Главная страница
Навигация по странице:

  • Развитие сестринского дела за рубежом

  • Развитие сестринского дела в России (в древней Руси и допетровский период)

  • Развитие сестринского дела при Петре 1 и Екатерине 2

  • История развития сестринского дела


    Скачать 52.27 Kb.
    НазваниеИстория развития сестринского дела
    Дата12.05.2023
    Размер52.27 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаreferat_s-p_adaptatsia.docx
    ТипРеферат
    #1125651
    страница1 из 3
      1   2   3

    Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

    Новосибирской области «Новосибирский Медицинский колледж»

    РЕФЕРАТ

    На тему: «История развития сестринского дела»

    по Учебной дисциплине: «Социально-психологическая адаптация студентов»

    Специальность 34.02.01. Сестринское дело

    Выполнила: студентка группы № 110(1)

    Заричанская Елизавета Альбертовна

    Проверил: преподаватель ГАПОУ НСО

    «Новосибирский медицинский колледж»

    Шаманаева Т. В.

    Новосибирск 2020

    Содержание

    Введение …………………………………………………………………………………………… 3

    Развитие сестринского дела за рубежом ………………………………………………………… 4

    Развитие сестринского дела в России (в древней Руси и допетровский период) …………….. 7

    Развитие сестринского дела при Петре 1 и Екатерине 2 ……………………………………….. 8

    Служба «Сердобольных вдов» …………………………………………………………………… 8

    Общины сестер милосердия …………………………………………………………………….. 10

    Сестринское дело во время крымской войны ………………………………………………….. 13

    Сестринское дело в период Русско-турецкой войны ………………………………………….. 15

    Сестринское дело после Октябрьской революции …………………………………………….. 15

    Русское общество красного креста ……………………………………………………………... 17

    Сестринское дело в России на современном этапе ……………………………………………. 17

    Заключение ………………………………………………………………………………………. 20

    Список использованной литературы ………………………………………………………….... 21

    Введение

    Когда говорят об истории медицины, чаще вспоминают фамилии великих врачей: Гиппократа, Галена, Ибн-Сины, Пирогова, Боткина, Склифосовского, Бехтерева, Илизарова и многих других, а также историю развития диагностики, фармакологии, деонтологии и других составных частей врачевания. В то же время совершенно забывают о роли медицинских сестёр, фельдшеров, акушерок.

    Когда и как появилось сестринское дело как понятие и как практическая деятельность по уходу за больными? Ознакомление с рядом историко-медицинских работ отечественных и зарубежных авторов позволило сделать вывод о том, что сестринское дело старше медицины и цивилизации. Это материалы палеопатологического характера, выявленные при археологических раскопках и свидетельствующие о том, что люди мустьерского времени (около 100 тыс. лет до н.э.) выжили после переломов, ран, ритуальных трепанаций благодаря выхаживанию.

    Как специальность сестринское дело сформировалось в середине XIX в., почти одновременно в России и на Западе, а к концу XX в. в США и других странах достигла расцвета. В России же предстало в виде одной из самых низкооплачиваемых и непрестижных специальностей.

    Попытки понять причины, породившие создавшуюся ситуацию и мешающие выходу из неё, приводят нас к необходимости проследить историю становления сестринского дела в мире в целом, и в России в особенности.

    Что же нам даёт история? Она позволяет узнать о событиях прошлого, помогает выявить связь далеких событий с нашей жизнью. История наделяет нас чувством сопричастности, предоставляет возможность обнаружить свои корни в тех цивилизациях и народах, которых уже нет. Она даёт нам шанс избежать ошибок путём извлечения уроков из прошлого.

    Знакомство с историей развития сестринского дела обращает нас к корням этой уникальной профессии, знакомит с факторами, которые влияли и влияют на развитие и становление сестринского дела во всём мире и в нашей стране.

    Изучение истории призвано воссоздать забытое, напомнить об уцелевшем и призвать к его сохранению, воздать должное тем, кто в меру сил и возможностей в соответствии с духом времени творил благие дела во имя любви к людям. Открывая события далекого прошлого, мы открываем для себя имена целой плеяды благотворителей. Представители различных сословий отдавали нуждающимся то, что имели: одни - состояние, другие - силы и время. Это были люди, получавшие удовлетворение от сознания собственной пользы, служения своему отечеству. Они оставили нам памятники доброты и милосердия. Наша задача - помнить и хранить их.

    Развитие сестринского дела за рубежом

    Медицина существует столько же, сколько и культура. Медицина является не только наукой, но и социальным институтом, т.е. исторически обусловленной системой социальных учреждений. О сестринском деле говорят, что это самая юная наука и самое древнее искусство.

    Образы медицинской сестры

    Известно, что у истоков развития сестринского дела за рубежом стоят три ранних образа медицинской сестры. Это фольклорный образ «сестра - мать» - период, когда уход за больными осуществлялся на дому женщинами из числа домашних и ограничивался лечение обрядами и травами. Другой религиозный образ «божий работник» - период, характеризующийся появлением всевозможных богаделен, где за больными ухаживали служители церкви. И третий этап («темный» период), это образ «слуги» - когда помощь стали оказывать люди, получившие специальное образование. Особенность и недостаток последнего периода в том, что медицинская сестра выступает лишь в роли исполнителя указаний врача.

    Вклад Флоренс Найтингейл

    В развитии сестринского дела в странах Европы в XIX веке большую роль сыграла деятельность выдающейся личности, англичанки Флоренс Найтингейл (1820-1910).

    Флоренс родилась во Флоренции (Италии), в богатой аристократической семье и получила блестящее образование для женщины своего времени. Она прекрасно знала литературу, владела пятью иностранными языками, изучала математику и естественные науки, занималась живописью и музыкой. Но спокойная и обеспеченная жизнь не привлекла девушку. Флоренс искала возможность активно помогать бедным и больным. Но в то далекое время деятельность, связанная с милосердием, оказанием помощи нуждающимся, считалась занятием, не достойным знатной женщины. Девушка пожертвовала личным счастьем, дорогими отношениями с родителями, но осталась верна своему призванию. Благодаря упорству и настойчивости, она в 1851 году поступает в общину сестер пастора Ф. Флендера в Германии, где и получает сестринское образование.

    Через два года Флоренс занимает пост заведующей больницей для учительниц в Лондоне. Во время эпидемии холеры в Лондоне, она работает сестрой милосердия в холерной больнице. Имя Флоренс Найтингейл приобретает известность, и ей предлагают заведовать Королевской больницей, но начавшаяся Крымская война (1853-1856) изменила ее планы.

    В ходе боевых действий английская армия несла боль­шие потери, которые возрастали из-за плохой организации военно-медицинской службы. Поэтому, военное минис­терство искало опытного, знающего человека с организа­торскими способностями, которому можно было доверить возглавить отряд медицинских волонтеров. Таким челове­ком и оказалась Флоренс Найтингейл. Она лично отобра­ла 38 будущих сестер милосердия и отправилась с ними в английский госпиталь в Скутари (Турция). Отважных жен­щин ожидала страшная картина: прогнившие, грязные ба­раки, кишащие паразитами тюфяки, нехватка белья и перевязочного материала, отсутствие топлива. Более 2000 раненых лежали вповалку на прогнивших нарах, больные тифом и холерой не были изолированы от других больных и раненых.

    Сестры милосердия во главе с Флоренс энергично взя­лись за переустройство госпиталя, за обеспечение в воен­но-полевых условиях максимально эффективного санитар­ного режима и сестринского ухода. Они добились сниже­ния смертности с 42% до 2%. По ночам повсюду мелькал огонек Флоренс Найтингейл. Прозванная солдатами «Жен­щиной со светильником» она не отходила от больных и раненых. К концу войны под руководством Флоренс ра­ботало уже 125 сестер милосердия. После окончания войны, перед отъездом в Англию, она на свои деньги поставила на высокой горе над Балаклавой в Крыму боль­шой крест из белого мрамора в память о погибших солда­тах, врачах и медицинских сестрах. Помощь на театре военных действий принесла Флоренс еще большую из­вестность. 

    После окончания Крымской войны Флоренс Найтин­гейл продолжила свою деятельность в медицине, но уже на другом уровне. Она пишет много книг и статей о на­значении, роли, деятельности и подготовке сестер. Выхо­дят в свет такие работы как «Заметки о госпиталях», «За­метки о сестринском деле», «Как надо ухаживать за боль­ными» и многие другие, которые получают восторженную оценку медиков и в настоящее время. Влияние мисс Най­тингейл на положение женщин в Великобритании было огромным.

    Много времени и сил отдавала Флоренс делу подготов­ки медицинских сестер. В 1860 году по инициативе Най­тингейл в Лондоне при больнице Святого Фомы была открыта испытательная школа для сестер милосердия. В течение 27 лет этой школой руководила подготовленная Флоренс квалифицированная медицинская сестра. Закан­чивая школу, сестры милосердия произносили составлен­ную Найтингейл торжественную клятву, где были такие слова: «Всеми силами я буду стремиться помочь врачу в его работе и посвящу себя обеспечению здоровья тех, кто обратился ко мне за помощью»

    Умерла Флоренс Найтингейл в возрасте 90 лет, она похоронена в кафедральном соборе Святого Павла в Лон­доне. Самоотверженная женщина стала примером служе­ния людям и прообразом международного милосердия. Медалью с ее изображением награждают за особые заслуги отличившихся медицинских сестер. На оборотной стороне медали латинская надпись по кругу гласит: «За истинное милосердие и заботу о людях, вызывающие восхищение всего человечества» и посередине гравирован­ная фамилия владельца.

    В 1934 году Международный Совет медицинских сестер совместно с Лигой обществ Красного Креста основал меж­дународный денежный фонд имени Флоренс Найтингейл, целью которого является содействие делу подготовки и переподготовки медицинских сестер во всем мире. Имя Флоренс известно во всем мире. Ей посвятил поэму «Свя­тая Филомена» американский поэт Т. Лонгфелло. В ее честь в Лондоне и во Франции воздвигнуты памятники. Изображение Флоренс мы можем встретить и на денеж­ных купюрах, и на почтовых марках. Ежегодно, 12 мая, в день рождения Ф. Найтингейл, во многих странах прово­дится в ее память «День больницы». Ее имя носят многие медицинские школы в разных странах.

    Общество Красного Креста

    Большая, роль в развитии сестринского дела за рубежом принадлежит международному обществу Красного Креста. Международный комитет помощи раненым во главе с А. Дюнаном созвал в октябре 1863 года в Женеве конференцию с участием представителей 13 стран, на которой был выработан устав Международной организации Красного Креста и принята эмблема общества.

    Наибольших успехов в развитии сестринского дела в XIX-XX веках добились США, где впервые была создана Американская Медицинская Ассоциация (АМА). В 1873 году в США открываются первые три сестринские школы по модели школ Ф. Найтингейл в Лондоне, с 1877 года начата подготовка патронажных сестер по уходу за больными на дому.

    К 1869 году относится создание Американской Ассоциации Крас­ного Креста, первым президентом которой стала Клара Бартон.

    Комитет медицинских сестер

    В 1886 году в США. было создано первое профессиональное Общество меди­цинских сестер, а в 1899 году Международный Совет сестер; в этом же году в Колумбийском университете был впервые создан годичный курс академической подготовки сестер для работы в области сестринского администрирования. С 1900 года стал выходить первый профессиональный сестрин­ский журнал "American Journal of Nursing", первым его редактором была медицинская сестра Софья Пальмер. В 1907 году впервые в мире получила ученое звание профессора в области сестринского дела М. A. Nutting, которая заняла должность профессора кафедры сестринского образования в учительском колледже Колумбийского уни­верситета, готовившего сестер-администраторов и преподавателей.

    В 1919 году в США образован Комитет по изучению сестринского образования, а с 1920 года введены первые магистерские программы в сестринском деле. С 1952 года стал издаваться первый международный научный журнал по сестринскому делу "Nursing Research".

    В 1971 году в Международном Совете сестер был создан постоянный комитет медицинских сестер при ЕЭС, первым президентом которого стала медсестра Мари-Поль Флоран. В 1973 году Американская Ассоциация сестер создала в США Национальную академию сестринских наук. С 1979 года по решению Совета Министров ЕЭС было положено начало созданию общей основы для подготовки и деятельно­сти сестринского персонала Европы.

    Важным свидетельством признания и необходимости дальнейшего развития и совершенствования сестринского дела для здравоохранения всех стран является тот факт, что с 1948 года, когда была создана Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), советником по сест­ринскому делу и акушерству 26 лет проработала госпожа Дороти Холл, которая неоднократно отмечала, что неправильное использование сес­тринского персонала затормозило не только развитие сестринского дела, но и всего здравоохранения в целом.

    Связь с религией

    За рубежом, как и в России, главным стимулом развития "раннего сестринского дела" послужило возникновение и распространение христианства. В связи с этим в основу сестринского дела были положены христианские идеалы и ценности: милосердие, доброта, забота о ближнем. Привлечение в раннем Средневековье к деятельности по уходу за больными и ранеными женщин из богатых и знатных семей, движимых христианскими идеалами, не только повы­шало престиж этого дела, но и явилось важнейшим фактором, обусло­вившим создание таких учреждений, как больница, приюты, госпитали и хосписы. Возникновение светских сестринских общин также способ­ствовало дальнейшему развитию сестринской помощи, основанной на принципах автономии от церкви и, по существу своему, более связанной с медициной.

    Современное сестринское дело

    Началом современного сестринского дела можно считать реформы, предложенные Ф. Найтингейл в области профессиональной подготовки сестер, их деятельности, управления сестринскими службами на основе применения специально разработанных ею научных методов, что ока­зало определяющее влияние на развитие сестринского дела во всем мире в последующие периоды. Укреплению социального и профессиональ­ного статуса сестры в значительной мере способствовало также создание с конца XIX века национальных и международных сестринских ассоци­аций, обществ и союзов.

    Создание многоуровневой системы сестринского образования, ран­жирование сестринского персонала по уровням профессиональной ква­лификации были обусловлены, в первую очередь, экономическими причинами, так как система здравоохранения в западных странах раз­вивалась как прибыльный бизнес, обеспечивающий условия быстрого технологического прогресса и создание широкого рынка медицинских услуг.

    Развитие сестринского дела в России (в древней Руси и допетровский период)

    На Руси придворные врачи появились уже в X в. при киевских князьях. В основном это были монахи Киево-Печёрского монастыря. При монастырях создавались больничные палаты. Место, где боль кладёт человека «ниц», стали называть больницами. Одно из первых упоминаний о стационарном лечебном учреждении на Руси связано с именем княгини Ольги, которая организовала больницу, где за больными стали ухаживать женщины. В монастырях обучали искусству врачевания и медицинской культуре дочерей и вдов знатных людей. Больничные здания, как правило, размещались за монастырскими стенами, к ним примыкали прачечные, бани, огороды, кладбища. Богатые были обязаны заботиться о безбедном существовании больниц. Неимущие за дни, проведенные на лечении в больнице, отрабатывали на пашне, на промыслах, в извозе.

    До татарского нашествия в летописи упоминаются больницы в Киеве, Переяславле Южном, Смоленске, Вышгороде, Чернигове, Новгороде, Пскове, на Волыни, в Галицкой Руси и др.

    Характеризуя состояние медико-санитарного дела в период монголо-татарского ига, русский историк медицины Н.П. Загоскин писал: «Положенные в XII-XIII вв. зачатки светской медицины глохнут в эту эпоху, ...медицина всецело удаляется в монастыри...». Но богатые традиции народной медицины не были утрачены, продолжали распространяться рукописные произведения. В них давались советы по применению целебных трав, гигиене питания, по использованию бань. Из летописи мы знаем о Евпраксии, родившейся в 1108 г., внучке князя Владимира, которая глубоко изучила народную медицину и оставила первый отечественный медицинский труд под названием «Мази». Он посвящён вопросам физиологии, гигиены, пропедевтики, профилактики некоторых болезней.

    В 1551 г. на Стоглавом соборе впервые было высказано намерение открывать государственные больницы и богадельни, так как монастырские богадельни не могут «призреть и лечить всех желающих». Но, как мы увидим ниже, первый государственный госпиталь был открыт в Москве в 1707 г.
    Таким образом, в Московской Руси участие женщин в судьбе больных проявлялось в различных видах благотворительной деятельности, осуществлявшейся представительницами различных сословий.

    Развитие сестринского дела при Петре 1 и Екатерине 2

    Впервые женщин к уходу за больными стали привлекать при Петре I (1682-1725 гг.). Например, они должны были служить в воспитательных домах, созданных «...для сохранения зазорных младенцев, которых жёны и девки рожают беззаконно». Однако вопрос о «призрении подкидышей» был решён только при Екатерине II, открывшей воспитательные дома в Москве и в Петербурге в 60-х годах XVIII в.
    Помимо Воинского устава 1716 г., Петр I определил обязанности женщин по уходу за больными «Регламентом об Управлении Адмиралтейства и Верфи». В 1728 г., уже после смерти Петра I, в расписание госпиталей были введены штатные единицы для женщин.

    В «Генеральном о госпиталях регламенте» (1735 г.) записано: «Работниц иметь в госпиталях для мытья платья и всего белья больных по болезням. Для надзирания над бельём и над работницами иметь во всяком госпитале по одной надзирательнице и по одной помощнице из старых вдов или добрых замужних жён, которые похвалу на себе носят доброго состояния, и в сем параграфе помянутых работниц держать в крепком призрении, чтобы ни единая из них могла сходства иметь и разговаривать с молодыми холостыми лекарями и учениками, также и с больными или с караульными солдатами или с надзирателями и накрепко смотреть, чтобы, кроме помянутых, другие женщины (какого бы звания ни были) в госпиталь не входили.».

    Но отсутствие системы организации женского труда в госпиталях и заинтересованности командования в нём привело к тому, что в большинстве госпиталей участие женщин в уходе со временем либо прекратилось, либо носило временный характер. В результате больные и раненые, особенно в военное время, находились практически на полном самообеспечении. Например, в 1808 г. в Гродненском госпитале на одного медика приходилось 500 больных при полном отсутствии обслуживающего медицинского персонала.

    Как уже было отмечено выше, начинаниям Петра I суждено было воплотиться в жизнь только во время правления Екатерины II (1762- 1796 гг.). В 1763 г. в Москве была учреждена Павловская больница, в которой по штату полагалось иметь солдат-сидельников, а для женщин - баб-сидельниц из жён и вдов больничных солдат. Одну из них назначали «для осматривания у больных женщин в сокрытых местах болезней и вставления им клистиров» и называли бабкой, или клистирщицей.

    Позже женский труд стали использовать и в лечебных учреждениях военного ведомства. В отчётах ревизоров, назначаемых медицинской коллегией для проверки за 1785 г., отмечено: «Для приготовления пищи, для мытья белья и содержания в чистоте постелей имеется при госпитале довольное число женщин из солдаток, и им пристойная плата производится. Оные женщины употребляются к услужению больным, для которых по родам болезней их присмотр приличен».

    На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что в XVII в. уход в госпиталях осуществляли мужчины (отставные солдаты), «солдаты-сидельники». В XVIII в. в рамках реформ, проводимых Петром I, к участию в уходе за больными в гражданских и военных лечебных учреждениях стали привлекать женщин. Вначале это были старицы из монастырей, затем жёны и вдовы больничных солдат. Специальной подготовки сестёр для ухода за больными тогда, видимо, не было.
      1   2   3


    написать администратору сайта