Главная страница

Биоэтические проблемы трансплантологии. История развития и моральноэтические проблемы трансплантологии


Скачать 24.29 Kb.
НазваниеИстория развития и моральноэтические проблемы трансплантологии
АнкорБиоэтические проблемы трансплантологии
Дата05.02.2021
Размер24.29 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаBIOETIKA_PONOMAREVA.docx
ТипРешение
#174132
  1. ВВЕДЕНИЕ


Актуальность изучения этических проблем пересадки органов в клинической практике обусловлена тем, что в каждом случае она связана с решением сразу двух людей— донора — человека, который может отдать свои органы или ткани для пересадки — и реципиента — лица, нуждающегося в такой пересадке.
Профессиональная врачебная этика в отношении трансплантации органов однозначна: помочь больному-реципиенту необходимо обязательно, но не за счет здоровья донора. Второе правило объясняет механизм принятия решения врачом: трансплантация органов допустима, если результат операции оправдывает нежелательные побочные эффекты. Однако следует отметить, что общество в целом не подготовлено в полной мере к восприятию идей трансплантации и донорства. Поэтому именно в этой отрасли медицины, необходимо создание морально-этических норм и соответствующего законодательства, которые адекватно бы регулировали процесс пересадки органов и тканей. С другой стороны, единственным методом лечения ранее безнадежных больных является трансплантация и это высочайшая степень врачебного риска и последняя надежда для пациента.

2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПЛАНТОЛОГИИ


Трансплантология – это отрасль биологии и медицины, изучающая проблемы трансплантации, разрабатывающая методы консервирования органов и тканей, создания и применения искусственных органов.

История научной трансплантации начинает свой отсчет с XIX века. До начала 60-х годов ХХ века трансплантология оставалась областью экспериментальной хирургии. Большой вклад в развитие трансплантологии был внесен выдающимся советским хирургом, ученым-экспериментатором В. П. Демиховым, (1915-1998) который в 60-х годах заложил основы новой отрасли медицины.

Вдохновленный смелыми экспериментами В. П. Демихова, южноафриканский хирург К. Барнард в 1967 году осуществил первую в мире пересадку донорского сердца от человека человеку, ставшую мировой сенсацией, даже несмотря на то, что реципиент умер через 18 дней после трансплантации из-за инфекции.

В течение последующего 1968-го года была проведена уже 101 подобная операция. В 70-80-х годах ХХ века трансплантология вышла на уровень клинической практики. В России первая пересадка донорского сердца сделана академиком В. И. Шумаковым (в 1987 г. в центре трансплантологии и искусственных органов, который теперь носить его имя).

2.1. Этико-правовые аспекты торговли человеческими органами и тканями

Зависимость трансплантологии от донорства (трупного донорства или органов живых доноров) порождает множество этических и правовых проблем, сгруппированных в четыре основных блока. Международные документы и законодательства большинства стран наложили запрет на покупку и продажу человеческих органов. Однако в рядке стран (Гондурас, Гватемала, Китай, Парагвай и др.) этот запрет нарушается. В Китае в 1984 г. острая проблема дефицита донорских органов решается в соответствии с законодательством путем «разбора» на донорские органы и тел казненных заключенных. Такая практика подогревает и нелегальный экспорт донорских органов. Всемирная медицинская ассоциация приняла ряд этических документов, осуждающих купля - продажу человеческих органов для трансплантации («Заявление о торговле живыми органами» (1985 г.), «Декларация о трансплантации органов» (ВМА, 1987 г.), «Декларация о трансплантации эмбриональных тканей» (1989 г.), «Резолюция по вопросам поведения врачей при осуществлении трансплантации человеческих органов» (1994 г.)). Купля-продажа донорских органов запрещена и международным, и российским законодательством (ФЗ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (1992 г.), Статья 15). Этическое основание данного запрета: человек не может рассматриваться как средство для достижения цели другого человека. Органы и ткани, превращаясь в «биологические материалы», не должны становится средством коммерциализации. Они – часть человеческого организма и не соответствуют понятию вещи, следовательно, не должны иметь рыночного эквивалента и становиться предметом купли-продажи. Тем не менее, подобные сделки и отношения существуют. В условиях глобального (и нарастающего) дефицита донорских органов трупное донорство исчерпывает свои возможности, но есть немало живых доноров, желающих предложить свои органы на возмездной основе, и медицинское сообщество даже всерьез обсуждает вопрос о легализации торговли донорскими органами.

2.2. Эксплантация органов или тканей у живого донора


Несмотря на ситуацию морального конфликта с принципами «не навреди» и «делай благо», ВОЗ признает, что для трансплантации могут быть использованы органы (как правило, парные) живого донора при соблюдении этических и правовых условий. Этическим основанием такого вида трансплантаций является представление о донорстве как добровольной, бескорыстной и безвозмездной жертве своему ближнему. Идеологической основой эксплантации органа (или его части) у живого донора является сопряжение минимизации донорского риска и получение высококачественного трансплантата. Донорство при жизни этически приемлемо при наличии информированного (о рисках, последствиях) добровольного согласия. В отечественном законодательстве забор органов у живых доноров регулируется ФЗ «О трансплантации органов и тканей» (1992).

2.3. Эксплантация органов или тканей у трупа


Основной источник органов и тканей для трансплантации – трупное донорство. Существуют следующие виды юридического регулирования посмертной эксплантации органов/тканей: рутинное изъятие: осуществляется, исходя из интересов и потребностей государства, т.к. тело человека после смерти признается собственностью государства. В современном обществе рутинное изъятие утратило свою правомерность. презумпция согласия («предполагаемое/неиспрошенное согласие»): если прижизненно не было оформлено или четко высказано несогласие с возможностью донорства органов/тканей, то это означает автоматическое согласие. Презумпция согласия положена в основу действующего в нашей стране ФЗ «От трансплантации органов и (или) тканей человека» (1992), а также в законодательства ряда европейских стран. Презумпция несогласия («испрошенное согласие»): изъятие органов/тканей возможно только в случае прижизненного согласия донора, либо (после его смерти) – согласия родственников, документально оформленного («карточка донора»).

Обе презумпции имеют свои «плюсы» и «минусы». С точки зрения этики, наиболее приемлемой все же следует признать принцип «презумпции несогласия». В этом случае максимально соблюдается и защищается фундаментальное право человека на свободу и добровольное определения судьбы своего физического тела после смерти. Добровольное прижизненное согласие донора – условие нравственной приемлемости и правомерности эксплантации.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Основные этические принципы, регулирующие трансплантацию органов или тканей человека:
1. Органы человека не могут рассматриваться как объект купли и продажи. Декларация ВМА о ТОиТ (1987) провозглашает: "Купля-продажа человеческих органов строго осуждается". В Законе РФ "О трансплантации органов и (или тканей) человека" говорится: "Учреждению здравоохранения, которому разрешено проводить операции по забору и заготовке органов и (или тканей) у трупа, запрещается осуществлять их продажу".
2. Пересадка от живого донора может основываться только на добровольном самопожертвовании ради спасения жизни другого человека. В этом случае согласие на изъятие органа становится проявлением любви и сострадания.
3. Потенциальный донор должен быть полностью информирован о возможных последствиях эксплантации органа для его здоровья.
4. Морально не допустима эксплантация, прямо угрожающая жизни донора. Согласно российскому законодательству изъятие органа у живого донора допускается только в том случае, если донор состоит с реципиентом в генетической связи, за исключением случаев пересадки костного мозга.
5. Неприемлемо сокращение жизни одного человека, в том числе через отказ от жизнеподдерживающих процедур с целью продления жизни другого.
6. Наиболее распространенной практикой является изъятие органа у только что скончавшихся людей. Здесь должна быть исключена неясность в определение момента смерти.
7. Условиями этически корректной диагностики "смерти мозга" является соблюдение трех принципов: принципа единого подхода, принципа коллегиальности и принципа финансово-организационной независимости бригад.
8. Приоритет распределения донорских органов не должен определяться выявлением преимущества отдельных групп и специальным финансированием.
9. При распределении донорских органов учитывается три критерия: иммунологическая совместимость пары донор-реципиент, степень тяжести состояния реципиента и очередность.
10. Морально недопустимо использовать в качестве донора органов наиболее незащищенных и находящихся в экстремальных ситуациях контингентов людей: бездомных, пациентов психиатрических клиник, детей, жителей экономически отсталых стран.


написать администратору сайта