История слова материя Попытки решить вопрос об общей основе всего сущего исторически привели к возникновению понятия субстанция
Скачать 80.99 Kb.
|
3 Понятие материи в истории философии, определение материи. Структура материального мира. История слова «материя» Попытки решить вопрос об общей основе всего сущего исторически привели к возникновению понятия «субстанция» (лат. substantia — сущность). Под ней понимали некую общую первичную основу всех вещей, которая является их последней сущностью. Если разные предметы и явления могут возникать и исчезать, то субстанция несотворима и неуничтожима, она только изменяет форму своего бытия, переходит из одного состояния в другое. Она — причина самой себя и основа всех изменений, наиболее фундаментальный и устойчивый пласт реальности. Философы старались решить и вопрос о количестве субстанций. Возникли учения, которые получили названия «дуализм» и «монизм». Дуализм (от лат. dualis — двойственный) — принцип философского объяснения сущности мира, который исходит из наличия в нем двух первооснов (субстанций) — духа и материи, идеального и материального. Учения, которые объясняют мир через одну субстанцию, называются монистическими. В системе монизма возможно построение идеалистической или материалистической картины мира, в зависимости от того, что считается первоосновой — дух или материя. Этимология слова «материя» происходит от лат. Как — вещество. Тем не менее содержание понятия «материя» в истории философии неоднократно изменялось, развивалось в соответствии с развитием естествознания и самой философии. Выделяют следующие этапы формирования представления о материи (схема 5.3): С хема 5.3. Эволюция понятия материи Первый этап охватывает эпоху античной философии. В основе античных взглядов лежит представление о материи как начальном материале, из которого состоят тела и предметы. Так, отмечая, что вода необходима растениям, животным и людям, древнегреческий философ Фалес провозгласил основой всех вещей воду. Гераклит видел основу в огне, порождающем Солнце, звезды и другие тела. Позднее Демокрит выдвинул идею о том, что все вещи состоят из простейших неделимых частиц — атомов. Итак, с точки зрения античных философов, материя — это то, из чего состоят все вещи. Обычно это были лишь догадки древних мудрецов и их материализм имел наивный характер, поскольку теоретические выводы были результатом созерцательного отношения к действительности, следствием отсутствия экспериментального изучения природы. Второй этап развития представлений о материи характерен для философии Нового времени (XVI—XVII вв.). Понятие «материя» в то время отождествлялось с физическим понятием «вещество» — как сумма определенных неизменных свойств. Например, английские материалисты Ф. Бэкон, Т. Гоббс к их числу относили протяженность, непроницаемость, вес, форму и т.п. Иногда понятие «материя» вообще отождествлялось с одним, неким «первичным» свойством, например, с протяженностью или массой (Р. Декарт, И. Ньютон). Такое определение не противоречило научной картине мира до конца XIX в. Сама форма материализма на этой основе получила название метафизического, или механистического, поскольку она не только базировалась на теоретических данных физики, но и выступала мировоззренческой и методологической основой научных поисков. Третий этап развития представлений о материи характерен для философии XX в. Здесь в понимании материи на первое место был поставлен не естественнонаучный, а философский аспект. Это взгляд на материю как сущность — субстанцию, лежащую в основе внутреннего единства всего разнообразия явлений и предметов. Материю стали рассматривать как объективную реальность. Современное понятие «материя» имеет конкретное содержание и охватывает более узкий класс объектов по сравнению с категорией «бытие». Ее общепринятым определением является следующее. Материя — философская категория для обозначения объективной реальности, которая дается человеку в его ощущениях и которую он может и пытается познать, но при этом материя существует независимо от самого человека. Из этого следует, что: 1) материи в чистом виде, в форме некой «праматерии», не существует. Она охватывает бесчисленное множество различных объектов и систем природы, имеющих неисчерпаемое разнообразие свойств; 2) в категории «материя» великое множество образований объективной реальности сведено к одному общему свойству — существовать независимо от человеческих ощущений и отражаться в человеческом сознании; 3) философское толкование материи охватывает не только объекты, ранее познанные наукой, но и те, которые могут быть открыты в будущем. И хотя потенциальные объекты, возможно, будут иметь принципиально новые свойства, они все же останутся материальными, поскольку будут существовать реально, вне человеческих ощущений; 4) все материальные процессы и явления познаются человеком или отражаются в его сознании на основе чувственного восприятия. При этом речь идет не только о вещах и явлениях, которые могут быть восприняты непосредственно ощущениями, но и о тех, для восприятия которых используются сложные современные приборы, усиливающие возможности человеческих органов восприятия. Материя как объективная реальность имеет великое множество свойств, присущих ее разнообразным видам и состояниям. К таким свойствам относятся: активность, движение (самодвижение), пространственно-временная форма существования, объективность, проницаемость, бесконечность и т.д. Структурность в организации материи состоит в том, что она всегда и везде определенным образом организована в материальные системы, т.е. в такие целостные образования, связь между элементами которых является более или менее устойчивой и продолжительной, чем связь между любыми элементами окружающей среды. Выделяют следующие основные типы материальных систем и соответствующие им структурные уровневые организации материи: неживая материя, живая материя и общество. Каждый из этих уровней характеризуется, в свою очередь, собственным рядом уровней организации. *Система живой материи известна пока что лишь на Земле. Ее возникновение, как считает большинство исследователей-материалистов, — результат естественного и закономерного саморазвития материи. К уровню живой материи относятся все живые существа, имеющие способность к самоорганизации, развитию, сложным формам отражения, саморегуляции и размножению. В живой материи можно выделить доклеточный уровень (кислоты ДНК, РНК и белки), клеточные и многоклеточные организмы — растения, животные. Особые уровни образуют сверхорганизмовые структуры, популяции, связанные между собой потомством. Взаимодействие биологических видов, популяций и окружающей среды создает биогеоценоз, а взаимодействие биогеоценозов образует глобальную систему жизни — биосферу. В системе биосферы происходит взаимодействие литосферы, гидросферы и атмосферы, через последнюю осуществляется обмен между Землей и космосом. Соблюдение равновесия между всеми этими составляющими — условие сохранения жизни на нашей планете. *На определенном этапе развития биосферы возник отдельный вид материальной системы — социально-организованная материя, или общество. Это высшая форма развития жизни, совокупность мыслящих и осознанно преобразующих действительность индивидуумов и объединений разного уровня. В свою очередь, общество включает много типов взаимопересекающихся систем: человек, социальные образования (семья, различные группы, объединения, партии, нации, государства), материальная культура, созданная человеком, которая включает орудия труда и технику. Рассматривая структурность материи, следует также отметить, что ее состояние можно характеризовать с точки зрения прерывности и непрерывности. Материя прерывна, поскольку существует в виде множества отдельных структурных систем. Вместе с тем она непрерывна, ибо пространство между материальными структурными системами не является абсолютной пустотой, а содержит материальные поля: гравитационное, электромагнитное, ядерное и др. В связи с этим различают два вида материи: вещество и поле. Эти качественно различные виды материи отличаются один от другого прежде всего массой покоя. Частички вещества имеют массу покоя, а электромагнитное и гравитационное поля ее не имеют. Вещество и поле различаются и по закономерностям движения. Изучение разных свойств и особенностей материи, ее форм и видов позволяет говорить о том, что в мире, кроме материи, которая постоянно изменяется, больше нет ничего. А если это так, то можно сделать вывод о материальном единстве мира. Вопрос о единстве мира всегда привлекал к себе внимание ученых. Если же учесть, что рядом с материальными процессами существуют еще и духовные, то этот вопрос получает особую остроту. Так в чем же тогда заключается их единство? Ответ на этот вопрос дают современные материалистическая философия и естествознание. Они утверждают, что единство мира заключается в его материальности. Такой вывод основан на знаниях о всеобщих, универсальных свойствах материи и законах ее движения. В пользу материального единства мира говорят такие важные данные естествознания, как: а) закон сохранения и преобразования энергии; б) периодический закон Менделеева; в) эволюционное учение Дарвина; г) учение о клеточном строении живых организмов; д) современные научные достижения в области физики (квантовой механики, релятивистской физики и др.), биологии (законы генетики, явления фотосинтеза, данные о физиологии человека и т.п.), космической науки и др. Материальное единство мира раскрывается и благодаря целостному подходу к изучению организма человека, а также взаимосвязи природы и общества, их развития в целом. Таковы современные взгляды на проблему материи, ее конкретные типы и виды, материальное единство мира. Но для научного миропонимания большое значение имеет также правильное решение вопроса о таких атрибутивных свойствах материи, как движение, пространство и время. Пространство и время. Пространство и время легко постигаются обыденным опытом, но непросто дать их точное определение. Так, в истории философии обращено внимание на некоторые парадоксы понятия «время». Один из них состоит в том, что сопоставляется прошлое, которого уже нет, и будущее, которого еще нет, и делается вывод, что настоящее – это момент, который неуловим; некоторые даже полагают, что времени вообще нет, это наша иллюзия. Все материальные тела имеют определенную протяженность – длину, ширину, высоту. Они различным образом расположены 213 друг относительно друга. Пространство есть универсальная структура (порядок) взаиморасположения и протяжения материальных объектов в их существовании, движении и развитии. Пространство – это совокупность отношений, выражающих координацию сосуществующих объектов, – их расположение друг относительно друга и относительную величину. Явления характеризуются длительностью существования, последовательностью этапов развития. Процессы совершаются либо одновременно, либо один раньше или позже другого (смена дня и ночи, времен года и др.). Все это означает, что тела существуют и движутся во времени. В научном плане время соотносится, прежде всего, с изменяемостью. «Изменение составляет корень или сущность времени… изменение есть единство прошлого, настоящего и будущего. Время и изменение …просто есть одно и то же, лишь выражаемое разными словами и в разных аспектах мысли» [3. С. 150]. Время – это совокупность отношений, выражающих координацию сменяющих друг друга состояний (или явлений) – их последовательность и длительность. Время как философская категория обозначает универсальную структуру (порядок) необратимой смены событий, последовательности и длительности процессов и объектов в их существовании, движении и развитии. Пространство и время существуют объективно, т.е. независимо от сознания человека. Их свойства и закономерности также объективны, не являются порождением всегда субъективной мысли человека. В истории философии мнения о субъективности или объективности пространства и времени различались среди философов. Объективными (т.е. независимыми от сознания человека) пространство и время считали Демокрит («Пространство так же объективно, как и атомы»), Аристотель («Пространство – это совокупность мест, занимаемых телами»), Ньютон и др. Субъективными (как особый способ человеческого восприятия мира) считали пространство и время Кант (пространство и время – априорные формы чувственности человека), Беркли, Юм, Мах, Авенариус (пространство и время – упорядоченная система рядов ощущений). Относительные свойства пространства и времени для микротел с малыми скоростями по квантовой физике и для макротел, движущихся со скоростью света по теории относительности Эйнштейна: 1) при стремлении скорости к скорости света длина тел сокращается, время замедляется; 2) гравитационные взаимодействия ведут к искривлению пространства; 3) в микромире пространство многомерно; 4) в микромире нет абсолютной одновременности: события, одновременные в одной системе отсчета, будут разновременными в другой. Можно сделать вывод: пространство и время есть проявление физических взаимодействий. Меняется характер взаимодействий, меняются характеристики пространства и времени. Философов интересует вопрос: есть ли нефизические пространство и время. О таких формах пространства и времени можно говорить относительно, т.к. основными являются физические пространство и время. Однако иногда говорят о биологическом пространстве-времени. Живым организмам свойственна асимметрия «левого» и «правого» в группировке атомов. Тот факт, что в живой природе одновременно существует симметрия и асимметрия, обеспечивает возможность организмов активно приспосабливаться к окружающей среде, разнообразить свои функции с целью выживания. Существуют механизмы «предвидения» будущих внешних событий (большинство растений и животных, предчувствуя дождь, начинает заранее готовиться к нему; подготовка растений и животных к зиме и т.п.). Собственное физиологическое время живых организмов может убыстряться или замедляться (зимняя «спячка» животных). У каждого существа разное время и разный ритм жизни – однодневный мотылек проживает свою жизнь так же интенсивно, как черепаха свою за 300 лет. Сердце ласточки бьется со скоростью двести ударов в минуту, и она живет в совсем другом времени, чем земляной червяк. Представители гуманитарных наук часто выделяют социальное пространство-время. Социальное пространство – это область, в которой скрещиваются и переплетаются социальные интересы, симпатии и антипатии индивидов, групп, классов. Гово- 216 рят о «социальном расстоянии». Близкое социальное расстояние есть не что иное, как сочувственное взаимопонимание, существующее между субъектами (индивидами, социальными группами, государствами, народами). Социальное время связано с изменением общественных процессов, ритмом и мерой этой изменчивости. Закон убыстрения времени протекания социальных процессов связан с ускорением передачи информации. Можно говорить о психологическом времени и пространстве. Психологическое время – это время наших внутренних переживаний. Для каждого конкретного человека время может «бежать», «стоять», «промелькнуть незаметно». В средние века в Европе время измерялось сменой сезонов года, церковными праздниками. Время отмечалось ударом монастырского колокола, времени было много, оно текло медленно, тягучим густым потоком, как мед из кувшина. Только в конце Средних веков были изобретены часы – символ убегающего времени. С появлением часов, городов, машинного производства, железных дорог (ведь поезда должны ходить по расписанию) люди стали жить совсем в другом времени – в ритме механизма. Времени стало постоянно не хватать. Психологическое пространство связано со смыслами человеческого бытия (родные места, памятные места и др.). 5. вопрос Пространство есть форма бытия материи, которая выражает протяженность, структуру, порядок сосуществования и рядоположенность материальных объектов. Время - форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений, происходящих с объектами. Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве. В истории философии и науки сложились две основных концепции пространства и времени: 1. Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые самостоятельные сущности, которые существуют наряду и независимо от материальных объектов. Пространство сводилось к бесконечной пустоте («ящику без стенок»), вмещающей все тела, время - к «чистой» длительности. Эта идея, в общем виде сформулированная еще Демокритом, получила свое логическое завершение в концепции абсолютного пространства и времени Ньютона, который считал, что их свойства не зависят от характера протекающих в мире материальных процессов. 2. Реляционная концепция рассматривает пространство и время не как особые, не зависимые от материи сущности, а как формы существования вещей и без этих вещей сами по себе не существующие. Сторонники реляционного (от лат. relatio - отношение) (Аристотель, Лейбниц, Гегель) воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов. Реляционная концепция времени исходила из первичности движения, изменения конкретных объектов, относительно которых, в зависимости от характера изменений, формируются временные отношения. Время выступает как выражение упорядоченности, последовательности происходящих изменений. В настоящее время более достоверной (исходя из достижений науки) выглядит реляционная теория, исходя из которой: • время - форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе их развития; • пространство - форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой. Пространство и время как формы бытия материи имеют как общие для них свойства, так и характерные для каждой из этих форм. К их всеобщим свойствам относятся: объективность и независимость от сознания человека, их неразрывная связь друг с другом и с движущейся материей, количественная и качественная бесконечность, вечность. Пространство характеризует протяженность материи, ее структурность, взаимодействие элементов в материальных системах. Оно является непременным условием существования любого материального объекта. Пространство реального бытия трехмерно, однородно и изотропно. Однородность пространства связана с отсутствием в нем «выделенных» каким-либо образом точек. Изотропность пространства означает равноправность в нем любого из возможных направлений. Время характеризует материальное бытие как вечное и неуничтожимое в своей совокупности. Время одномерно (от настоящего к будущему), ассиметрично и необратимо. Проявление времени и пространства различно в различных формах движения, поэтому в последнее время выделяют биологическое, психологическое, социальное и другие пространства и время. Так, например, психологическое время связано с его психическими состояниями, установками и т.п. Время в той или иной ситуации может «замедляться» или, наоборот, «ускоряться», оно «летит» или «тянется». Это субъективное чувство времени. Биологическое время связано с биоритмами живых организмов, со сменой дня и ночи, со временем года и циклами солнечной активности. Считается также, что существует множество биологических пространств (например, ареалы распространения тех или иных организмов или их популяций). Социальное время, связанное с развитием человечества, с историей, тоже может ускорять и замедлять свой бег. Особенно это ускорение характерно для ХХ века в связи с научно-технической прогрессом. НТР буквально спрессовало социальное пространство и неимоверно ускорило бег времени, придав взрывной характер развитию общественно-экономических процессов. Планета стала маленькой и тесной для человечества как единого целого, а время перемещения из одного ее конца в другой теперь измеряется часами, что было просто немыслимо еще в прошлом столетии. В ХХ веке на основе открытии в естественных и точных науках был разрешен спор между этими двумя концепциями. Победила реляционная. Так, Н. Лобачевский пришел к выводу в своей неевклидовой геометрии, что свойства пространства не являются всегда и везде одинаковыми и неизменными, а они изменяются в зависимости от наиболее общих свойств материи. По теории относительности А. Эйнштейна пространственно-временные свойства тел зависят от скорости их движения (т. е. от показателей материи). Пространственные размеры сокращаются в направлении движения при приближении скорости тела к скорости света в вакууме (300000 км/с), а временные процессы в быстро движущихся системах замедляются. Он доказал также, что вблизи массивных тел время замедляется, как и в центре планет. Этот эффект тем заметнее, чем больше масса небесных тел. Таким образом, теория относительности А. Эйнштейна показала неразрывную связь между материей, пространством и временем. |