Исследовательская работа Тема_ История развития чувашского нацио. История развития чувашского национального костюма
Скачать 163 Kb.
|
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Мариинско-Посадский технологический техникум» Министерства образования и молодёжной политики Чувашской Республики Исследовательская работа Тема: История развития чувашского национального костюма Студентка группы №43 по профессии Портной Иванова Ксения г. Мариинский посад 2015 Содержание работы Введение Чувашский костюм в современной жизни Символика чувашского костюма Заключение Приложение Список литературы Введение Обоснование выбора темы: 2014 год был объявлен годом культуры. Одним из элементов культуры является народная одежда, которая представляет собой богатейший исторический источник и является своеобразной книгой, научившись читать которую можно много узнать об истории своего народа. Исследование одежды народов приобщает подрастающее поколение к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к эстетическим и нравственным ценностям своего народа. Чтобы по-настоящему любить нашу прекрасную родину, надо хорошо знать её историю и культуру. Мы живем в Чувашской Республике, поэтому нам стало интересно, используются ли элементы национального костюма в современной одежде? Где встречается национальный костюм в настоящие дни? Как модельеры используют народные мотивы в своей работе? Традиционная национальная одежда разнообразна. Это важная часть культуры народа, которую надо знать, любить, уважать и сохранять. Цель исследования: Постичь искусство чувашского народа, его мудрость, характер, уклад жизни, многовековую историю посредством глубокого исследования чувашского национального костюма, прослеживая историю его развития от древности до современности. Задачи исследования: 1) исследовать историю развития чувашского национального костюма; 2) проанализировать смысловое содержание элементов чувашской вышивки, как основного вида украшения чувашского костюма; 3) рассмотреть связь старинного чувашского костюма с современной молодежной модой. Чувашский костюм в современной жизни Уходило и терялось многое. Но чувашский костюм продолжает жить, несмотря на все трудности, перипетии судьбы. В третьем тысячелетии самой большой проблемой является разрыв связи поколений, воспитание вне культурно-исторических традиций. Это отразилось и в чувашском костюме. Сейчас женщины уже не умеют ткать холсты, выкраивать и шить традиционную одежду, и тем более, утрачиваются традиции вышивания одежды, на освоение которых уходило несколько лет. Но силы традиции была велика, и в жизни народа оставались традиционными праздники, на которых полагалось быть в национальных одеждах. Тогда чувашские девушки стали возрождать технику шитья национального костюма, но мастерицы столкнулись с проблемой - они не умели вышивать узоры своих прабабушек из-за потери связи поколений. Но чувашский костюм нуждался в вышивке, и в связи с этим мастерицы копировали элементы вышивки других народов. Наибольшей популярностью пользовались элементы русской вышивки в виде цветного орнамента, так как его легче исполнить. Изучив литературу и узнав тонкости костюма, мы обнаружили такие сходства: В древности у всех этнографических групп чувашей были вышиты из белой ткани кĕпе. Они обязательно носились с поясом. Рубахи по фасону принадлежали к древнему виду – туникообразному покрою. Чуваши пояс завязывали ниже талии, на бедрах. В наше время модно носить платья туникообразного покроя разных цветов и завязывать пояс. В платье рубашечного покроя из натуральных материалов современная девушка везде выглядит супер актуально: в театре, в офисе, на отдыхе. Как и прежде, удобно носить льняные платья-рубашки. В XX веке у всех групп чувашей на платьях появились оборки. Сегодня невозможно представить нашу жизнь без платьев и юбок, отделенных кружевами. Также девушки любят носить вязаные шапочки, по форме напоминающие девичий головной убор - тухья. Сурпан, покрывало в форме полотенца, являлся основной и постоянной частью головного убора замужней женщины. Такой сурпан в наше время напоминает длинный шарф (палантины). Старинный костюм не обходился без украшений. В комплекс украшений, выполненных в технике шитья бисером и серебряными монетами, а также из драгоценных материалов и камней, входят головные уборы, нагрудные и шейные наряды, браслеты, кольца и т.д. В наше время актуальны изысканные аксессуары в современной моде. Таким образом, в современную молодежную моду входят предметы одежды, которые выражают связь сегодняшнего дня с прошлыми временами. Символика чувашского костюма Очень важна была знаковая функция одежды - она показывала отличия по возрасту, семейному положению, имущественному состоянию, ритуальному назначению (свадебная одежда, одеяние предводителей религиозных обрядов и т. д.). Знаковые различия проявились, прежде всего, в головных уборах и украшениях. Так, сурпан, масмак, хушпу, головной платок «пус тутри» являлись уборами замужних женщин. В свадебном обряде существовал специальный обряд одевания сурпана. Сугубо девичьим головным убором была тухъя, ее уже не могла носить женщина. Женскими украшениями считались сурпан сакки, пус хысе, сурпан хысе, девичьими - шулкеме, шейные украшения и ушные подвески (их носили также молодые женщины), украшения из лент лент. В то же время некоторые украшения были общими для женщин и для девушек – это сара, тевет, ама и др.
Изучив символику чувашского костюма, мы решили провести исследование среди населения, насколько наш народ знает символику. Были показаны рисунки узоров родителям, бабушкам, родственникам, жителям села. Их задачей было по рисунку истолковать значение узора. Наиболее узнаваемыми были такие узоры как:
Если смотреть по возрастной категории можно сделать такой вывод: из числа опрошенных от 25 до 45 лет - 18% знают толкование символики чувашского костюма; от 45 до 65 лет - 37%; от 65 и старше - 45% И наоборот никто не узнал, и не мог истолковать такие узоры, как:
Заключение Народный костюм прошел в своем развитии долгий путь. Он не ушел в прошлое. В начале третьего тысячелетия он продолжает развиваться, вызывая интерес у художников, народных мастеров, исследователей, модельеров. История не сохранила имён создателей народной одежды. Народный костюм - результат деятельности многих поколений предков, во все времена был предметом дальнейшего творчества. Мастерицы неизбежно вносили в изделие что-то своё, но в рамках традиционных представлений о красоте. Потому они и сохранились до наших дней, что бережно передавались от матери к дочери, от бабушки к внучке. Изучив основные элементы русского и чувашского костюма, собрав информацию о национальной одежде из «бабушкиного сундука» мы можем с гордостью сказать, что в современную моду входят предметы одежды, которые выражают связь сегодняшнего дня с прошлыми временами. Кроме этого мы можем наблюдать, как фольклорные коллективы, люди в селениях с гордостью носят костюмы на праздники, демонстрируя нам всю красоту и колорит национальной одежды. Все это вызывает в каждом человеке волнующие чувства красоты и прикосновения к вечности. Эксперимент показал эффективность проведенной работы. Изучив все тонкости чувашского костюма, мы пришли к следующим выводам: 1. Чувашский костюм прошел в своем развитии долгий путь. Он тесно связан с происхождением, историей народа. И в течение всей истории развития восхищал своей красотой, богатством, органичностью. 2. Настоящая вышивка хороша везде, она вполне может быть успешным брендом чувашей и в современной жизни. Вышивка является не только украшением костюма, но и несет богатую смысловую нагрузку. 3. Чувашский народный костюм не ушел в прошлое. В начале третьего тысячелетия он продолжает развиваться, вызывая особый интерес в обществе, у художников, народных мастеров, исследователей, культурологов и модельеров. Список литературы Спиридонов М. С. Чувашский орнамент -Чӑваш эрешӗ-The chuvash ornament : [альбом] / М. С. Спиридонов; Чувашский костюм // Костюм народов Южного Урала : указ. лит. / Челяб. обл. универс. науч. б-ка, отд. лит. по искусству ; сост. И. А. Бывалова ; авт. предисл. Н. М. Шабалина. - Челябинск, 2007. - С. 48-50 : цв. фотоил. Искендеров, Ф. В. Азбука чувашских орнаментов и эмблем : учеб.-нагляд. пособие в помощь изучающим чуваш. культуру и краеведение / Ф. В. Искендеров, И. Ф. Искендеров, Е. Ф. Костина ; Ульяновское обл. чуваш. просветит. о-во им. И. Я. Яковлева ; [под ред. В. П. Станъяла]. - Ульяновск : [б. и.], 2007. - 64 с. : ил. - Текст рус., чув. - Библиогр.: с. 57 (29 назв.). Чуваши. Этнографическое исследование. Часть 1. Материальная культура. – Чебоксары: Чувашгосиздат, 1956. – С. 132–145, 252–348. Николаев В.В., Иванов-Орков Г.Н., Иванов В.П. Чувашский костюм: от древности до современности / Научно-художественное издание. – Москва – Чебоксары – Оренбург, 2002. 400 с. Илл. «Чувашские пословицы, поговорки и загадки», Н.Р. Романов, Чувашское книжное издательство, Чебоксары 2012 г. |