Главная страница

реферат к КанМин по Фил. История развития и философские аспекты аналитической психологии и психотерапии


Скачать 293.56 Kb.
НазваниеИстория развития и философские аспекты аналитической психологии и психотерапии
Дата15.12.2019
Размер293.56 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлареферат к КанМин по Фил.doc
ТипРеферат
#100387
страница3 из 3
1   2   3

Заключение.

Карл Густав Юнг имеет неоспоримые заслуги, поставившие его в первые ряды великих умов XX столетия, а именно открытие и исследование коллективного бессознательного, мира архетипов, а также разработка аналитического направления в психологии. Аналитическая психология не только позволяет бросить взгляд в глубины человеческой психики, не только оказывает решающую помощь для понимания форм сознания, не только помогает преодолеть духовную полярность Востока и Запада, пропасть между прошлым и настоящим, но одновременно придаёт важный импульс развитию ряда других областей познания. Если когда-нибудь Юнгу отдадут должное как выдающейся личности среднеевропейской духовной истории, например в монографических работах (эта важная задача еще предстоит), то наряду с коллегами и учениками, наряду с врачами, психологами, психиатрами или психотерапевтами должны взять слово и представители других дисциплин.
Историки религии и духа, исследователи символов и мифов должны были бы оценить плодотворность работы Юнга и ее важную роль в дальнейшем освоении этих областей. В обмене мнениями с представителями юнгианской психологии должны принять участие и философы. Так, с некоторыми основаниями подвергался критике метод амплификации. Он основывается исключительно на заключениях по аналогии. Вследствие этого полезным было бы гносеологическое освещение, и притом не только для методики К. Г. Юнга и ее предпосылок. Напротив, результаты глубинной психологии со своей стороны ставят серьезные вопросы о пригодности познавательного кругозора современной науки. Здесь не в последнюю очередь речь идет о том, можно ли — и в какой мере — говорить о точном духовном познании, выходящем за рамки традиционных научных понятий. Юнг, правда, сознательно ограничивался попытками исследования психики, однако полученные при этом результаты требуют изучения сверхчувственно-духовного мира, которое бы соответствовало духу времени.

Не смотря на то, что Юнга часто называют философом, сам он между тем всегда считал себя эмпириком, придерживающимся феноменологической точки зрения. Он утверждал, что принципы научного эмпиризма остаются нерушимыми в том случае, если мы время от времени обращаемся к размышлениям, которые выходят за пределы простого сбора и классификации опытных данных. Без рефлексии не может существовать опыт, поскольку "опыт" представляет собой процесс ассимиляции, без которого невозможно понимание происходящего. Таким образом, Юнг рассматривал проблемы психологии больше с научной точки зрения, чем с философской. Поскольку религия обладает весьма существенным психологическим началом, Юнг рассматривал ее чисто эмпирически, т.е. ограничиваясь наблюдением феноменов и воздерживаясь от применения метафизических или философских подходов. Не отрицая значимости этих подходов он представлял психологию как нечто большее. Мало общего имея с философией, она принимает во внимание эмпирические факты, многие из которых труднодоступны для повседневного опыта.

      Методологическим принципом аналитической психологии К.Г. Юнга является исключительно феноменологическая точка зрения, имеющая дело с состояниями, опытом, одним словом - с фактами. Истиной для этой психологии являются факты, а не суждения. Например, говоря о мотиве непорочного зачатия, психология интересуется исключительно фактом наличия такой идеи; ее не занимает вопрос об истинности или ложности этой идеи в любом ином смысле. С точки зрения психологии эта идея истинна ровно настолько, насколько она существует. Психологическое же существование субъективно лишь до тех пор, пока та или иная идея овладевает только одним индивидом, эта же идея становится объективной, когда принимается обществом путем consensus gentium (Соглашение между людьми (лат).

Список литературы:

  1. Какабадзе В. Л. Теоретические проблемы глубинной психологии. С. 109.

  2. Материалы интернет-ресурса  Московской ассоциации аналитической психологии (МААП) http://www.maap.ru/About_analysis/ 

  3. Руткевич А.М. Юнг об архетипах коллективного бессознательного // Вопросы философии. - №11 - 1988.

  4. Самуэльс Э. Юнг и постъюнгианцы. - М,: ЧеРо. 1997.

  5. Самуэльс Э., Шортер.Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. - М.: ЭСИ. 1994.

  6. Стайн М. Принцип индивидуации: о развитии человеческого сознания / Пер. с англ.- М.: «Когито-центр», 2009. – 176 с.

  7. Стайн М. Юнговская карта души: введение в аналитическую психологию / Пер. с англ.- М.: «Когито-центр», 2010. – 256 с.

  8. Юнг. К. Г. Психология dementia praecox/ Избранные труды по аналитической психологии. Цюрих., 1939. Т. 1. С. 119-267.

  9. Юнг. К. Г. Психология бессознательного. М.: «Подиум» - 1994. – 84 с.

  10. Юнг. К.Г. Аналитическая психология, СПб , 1994 С 15, далее АП

  11. Юнг. К.Г. Йога и Запад, Киев. - 1994. – 66 с.

  12. Юнг. К.Г. Конфликты детской души. М. - 1994. – 120 с.

  13. Юнг. К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы. СПб. - 1994. – 87 с.

  14. Юнг. К.Г. О психологии восточных религий и философий. М.: "Медиум", 1994

  15. Юнг. К.Г. О психологии восточных религий и философий. М.: «Медиум» - 1994. 114 с.

  16. Юнг. К.Г. Ответ Иову. М. - 1994. – 94 с.

  17. Юнг. К.Г. Проблемы души нашего времени. М. - 1993. – 74 с.

  18. Clark, J.J. In search of Jung. London and New York: Routledge. 1992.

  19. Hogenson, G. Jung’s struggle with freud. Wilmette^ Chiron Publication. 1994.

  20. Noll R., Multiple personality, dissociation, and C.G. Jung’s complex theory // Journal of Analytical Psycology - №34(4) – 1989.

  21. Review of C.G. Jung, Memories, Dreams, Reflections. In Psycho-analytic Explorations, ed. C.Winnicott, R. Shepherd, M. Davis. London: Karnac, 1989.

  22. Zeig К. The Evolution of Psychoterapy. N. Y., 1982. P. 16.
1   2   3


написать администратору сайта