том, будто незадолго после полудня он уже вернулся в офис, где и «настойчиво убедил» жену подписать бумаги.

    По его же словам сразу после этого дела пошли в гору, новоиспеченные партнеры пожали руки, а потом даже летели одним рейсом во Флориду, по пути размышляя о планах на будущее. Но такая версия озвучивалась только Килдаллом – Самс в свою очередь заявил, что после встречи отправился в Сиэттл, чтобы обсудить всё с Гейтсом, во Флориду полетели два других сотрудника, а Килдалла с ними на рейсе не было вообще.

    Подобные расхождения в описании тех событий присутствовали и в рассказах других участников – причем история со стороны Самса находит куда больше поддержки. Её подтверждали и коллеги Самса по IBM, и даже адвокат Килдаллов, который сказал, что глава Digital Research вообще не появился на встрече в тот день, из-за чего стороны так и не пришли к соглашению.

    К чему же нас подводит эта Санта-Барбара? Подходы к ведению дел у Гейтса и Килдалла серьезно различались – вплоть до того, что в прессе их образы часто ставили напротив друг друга. Один был увлеченным бизнесменом-оппортунистом с восточного побережья, а другой – калифорнийским хиппи, который плевать хотел на большой бизнес и все его правила. Там, где Гейтс понимал риски и показывал всем свой серьезный подход и деловую хватку, получая контракты и завоевывая доверие, Килдалл не видел смысла в формальностях и просто пользовался положением незаменимого CP/M разработчика. Digital Research были на гребне волны, многие компании обращались к ним за услугами и поддержкой, но Гэри Килдалл предпочитал жить налегке, чем и породил о себе массу стереотипов в прессе. А ведь в сухом остатке он был отличным программистом, одним из лучших в Кремниевой долине.

    Но для Джека Самса, бывалого корпората IBM, сотрудничество с человеком, не признающим авторитетов и не понимающим важности деловых переговоров, виделось не более чем абсурдной идеей. Партнерство с IBM на стороне программных оболочек прекрасно реализовывал Гейтс со своей командой, и подписание нового контракта с неизвестной Самсу компанией выглядело сомнительной идеей. Несмотря на то, что Digital Research не отказывались портировать CP/M на архитектуру 8088, достичь соглашения не получалось. Крутой нрав Килдалла и отчаянное положение Самса привели к тому, что будущее IBM PC в какой-то момент повисло в воздухе…

    А потом Гейтс предложил Самсу QDOS.
    Рождение DOS-империи Microsoft. Первая хитрость Билла Гейтса
    Знаменитая байка о том, что Билл Гейтс украл абсолютно всё, включая Windows, корнями уходит в историю происхождения MS-DOS.

    Еще в ноябре 1979 года давний партнер Microsoft, компания Seattle Computer Products, выпустила на рынок весьма интересный продукт – это была полнофункциональная плата с процессором Intel 8086, предназначенная для сборщиков высокого класса и энтузиастов компьютерных технологий.

    В отличие от более доступного 8088, который IBM выбирала для будущей системы, 8086 был полностью 16-битным микропроцессором, и не имел обратной совместимости с 8-битными программами и средами.
    Однако решение выбрать 8088 было продиктовано не только финансовыми соображениями. 8086 на момент выхода был невероятно дорогим и мощным микропроцессором, и руководство IBM опасалось предлагать обычным клиентам машину на его основе, - впечатлившись возможностями микропроцессора Intel, они могли отказаться от покупки или аренды более дорогих машин из кластера самой IBM. 8088 виделся прекрасным вариантом для компьютера среднего класса, но при этом операционной системы в арсенале будущего IBM PC всё еще не было. Передовые платы SCP оказывались бесполезными без функциональности CP/M, но Digital Research, несмотря на постоянные заверения, продолжала срывать сроки и злить Джека Самса, который уже спал и видел, как проект IBM PC отправляется в мусорную корзину. В конце концов раздосадованный постоянными рассказами о релаксирующем Килдалле программист SCP Тим Патерсон решил написать собственную операционную систему для семейства 8088/8086 – и назвал её QDOS (Quick-and-Dirty-Operation-System – буквально «Операционная система Тяп-Ляп». Идеально для общего видения IBM PC, не находите?)

    И такое название система получила не случайно – Патерсон не просто решил написать систему, а провел самый настоящий реверс-инжиниринг CP/M. Килдалл был так возмущен подобным подходом, что прямо обвинил SCP в незаконном присвоении исходного кода системы, им не принадлежащей. К сожалению, для главы Digital Research, подкрепить такое громкое заявление было нечем – у Патерсона просто не могло быть доступа к исходным файлам системы, но они ему и не понадобились. Воспользовавшись сервисным мануалом CP/M, он скопировал все вызовы системных API друг за другом, по сути, создав точную функциональную копию чужого продукта. Причем с юридической точки зрения Патерсон не нарушил никаких законов, так как не копировал методы Килдалла, а реализовал те же функции по-своему. Судебные разбирательства на этот счет пришли к выводу, что QDOS не нарушает прав на интеллектуальную собственность, так как на общие API авторское право не распространяется (защищены лишь конкретные его вариации).

    Патерсон не просто создал клон CP/M, но и доработал методы работы с файлами и дисковым пространством, а также позаботился о том, чтобы миграция с CP/M на QDOS была простейшей задачей для любого штатного программиста. Выражаясь более современными категориями, QDOS был по отношению к CP/M таким же продуктом, как Linux по отношению к Unix – причем последнего никто в незаконной природе не обвинял. Однако история маленькой системы интересна не только созданием, но и дальнейшими событиями.

    Перед Биллом Гейтсом стояла сложнейшая задача – время таяло на глазах, а Джек Самс становился всё мрачнее с каждым днем. Однажды Патерсон в разговоре с Гейтсом упомянул о QDOS на случай, если Microsoft всё же потребуется помощь с системой. Гейтс тут же позвонил Самсу и спросил: «Ты договоришься, или мне заняться?». Ответ Самса в том самом разговоре станет роковой ошибкой для IBM. «Заполучи это любой ценой», - ответил Самс и положил трубку.

    Для Самса, человека очень далекого от компьютерного программирования, не было никаких оснований в том, чтобы не переложить очередную системную задачу на плечи Microsoft – в конце концов, все минувшие годы сотрудничество двух компаний было безоблачным и невероятно плодотворным. «Мы хотели, чтобы это было их проблемой», - цинично комментировал Самс своё решение. Он не мог и предположить, что такая «проблема» для Microsoft уже через несколько лет станет камнем преткновения для самой IBM.
    Контракт Microsoft и IBM. Большие деньги, большие возможности
    30 сентября 1980 года Гейтс, Стив Балмер и Боб О’Рир – седьмой сотрудник Microsoft – отправились во Флориду, чтобы озвучить своё предложение руководству IBM. Для Самса, который старался отгородиться от любых программных проблем, такой расклад виделся идеальным – Microsoft предоставляла IBM не только операционную систему, но и поддержку 4 языков программирования (BASIC, COBÓL, Fortrán и Pascal), а также целый ряд полезного программного обеспечения (включая легендарную Microsoft Adventure).

    Билл Гейтс ставил лишь одно условие: Microsoft не станет продавать свои программы и систему, а предоставит IBM лицензию по фиксированной цене с дополнением в виде выплаты роялти из расчета за каждую проданную копию ПО. В IBM посчитали, что такая схема будет выгодна обеим компаниям, и позволит Microsoft сохранить некоторую степень свободы от бюрократического болота проекта IBM PC, поэтому предложение Гейтса было принято. Так 24-летний бизнесмен с внешностью старшеклассника, прыщавым лицом и писклявым голосом получил в свои руки, пожалуй, самый важный бизнес-проект IBM за всю историю компании. Впервые за всё время насквозь консервативный совет директоров изменил своим принципам – и с годами наверняка пожалел об этом. Но даже в тот момент накал страстей был немалый – все понимали, что, если Microsoft не справится, проект IBM PC сразу же будет свернут.

    Контракт между Microsoft и IBM был официально заключен 6 ноября 1980 года, и по его условиям компания Билла Гейтса получала аванс в сумме $700 тысяч для начала работы над портированием программной инфраструктуры на архитектуру будущего IBM PC. По иронии судьбы сразу же после подписания договора куратор Джек Самс и руководитель Project Chess Билл Лоу были переведены в другие подразделения IBM – бюрократическая машина не делала исключений для выдающихся сотрудников. Новым руководителем был назначен Дон Эстридж.

    Пока специалисты Microsoft трудились над программной частью, другая команда занималась подбором компонентов машины. Уже в ноябре в штаб-квартиру IBM поступило два прототипа будущего компьютера. Чтобы представить уровень секретности проекта, достаточно знать, что прототипы стояли в хранилищах без окон за сейфовыми дверьми, замки к которым предоставляла исключительно сама IBM. Работа над Project Chess в конце 1980 года напоминала классические бизнес-процессы наших дней, когда география не имеет особого значения, а на первом месте – решение поставленных задач и достижение общих целей. Представители компаний поддерживали постоянную связь по телефону и специально разработанной внутренней системе электронной почты, а все конфиденциальные отправления и посылки перевозились срочными рейсами в ночное время. В офисы тоже часто наведывались внезапно, без каких-либо предупреждений (что особо бесило сотрудников Microsoft – но IBM таким образом тщательно следила, чтобы секретность проекта не подвергалось даже самому малейшему сомнению).

    Тем не менее, в переговорах всплыли самые разные сложности, и работа по графику была уже невозможна – по словам Гейтса, когда все нюансы были улажены, «мы опаздывали на 3 месяца». Чтобы нагнать отставание, в Microsoft перешли на семидневную рабочую неделю, забыв обо всем ради заветного проекта. Многие сотрудники даже Рождество отмечали не в семейном кругу, а в своем потном офисе.

    Первым серьезным испытанием стала реализация работы новой машины в двух режимах – на элементарном BASIC и с операционной системой на жестком диске. И если первое было по плечу Microsoft, то второе в большинстве своем зависело от успешного партнерства с Seattle Computer Products, которая в лице Тима Патерсона всё это время продолжала плодотворную работу над QDOS, превращая «систему тяп-ляп» в полноценный коммерческий продукт. 1980 год уже подходил к концу, когда в фирме наконец закончили прототип системы с рабочим названием 86-DOS.

    Ни Патерсон, ни его коллеги не могли и предположить, какие грандиозные планы были у Билла Гейтса на эту маленькую систему.
    1   2   3


    написать администратору сайта