Коровин Руслит 2 часть. История русской литературы XIX века. Часть 2 1840 1860 годы
Скачать 2.6 Mb.
|
Белый А. Гоголь. Весы, 1909, № 4. С. 74. Позже в кн. «Мастерство Гоголя… Белый ассоциировал всадника уже не с отцом Матвеем, а с В. Белинским (Белый А. Мастерство Гоголя. М., 1934. С. 194). 176 Базанов В. Очерки декабристской литературы. Л., 1953. С. 186. 177 Литературные листки, 1824, ч. 1. С. 265. 178 Литературные листки, 1824, ч. 3–4. С. 119. 179 Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т.1. С. 23. 180 Н. И. Надеждин сразу же отказал произведениям Булгарина в народности и видел в их авторе одно лишь стремление к наживе. Он первым вскрыл сущность «эстетической системы» Греча и Булгарина: «Изящная словесность, – ядовито писал он, – есть искусство жить стихами и прозой. Прекрасное есть то, что скоро расходится» («Вестник Европы», 1829, № 9. С. 64). 181 Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. I. С. 64. 182 См. об этом убедительную статью В. М. Марковича «К вопросу о литературно критической позиции «раннего» Шевырева». – В кн.: Страницы истории русской литературы. Сборник статей. М., 2002. С. 219–232. 183 История русской словесности, преимущественно древней. XXXIII. Публичные лекции о профессоре С. Шевыреве. М., 1846. С. 41. 184 Там же. С. 83. 185 Там же. С. 11–13. 186 Сборник исследований о русском языке и словесности Императорской Академии Наук. Т. 33. СПб., 1884. С. 113. 187 Там же. С. 125. 188 Там же. С. 39. 189 «Отечественные записки», 1846, т. Х, № 5, май. С. 20 (рецензия С. С. Дудышкина). 190 Там же. С. 29, 34. 191 Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. Т. 10. М., 1956. С. 315. 192 Там же. С. 315–316. 193 Гоголь Н. В. Полн. собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1952. С. 244–245. 194 Отрадин М. В. Проза И. А. Гончарова в литературном контексте. СПб., 1994. С. 10–11. 195 Гончаров Н. А. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. М., 1980. С. 108. 196 Отрадин М. В. Проза И. А. Гончарова в литературном контексте. С. 41. 197 Краснощекова Е. Гончаров. Мир творчества. СПб., 1997. С. 49–57. 199 Краснощекова Е. Гончаров. Мир Творчества. СПб., 1997. С. 354. 200 Добролюбов Н. А. Собр. соч.: В 9 т. Т. 4. М., Л., 1962. С. 341–342. 201 Пруцков Н. И. Мастерство Гончарова романиста. М., Л, 1961. С. 95–97. 202 Гончаров И. Л. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. М., 1980. С. 107. 203 Анненский И. Книги отражений. М., 1979. С. 255. 204 Щукин В. Миф дворянского гнезда: Геокультурное исследование по русской классической литературе. Краков. 1997. 205 Краснощекова Е. Гончаров. Мир творчества… С. 440. 206 Анненкова Е. И. Семья Аксаковых в истории русской культуры // Абрамцево. Материалы и исследования. Аксаковские чтения. 1985 и 1987 годов. Выпуск 2. М., 1989. С. 3. 207 Более подробно см. об этом: Мирский Д. С. История русской литературы. С древнейших времен до 1925 года. London, 1992. C. 340–345. 208 Речь идет об оценке Антоновича, а не авторов учебника. 209 Ср.: «…идеи – создания органические, сказал кто то: их рождение дает уже им форму, и эта форма есть действие…». 210 Н. Косиц – псевдоним Н. Н. Страхова. 211 Макашин А. С. Салтыков Щедрин на рубеже 1850–1860 годов. М., 1972. С. 122123. 212 Макашин А. С. Салтыков Щедрин на рубеже 1850–1860 годов. С. 123. 213 Божка – так называли крестного отца или крестную мать, а также нищего, калеку или языческого идола. 214 См.: Николаев Д. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. М., 1977. 215 Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе // Евангельский текст в русской литературе. Петрозаводск, 1994. С. 47–55. 216 Кирпотин В. Я. Михаил Евграфович Салтыков Щедрин. М., 1955. С. 541. |