|
П.З. Татаренко Л.В.. История психологии
Практическое задание по теме: История психологии
Выполнила: Татаренко Л.В. 1. Проанализируйте материалы занятия. Создайте таблицу и перечислите основные этапы развития психологии в ее разделах. Охарактеризуйте в таблице кратко каждый этап.
Название и время
|
Предмет психологии, его содержание
|
Методы исследования психики
|
Основные достижения
| I этап. Донаучный, до VII—VI вв. до н.э.
| Душа — без раскрытия ее конкретного содержания и функций
| Нет
| Общее представление об охранительной и активной роли души
|
II этап. Философский VII—VI вв. до н.э.— конец XVIII - начало XIX в.
| Античная психология
| Душа — источник активности тела, обладает функциями познания и регуляции поведения
| Специальных методов нет, используются методы других наук — философии, медицины, математики при исследовании содержания и функций души
| Определение основных проблем психологии, связанных с исследованием познания, активности души, способов регуляции поведения и пределов свободы человека
| Психология Средневековья
| Душа, исследование ее видов, активности тела и особенностей познания, прежде всего чувственного познания мира
| Появление собственно психологического метода — интроспекции
| Развитие психофизических исследований и первых работ по психологии масс
|
Психология Возрождения и Нового времени
| Сознание — его содержание и пути его формирования
| Интроспекция и частично логика — методы индукции, дедукции, анализа и т.д.
| Развитие рационалис-тического и сенсуа-листического (эмпирического) подхода к психике, появление первых теорий эмоций и теории рефлекса, а также первой попытки ввести в предмет психологии бессознательное
|
III этап. Ассоцианистическая психология, конец XVIII - начало XIX в. — середина XIX в.
| Сознание, состоящее из ощущений, представлений и чувств. Таким образом, предмет психологии прежде всего — познавательные процессы, а также (в конце этого периода) и поведение
| Интроспекция, логика, начало использования методов естественных наук, в частности метода проб и ошибок (при формировании поведения)
| Появление первой психологической школы, новых подходов к предмету и методам психологии, концепции об адаптационной функции психики, развитие теории рефлекса, естественно-научного подхода к изучению психики, дальнейшее развитие концепций бессознательного
|
IV этап. Экспериментальная психология, середина XIX — начало XX в.
|
Элементы психики, отождествляемой главным образом с сознанием, их связи и законы
| Экспериментальный метод, а также интроспекция и анализ результатов творческой деятельности как человека,
так и народа в целом, появление первых тестов
| Появление экспериментальной психологии, первых теорий психологии народов
новых данных о
психических процессах (прежде всего памяти). Появление новых подходов к психологии, первых симптомов методологического кризиса
|
V этап. Методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы 10-30-е гг. XX в.
| Появление нескольких предметов психологии. Вначале — элементы психики (структурализм), функции психики, поток сознания (функционализм). Затем — глубинные структуры психики (глубинная психология), поведение (бихевиоризм), структуры психики(гештальтпсихология), высшие психические функции и деятельность (советская психология)
| Появление новых методов, важнейшие из которых —психоанализ и проективные методы (глубинная психология), экспериментальное изучение процесса изучения, формирование связи между стимулом и реакцией (бихевиоризм), экспериментальное исследование познавательных процессов и потребностей (гештальтпсихология), инструментальный метод (советская психология)
| Появление первых концепций личности, теории сознания, в том числе и измененного сознания, теорий изучения и развивающего обучения, творческого мышления. Появление первых экспериментальных исследований личности, введение культуры и социального окружения как новых парадигм в ее исследование. Развитие отраслей психологии
|
VI этап. Дальнейшее развитие психологических школ (40-60-е гг.)
| Появление новых направлений, для которых предмет психологии связывается с внутренней сущностью личности (гуманистическая, экзистенциальная психология), познавательными процессами, развитием интеллекта и этапов переработки информации (генетическая и когнитивная психология)
| Появление опросников, новых экспериментальных методов изучения интеллекта, в том числе и искусственного интеллекта
| Дальнейшее развитие теоретических концепций в русле основных проблем психологии, развитие и совершенствование психотерапевтических технологий
|
VII этап. Современная психология (60-е гг. конец XX в.)
| Развитие предмета психологии в рамках от- дельных психологических школ
| Совершенствование методов экспериментального исследования психики, появление разнообразных диагностических методик
| Появление тенденции к объединению, синтезу наиболее значительных достижений отдельных школ
|
2. Люди еще в глубокой древности интересовались той стороной жизни, которая ныне известна как жизнь психическая. В частности, в первобытном обществе было представление о наличии души не только у человека, но и у животных, растений, предметов, причем эта душа представлялась существующей независимо от «тела» (анимизм, анимистические взгляды на психику: душа и тело существуют параллельно и независимо друг от друга). Почему тогда были возможны эти взгляды, на каких наблюдениях они основывались? Почему они до сих пор живы в виде обязательных элементов некоторых современных религиозных верований?
ОТВЕТ: Возникновение таких взглядов на природу психики было тесно связано с хозяйственной деятельностью первобытного человека - собирательством и охотой. Животные и растения, дававшие людям возможность существовать, становились объектом поклонения. В настоящее время анимистические верования входят составной и весьма существенной частью во все религии мира. Вера в духов, нечистую силу, бессмертную душу - все это модификации анимистических представлений первобытной эпохи. То же самое можно сказать и о других ранних формах религиозных верований. В современных религиях анимизм представлен немного в другом виде, а именно в виде монотеизма – веры в одного Бога – сверхъестественной сущности, создавшей всё и влияющей на всё в целом. 3. Кто автор идеалистической трактовки сознания? Как вы считаете, связана ли эта трактовка с рождением интроспекции как метода психологии? Имеются ли в современной психологии проявления интроспективного метода в изучении психических явлений? (Если наблюдаются, то приведите пример, а если нет, то как и чем подтвердите его полное отсутствие как метода необъективного?)
ОТВЕТ: Идеалистическая трактовка сознания (Плотин, Августин, III V вв н.э.) и ее связь с рождением интроспекции как метода психологии. Постоянно наблюдаемые противоречия в результатах интроспекции к 20-м годам 20 в. привели к пониманию того, что ошибки интроспекции являются следствием ее природы как обладающего определенной длительностью процесса наблюдений и выводов, подверженного соответствующим погрешностям. К 40-м годам, как концепция дуализма, так и термин «интроспекция» в основном вышли из употребления в научной психологии, где возобладал бихевиоризм, отрицавший значение сознания.
В действительности же отход современной экспериментальной психологии от дуализма привел к отказу лишь от термина «интроспекция», а не от самого метода. Последний в своем современном виде (не классическая интроспекция) используется, без соответствующего наименования, в:
1) феноменологических описаниях при исследовании перцепции, по преимуществу европейскими последователями гештальтпсихологии, феноменологической и экзистенциональной психологии;
2) в психофизике, при определении связей между психическими явлениями, обычно сенсорной природы, и стимулами, особенно при определении сенсорных порогов и построении шкал;
3) при самоотчетах пациентов в психиатрии и психоанализе, иногда при ассоциативных тестах (свободные ассоциации). 4. К XX в. развитие психологических знаний прошло путь от анимистических представлений древних до понятия о психике как субъективном образе объективного мира. Покажите, какие факты, добытые наукой в разные периоды, привели, в конечном счете, к выводу о психике как субъективном образе объективного мира (перечислите основные вехи на этом пути).
ОТВЕТ: Анимизм, тотемизм; Гиппократ: учение о темпераментах; Алкмеон: мозг – орган души; Анаксагор: «ум» как начало вещей; софисты: учителя мудрости; Сократ: познай самого себя; Платон: душа и царство идей; Аристотель: душа – способ организации тела; психологические воззрения в эпоху эллинизма; стоики; эпикурейцы; Гален; Плотин: понятие о рефлексии; Августин: понятие о внутреннем опыте; Рене Декарт: рефлексы и «страсти души»; Бенедикт Спиноза: Бог – Природа; Лейбниц: проблема бессознательного; Томас Гоббс: ассоциация идей; Джон Локк: два вида опыта; Гартли: основоположник ассоцианизма; Беркли: вещь как комплекс; Сеченов, Павлов — рефлексы как основа психологии поведения |
|
|