Главная страница

История развития школы и педагогической мысли в Казахстане до присоединения к России


Скачать 194.03 Kb.
НазваниеИстория развития школы и педагогической мысли в Казахстане до присоединения к России
Дата28.02.2022
Размер194.03 Kb.
Формат файлаrtf
Имя файлаbibliofond.ru_697020 (1).rtf
ТипРеферат
#377345
страница4 из 5
1   2   3   4   5



Глава 2. Зарождение гуминистических основ педагогической мысли в Казахстане IХ-ХIV вв.



2.1 Педагогическое наследие Абу Наср Аль-Фараби, Ходже Ахмед Яссави



Одним из великих мыслителей, философов Средневековья является Абу Наср аль Фараби (870-950 гг.) Развивая учения Платона и Аристотеля о целях и средствах достижения истинного человеческого счастья, Абу Наср аль-Фараби в своих научно-педагогических трудах отводил значительное место вопросам воспитания и образования личности. Он считает, что люди с равными природными способностями различаются воспитанием, достоинство каждого определяется его воспитанностью. Первостепенную роль Аль-Фараби отводит нравственному воспитанию, которое в значительной степени гарантирует достижение человеком наивысшего совершенства и счастья. Вопросы морально-нравственного воспитания проходят красной нитью в таких его социально-этических и педагогических сочинениях, как "Указание пути к счастью", "О достижении счастья", "Гражданская политика", "Взгляды жителей добродетельного города" и др. По Аль-Фараби педагогика - это искусство управления волей и желанием воспитуемого человека в определенном направлении, соответствующими средствами и методами, а правитель - педагог, наставник, учитель. Великий ученый придавал большое значение духовному воспитанию, которое включает в себя интеллектуальное и теоретическое воспитание личности. При этом особенно важным является овладение полноценными научными знаниями. Аль-Фараби утверждал, что "человек, прежде чем стать образованным и опытным, порицает и находит несостоятельным многие вещи, считая их абсурдными, а просветившись о них, и приобретая опыт, он изменит своё мнение о них, и те вещи, которые он считал абсурдными, станут для него необходимыми". Аль-Фараби рассматривает проблемы воспитания и обучения в тесной взаимосвязи, но различая при этом их отличительные и специфические стороны. "Обучение - это наделение теоретическими добродетелями, - искусством, основанном на знании. Обучение осуществляется только словом, тогда как при воспитании народам и горожанам прививают привычку совершать действия, исходящие из средства, основанных на знании, побуждая их к этим действиям, возбуждая в них желание совершать их, делая так, чтобы эти средства и связанные с ними действия завладели душами людей, и чтобы они как бы воспылали к ним страстью. Возбуждение же желания совершать что-то осуществляется иногда посредством слова, иногда посредством действия".

Таким образом, по трактовке Фараби, обучение - это усвоение учения основ философии, теоретического знания. Воспитание - это деятельность учителя, наставника, преследующая цель выработать у молодого человека определенные нравственные нормы поведения и практические навыки овладения ремеслом (искусством). В воспитательном процессе, по его мнению, следует применять педагогические методы - стимулирование, поощрение, принуждение в зависимости от конкретных действий воспитуемого. Ученый подчеркивает роль окружающей среды в воспитании личности, его воли и желания. Актуальными остаются высказывания Аль-Фараби об аналогии между способами физического и нравственного воспитания, а также о соблюдении в педагогической деятельности умеренности, т.е. "золотой середины". Проблемы педагогических способностей, этики учителя также нашли отражение в научных высказываниях великого ученого. Так в одном из своих трудов он пишет: "Люди также могут ровняться в силе и быстроте выявления одних вещей, но при этом один из них - способом наставлять и обучать другого тому, что он сам выявил, тогда как другой этой способностью не обладает".

Аль-Фараби в своих научно-философских трудах ставит и небезуспешно пытается решить ряд актуальных проблем дидактики. Его в первую очередь интересует определение предмета, содержание и порядок изучения основ наук. Это привело к вопросам классификации, систематизации и дидактического обеспечения всех основных наук того времени и использования их для духовного и интеллектуального совершенства людей, особенно молодого поколения. Аль-Фараби особое внимание уделяет тщательному отбору самих воспитательных и образовательных сведений из богатого арсенала науки и философии.

Среди трудов великого мыслителя особо выделяется "Большая книга музыки", которая является важнейшей частью энциклопедического труда "Второго Учителя". Это синтетическое произведение, охватывающее, кроме самой музыки, проблемы теории познания, педагогики, эстетики, психологии, математики, этнографии, инструменталистики, акустики. Великому мыслителю удалось в разноголосице явлений суетной жизни угадать и прочувствовать гармонию жизни - "музыку времени". Прогрессивные социально-педагогические, философские идеи Аль-Фараби оказали сильное влияние на развитие педагогической мысли Востока и Европы и продолжают оставаться актуальными в настоящее время.
1   2   3   4   5


написать администратору сайта