Учебное пособие История России. История россии
Скачать 2.76 Mb.
|
ГЛАВА III ОБЪЕДИНЕНИЕ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ В ЕДИНОЕ ГОСУДАРСТВО В XIV–XV ВЕКАХ В конце XV — начале XVI века более чем двухвековая героическая борьба русского народа за государственное единство и национальную независимость завершилась объединением русских земель вокруг Москвы в единое Русское государство. Восстановление хозяйства и новый экономический подъем в русских землях в XIV—XV веках происходили в направлении дальнейшего развития и укрепления феодального землевладения, крепостнического хозяйства и феодальных отношений вширь и вглубь. Этот сугубо феодальный характер экономического развития русских земель предопределил ряд существенных особенностей объединительного процесса на Руси, начавшегося почти одновременно с образованием национальных государств в ряде других стран Западной Европы. В западноевропейских странах победа королевской власти над силами феодальной децентрализации была достигнута в значительной мере благодаря ее союзу с городами, в которых всё большее значение приобретали формировавшиеся из средневекового сословия городских бюргеров буржуазные элементы. На Руси из-за более слабой после нашествия развитости городов и их феодального характера великокняжеская власть в своей объединительной политике опиралась прежде всего на основную массу господствующего класса феодалов. Система феодальной раздробленности становилась преградой на пути расширения и развития феодального землевладения и хозяйства, вовлечения крестьян в более тяжелые формы феодальной зависимости и эксплуатации. Важным фактором объединительного процесса на Руси стала всенародная борьба за свою национальную независимость и государственность, за свержение чужеродного ига, обеспечившая поддержку великокняжеской власти со стороны самых разных социальных слоев общества. Основным содержанием начального этапа объединительного процесса (конец XIII — первая половина XIV веков) было складывание в Северо-Восточной Руси крупных феодальных центров и выделение среди них сильнейшего как будущего политического центра и территориального ядра формирования централизованного государства — Московского княжества. Со второй половины XIV века начинается второй этап объединительного процесса. Основное содержание второго этапа: разгром Москвой в 60–70-х годах IV века своих основных политических противников; за Москвой утвердилось ее политическое главенство на Руси, и началось государственное объединение вокруг нее русских земель; Москва стала центром организации общенародной борьбы за свержение монголо-татарского ига. Успехи Москвы в государственно-политическом объединении русских земель были закреплены ее победой над коалицией удельных князей, пытавшихся в ходе развязанной ими во второй четверти XV века феодальной войны восстановить рушившиеся порядки феодальной раздробленности. Объединительный процесс завершился ликвидацией в последней трети XV века — первой четверти XVI века сохранивших еще независимость земель и княжеств. Но это был уже новый этап в истории Русского государства, в котором завершение объединительного процесса неразрывно соединились с началом борьбы за государственную централизацию и за окончательную ликвидацию золотоордынского ига. В XIV–XV веках происходило формирование великорусской (русской), украинской и белорусской народностей. Территориальным ядром сложения великорусской народности явились Владимиро-Суздальская и Новгородская земли. Ее этнической основой были жившие издревле на этих землях племена кривичей, вятичей и новгородских словен. В ее состав вошли и неславянские племена меря и мурома, населявшие междуречье Оки и Волги. 1. Социально-экономическое развитие русских земель После Батыева погрома, который современники сравнивали со вселенской катастрофой, Русь начинает восстанавливать свои силы. Наиболее интенсивно этот процесс проходил на северо-востоке бывшей Киевской Руси — в землях Владимиро-Суздальского княжества. В XIII–XV веках наблюдался рост населения в междуречье Оки и Волги. Эти территории находились сравнительно далеко от очагов монголо-татарской агрессии и были прикрыты окраинными южными и юго-восточными русскими землями от Золотой Орды. Приток населения шел с юга, где была постоянная опасность со стороны монголо-татар, и с северо-запада, подвергавшегося давлению Литвы и Ливонского ордена. Восстановление производительных сил и их дальнейшее развитие происходили быстрее в области сельскохозяйственного производства: увеличивались площади пахотных земель, совершенствовались приемы обработки почвы, всё более распространялось трехполье, хотя сохранялись еще подсека и перелог. Шире стали применяться металлические орудия труда — соха с железными наконечниками и плуг. Землю стали удобрять навозом. Дальнейшее развитие и распространение получили скотоводство, рыболовство, охота. Расширилось огородничество и садоводство. Наметился переход от бортничества к пасечному пчеловодству. Главным в социальном развитии в XIV–XV веках являлся интенсивный рост феодального землевладения. Основной, господствующей его формой была вотчина, т. е., как уже говорилось выше, земля, принадлежавшая феодалу по праву наследственного пользования. Эту землю можно было менять, продавать, но только родственникам и другим владельцам вотчин. Хозяином вотчины мог быть князь, боярин, монастырь. Чтобы быстрее освоить и успешнее эксплуатировать вотчину, а также иметь военную поддержку, владельцы вотчин часть земли передавали своим вассалам на определенных условиях. Такое землевладение получило название условного, служилого или поместного. Дворяне, составлявшие двор князя или боярина, владели поместьем, которое получали при условии несения службы на вотчинника. (От слова «поместье» дворян называли также помещиками.) Срок службы устанавливался договором. С середины XIV века наблюдался значительный рост монастырского землевладения. Монголы, заинтересованные в сохранении своего господства, добиваясь расположения церкви, оставили земельные владения в ее руках. В поддержке церкви были заинтересованы и русские князья. Если ранее налог в пользу церкви — десятина — выплачивался деньгами или натурой, то в новых условиях князья вместо налога в пользу церкви стали выделять церкви земли. Землевладения и богатство монастырей росли еще и потому, что, в отличие от земель светских феодалов, земли монастырей не делились между наследниками, как это было после смерти светского землевладельца. Самым знаменитым среди русских монастырей стал Троицкий монастырь, основанный Сергием Радонежским в 70 километрах к северу от Москвы (ныне Троице-Сергиева Лавра). Расположенный в лесной, малонаселенной местности (пустыне), монастырь вырос в крупнейший религиозно-хозяйственный центр. Ученики и последователи Сергия Радонежского в XIV–XV веках построили около 100 монастырей общежитийного типа, т. е. на основе совместного владения хозяйством и коллективистской организации жизни обители. Крестьянская колонизация происходила посредством окультуривания земли на новом месте. Князья феодалам выдавали грамоты, где оговаривали льготы для принадлежащих им крестьян на 5–15 лет, пока не будет освоена полученная земля. Прикрепление крестьян к земле и переход их под юрисдикцию феодалов как бы уравнивали в правах почти все земледельческое население. Этот процесс нашел отражение в исчезновении многих старых терминов, обозначавших формы социальной зависимости («смерды», «закупы», «изгои», «люди» и т. п.). В XIV веке появился новый термин — крестьяне, ставший названием угнетенного класса русского общества. Наряду с трудом зависимого крестьянства до начала XVIII века применялся труд холопов. Кроме частного феодального землевладения (княжеской, боярской, монастырской вотчины, поместья), существовало, особенно на окраинах страны, значительное число крестьянских общин — «черных» земель, плативших подати в казну. Феодалом по отношению к этим крестьянам, как считают многие историки, выступало государство. Подъем сельскохозяйственного производства создал благоприятные условия для восстановления и дальнейшего развития русских городов. Разгром старых крупных городов, таких, как Владимир, Суздаль, Ростов и др., изменение характера экономических и торговых связей и путей привели к тому, что в XIII–XV веках значительное развитие получили новые центры: Тверь, Нижний Новгород, Москва, Коломна, Кострома и др. В этих городах росло население, возрождалось каменное строительство, развивалось ремесленничество и купечество. Больших успехов достигли такие ремёсла, как кузнечное, литейное дело, металлообработка, монетное дело. Несмотря на то, что Золотая Орда, Литва, Польша, Ганзейский союз еще тормозили и пытались контролировать внешнюю торговлю Руси, города становились центрами не только внутренней, но и внешней торговли, основными направлениями которой были западное (Литва, Польша) и восточное (Кавказ, Крым, Средняя Азия). В отличие от городов Западной Европы, многие из которых добились самоуправления и независимости от феодалов, русские города сохраняли зависимость от феодального государства. В городах преобладала торговля сельскохозяйственной продукцией; к XVI веку в них практически исчезло вечевое право. Население города, имея личную свободу, делилось на «черных ремесленников», несших «тягло» — комплекс натуральных и денежных повинностей в пользу государства, и ремесленников, принадлежавших боярам, монастырям или князьям, освобожденных от несения тягла (позднее слободы, где они жили, называли «белыми»). Несмотря на замедленное, по сравнению с западноевропейскими городами, развитие из-за монголо-татарского разорения и золотоордынского ига, русские города играли значительную роль в объединительном процессе. Они являлись теми центрами, которые поддерживали, хотя еще слабые, экономические связи между отдельными частями страны. Характер ремесленного производства и торговые связи обусловливали заинтересованность горожан в объединении страны. Особенно это было свойственно для довольно быстро развивавшихся городов вокруг Москвы. Политическая централизация Руси в XIII–XV веках происходила значительно быстрее, чем преодолевалась ее экономическая разобщенность. Наличие внешней опасности с востока и запада, необходимость борьбы за свержение золотоордынского ига, за установление национальной независимости ускоряли этот процесс. Объединение русских земель в Российское централизованное многонациональное государство заняло примерно два с половиной столетия. 2. Возвышение Москвы. Образование единого Российского государства Основателем московской династии князей стал четвертый, младший сын Александра Невского Даниил Александрович, который в 1276 году получил Москву в удел. Он в 1300 году одержал верх в борьбе с рязанским князем Константином. Даниил захватил рязанские владения от Коломны до Серпухова. В 1302 году бездетный переяславский князь передал Даниилу Переяславское княжество. Сын Даниила Юрий присоединил к Московскому княжеству Можайск. Таким образом, в начале XIV века Московское княжество выросло почти вдвое. Юрий Даниилович, опираясь на возросшие ресурсы Московского княжества, стал добиваться в Орде ярлыка на великое владимирское княжение. Доказывать первенство ему пришлось в соперничестве с тверским князем Михаилом Ярославичем, своим дядей. В военном отношении тверской князь имел перевес над племянником, но уступал ему в искусстве царедворца, то есть дипломатии и интриганстве. Юрий подолгу жил в Орде и даже женился на Кончаке — сестре хана Узбека и получил в «приданое» великое княжение. Тверской князь Михаил Ярославич не смирился с потерей ярлыка. Он взял верх над московским князем, подкараулив его у села Бортенева под Тверью, где, несмотря на большой татарский отряд, одержал победу. Татарская царевна попала в плен и в плену умерла. Московский князь поспешил обвинить Михаила в отравлении. Тот был вызван в Орду и убит. Владимирское княжество передали московскому князю Юрию. Но сын убитого тверского князя Дмитрий также добился ярлыка на великое княжение. В поисках выгодной для себя правды Юрий отправился в Орду и в 1325 году был убит Дмитрием. Таким образом свершилась его месть за отца. Однако татары казнили и Дмитрия. Тем не менее, ярлык на великое княжение остался за Тверью. Великим князем был назван Александр Михайлович Тверской. От Юрия Москву наследовал его брат Иван Даниилович Калита (годы правления — 1325–1340). В 1327 году в Твери вспыхнуло восстание против ханского баскака Чолхана (русские называли его Щелканом), который творил всевозможные насилия и бесчинства. Тверичи убили Чолхана вместе со многими его спутниками. Иван Даниилович Московский поспешил в Орду, вернулся оттуда с татарским войском и жестоко опустошил Тверскую землю. Александр Тверской бежал сначала в Псков, а оттуда — в Литву), а Иван Калита в 1328 году получил от хана Узбека ярлык на великое княжение владимирское. Калита подчинил себе Ростовское княжество, купил Углич, Галич, Белоозеро. Большим политическим успехом князя стал переезд в Москву митрополита всея Руси Петра (в 1326 году Петр умер в Москве, где и был похоронен). Начиная с Петра, митрополиты жили в Москве: московские князья получили в союзники главу русской церкви, авторитет которого в то время был уже очень высок. Историки по-разному отвечают на вопрос, каким путем шло возвышение Москвы. Н. М. Карамзин в «Истории государства Российского» раскрывает черты московских князей, упоминает содействие бояр и духовенства, отмечает влияние Золотой Орды. Н. М. Карамзин находит, что «Москва обязана своим величием ханам». М. П. Погодин («Исследования, лекции и замечания»), возражая Н. М. Карамзину, поражался счастливому совпадению «случайностей», которые слагались всегда как раз в пользу возвышения и усиления Московского княжества. С. М. Соловьев в «Истории России» говорит о важном влиянии географических условий; отмечает выгодное положение Москвы — на дороге переселенцев с юга, на середине между Киевской землей — с одной стороны и Владимирской и Суздальской — с другой. Н. И. Костомаров («Исторические монографии и исследования») объясняет усиление Москвы главным образом помощью татар и даже самую идею самодержавия трактует, как заимствованную от татар. Д. И. Иловайский («Краткие очерки русской истории») главной причиной роста Москвы считает пробуждение народного инстинкта: народ, который чувствовал опасность от татар, должен был сплотиться. С. Ф. Платонов («Лекции по русской истории») выделяет следующие причины возвышения Москвы: 1) географическое положение; 2) личные способности первых московских князей, их политическую ловкость и хозяйственность; 3) сочувствие духовенства; 4) политическую близорукость татар, которые не могли своевременно заметить опасное для них усиление княжества; 5) отсутствие сильных врагов, т. к. соседние Новгород и Тверь не обладали силой; 6) сочувствие бояр и сочувствие населения. Политику Калиты продолжили его сыновья — Симеон Иванович Гордый (годы правления — 1340–1353) и Иван Иванович Красный (годы правления — 1353–1359). При Симеоне Москва заключила договор с Рязанью, получив в обмен на Лопасню рязанские земли в бассейне реки Протвы (приток Оки) с городами Боровском и Вереей. В результате эпидемии чумы Русь обезлюдела и обессилела. Только после смерти Ивана Красного, когда в Москве не осталось взрослых князей, ярлык на великое княжение был отдан суздальским князьям. Суздальский князь Дмитрий Константинович обладал титулом около двух лет. В 1362 году стараниями московского боярства и митрополита Алексия ярлык на великое княжение был отдан московскому князю Дмитрию Ивановичу. Достигнув совершеннолетия, Дмитрий начал вести энергичную политику. Он расширял пределы своего княжества, приобрел ряд городов с их округами (Калугу, Медынь, Дмитров, Стародуб). Дмитрий вел успешную борьбу с соперниками — великими князьями тверским и рязанским, хотя те заключили союз с великим князем Литовским Ольгердом. Ольгерд Литовский дважды вторгался при Дмитрии в московские владения и подступал к Москве, но не мог взять сильной крепости. В 1367 году Дмитрий Иванович строит первую в Северо-Восточной Руси каменную крепость — Московский Кремль. Главной заботой внешней политики московского князя были отношения с Ордой. В Золотой Орде происходили смуты и междоусобия, и Дмитрий со своими сторонниками стал вынашивать мысль о том, что пришло время избавить Русь от татарского ига. В 1378 году в сражении на реке Воже в Рязанском княжестве московское войско разбило большой татарский отряд. Захвативший власть в Орде в 1380 году татарский военачальник Мамай заключил союз против Дмитрия с великим князем литовским Ягайло, также рассчитывая на помощь рязанского князя Олега. Князь Дмитрий, собрав большую рать (по словам современников — до 150 тысяч), выступил против «нечестивых агарян». По преданию, Дмитрий получил благословение на борьбу с Ордой от святого Сергия Радонежского. В этой борьбе с монголо-татарами Новгород и Тверь занимали выжидательную позицию, а Олег Рязанский прямо перешел на сторону Мамая. Но большинство полков центральной части страны (т. е. Ростовско-Суздальско-Владимирской земли) сошлись под знаменами великого князя московского. Решающая битва произошла 8 сентября 1380 года в верховьях Дона на Куликовом поле. В ночь с 7 на 8 сентября русские ополченцы перешли Дон. Таким образом сознательно был отрезан путь к отступлению — это был важный психологический момент. В XIV веке Куликово поле было покрыто дубравами, оврагами, что исключало широкий маневр ордынской конницы. В дубраве на западной стороне поля стоял избранный русский отряд, отъехавший туда заранее для засады. Им предводительствовали князь Владимир Андреевич и волынец Димитрий Михайлович Боброк, приехавший из литовских областей служить Москве. Сражение, по свидетельству летописной повести, длилось около 4 часов (по разным источникам, от 6 до 10 часов; по современным расчетам — с 11 часов 35 минут до 15 часов 35 минут). Перед сражением Дмитрий Иванович на виду у всех отдал коня и знаки власти своему любимому Михаилу Андреевичу Бренку. Тот погиб, как герой, поскольку татары, прорвавшись к главному знамени, приняли его за князя. Вот как описывает это сражение летопись: «И было это в шестой час дня, начали появляться поганые... И тут приготовились татарские полки против христиан, и встретились полки; и великие силы увидав, пошли, и гудела земля, горы и холмы тряслись от множества воинов бесчисленных... Когда бились они с шестого часа до девятого, пролилась, как дождевая туча, кровь обоих — русских сыновей и поганых...». Гибель Бренка не умалила дух русской рати, поскольку все знали, что в действительности князь где-то в их рядах. Монголо-татарское войско потерпело поражение, а московский князь Дмитрий Иванович остался в памяти народной под гордым прозвищем Донской. Значение Куликовской битвы заключалось в следующем: впервые монгольские ханы потерпели столь сокрушительное поражение от русских войск и принципиально изменились отношения Руси с Ордой. Набеги на Русь продолжались, но на битву в открытом поле татары больше не решались. И после Куликовской битвы Москва платила дань Орде, но в значительно меньших размерах. Москва была признана как территориальный и социальный центр складывающегося Русского государства. Куликовская битва положила начало освобождению от ига. Как сказал В. О. Ключевский, «Московское государство родилось на Куликовом поле, а не в скупидомном сундуке Ивана Калиты». В последующий период регулярно совершались набеги монголо-татар. В 1382 году новый золотоордынский хан Тохтамыш двинулся на Русь в попытке поставить ее на место. Он внезапно появился с войском у стен Москвы, когда в городе не было сильных войск. Тохтамыш овладел городом и сжег его. Узнав, что войско Дмитрия Ивановича появилось под Переяславлем, а конница Владимира Андреевича — в Волоколамске, Тохтамыш поспешил отступить. В 1395 году прославленный завоеватель Тамерлан сжег Елец, но на Оке его ждало московское войско, и знаменитый полководец предпочел отойти. Уверенный в собственной силе и праве московский великий князь Дмитрий, не ища разрешения от Золотой Орды, в духовном завещании «благословил» своего старшего сына Василия «своею отчиною, великим княжением». В XIV веке стали намечаться тенденции политического объединения русских земель. Отечественные исследователи отмечают, что процессу объединения способствовало социально-экономическое развитие страны, хотя и не в такой степени, как в Западной Европе. В сельском хозяйстве происходил переход к двух- и трехпольной системе севооборота; основным пахотным орудием становилась соха с железным сошником, землю начали удобрять навозом. С середины XIV века начала восстанавливаться былая роль городов. Оживилась торговля с Востоком и Западом. Возобновилось каменное храмовое строительство. Были достигнуты успехи в кузнечном и литейном деле (в 1382 году впервые упоминается русская артиллерия — «тюфяки»). XIII–XV века — время роста феодального землевладения (светского и духовного). С середины XIV века церковь начинает превращаться в крупного феодала-землевладельца, несмотря на движение за улучшение церковных нравов и отказ от личной собственности. Вместо личной собственности появляется монастырская. Первоначально монахи составляли своего рода хозяйственные артели, своими руками строили обитель, расчищали окрестный лес под огороды и пашню, заводили рыболовное и пчеловодное хозяйство. В Северо-Восточной Руси с XIV века возникает множество т. н. пустынных монастырей, вдали от городских центров. Зачинателем «пустынножительства» был знаменитый подвижник XIV века св. Сергий Радонежский, основатель Троице-Сергиева монастыря, а продолжателем — св. Кирилл, основатель Белозерского монастыря. Однако в XV веке в жизни монастырей происходят изменения. Главным и обильным источником земельного обогащения монастырей явились земельные вклады «по душе» (или на «помин души»), которые землевладельцы давали монастырям. Благодаря этому многие монастыри из трудовых общин превратились в крупных землевладельцев, распоряжавшихся трудом сотен и тысяч крестьянских рук. Строгий подвижник Нил Сорский и его сторонники («заволжски старцы» или т. н. «нестяжатели») требовали, чтобы монастыри отказались от «душевредного» владения землями и крестьянами. Однако на церковном соборе 1503 года победили силы, стоявшие за сохранение монастырского владения (во главе стоял игумен Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий). Светские феодалы раздавали своим слугам во временное пользование часть своих владений. Образовался «двор» феодала, новая форма землевладения — условное держание земли и новая прослойка феодалов — дворяне. И все же главной особенностью образования российского централизованного государства было преобладание политических причин над экономическими. В этом отличие процесса централизации России от Западной Европы. В Западной Европе централизация была подготовлена прежде всего социально-экономическими факторами. В России сильная княжеская власть нужна была для уничтожения монголо-татарского ига. Процесс централизации был ускорен не только необходимостью борьбы с Золотой Ордой (прежде всего), но и с угрозами со стороны Литвы и Ливонского ордена. В XIV–XV веках усиливается общение между русскими землями — появилось понятие «Россия». 3. Завершение объединения русских земель в единое государство Сын Дмитрия Донского Василий I (1389–1425) был вынужден еще признавать над собой власть татарского хана и ладить с ним: в 1390 году Василий I купил у Орды ярлык на Нижегородское княжество. Московский князь приобрел Муром и другие города. Попытка нижегородского князя Бориса Константиновича оказать сопротивление Василию I не удалась. Когда в 1408 году Василий I не уплатил своевременно дань («выход»), татарский князь Едигей решил наказать его. С большим войском Едигей вторгся в московские владения и жестоко их опустошил. Он осадил Москву, но взяв с нее выкуп, отступил. После смерти Василия I начался период феодальных войн. Перед своей смертью Василий I Дмитриевич благословил своего 10 летнего сына Василия II, который позже был назван Василием II Темным (1425–1462), «своею отчиною, великим княжением». Но брат Василия I Юрий (удельный князь г. Галича) отказался признать старшинство своего племянника и вступил с ним в борьбу за великокняжеский престол. В это время еще мог реализоваться альтернативный вариант централизации: во главе объединения русских земель могла оказаться Галицкая земля с ее развитыми промыслами и значительным числом свободных крестьян. В начале феодальной войны малоспособный в военном деле Василий II терпел поражения от своего дяди Юрия Галицкого (или Звенигородского). После смерти Юрия борьбу с московским князем продолжали сыновья галицкого князя Василий Косой и Дмитрий Шемяка. Таблица 1 Хронология объединительной политики Ивана III
Борьба тянулась около 20 лет и была жестокой с обеих сторон. В борьбе за центральную власть Василия II поддерживало московское боярство, русская православная церковь, татарский хан. Лишь около 1450 года междуусобная борьба закончилась победой московского князя, использовавшего в качестве союзников ордынцев. Именно Василий II начал принимать на московскую службу татар, давая им земли и «кормления». Около 1452 года татарский князь Касим получил от Василия во владение область нижней Оки с городом Мещерским (вассальное «касимово царство»). В это время Орда находилась уже в состоянии упадка и распада. В результате жестокой борьбы Василия II с удельными князьями и его победы над ними, к концу его княжения в его руках соединились все уделы московского княжества, кроме верейского. По завещанию Василия II, его старший сын, Иван, получил область великого княжения Владимирского, и к нему без раздела перешли промыслы — Нижний, Суздаль и Муром; Ивану были даны все материальные средства для содержания младших под своею рукою. В годы правления Ивана III процесс объединения русских земель вокруг Москвы ускорился. К Москве присоединили свои владения и один за другим присягнули на верность Московскому князю удельные князья вяземские, новосильские, мезецкие и др. После присоединения Твери Иван III создал единое государство. Именно с этих пор Иван III титулует себя государем всея Руси. Современный американский исследователь Ричард Пайпс в своей монографии пишет: «Иван III был первым русским правителем, изредка называвшим себя царем. Первоначально этим званием величали византийского императора, а с 1265 года оно предназначалось для хана Золотой Орды. Женившись на племяннице последнего византийского императора (Софье Палеолог), Иван III стал пользоваться и его двуглавым императорским орлом. Сын его Василий звал себя царем еще чаще, а внук Иван IV узаконил в 1547 году этот обычай, сделав звание “царя всея России” титулом российских правителей. В городах и селах северо-восточной Руси завелись теперь значительные люди. Князья, предки которых некогда ползали на четвереньках на потеху хану и его придворным, ныне вели свою родословную от императора Августа, корона же якобы была пожалована им Византией. Ходили разговоры о том, что Москва является “Третьим Римом” и что ей предопределено на веки вечные занять место развращенных и павших Рима Петра и Рима Константина (Константинополь пал в 1453 г.). Среди темного народа пошли фантастические легенды, связывающие деревянный по большей части город на Москве-реке со смутно понимаемыми событиями библейской и античной истории» (Пайпс Р.Россия при старом режиме. М., 1993). В отношении к монголо-татарам Иван III начал держать себя как независимый государь; он прекратил платеж татарского «выхода» и вступил в союз с крымским ханом, противником Золотой Орды. В 1480 году хан Золотой Орды Ахмат решил восстановить свою власть над Русью и с большим войском двинулся к русским пределам. В начале октября 1480 года русские и татарские (ордынские) войска стали друг против друга на р. Угре — притоке Оки, не решаясь начать сражение,— «едини других бояхуся». После длительного стояния хан Ахмат ушел в Орду, где был убит нагайским ханом. Так окончательно рухнуло монголо-татарское иго, тяготевшее над Русью более двух веков. В годы правления Ивана III был принят первый свод законов единого государства (1497 год) — «Судебник», который устанавливал для крестьянских переходов один срок в году — две недели около «Юрьева дня осеннего» (26 ноября). «Судебник» устанавливал для уходящего крестьянина обязательную уплату «пожилого» за пользование двором. В «Судебнике» была определена компенсация должностным лицам, установлены процессуальные нормы, наказания. 4. Культура великорусской народности в XIV–XV веках В конце XIII века возникли первые признаки нового подъема культуры (возобновление каменного строительства в Новгороде и Твери). Во второй половине XIV века русская культура вступила в новый этап своего развития, связанный с объединением русских земель вокруг Москвы, которая становится центром развивающейся русской культуры. Литература. Авторы произведений обращаются к теме борьбы русского народа за свержение монголо-татарского ига. Появляются произведения литературы т. н. куликовского цикла, посвященные победе Донского над Мамаем («Задонщина» — XIV век; «Сказание о Мамаевом побоище» — 1-я половина XV века). Герои произведений не условно-эпические, как в былине, а конкретно-исторические. Во 2-й половине XV века второе рождение переживает старый жанр «хожений» — описаний путешествий, т. к. в это время развиваются экономические и культурные связи России с соседними странами. Самое интересное произведение жанра — «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, побывавшего в Индии в 60-е годы XV века. В XV веке начался процесс интенсивного строительства («каменное строение») храмов на Руси. В Пскове за XV век их было построено около 60; в среднем каждые полтора-два года появлялся новый храм. Москва к началу царствования Ивана III, «возникшая в веки слез и бедствий, не могла еще похвалиться ни одним, истинно величественным зданием». При царствовании Ивана III строительство в столице велось непрерывно. Иван III привлекает итальянских зодчих, среди которых самый известный — Аристотель Фиораванти. В 1475–1479 годах Фиораванти ведет строительство Успенского собора в Кремле. Используя традиции русской градостроительной техники, старой русской архитектуры и черты стиля эпохи Возрождения, талантливый итальянец совместно с русскими мастерами создает архитектурный шедевр. В Москве работали и другие итальянские (фряжские) мастера, например, Марко Руффо, Антонио Солари. В 1485–1495 годах ведется перестройка Кремля: возводятся стены из красного кирпича. Возводятся Благовещенский (1484–1489), Архангельский (1505–1508) соборы, колокольня Ивана Великого (1505–1508). На территории Кремля вырос великокняжеский дворец — Грановитая палата, где проводились приемы послов, торжественные церемонии (1487–1491). Живопись. Вторая половина XIV — начало XV века — время работы двух великих русских художников Феофана Грека и Андрея Рублева. Выходец из Византии, Феофан Грек работал в Новгороде (фрески церкви Спаса Преображения), а затем в Москве (роспись Благовещенского собора, 1340–1405). Характерная черта его живописи — эмоциональность, экспрессивность. Примерно 1360–1430-е годы — время жизни Андрея Рублева, монаха Троице-Сергиева монастыря. Его творчеству свойственно спокойствие, миросозерцание. Наиболее известная работа Рублева — «Троица», написанная для собора Троице-Сергиевой Лавры. В искусстве Рублева лучше всего выразились идеи русского православия — внутренняя созерцательность и спокойствие. Контрольные вопросы и задания 1. Дайте периодизацию объединительного процесса русских земель в единое государство. 2. Определите основные социально-экономические тенденции развития русских земель в XIV–XV веках и дайте их характеристику. 3. Кто был основателем московской династии князей? 4. Взаимоотношения Московских и Тверских князей и Золотой Орды в XIV–XV веках. 5. Почему московский князь Иван Данилович получил прозвище «Калита»? Охарактеризуйте его деятельность по собиранию русских земель. 6. Назовите причины возвышения Москвы. 7. Расскажите о деятельности московских князей по объединению земель вокруг Москвы. 8. Расскажите о Куликовской битве и «стоянии на р. Угре». Каково значение итогов сражений для становления русской государственности? 9. В чем особенность объединительного процесса во время правления Ивана III? 10. Когда был принят первый свод законов единого русского государства? Охарактеризуйте этот документ. 11. Назовите основные тенденции и достижения русской культуры в XIV–XV веках. |