Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Социально-экономическое развитие России

  • Обострение социальных отношений

  • Органы системы управления.

  • 3. Россия в конце XVI — начале XVII века.«Смутное время»

  • Восстание Ивана Болотникова 1606–1607 годов.

  • 4. Русская культура XVI — начала XVII века Книгопечатание

  • Переписка князя А.

  • Регламентация русской жизни

  • Архитектура

  • Контрольные вопросы и задания

  • Учебное пособие История России. История россии


    Скачать 2.76 Mb.
    НазваниеИстория россии
    АнкорУчебное пособие История России.doc
    Дата28.02.2017
    Размер2.76 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаУчебное пособие История России.doc
    ТипУчебное пособие
    #3215
    страница4 из 25
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25
    ГЛАВА IV
    РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО
    В XVI — НАЧАЛЕ XVII ВЕКА

    Развитие Российского государства в XVI — начале XVII века протекало в сложных условиях.  К отсталости страны, унаследованной от монголо-татарского ига, и обусловленному этим относительно невысокому уровню городской жизни прибавились новые существенные факторы, тормозившие социально-экономическое развитие России.  К числу этих факторов относились: а) тяжелая борьба с внешними врагами за обеспечение безопасности на Западе и сохранение государственного единства русских земель; б) включение в состав государства обширных территорий; значительное передвижение населения от центра на окраины, которое привело к большой пестроте форм общественно-экономического строя и к замедлению развития центральных городов; в) отсутствие выхода к морям и, следовательно,— возможности широкого развития внешней торговли.

    Государственное объединение России началось, как и в некоторых других странах, при феодальном укладе ее хозяйства.  Поэтому в первые два столетия своего существования Российское государство еще не имело прочного экономического единства и сохраняло множество пережитков феодальной автономии.  В этих условиях рост экономики страны проходил экстенсивным путем за счет освоения новых земель.  Города росли медленно, сохранялся типичный феодальный характер.  Внешняя торговля продуктами сельского и промыслового хозяйства не меняла натурального характера экономики в стране в целом.  Зарождение буржуазных элементов, серьезно заторможенное вследствие указанных выше условий, не могло серьезно влиять на общественные процессы: в социально-экономическом развитии России определяющим стало сохранение и усиление крепостнических общественно-экономических отношений.  Крепостнические методы решения задач в области производства и финансов на каком-то этапе могли дать экономический эффект.  Но усиление эксплуатации населения подавляло возможности развития буржуазных элементов и тем самым консервировало отсталые феодальные общественно-экономические отношения, тормозило развитие экономики страны глобально.  

    Возникновение единого Российского государства имело большое историческое значение.  Ликвидация политических перегородок на территории страны и прекращение феодальных войн создавали благоприятные условия для развития политической надстройки.  Чисто феодальными методами великокняжеская власть добивалась единства системы управления в стране.  Перевес материальных сил великого князя и союзной с ним церкви над другими феодалами давал ему возможность справляться с сильными сепаратистскими устремлениями.  

    Однако и политическое единство страны находилось долгое время под угрозой ввиду далеко не преодоленной еще экономической раздробленности страны, порождавшей центробежные выступления феодальных группировок.  Только новый период русской истории (примерно с XVII века) характеризовался действительно фактическим слиянием всех земель и княжеств в одно целое.  

    В XVI веке происходит динамичный подъем русской культуры, в которой прослеживается слияние местных художественных школ в общемосковскую, общерусскую культуру. В это же время завершается формирование великорусской народности. В русских землях, вошедших в состав единой державы, все больше общего обнаруживалось в языке, быте, нравах, обычаях и т. п. В XVI веке ощутимее, чем прежде, проявлялись светские элементы в культуре.

    1. Социально-экономическое развитие России

    К концу XVI века территория России увеличилась почти вдвое по сравнению с серединой века.  В нее вошли земли Казанского, Астраханского и Сибирского ханств, Башкирия.  Велось освоение плодородных земель на южной окраине страны.  Были предприняты попытки выхода к Балтийскому побережью.  Население России в конце XVI века насчитывало 9 млн человек.  Основная его часть была сосредоточена на северо-западе (Новгород) и в центре страны (Москва). Однако его плотность даже в наиболее населенных землях России, по подсчетам историков, составляла лишь 1–5 человек на 1 км2. В Европе в то же время плотность населения достигала 10–30 жителей на 1 км2. Территория страны к концу правления Ивана IV увеличилась более чем в десять раз по сравнению с тем, что унаследовал его дед Иван III в середине XV столетия.  В ее состав вошли богатые и плодородные земли, но они еще требовали освоения.  С присоединением земель Поволжья, Приуралья, Западной Сибири еще более пестрым стал национальный состав населения страны.

    Экономика России носила традиционный характер, основанный на господстве натурального хозяйства.  Боярская вотчина оставалась господствующей формой землевладения.  Наиболее крупными были вотчины великого князя, митрополита и монастырей.  Бывшие местные князья стали вассалами Государя всея Руси.  Их владения превращались в обычные вотчины («обояривание князей»).  Расширялось, особенно со второй половины XVI века, поместное землевладение.  Государство в условиях недостатка денежных средств для создания наемной армии, желая поставить под контроль центральной власти бояр-вотчинников и удельных князей, пошло по пути создания государственной поместной системы.  Например, в центре страны в районе Тулы 80% владений в конце XVI века были поместьями.  Раздача земель привела к тому, что во второй половине XVI века значительно сократилось черносошное крестьянство в центре страны и на северо-западе (напомним, что это крестьяне, жившие в общинах, платили подати и несли повинности в пользу государства).  Значительное количество черносошных крестьян осталось лишь на окраинах (Север страны, Карелия, Поволжье и Сибирь).  В особом положении находилось население, жившее на осваиваемых землях Дикого Поля (на реках: Днепр, Дон, Волга — средняя и нижняя части, Янка).  Во второй половине XVI века на южных окраинах России значительную роль стало играть казачество (в переводе с тюркского «удалец», «вольный человек»).  Крестьяне бежали на свободные земли Дикого Поля.  Там они объединялись в своеобразные военизированные общины; все важнейшие дела решались на казацком кругу.  Вскоре в среду казачества проникло имущественное расслоение, что вызвало борьбу между беднейшими казаками — голытьбой и старейшинами — казацкой верхушкой.  С XVI века правительство использовало казаков для несения пограничной службы, снабжало их порохом, провиантом, выплачивало им жалованье.  Такое казачество, в отличие от «вольного», получило название «служилого».

    К концу XVI века в России насчитывалось примерно 220 городов.  Крупнейшим городом была Москва, население которой составляло около 100 тысяч человек (в Париже и Неаполе в конце XVI века проживало 200 тысяч человек; в Лондоне, Венеции, Амстердаме, Риме — 100 тысяч).  Остальные города России, как правило, имели по 3–8 тысяч человек.  В Европе же средний по размеру город XVI века насчитывал 20–30 тысяч жителей.

    В XVI веке в русских городах продолжалось развитие ремесленного производства.  Специализация производства, тесно привязанного к местному сырью, тогда носила исключительно естественно-географический характер.  Тульско-Серпуховской, Устюжно-Железопольский, Новгород-Тихвинский районы специализировались на производстве металла; Новгородско-Псковская земля и Смоленский край были крупнейшими центрами производства полотна и холста.  Кожевенное производство получило развитие в Ярославле и Казани.  Вологодский край обеспечивал страну солью и т.  п.  По всей стране велось крупное по тем временам каменное строительство.  В Москве появились первые большие казенные предприятия — Оружейная палата, Пушечный и Суконный дворы.

    Значительную часть территории городов занимали дворы, сады, огороды, луга бояр, церквей и монастырей.  В их руках были сосредоточены денежные богатства, которые отдавались под проценты, шли на покупку и накопление сокровищ, а не вкладывались в производство.

    В результате экспедиции англичан X. Уиллоби и Р. Ченслера, искавших путь в Индию через Ледовитый океан и оказавшихся в устье Северной Двины, в середине XVI века были установлены морские связи с Англией. С англичанами заключали льготные соглашения, была основана Английская торговая компания. В 1584 году зародился город Архангельск. Однако климатические условия этого района ограничивали судоходство по Белому морю и Северной Двине тремя-четырьмя месяцами в году. Великий Волжский торговый путь после присоединения поволжских ханств (остатков Золотой Орды) связал Россию со странами Востока, откуда везли шелк, ткани, фарфор, краски, пряности и т. д. Из Западной Европы через Архангельск, Новгород, Смоленск Россия ввозила оружие, сукно, драгоценности, вина — в обмен на меха, лен, пеньку, мед, воск.

    Анализ социально-экономического развития России в XVI веке показывает, что в стране в это время происходил процесс укрепления традиционной феодальной экономики.  Рост в городах мелкотоварного производства и торговли не привел к созданию очагов буржуазного развития.

    События на рубеже XVI — XVII веков получили, с легкой руки современников, название «смутное время».  Время лихолетья затронуло все стороны русской жизни — экономику, власть, внутреннюю и внешнюю политику, идеологию и нравственность.  Причины смуты заключались в обострении социальных, сословных, династических и международных отношений в конце правления Ивана IV и при его преемниках.

    Тяжелейший экономический кризис получил название «порухи 70–80-х годов XVI века».  Запустели наиболее развитые в экономическом отношении Центр (Москва) и Северо-Запад (Новгород и Псков) страны.  Часть населения разбежалась, другая – погибла в годы опричнины и Ливонской войны.  Более 50% пашни (а местами до 90%) оставались необработанными.  Резко возрос налоговый гнет, цены выросли в 4 раза.  В 1570–1571 годах по стране прокатилась эпидемия чумы.  Крестьянское хозяйство потеряло устойчивость, в стране начался голод.  Помещики в этих условиях не могли выполнить свои обязанности перед государством, а у последнего не доставало средств для ведения войны и управления державой.  Центральная власть пошла по пути прикрепления основного производителя — крестьянства — к земле феодалов-землевладельцев.  В конце XVI века в России в государственном масштабе фактически установилась система крепостного права.

    Крепостное право — высшая форма собственности феодала на крестьянина, основанная на прикреплении крестьянина к земле феодала (боярина, помещика, монастыря и т.  п.) или феодального государства (при отсутствии частного собственника земли, когда крестьянские общины несут повинности в пользу государства).  Ряд историков считает, что крепостное право было введено царским указом в 1592 или 1593 году.  Однако текст указа не найден, имеются лишь косвенные доказательства его существования.  Большинство историков придерживается мнения, что крепостное право сложилось в результате последовательного издания серии указов, ограничивших, а потом на практике отменивших право свободного перехода от одного феодала к другому.  Как государственная система крепостничество фактически сложилось в конце XVI века и было окончательно юридически оформлено «Соборным Уложением» 1649 года.

    В конце XVI века правительство приняло ряд постановлений, приведших на практике к закрепощению крестьян. В 1581 году впервые были введены «заповедные лета» — годы, в которые запрещался переход крестьян даже в Юрьев день (от слова «заповедь» — запрет).  До сих пор не вполне ясно, действовали «заповедные годы» на территории всей Руси или в отдельных землях. Неизвестна также их периодичность. В 80–90-е годы XVI века началось составление писцовых книг. Все население к 1592 году было включено в специальные книги, и появилась возможность установить, кому из феодалов принадлежали крестьяне. Тогда, по мнению ряда историков, и был издан специальный указ о запрещении крестьянских переходов, что означало установление крепостного права. В 1597 году впервые был принят указ о сыске беглых крестьян. Крестьяне, бежавшие после составления писцовых книг 1592 года (срок сыска 5 лет), при обнаружении должны были возвращаться прежнему владельцу. В 1607 году по «Уложению» царя Василия Шуйского срок сыска беглых устанавливался в 15 лет. Те, кто принимал беглых крестьян, подвергались штрафу в пользу государства и выплачивали компенсацию старому владельцу. В 1597 году кабальные холопы (люди, попавшие в рабство за долги), лишались права стать свободными после выплаты долга и закреплялись за своими владельцами-кредиторами. Добровольные холопы (люди, служившие по вольному найму) превращались после полугода работы в полных холопов.  И кабальные, и вольные холопы становились свободными только после смерти господина.

    Государство должно было обеспечить розыск и возвращение беглых крестьян к их владельцам.  Введение государственной системы крепостного права привело к резкому обострению социальных противоречий в стране и создало базу для массовых народных выступлений.  Обстановка в России накалилась.  Обострение социальных отношений— одна из причин «смутного времени».

    2. Внутренняя и внешняя политика России
    в XVI веке. Иван Грозный


    Политику «собирания» русских земель, активно начатую Василием I, продолжил Василий III. В 1510 году был присоединен Псков и уничтожена псковская феодальная республика. Начав войну с Литвой, Василий III в 1514 году взял Смоленск. В 1517–1523 годах он выгнал удельных князей из Чернигово-Северской земли и подчинил их владения непосредственно великому князю. В 1521 году Василий III присоединил к России княжество Рязанское.

    Главный итог его правления — окончание процесса политического и территориального объединения русских земель и создание единого многонационального государства.  Была создана система управления единым государством.

    Органы системы управления.  Боярская дума — совещательный орган при великом князе.  Состав ее с XVI века — бояре и окольничие: до 12 бояр и до 12 окольничих, все из аристократических семей.  Дворец — возглавлялся дворецким, ведавшим личными (дворцовыми) землями великого князя.  Казна, возглавлявшаяся казначеями, была главным государственным хранилищем, а также государственной канцелярией, руководившей и внешней политикой.  Впоследствии из казны выделились главные органы отраслевого управления — приказы.

    Княжеское землевладение сближалось с вотчинным.  Этот процесс закончился в середине XVI века.  Старое вотчинное землевладение расширялось за счет новоприсоединенных княжеств; с другой стороны, за счет семейных разделов старые феодальные вотчины мельчали.  Фонд вотчинных земель уменьшался и из-за роста церковного землевладения.  Такое измельчание и обезземеливание части вотчинников противоречило государственным интересам.  Образование единого государства создало возможности для активной внешней политики, а она требовала увеличения вооруженных сил.  У каждого воина должна была быть земельная собственность.  В этой обстановке были необходимы земельные раздачи.  Феодалов, переселенных на новые места, «испомещенных» там, назвали помещиками, а их владения — поместьями.  Первоначально поместья мало отличались от вотчин: они наследовались, а вотчинники также должны были служить.  Важно, что поместья было запрещено продавать и дарить.  Первыми помещиками были мелкие слуги великих князей (ключники, псари и т.  п.).  Со временем помещикам начали раздавать земли черносошных крестьян.  Развитие поместной системы уже в начале XVI века привело к резкому сокращению количества черносошных крестьян в центре России, к большему огосударствлению личной жизни страны и ее крестьян.

    В 1533 году, после смерти Василия III, царский престол унаследовал трехлетний Иван IV.  Правительницей государства стала его мать, великая княгиня Елена Васильевна (урожденная княгиня Глинская), вторая жена Василия III.  Дяди Ивана, удельные князья Юрий и Андрей Ивановичи, которых считали опасными претендентами на престол, были посажены в тюрьму и скоро умерли «страдальческою смертию».  Во время смуты некоторые князья-бояре бежали в Литву.  В 1538 году Елена Глинская умерла (по слухам, отравленная боярами), и малолетний князь остался круглым сиротой.  Мальчик-государь, впечатлительный и наблюдательный, рос в обстановке заброшенности и пренебрежения.  Не прекращалась борьба за власть между боярскими группировками Бельских, Шуйских, Глинских.  Борьба за власть дезорганизовывало правительственную деятельность, в результате чего ухудшилось положение народных масс.  В 1540–1550 х годах усилились выступления крестьян, которые нередко носили разбойничий характер.  В июне 1547 года в Москве вспыхнул сильный пожар.  Около четырех тысяч москвичей погибли в огне пожарища.  Город почти полностью выгорел.  Иван IV и его приближенные спрятались в селе Воробьеве.  А на «пятой день после великого пожару черные люди града Москвы от великие скорби пожарные восколе-башася» и подняли бунт, обвиняя родственников царя Глинских в поджогах.  Восставшие убили дядю царя — боярина князя Юрия Глинского — «и детей боярских многих побиша».  Пораженный московским пожаром и народным бунтом Иван IV всецело доверился Сильвестру, который умел держать его в суеверном страхе.  Вокруг молодого царя образовался круг советников (так называемая «Избранная Рада»), который составляли митрополит Макарий, священник Сильвестр, дворянин Алексей Адашев и князь Андрей Курбский.  В 1547 году Иван торжественно венчался на царство «венцом царским» («шапкою Мономаха») и официально принял титул царя и великого князя «всея Руси» (16 января 1547 года).  Через две недели Иван женился на Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой (из старого боярского рода), с которой прожил более 13 лет.  В 1550 году Иван IV созвал Собор представителей разных областей своего царства, на котором обличал «неправды и злоупотребления боярского правления» и обещал, что отныне он сам будет «судьею и обороною» для своего народа.  Законодательной основой правления стал Судебник 1550 года, основанный на Судебнике 1497 года; новый Судебник был расширен и систематизирован.  Было подтверждено право перехода крестьян в Юрьев день, но при этом увеличено «пожилое» (плата феодалу за уход).  Усилилась власть феодала.  Юридическое положение крестьян приближалось к статусу холопа.  Ужесточились наказания.  Впервые в этом Судебнике вводились наказания для бояр и дьяконов-взяточников, ограничивались права наместников и волостелей.

    Первые функциональные органы управления — приказы первоначально назывались избами.  В 1556 году, после отмены «кормлений», население перешло от уплаты «кормленичего дохода» к уплате общегосударственного налога — «кормленичего откупа».  Рядом «уставных» царских грамот, данных различным областям, правительство отменяло управление наместников и волостелей и передавало местное управление и суд в руки избранных посадскими людьми и волостными крестьянами «излюбленных судей, старост или “голов”, которые должны были “крестьян судити и управу меж них чинити” во всех делах “вправду” и “безволокитно”», и только те дела, которые им было «кончать не мочно», присылали для доклада в Москву.

    В 1551 году был созван большой церковный собор, «которому царь предложил обширный проект церковных реформ, имевший целью привести в порядок религиозно-нравственную жизнь народа».  Избранная Рада проводила серьезные реформы, рассчитанные на длительный период.  Иван IV же стремился к немедленным результатам.  При неразвитости аппарата государственной власти, быстрое движение к централизации было возможно лишь при помощи террора.  Избранная Рада была против этого.  Падение Избранной Рады стало прологом к опричнине.

    В декабре 1564 года царь со всем своим семейством, захватив утварь, иконы, кресты, платье и всю свою казну, выехал из столицы и остановился в Александровской слободе.  Отсюда через месяц он прислал в Москву две грамоты.  В одной, обращенной к боярам, духовенству, служилым и приказным людям, «клал свой государев гнев на все духовенство и бояр, на всех служилых и приказных людей, поголовно обвиняя их в том, что они о государе, государстве и обо всем православном христианстве не радели, от врагов их не обороняли, напротив, сами притесняли христиан, расхищали казну и земли государевы, а духовенство покрывало виновных, защищало их».  Царь сообщал, что «от великие жалости сердца, не хотя их многих изменных дел терпети», он должен был «оставить свое государство».  В другом письме, к купцам, простонародью и всем тяглым людям Иван IV демагогично писал о том, чтобы они себе «никоторого сумления не держали, гневу на них и опалы никоторые нет».  Эти демагогические письма произвели действие, на которое царь и рассчитывал. В слободу к царю отправилась депутация из высшего духовенства, бояр, приказных людей с архиепископом новгородским Пименом во главе, которые шли «бить челом государю и плакаться, чтобы государь правил, как ему угодно, по своей государской воле».  Иван возвратился в Москву в феврале 1565 года и созвал государственный совет из бояр и высшего духовенства.  В  совете он предложил условия, на которых принимал обратно власть.  Условия состояли в том, чтобы ему «на изменников своих и ослушников опалы класть, а иных казнить, имущество их брать в казну».  Для обеспечения своей безопасности от (воображаемой) угрозы измен Иван IV учредил для себя свой особый двор «опричнину», для которой он набрал себе сначала тысячу, а потом до 6000 «человек скверных и всякими злостьми исполненных» (по выражению князя А.  Курбского).  Он одел их в черную одежду, посадил на черных коней, а на седло велел привязать символы их власти и деятельности — метлу и собачью голову, в знак того, что они грызут царских недругов и выметают измену из Русской земли.

    На содержание двора, «на свой обиход», царь выделил до 20 городов с уездами и несколько отдельных волостей, в которых земли были розданы опричникам, а прежние землевладельцы выведены из своих вотчин и поместий и получали земли в неопричных уездах.  «Государство же свое московское», т.  е.  всю остальную землю, подвластную московскому государю, с ее воинством, судом и управой, царь приказал ведать и всякие дела земские делать боярам, которым велел быть «в земских», и эта половина государства получила название земщины.

    Запомните! Термин «опричнина» происходит от слова «опричь» — кроме.  Так назвал Иван Грозный территорию, которую он просил выделить себе в особый удел.  В опричнину Иван IV включил наиболее важные земли.  В нее вошли поморские города, города с большими посадами и важные в стратегическом отношении.  Царь назначил для «земщины» особого «царя», крещеного касимского хана Симеона Бекбулатовича «себе же раболепно смири», но скоро опять «воспринял» всю свою власть, «тако Божими людьми играя».  Перед заграницей царь Иван стыдился своей опричнины и даже пытался отрицать самое ее существование.

    Опричнина по своей форме напоминала возвращение ко временам феодальной раздробленности, однако она преследовала другую цель — уничтожить остатки феодального дробления в России.  Опричники были не только личной стражей царя, но и участниками многих боевых операций.  «И все же палаческие функции для многих из них,— считает историк В.  Б.  Кобрин,— особенно для верхушки, были главными» (В.  Б.  Кобрин «Иван Грозный». М., 1993).  Террор начался сразу же после учреждения опричнины.  Уже в феврале 1565 года было казнено 5 человек из высшей аристократии, в том числе опытный государственный деятель старый боярин И.  В.  Федоров.  В 1568 году митрополит Филипп из рода Колычевых публично перед всем народом в Успенском соборе обличил в жестокости Ивана Грозного, угрожал ему гневом Божиим и требовал, чтобы он прекратил проливать кровь невинных людей.  По приказу царя Филипп был низложен и сослан в Отрочь в монастырь под Тверью, где через год был убит царским опричником Малютой Скуратовым. Кульминацией опричнины стали конец 1569 — лето 1570 года. Царь поверил ложному доносу о том, что новгородцы намереваются изменить ему и уйти в Литву, а на его место посадить старицкого князя Владимира Андреевича. В сентябре 1569 года Иван Грозный вызвал к себе Владимира Андреевича с женой и младшей дочерью и заставил их принять яд.  По дороге к Новгороду опричники устроили кровавые погромы в Твери, Торжке.  Погибло множество жителей, содержавшиеся там ливонские и литовские пленные.  В январе 1570 года начался погром в Новгороде, продолжавшийся больше месяца.  По подсчетам историка Р.  Г.  Скрынникова (Царство террора.  М., 1993) погибло 3–4 тыс.  человек, а исследователь В.  Б.  Кобрин («Иван Грозный».  М., 1993) полагает, что число жертв доходило до 10–15 тыс.  человек.  Много жертв было и в Пскове.

    Весной 1570 года были обвинены в измене уже многие из руководителей опричнины.  15 июля 1570 года состоялась публичная казнь более ста человек на Красной площади в Москве.  В  1571 году крымский хан Девлет-Гирей совершил очередной набег на Русь.  При этом бо´льшая часть опричников, которые должны были держать оборону берега Оки в районе Калуги, на службу не вышла.  Хану удалось обойти русские войска и беспрепятственно подойти к Москве. Девлет-Гирей сжег и разграбил город и, забрав огромное количество пленных, ушел из Москвы. Осенью 1572 года Иван Грозный опричнину «отставил» (т.  е.  отменил).  Наказанию подлежал тот, кто только осмелится произнести слово «опричнина», которое превратилось в крамольное.  «Уже не было опричнины, но жертвы еще падали, хотя и реже, менее числом: тиранство казалось утомленным, дремлющим...» (Н.  М.  Карамзин).  И после отмены не оправдавшей себя опричнины деспотичный режим Ивана IV сохранялся.  Не случайно Иван IV получил имя Грозного.

    Правительство Ивана IV вело энергичную внешнюю политику.  В 1552 году большое русское войско (до 150 тысяч со 150 пушками) во главе с царем двинулось к Казани.  После продолжительной бомбардировки, взрывов, подкопов и страшного кровопролитного штурма столица Казанского царства была взята.  В 1556 году было завоевано Астраханское ханство.  Таким образом, всё среднее и нижнее Поволжье вошло в состав Московского государства.  В 1558 году Иваном IV была начата Ливонская война (продолжалась до 1583 года) «с целью пробиться к Балтийскому морю и завязать непосредственные сношения с Западной Европой, попользоваться ее богатой культурой» (В.  О.  Ключевский).  Ливонская война поначалу складывалась для России удачно.  Русские войска взяли Нарву, Юрьев и около 20 ливонских городов.  В 1560 году войска ордена были разбиты, а в 1561 году Ливонский орден распался.  Новый магистр Кетлер признал себя вассалом короля литовского и польского Сигизмунда II Августа (Литва и Польша объединились в 1569 году в Речь Посполитую).  Россия оказалась перед превосходящим противником.  Иван IV, однако, решил продолжать борьбу, и в 1563 году русские войска опустошили литовские владения и взяли древний русский город Полоцк.  Это был последний успех русских войск.  В 1564 году на сторону поляков перешел князь Андрей Курбский, ранее командовавший русскими войсками.  Долгое время Ливонская война продолжалась без решительных успехов с той или другой стороны, но в 1579 году польский король Стефан Баторий, перейдя в наступление, взял обратно Полоцк.  Все завоевания Ивана IV Грозного в Лифляндии также были потеряны. В 1581 году Стефан Баторий вторгся в русские пределы, овладел Великими Луками и осадил Псков.  Шведы захватили Нарву.  Героическая оборона Пскова (его жители отбили 30 штурмов и совершили около 50 вылазок) сорвала польские планы дальнейшего похода на Россию. В 1582 году в Яме-Запольском было заключено перемирие на 10 лет.  В 1583 году было заключено Плюсское перемирие со Швецией.  По условиям перемирий с Польшей и Швецией Россия утратила свои приобретения в Ливонии, Белоруссии, часть побережья Финского залива (города Иван-город, Ям, Копорье).  Ливонская война, длившаяся 25 лет, кончилась поражением России.  Поражение явилось следствием экономической отсталости России, которая не смогла успешно выдержать длительную борьбу с сильными противниками.

    Важным событием царствования Ивана IV было присоединение к России Сибирского царства, завоеванного донскими казаками под начальством Ермака Тимофеевича в 1582 году.

    3. Россия в конце XVI — начале XVII века.
    «Смутное время»


    «По духовной 1572 года царь Иван назначил своим преемником старшего сына Ивана»,— пишет В.  О.  Ключевский.  Но смерть наследника от руки отца в 1581 году упразднила это завещательное распоряжение, а нового завещания царь не успел составить.  «Так второй его сын Федор, став старшим, остался без юридического титула, без акта, который давал ему право на престол».  Этот недостающий акт и создан был Земским собором.  Русское известие говорит, что в 1584 году, по смерти царя Ивана, пришли в Москву из всех городов «именитые люди» всего государства и молили царевича, «чтоб был царем».  Англичанину Горсею, жившему тогда в Москве, этот съезд именитых людей показался похожим на парламент, составленный из высшего духовенства и «всей знати, какая только была».  Польский посол Сапега так описывает Федора: «Царь мал ростом, довольно худощав, с тихим, даже подобострастным голосом, с простодушным лицом, ум имеет скудный или, как я слышал от других и заметил сам, не имеет никакого, ибо, сидя на престоле во время посольского приема, он не переставал улыбаться, любуясь то на свой скипетр, то на державу» (Горсей Дж.  Записки о России XVI — начала XVII в. М., 1990; Проезжая по Московии. М., 1991).

    Между приближенными к престолу началась борьба за власть и за влияние на слабого царя.  После смерти в 1586 году царского дяди по матери Никиты Романовича Юрьева на первое место выдвинулся царский шурин Борис Федорович Годунов.  «Пользуясь характером царя и поддержкой сестры-царицы, он постепенно оттеснил от дел других регентов и сам стал править государством именем зятя.  Его мало назвать премьер-министром; это был своего рода диктатор или...  соправитель: царь...  учинил его над государством своим во всяких делах правителем, сам предавшись “смирению и на молитву”»,— писал В.  О.  Ключевский.

    Внешняя политика государства при царе Федоре (фактическим правителем был Борис Годунов) была успешной.  После кратковременной войны со Швецией 1590–1593 годов Россия возвратила южное побережье Финского залива (города Иван-город, Ям, Копорье, Корелу), потерянное Грозным, и заключила со Швецией «вечный мир» (1595 год).  На 15 лет было заключено перемирие с Польшей, успешно отражено нападение Крымского хана.  В Сибири продолжалось покорение и колонизация страны.  Русскими стали территории нынешней Тюмени, Тобольска (1589 год) и ряда других городов.

    Важным фактором внутренней политики явилось учреждение в Москве патриаршества в 1589 году.  С согласия православных восточных патриархов московский митрополит Иов был возведен в сан патриарха Московского и всея Руси.  Впервые «для науки разных языков и грамотам» было отправлено в Англию, Францию, Германию несколько молодых дворян.

    В 1591 году в г.  Угличе при загадочных обстоятельствах погиб младший сын Ивана Грозного — царевич Дмитрий.  Согласно официальной версии, это был несчастный случай: царевич сам себя «поколол» ножом во время эпилептического припадка.  Однако народная молва не поверила версии о случайном самоубийстве царевича.  Шепотом говорили о том, что царевич убит по наущению Бориса Годунова, который надеялся сам стать «царем по смерти бездетного Федора».  В 1598 году, после смерти царя Федора, Земский собор избрал Бориса Годунова царем (годы правления — 1598–1605).  Новый царь отказался от политики террора, свойственной Ивану IV Грозному.  Выход из запустения страны Борис видел в закрепощении крестьян.  В 1592–1593 годах вышел указ о закрепощении крестьян и запрещении их перехода по всей стране и навсегда.  В 1597 году Борис Годунов издал указ об урочных летах (5-летний срок исковой давности по тяжбам о возвращении беглых); это сопровождалось усилением зависимости холопов; лишением прав кабальных холопов освобождаться выкупом.  Теперь только смерть хозяина делала их свободными.  Люди, служившие по вольному найму, после полугода службы обращались в настоящих холопов.

    Вместе с тем, Годунов стремился к сплочению, к консолидации всего господствующего сословия.  Внутренняя политика Б.  Годунова была направлена на стабилизацию положения в стране.  При Годунове возникли города: Самара, Саратов, Царицын, Уфа, Воронеж.  Облегчилось положение посадского населения: крупные феодалы больше не имели права держать в своих «белых» (не обложенных податями) слободах ремесленников и торговцев.  Все, кто занимался промыслами и торговлей, должны были теперь входить в посадские общины и платить государственные налоги — «тянуть тягло».

    Экономический подъем на рубеже XV–XVI веков был прерван неурожаем: в 1601 году затяжные дожди не давали убирать хлеб.  Борис пытался бороться с голодом — организовал раздачу денег бедным, привлекал их к платным строительным работам, но рост цен на хлеб обесценивал деньги.  Тогда началась бесплатная разадача хлеба из государственных хранилищ.  К бесплатному хлебу со всех сторон в Москву и в крупные города устремились голодающие.  Хлеба на всех не хватало; началась спекуляция хлебом.  Рассказывали, что некоторые богатые люди не стеснялись переодеваться в лохмотья и получать бесплатный хлеб, чтобы продать его втридорога.  Житницы бояр, монастырей и даже патриарха оставались закрытыми.  Три года (1601–1603 годы) в стране бушевал страшный голод.  По мнению некоторых историков, причины голода коренились в крепостничестве, но даже мысль о восстановлении права крестьян на переход не приходила в голову царю.  Единственной мерой, на которую он решился, было разрешение в 1601–1602 годах временного ограниченного перехода некоторых категорий крестьян.  Эти указы не принесли облегчения крестьянам.

    Народные волнения охватили большие территории.  В 1603 году вспыхнуло крупное восстание холопов в Подмосковье под предводительством Хлопка.  Обострение внутриполитической ситуации привело к резкому падению престижа Бориса и в народных массах, и в среде феодалов.  В этих условиях возникла историческая фигура Лжедмитрия I: в 1601 году в Польше появился молодой человек, который выдавал себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия.  Правительство Годунова объявило его самозванцем Юшкой (в монашестве — Григорий Богданов, сын Отрепьева, дьякон-расстрига Чудова монастыря, состоявший при патриархе Иове «для письма»).  В Москве Юшка служил холопом у бояр Романовых, у князя Черкасского, потом принял монашество, «за книжность и составление похвалы московским чудотворцам» взят был к патриарху в книгописцы.  Лжедмитрий I обратился за помощью к польским магнатам, а затем к королю Сигизмунду III.  Ради его поддержки Лжедмитрий тайно принял католичество и обещал сделать эту религию государственной на Руси, магнатам — дать земли на западе России.  Королевская Польша официально не решилась поддержать самозванца, но к идее вторжения отнеслась благосклонно.  В октябре 1604 года Лжедмитрий I вошел в московские пределы.  Войскам Лжедмитрия предстояло идти через Северную землю, где собралось много недовольных своим положением мелких служилых людей, подвергающихся особо сильной эксплуатации в небольших поместьях крестьян, остатков разгромленных войсками Годунова казаков...  наконец, беглых, собравшихся здесь в голодные годы.  Именно эти недовольные массы, а не польская помощь, помогли Лжедмитрию дойти до Москвы и воцариться там.  Царь Борис Годунов послал против мятежников большое войско, но в его войске были «шатость» и «недоумение».  В начале 1605 года под Добрыничами Лжедмитрий I был разбит, но вскоре под его знаменем вновь собрались достаточные силы, и он двинулся к Москве, где его с нетерпением ждали.

    В апреле 1605 года царь Борис умер, и его войско перешло на сторону противника.  В июне 1605 года Лжедмитрий I вступил в Москву.  Москва с торжеством приняла своего «природного государя» царя Дмитрия Ивановича.  Федор Борисович Годунов и его мать были убиты до прихода в Москву Лжедмитрия.

    Лжедмитрий I, правивший в 1605–1606 годах, оказался деятельным и энергичным политиком.  Он не торопился выполнять обещания, данные Польше.  Ни Смоленск, ни Северскую землю он не отдал польскому королю, но соглашался заплатить за них выкуп.  Православие оставалось государственной религией.  Он принял титул императора и пытался создать союз европейских держав для борьбы против Турции.  Чтобы заручиться поддержкой дворянства, Лжедмитрий I щедро раздавал земли и деньги, которые занимал у монастырей.  Это, а также слухи о католичестве царя тревожили духовенство.  Крепостное право было подтверждено, но крестьянам, ушедшим от своих господ в голодные годы, было дано разрешение оставаться на новых местах.  В начале мая 1606 года к царю приехала из Польши его невеста Марина Мнишек; обвенчавшись с ней, он короновал ее как царицу, хотя она отказалась перейти в православие.

    Усиление польского влияния встревожило бояр, и они во главе с В.  Шуйским призвали московский народ выступить против поляков (17 мая 1606 года).  С кучкой заговорщиков бояре ворвались в Кремль и убили Лжедмитрия I, в то время как «московский люд был занят» избиением поляков.  Руководитель боярского заговора князь Василий Иванович Шуйский «был — не скажем избран, но выкрикнут царем» (С.М.Соловьев).  Шуйский правил в 1606–1610 годах и впервые в истории России присягнул подданным: дал «запись», соблюдение которой закрепил целованием креста.  Шуйский обещал «всякого человека не осудя истинным судом с бояры своими, смерти не предати».  Правда, на практике он редко считался со своей записью.  Воцарение Шуйского стало поводом для всеобщей смуты.  Осенью 1606 года в Москве пролилась первая кровь.

    Восстание Ивана Болотникова 1606–1607 годов. После воцарения Шуйского положение крестьянства, особенно на Юго-Западе России, не улучшилось, напротив: если Лжедмитрий I на 10 лет освободил эти территории от уплаты налогов, то Шуйский восстановил обложение.  В крестьянскую смуту вовлеклись низшие неслужилые, земские классы населения, тяглые и нетяглые.  Предводителем посадских людей, беглых крестьян и холопов стал бывший холоп князя Телятевского Иван Исаевич Болотников.  В июле 1606 года Болотников с примкнувшим к нему дворянством южных уездов под предводительством Сумбулова, Ляпунова и других двинулся к Москве.  В августе 1606 года состоялась битва под Кромами, в которой царское войско потерпело поражение; после захвата Ельца, Болотников двинулся на Тулу.  «Успехом своего похода Болотников был обязан поддержке дворянства» (В. О. Ключевский). Взяв Калугу и Каширу, Болотников остановился в Коломенском.  «...Под Москвой произошло разделение на минуту соединившихся классов» (В.  О.  Ключевский).  В ноябре 1606 года дворянские отряды Ляпунова, Сумбулова перешли на сторону Шуйского, но с Болотниковым остались и поддерживали его до конца князья Григорий Шаховской и Андрей Телятевский.  Движение осталось социально неоднородным.  Болотников, потерпев поражение под Москвой, отошел к Калуге, а затем к Туле, где терские казаки под командованием Илейки Муромца помогли ему укрепиться.  После безуспешной многомесячной осады Тулы царь Василий Шуйский пошел на хитрость.  Он пообещал сохранить жизнь восставшим, если они сложат оружие.  Восставшие капитулировали.  Шуйский не сдержал своего слова — вожди восставших были казнены.  

    Причины неудачи восстания историки видят в отсутствии у войск Болотникова четкой социальной программы.  Отдельные отряды крестьян так и не смогли объединиться в хорошо организованную и дисциплинированную армию.

    В 1607 году в Стародубе появился новый самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия.  Под знаменами самозванца собрались представители угнетенных народных низов, а также часть служилых людей, казаки и большие отряды польских авантюристов.  Марина Мнишек, спасшаяся во время переворота 17 мая 1606 года, согласилась стать женою Лжедмитрия II.  Лжедмитрий II с войском подступил к Москве и 1 июня 1608 года расположился станом в подмосковном селе Тушино (отсюда его прозвище: «Тушинский вор»).  В тушинский лагерь пришло из Москвы немало недовольных московских бояр и князей. В феврале 1609 года Василий Шуйский заключает договор со Швецией, рассчитывая на помощь в войне с самозванцем.  Согласно договору, Россия отдавала Швеции Корельскую волость на Севере.  Шведы попытались захватить Новгород.  Этот договор со Швецией, находившейся в состоянии войны с Польшей, дал повод польскому королю Сигизмунду III для ведения военных действий против России.  В сентябре 1609 года Сигизмунд III перешел границу с большим войском и осадил русскую крепость Смоленск.  Смоляне в течение 21 месяца оказывали полякам упорное и героическое сопротивление.  В 1610 году талантливый полководец Скопин-Шуйский (племянник царя) вместе со шведским отрядом подошел к Москве, снял 16-тысячную осаду Троицкой Лавры и 12 марта 1610 года победителем вошел в Москву.  В апреле 1610 года Скопин-Шуйский внезапно заболел и умер (по слухам, от отравы).  В результате военных действий и ссоры с поляками Лжедмитрий II был разбит, бежал в Калугу, где его вскоре убили.

    К Москве двинулось польское войско под командой гетмана Жолкевского.  При с.  Клушино поляки разбили московское войско под командой царского брата, князя Дмитрия Шуйского.  Царь Василий Шуйский окончательно потерял всякое доверие и авторитет.  17 июля 1610 года Василий Шуйский был свергнут с престола, а 19 июля насильственно пострижен в монахи.

    До выборов нового царя в Москве было установлено правительство «Князь Ф.  И.  Мстиславский со товарищи» из 7 бояр (так называемая «Семибоярщина» 1610–1613 годов).  Тушинские казаки вновь осадили Москву.  Анархия пугала всех бояр.  17 августа 1610 года русские бояре заключили договор о призвании польского королевича Владислава на русский престол.  К королю Сигизмунду III под Смоленск было послано великое посольство, во главе которого стояли митрополит Филарет и князь Василий Голицын.  В сентябре 1610 года Москва была занята польским войском Жолкевского (вскоре он передал команду Гонсевскому).  С октября 1610 года Москва оказалась на военном положении.  Русское посольство под Смоленском было взято под стражу.  30 ноября 1610 года патриарх Гермоген призвал к борьбе против интервентов. В стране созревает идея созыва всенародного ополчения для освобождения Москвы и России.  После убийства Лжедмитрия II одним из своих приверженцев (декабрь 1610 года) тушинцы присоединились к ополчению.  Зимой 1611 года в Рязани было собрано первое народное ополчение, которое возглавил Прокопий Ляпунов.  Ополчение осадило Москву, занятое поляками, и 19 марта произошел решающий бой.  Отличился князь Д.  М.  Пожарский.  Белый город был занят русскими ополченцами, а Кремль и Китай-город оставался в руках поляков.  30 июня 1611 года был принят «Приговор всей земли».  По этому документу, крестьяне и холопы должны были вернуться в крепостную зависимость; казаки не имели права занимать какие бы то ни было государственные должности.  Это вызвало негодование казаков.  22 июля 1611 года казаки, вызвав на «круг» Ляпунова, убили его.  Дворяне вышли из ополчения.  Но осаду Москвы продолжали казаки во главе с Заруцким и Трубецким, хотя безуспешно.  3 июля 1611 года пал Смоленск.  16 июля 1611 года шведы взяли Новгород.  

    Иноземная оккупация вызывала протест в среде простого народа.  Осенью 1611 года в Нижнем Новгороде староста Козьма Минин обратился к посадским людям с призывом создать ополчение для освобождения Москвы.  Руководителем отряда стал Дмитрий Пожарский.  В марте 1612 года ополчение выступило.  В Ярославле было создано временное правительство «Совет всея земли».  В августе 1612 года в Москве ополченцы второй волны соединились с первым ополчением (казаками Трубецкого).  Ходкевич (польский гетман) пытался прорвать осаду Москвы снаружи, но отступил.  22 октября 1612 года русские ополченцы овладели Китай-городом.  26 октября 1612 года польский гарнизон в Москве капитулировал.

    В январе 1613 года в Москве прошел Земский собор.  Претендентами на престол были польский королевич Владислав, сын шведского короля Карл-Филипп, Иван — сын Марины Мнишек и Лжедмитрия.  Собор избрал на престол 16-летнего сына митрополита Филарета Михаила Федоровича Романова (годы правления 1613–1645).  Его кандидатура устроила всех (таково свойство посредственности).  Быть может, для консолидации страны, восстановления общественного согласия страна нуждалась не в ярких личностях, а в людях, способных спокойно и настойчиво вести консервативную политику.  Избирая Михаила Романова на престол, Собор не сопровождал свой акт никаким договором.  Власть приобретала самодержавно-легитимный характер.  Почти на целый век оказалась отложенной модернизация страны.

    В 1617 году между Россией и Швецией был заключен Столбовский мир.  России был возвращен Новгород, но все побережье Финского залива осталось за Швецией (города Ям, Орешек, Копорье, Корела).  В 1618 году польский королевич Владислав совершил новый поход на Москву, но был разбит, и в деревне Деулино между Россией и Польшей было заключено перемирие.  Россия потеряла Смоленскую, Черниговскую и Северскую землю.  Филарет вернулся из польского плена в Москву, стал патриархом и фактическим правителем страны.  Русский народ отстоял независимость своего государства.

    4. Русская культура XVI — начала XVII века

    Книгопечатание.  Русское книгопечатание берет начало в 1553 году.  В 1564 году дьяк одной из московских церквей Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец напечатали первую книгу с выходными данными («Апостол»).  В печатной литературе XVI века подчеркивалась идея преемственности власти московских государей с византийскими императорами (пример — «Сказание о князьях Владимирских». М., 1955).

    Переписка князя А.М.Курбского с Иваном Грозным. О путях и методах централизации, об отношениях монарха и подданных вели яростный спор талантливые политические противники — Курбский и Иван IV.  Всего известно два послания Ивана IV и три — Курбского.  Оба (царь и князь) были широко образованными (по-средневековому) людьми: знали и Библию, и историю Рима, Византии и Руси, были знакомы с произведениями античных авторов.

    Регламентация русской жизни.  «Домострой» попа Сильвестра.  Книга содержит наставления церковного характера и советы по воспитанию детей и жены (главой дома является муж), как покупать товары на рынке, хранить меха, ходить в гости.  («Домострой» / Сост.: В.  В.  Колесов.  М., 1990).

    Архитектура XVI века.  При Глинской в Москве были построены стены Китай-города.  В конце XVI века «городовых дел мастер» Федор Конь возвел кольцо укреплений «Белого города» (длина около 9,5 км) с 27 башнями.  Конь построил Кремль в Смоленске.  Во второй трети XVI века каменное зодчество заимствует шатровый стиль из деревянного.  Шедевр этого стиля — церковь Вознесения в селе Коломенское (ныне в черте Москвы).  В 1554–1561 годах архитекторы Постник, Яковлев и Барма построили на Красной площади собор Покрова, «что на рву», в честь взятия Казани.

    Живопись.  В XVI веке в живописи продолжалась традиция Андрея Рублева.  Особенно выделялись фрески Дионисия.  Сохранились его росписи в Ферапонтовом монастыре в Белозёрском крае.  Во 2-й половине XVI века появляются портретные изображения, т.  н.  «парсуны» (персоны), с чертами реального сходства.

    Контрольные вопросы и задания

    1. Определите основные черты феодальной экономики в XVI — начала XVII века.

    2. Дайте характеристику основных этапов закрепощения крестьян в конце XV – XVI веке.

    3. Когда и в связи с чем сложилась дожившая до наших дней поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!»?

    4. Каков главный итог правления Василия III?

    5. Расскажите о системе управления государством, сложившейся в первой трети XVI века?

    6. Расскажите о деятельности Избранной Рады и реформах Ивана Грозного.

    7. «Земщина» и «опричнина»: в чем суть явлений и какова их судьба?

    8. Причины, ход и итоги Ливонской войны.

    9. Расскажите о времени правления Бориса Годунова.

    10. «Смутное время» в России: причины, содержание, итоги.

    11. Династия Романовых.  Расскажите о начале ее правления в Российском государстве.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


    написать администратору сайта