конференция Бородино и история. Сергиенко А., Майгатов Б.. История россии xix века в произведении м. Ю. Лермонтова бородино
Скачать 1.65 Mb.
|
X V ЕЖЕГОДНАЯ ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПОЗНАНИЕ И ТВОРЧЕСТВОКомитет по образованию правительства Санкт-Петербурга ГБОУ школа № 644 Приморского района Секция: Литература Тема: ИСТОРИЯ РОССИИ XIX ВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИИ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «БОРОДИНО» Выполнили: Майгатов Б., Сергиенко А., 6М класс Научный руководитель: Мажаева Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ школа № 644 Приморского района Санкт-Петербург 2023 ОГЛАВЛЕНИЕНаучный руководитель: Мажаева Наталья Николаевна, 1 учитель русского языка и литературы 1 ГБОУ школа № 644 Приморского района 1 Санкт-Петербург 2023 1 Введение 2 ВведениеАктуальность исследования. Исторический центр Петербурга в значительной степени сформировался в XIX веке. Нас окружает множество образов, связанных с событиями Отечественной войны 1812 года: Казанский собор, Александровская колонна, памятники М.И. Кутузова и М.Б. Барклая де Толли. Чтение русской классической литературы позволяет соединить их в единое целое, понять эпоху, когда происходили события, запечатленные в архитектурных и скульптурных памятниках. Вместе с тем произведения литературы позволяют выйти за рамки «парадных фасадов» и увидеть широкую панораму жизни, живых людей. Произведение, выбранное нами, воссоздают историю в художественных и эмоционально-чувственных образах. Картина Отечественной войны 1812 года Бородинского сражения, созданная М.Ю. Лермонтовым, одна из самых ярких страниц нашей истории. Объектом исследования являются исторические события XIX века, отразившиеся в литературных произведениях. Предмет исследования – историческая достоверность литературных образов по произведению М.Ю. Лермонтова «Бородино». Цель представленного исследования – выявление исторической достоверности литературных произведений (на примере стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»). Цель определила исследовательские задачи: Изучить историю создания произведения М.Ю. Лермонтова «Бородино». Охарактеризовать художественные приемы автора, позволяющие воспроизводить историческую эпоху. Сопоставить исторические источники и литературные произведения. Необходимым условием достижения поставленной цели является использование следующих научных принципов и методов: метод сравнительного анализа, принцип историчности, предполагающий рассмотрение фактов в контексте истории. Источниковую базу работы составили литература по теме (воспоминания и монографии), произведение М.Ю. Лермонтова «Бородино». Глава 1. Отечественная война 1812 г. в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» История создания стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» XIX век в истории нашей страны занимает особое место: он начался наполеоновскими войнами, в которые была втянута Россия. Народ пережил страшную войну, названную Отечественной. Мы знаем много имен, связанных с этими событиями: М.И. Кутузов и П.И. Багратион, А.П. Ермолов и Д. Давыдов. Главным итогом завершившейся войны стало, по словам А.С. Пушкина, «Мы очутилися в Париже, А русский царь главой царей». Великий поэт нелестно писал об Александре: «Властитель слабый и лукавый, Плешивый щеголь, враг труда, Нечаянно пригретый славой, Над нами царствовал тогда. Его мы очень смирным знали, Когда не наши повара Орла двуглавого щипали У Бонапартова шатра. Гроза двенадцатого года Настала — кто тут нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима иль русский бог?» Образ Александра Благословенного запечатлен в живописи и скульптуре. Александровская колонна – памятник Александру I, победителю Наполеона в войне 1812-1814 годов. Колонна, возведенная по проекту Огюста Монферрана, была установлена 30 августа 1834 года. Ее венчает фигура Ангела, выполненная скульптором Борисом Ивановичем Орловским. Однако следует заметить, что рядом всегда присутствует главный герой этих событий – народ. В русском музее находится Статуя «Русский Сцевола» В.И. Демут-Малиновского, созданная в 1813 году, которая стала символом величия русского народа, современники именно так воспринимали этот образ. В 1826 году в Зимнем дворце была создана Военная галерея. Галерея состоит из 332 портретов русских генералов, участвовавших в Отечественной войне 1812 года. Портреты написаны Джорджем Доу и его ассистентами А. В. Поляковым и В. А. Голике. Считается, замысел стихотворения возник у автора ещё в 1832—1835 годах, когда на начальном этапе литературной идеи было создано стихотворение «Поле Бородина». К 25-летнему юбилею и Бородинской битвы Михаил Лермонтов решил создать новое произведение, которое отличалось особым тематическим содержанием. Активная обсуждаемость известных событий и героического сопротивления народа в год антинаполеоновской кампании в широких слоях общества обусловилапроявление повышенного интереса к этому историческому периоду. В частности, писатель в этот период много размышлял о судьбе народа в истории, о прошлом и настоящем России и её народа, о роли конкретного события в истории народа и страны. Анализируя этот аспект, В.Г Белинский позже отмечал, что ключевой мыслью «Бородина» является «жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошлому, полному славы и великих дел». Эта тема лермонтовского творчества получила чрезвычайно широкое распространение в этот период, она красной нитью проходит через многие его поэтические произведения второй половины 1830-х годов . М.Ю. Лермонтов принадлежал к поколению, которое не видело битв с Наполеоном, но имело возможность узнать о ней от очевидцев. В 30-х годах память о событии кипела, поэтому молодой М. Лермонтов много раздумывал над военными событиями. В 16 лет он написал первое произведение на эту тему – «Бородинское поле». Исследователи утверждают, что оно стало основой для создания хрестоматийного стихотворения «Бородино». В 1837 году вся Россия праздновала 25-летие со дня победы в войне с Наполеоном. В церквях были заказаны молебны за погибших, а в августе сделали закладку храма «Христа Спасителя» в Москве в память о великом подвиге русского народа. Торжественная атмосфера откликнулась и в сердце Михаила Юрьевича, который в этом же году написал произведение «Бородино». История создания стихотворения гораздо богаче. С детства поэта окружали люди, которые пережили битву на Бородинском поле: Афанасий Столыпин, брат бабушки Лермонтова, гувернант-француз Капэ, крестьяне из бабушкиного имения. Все они делились воспоминаниями о победоносном сражении. Позже Михаил Юрьевич попал на службу в Гусарский полк, где тоже служили участники Бородина. В 1832 году поэт пребывал в имении Алексея Столыпина, где услышал новые воспоминания о войне от лигачёвских крестьян. Они были участниками ополчения. Местный старый священник также многое поведал о событиях. Участники боя вспоминали, что там полковник проговорил речь, которая помогла победить. Известно и то, что могущественные слова о защите Москвы прозвучали из уст Федора Мохнатина. Многочисленные рассказы стали благодатной почвой для написания стихотворения. Стихотворение «Бородино» принесло Лермонтову славу поэта, это первое стихотворение, напечатанное в журнале «Современник» (книга 6-я, 1837г.). Исходя из истории написания стиха М.Ю. Лермонтова «Бородино», можно с уверенностью утверждать, что это художественный облик события, в котором нет ни одного выдуманного эпизода. Этот факт делает произведение еще ценнее. 2. Художественный образ и достоверная история Бородинского сражения В произведении Михаила Лермонтова “Бородино” молодой солдат расспрашивает ветерана Бородинского сражения, дядю, в котором тот принимал участие: “Скажи-как, дядя, ведь не даром Москва спалённая пожаром, французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, да, говорят, ёще-какие! Не даром помнит вся Россия Про день Бородина!” Завязывается диалог, на что Ветеран ему отвечает: «Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля… Не будь на то Господня воля, Не отдали б Москвы!» На сегодняшний день ученым удалось выявить прототипа «дяди», старого солдата, который выступает в роли рассказчика. Исследователи почти уверенны, что это Андреев – пехотинец, унтер-офицер, который служил сначала в Литовском, а потом в Московском полку. Накануне празднования 25-летия победы художник П. Заболоцкий писал портрет участника войны. Михаил Юрьевич был частым гостем в мастерской художника, где и познакомился с Андреевым. М. Лермонтов тогда уже служил в гусарском полку, а старого солдата действительно называл «дядей». Андрееву нравилась любознательность юноши, и он с удовольствием рассказывал о Бородине. Его воспоминания вдохновили молодого человека на создание стихотворения «Бородино». Вместе с тем, М. Лермонтов, будучи военным человеком, использует слова, достоверно воспроизводящие военные действия. Особенность стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова в том, что в нем не прославляются цари или другие вельможи. Все внимание сосредоточено на защитнике Родины – простом солдате. Этот образ появляется в самом начале, когда старый солдат начинает вспоминать о пережитых боях. Свое отношение к солдатам-участникам битв с французами поэт выражает при помощи слова «богатыри», которое звучит из уст старого солдата. Он имеет полное право использовать такую «громкую» лексему, ведь сам был очевидцем их подвигов. Болью в сердце защитника отдают воспоминания об отступлениях, но он, как настоящий русский человек, даже в таком деле полагается на Бога, говоря, что поражения – воля Господа. Лермонтовский защитник Отечества – не только единичный, но и сборный образ. Речь в стихотворении ведется то от первого лица единственного числа («я»), то от первого лица множественного числа («мы»). Четкого разделения между единичным и сборным образом нет. Русская армия отступала с боями. Французы несли большие потери, растягивались коммуникации, численное превосходство французской армии сокращалось. 5 августа главнокомандующим был утверждён генерал от инфантерии М.И. Кутузов. Оценив обстановку, он принимает решение о подготовке к генеральному сражению: Герой М.Ю Лермонтова говорит: «И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут. У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки — Французы тут как тут.» М.Ю. Лермонтов рассказывает о том, как солдаты сражаются с французами. Они решительно вступают в перестрелку, при этом даже находят силы подшутить: «Забил заряд я в пушку туго и думал: угощу я друга!». Но двухдневной перестрелки для храбрецов мало, так как врага она не выгнала. Бойцы рвутся к картечи, слыша при этом, как «ликует француз». Попытки победить захватчиков в перестрелки были тщетными, пока полковник русских не поднял дух своих «детей». Почему «детей»? Видимо, под образом полковника подразумевается А. Кутузов. Его солдаты считали отцом. Отец-командир напомнил, что за Москву нужно стоять до последнего и, если это нужно, умереть. Его слова, действительно вернули уверенность и вскоре французы были побеждены. О том, насколько трудным был бой говорит художественная деталь: «отступили бусурманы». Тогда считать мы стали раны, товарищей считать». Из этих строк становится понятно, что солдаты не думали о себе, только о защите родины. Истинным защитником Родины в стихотворении «Бородино» предстает и полковник. Он заслужил не только уважение солдат, но их искреннюю любовь. Этого персонажа Михаил Юрьевич характеризует словом «хват», что означает «ловкий и бойкий человек». Лирический герой, который и был одним из его солдат, считает, что эти качества командира врожденные. Кроме того, в отличие от многих других побратимов по званию, он умел с честью играть сразу две роли: быть слугой для царя и отцом для солдат. Вдохновителем для решительного рывка стает полковник с его отцовской любовью и пламенной речью о долге перед Москвой. Сразу заметно, что для молодого человека командир-отец – пример для подражания. Солдат с гордостью заявляет, что их командир был «хватом», жалеет о его смерти. Речь полковника о том, что нужно умереть за Отечество отозвалась в сердце бойца, а это говорит о его любви к родному краю: «И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали!» И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой.» Молодой солдат гордится победой русских. С гордостью восклицает, что враг, наконец, узнал «что значит русский бой удалый». Во время сражения он, как и другие сослуживцы, понимал, что солдатские жизни не важны, когда нужно защитить Родину. В стихотворении М. Лермонтова «Бородино» разворачивается объемная панорама истории войны с Наполеоном, в центре которой Бородинская битва. Для воссоздания событий и переживаний лирического героя автор использует различные языковые средства выразительности. В тексте много метафор: «уж мы пойдем ломить стеною», «сражен булатом, он спит в сырой земле» (о смерти полковника), «не смеют, что ли, командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки». Дополнительные акценты расставляются при помощи эпитетов («грозная сеча», «земля сырая», «пестрые значки»). Есть в тексте и одно сравнение: «земля тряслась – как наши груди». В стихотворении М. Лермонтова «Бородино» образ защитника Родины воплощен в простых солдатах и мудром полководце. На основе анализа, можно сделать вывод, что главными качествами героя поэт считал любовь к Отчизне, силу духа, верность народу и самому себе. Именно их должен воспитывать в себе каждый человек, независимо от обстоятельств эпохи, в которой живет. Тема произведения – Бородинское сражение 1812 года и подвиг русского народа. Оно стало началом конца французской армии. Наполеон, находясь в ссылке так писал о Бородинском сражении: «Бородинское сражение было самое прекрасное и самое грозное, французы показали себя достойными победы, a русские заслужили быть непобедимыми».1 Стихотворение М.Ю. Лермонтова – настоящее пособие по истории русской армии. Автор выделяет особенности формы и вооружения различных родов войск, построение и тактику в различные моменты боя: «Ну ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И всё на наш редут. Уланы с пестрыми значками, Драгуны с конскими хвостами, Все промелькнули перед нами, Все побывали тут.» Таким образом, можно сделать вывод, что стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» исторически достоверно изображает один из ключевых моментов Отечественной войны 1812 года. Это произведение наполняет звучанием цикл картин великого художника В.В. Верещагина, представленных в Русском музее – «1812-й год», «Наполеон на Бородинских высотах» и другие. Часть картин художника находится в постоянной экспозиции музея-панорамы «Бородинская битва» в Москве. Полотно «Конец Бородинского сражения», написанное Верещагиным в 1899-1900 гг., показывает трагический результат великой битвы, но звучат слова М.Ю. Лермонтова, наполненные гордостью и восхищением: «Да, были люди в наше время!..». 3. М.И. Кутузов – полководец и спаситель России Восстанавливая картину Бородинского сражения нельзя не сказать о великом полководце Михаиле Илларионовиче Кутузове. Современники считали его спасителем России. Вопреки желанию императора Александра I и части генералитета М.И. Кутузов принимал решения, которые позволили разгромить вторгшегося в Россию противника и втрое превосходившего по численности войск русскую армию.2 Воспитанный на лучших традициях русского военного искусства, основы которого были заложены Петром I, П.А. Румянцевым и А.В. Суворовым, М.И. Кутузов в более сложных исторических условиях поднял русское военное искусство на новую, высшую ступень. Силой своего военного дарования, своим самоотверженным и тяжелым ратным трудом он добился крупнейших успехов, одержал множество побед, слава которых никогда не померкнет. Потомок древнего боярского рода, выпускник Артиллерийской школы, М. Кутузов впервые отличился в 1765 и 1769 гг., разгромив поляков-конфедератов. Во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. он проявил свои военные таланты, участвуя в главных сражения этой войны: при Рябой могиле, Ларге и Кагуле. В 1774 г. в бою с крымским татарами М. Кутузов был ранен в висок пулей, которая прошла насквозь, лишив его левого глаза. Он выжил после тяжелейшего ранения и был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени. С 1776 г. он служил под началом Суворова, став одним из его любимых и наиболее талантливых учеников. В 1784 г. полководец получил чин генерал-майора. Во время русско-турецкой войны 1787-1791 гг., в бою под Очаковым, он вновь получил тяжелое ранение. Пуля вошла Кутузову в щеку и вышла из затылка. Ранение было смертельным, но полководец выжил, что повергло в изумление его врача, отметившего, что судьба хранит М. Кутузова для грядущих необычайных подвигов. В XIX в. Европа вступала при громе наполеоновских пушек. В августе 1805 г. М.И. Кутузов во главе русской армии двинулся в Австрию, а вскоре произошло знаменитое Аустерлицкое сражение, закончившееся поражением русских и австрийских войск. Перед его началом император Александр I сказал М.И. Кутузову: «Отчего вы не атакуете? Мы ведь не на Царицыном Лугу, где не начинают парада, пока не прибудут все полки». М.И. Кутузов ответил: «Государь, я потому и не атакую, что мы не на Царицыном Лугу». Тем не менее, Кутузову пришлось исполнить императорский приказ, что и привело к поражению русско-австрийских войск. Впоследствии Александр недолюбливал Кутузова, памятуя о том, как тот стал свидетелем его полководческого позора. Тем не менее, весной 1811 г. императору пришлось назначить М.И. Кутузова на пост главнокомандующего Дунайской армией в затяжной войне с Турцией (1806-1812). В октябре 1811 г. под его командованием русские войска нанесли решительное поражение турецкой армии под Рущуком, что вынудило османское правительство начать мирные переговоры. М.И. Кутузову 28 мая 1812 г. (за месяц до вторжения Наполеона) в Бухаресте удалось подписать мирный договор, обеспечивший нейтралитет Османской империи в предстоящей войне. Эта сторона деятельности М.И. Кутузова примечательна: он показал себя как тонкий дипломат, являясь в 1793-1795 гг. посланником в Османской империи. Результатом его деятельности явилось подписание беспрецедентного русско-османского договора, а сама Османская империя приняла активное участие в войнах второй антифранцузской коалиции. Популярность М.И. Кутузова, который в 1812 г. являлся самым старшим по чину среди русских генералов, вынудила Александра I подписать указ о назначении его главнокомандующим русской армии. В задачу М.И. Кутузова входило не только остановить дальнейшее продвижение Наполеона, но и изгнать его из российских пределов. Он так же, как и его предшественники, придерживался тактики отступления, однако армия и вся страна ждали от него решающего сражения. И Кутузов дал его под Бородино. М.И. Кутузов, приняв тяжелое решение об оставлении Москвы, совершил искусный тарутинский марш-маневр. Он так объяснил свое решение: «Доколе будет существовать армия и находиться в состоянии противостоять неприятелю, до тех пор сохраним надежду благополучно довершить войну, но когда уничтожится армия, погибнут и Москва, и Россия».3 Второе по значимости после Бородина сражение произошло 12 октября 1812 г. у Малоярославца. Город восемь раз переходил из рук в руки, и хотя в итоге он был занят французами, Наполеон все же вынужден был отказаться от движения на юг и повернуть на разоренную войной Старую Смоленскую дорогу. Началось отступление «Великой армии». Изгнание Наполеона из России не означало еще полного окончания войны. Александр решил продолжать ее до полного уничтожения наполеоновского владычества в Европе. Против этого плана выступал М.И. Кутузов, считавший, что война должна окончиться на реке Неман. Европа, по его мнению, должна спасать себя сама, а вторжение туда русской армии принесет больше пользы не России, а Англии. Александру I удалось переубедить М.И. Кутузова, но 16 апреля 1813 г., в маленьком городке Бунцлау он скончался. Почти через год после его смерти, 19 марта 1814 г. русская армия вступила в Париж. Тело Спасителя Отечества М.И. Кутузова покоится в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Заключение Литература – это средство познания мира, она помогает нам понять наше прошлое и настоящее. Посредством художественных образов литература даёт нам представление о значимых ценностях нашего народа. В литературе есть очень важное понятие — «текст». Он расширяет кругозор человека, приучает к вдумчивому чтению, к пониманию тех идей, которые посредством образов выражает автор. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» позволило нам соединить в единое целое все памятники, связанные с Отечественной войной 1812 года Петербурга и Москвы. Список использованных источников Лермонтов М.Ю. Бородино. (любое издание) Мемуары А.И. Михайловского-Данилевского (адъютанта Кутузова) Пушкин А.С. Евгений Онегин. Гл. 10. (любое издание) Тарле Е.В. Нашествие Наполеона на Россию. 1812 год / Е.В.Тарле. М., 1992. 1812 год в воспоминаниях современников. М., 1995. Интернет ресурсы. Приложение Викторина «По следам героев Бородина» Когда произошло описываемое событие: «С наступлением ночи Наполеон приблизился к реке. Первыми переправились несколько саперов в челноке. Они пристали и высадились на русский берег без препятствий, к их удивлению. Там - мир; война - с их стороны.» А) 1 сентября 1812 года Б) 22 июня 1812 года В) 9 мая 1812 года Г) 12 июня 1812 года 2. Назовите дату Бородинского сражения а) 22 сентября 1812 г б) 14 декабря 1812 г в) 26 августа 1812 г г) 19 августа 1812 г 3. Назовите архитектурный памятник, воздвигнутый в память о победе в войне 1812 года, в котором покоится тело М.И. Кутузова: А) Храм Христа Спасителя Б) Успенский собор В) Исаакиевский собор Г) Казанский собор 4. Какое звание носил офицер, произнесший слова: «Ребята! не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали!» а) капитан б) дядя в) полковник г) генерал 5.Что такое редут? а) ружье б) земляное укрепление в) предмет обмундирования 6. Что такое драгун? а) орудие б) род войск – кавалерист в) предмет обмундирования 7. Как М.Ю. Лермонтов называет французов? а) бусурмане б) иноземцы в) враги 8. Художник-баталист, в 1887-1900 гг. создал в Москве и Париже серию из 20 картин, посвященных Отечественной войне 1812 года А) В.В. Верещагин Б) И.И. Шишкин В) И.Е. Репин Г) М.А. Врубель 9. Английский художник, получивший заказ на изготовление портретов русских генералов, героев войны 1812 года для Военной галереи Зимнего дворца А) Д. Доу Б) Д. Констебл В) Т. Лоренс Г) Т. Гейнсборо 10. Кому посвящена Александровская колонна на Дворцовой площади? а) Суворову б) Кутузову в) императору 1 Тарле Е.В. Нашествие Наполеона на Россию. 1812 год / Е.В.Тарле. М., 1992. 2 Тарле Е.В. Нашествие Наполеона на Россию. 1812 год / Е.В.Тарле. М., 1992. 3 Тарле Е.В. Нашествие Наполеона на Россию. 1812 год / Е.В.Тарле. М., 1992. |