Главная страница
Навигация по странице:

  • «Александр II на смертном одре». К.Е.Маковский (1881 г.)

  • Временная часовня на Екатерининском канале.

  • Сень над местом смертельного ранения императора Александра II

  • Спас в силах или Христос во славе

  • Евхаристия

  • Св. князь Александр Невский и Ангел Хранитель погибшего императора

  • Мемориальная доска южного фасада

  • 19 апреля. История социокультурного проектирования в России Спас на Крови


    Скачать 27.77 Kb.
    НазваниеИстория социокультурного проектирования в России Спас на Крови
    Дата28.09.2022
    Размер27.77 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла19 апреля.docx
    ТипДокументы
    #702589

    История социокультурного проектирования в России: «Спас на Крови».

    Титульный слайд

    Слайд 2

    Храм во имя Воскресения Христова в Санкт-Петербурге, получивший в народе название «Спас на Крови» — это мемориальный храм, возведенный в память о трагической кончине императора Александра II. Собор стоит над местом смертельного ранения Государя. Здесь на набережной Екатерининского канала (сейчас канала Грибоедова), император был смертельно ранен революционерами-народовольцами 1 марта 1881 года по старому стилю. Трагическое событие, потрясшее всю страну, стало толчком к созданию Храма-Памятника, Храма покаяния народа за убийство своего царя.

    Слайд 3

    Александр II (1855-1881) был царем-реформатором. Он получил ослабленную страну Крымской войной, в плохом экономическом состоянии, что требовало масштабных преобразований. Александр отменил крепостное право в 1861 году, за это он получил прозвание «Царь – Освободитель».

    Поступательное развитие государства было прервано усилением революционного движения. Воспользовавшись негодованием части жителей, революционеры входят в борьбу с самодержавием, полагая его основным злом для государства и народа. Народовольцы действительно считали, что смерть государя и некоторых высших чиновников вызовет в государстве смятение, на волне которого при помощи рабочих и военных получится уничтожить самодержавие и установить республиканское правление. Покушения следуют одно за другим; умирают ни в чем не повинные люди; правительство усиливают репрессии против революционеров, даже пробуют пойти на уступки, но ничто не останавливает цареубийц.

    1 марта 1881 года в момент проезда кареты самодержца по набережной Екатерининского канала революционер Н.Рысаков кинул первую бомбу. Взрывом были ранены несколько человек, повреждена была задняя сторона императорской кареты, выбиты стекла, но сам царь не пострадал. Александр II отказался сразу оставить место трагедии. Он отдал указания о помощи раненым, посмотрел на пойманного террориста, и, уже возвращаясь к карете, был настигнут вторым взрывом. Другой народоволец, И.Гриневицкий, смог кинуть бомбу прямо под ноги императору. Истекавшего кровью Александра II перенесли в сани и отвезли в Зимний дворец. От полученных ран Царь-Освободитель скончался в 3 часа 35 минут пополудни.

    «Александр II на смертном одре». К.Е.Маковский (1881 г.)

    Россия была потрясена этим трагическим событием. Надежды «Народной воли» не оправдались – выступлений народных масс не произошло. Место трагедии стало местом паломничества, где стали возноситься молитвы за душу убитого Царя. Верующие ощущали цареубийство как личную трагедию, видя в ней параллель с Евангельскими событиями. По всей России начинают возводиться многочисленные монументы в память об императоре: это и скульптурные монументы, и поминальные стелы, и часовни.
    Слайд 4
    Инициатором увековечивания памяти убитого императора Александра II выступила Санкт-Петербургская Городская дума, депутаты которой предложили установить над местом ранения Царя-Освободителя часовню.

    Новый император, сын убитого, Александр III, поддержав решение Думы, пожелал возвести не часовню, а храм-памятник. Был объявлен конкурс на труд проекта храма над местом трагедии. 17 апреля 1881 года, в день рождения Александра II, на набережной канала освящается деревянная шатровая часовня, сооруженная по плану Л.Н.Бенуа на средства купца И.Ф.Громова. В ней каждый день осуществляли панихиды об упокоении души убиенного императора Александра Николаевича. Сквозь стеклянные двери можно было видеть звено ограды набережной и часть мостовой с отпечатками крови. Часовня простояла до начала возведения храма в 1883 году (потом ее перенесли на Конюшенную площадь и позднее разобрали).

    Временная часовня на Екатерининском канале. Совместный конкурсный проект архимандрита Игнатия и А.Парланда

    Конкурс проводился в два этапа. В первом большая часть проектов была создана в «византийском стиле», но по мнению Александра они не соответствовали характеру «русского церковного зодчества». Для него было важно, «чтоб собор был выстроен в чисто русском вкусе XVII столетия, образцы коего встречаются, к примеру, в Ярославле», и что «самое место, где Александр II был смертельно ранен, должно быть внутри самой церкви в виде особенного придела». Создание храма-памятника в традициях XVII века предназначалось метафорой приобщения Петербурга к заветам старомосковской Руси. Напоминая об времени первых Романовых, здание символизировало бы единство царя и государства, веры и народа. То есть новый храм мог стать не просто мемориалом убитому императору, но и монументом российскому самодержавию в целом.
    Слайд 5
    Тем самым, во втором этапе был выбран проект, который удовлетворил все требования, архимандрита Игнатия (И.В.Малышева), настоятеля Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом, и архитектора А.А.Парланда. Однако итоговый проект был утвержден лишь в 1887 году, после внесения А.А.Парландом ряда исправлений, значительно изменивших первоначальный вид храма.
    Освятить намеченный храм во имя Воскресения Христова предложил архимандрит Игнатий. В таком наименовании звучала идея преодоления смерти, утверждалась связь между мученической кончиной Александра II и искупительной жертвой Спасителя
    Первый камень положил лично император Александр III. Перед этим фрагмент решетки канала, гранитные плиты и часть булыжной мостовой, обагренной кровью Александра II, сняли, уложили в ящики и перенесли на хранение в часовню на Конюшенной площади.

    Строился храм 24 года. Его бюджет составил 4 606 756 рублей (из них 3 100 000 рублей выделила казна, остальное составили пожертвования от императорской фамилии, государственных учреждений и частных лиц).

    Впервые в строительной практике Санкт-Петербурга было применено бетонное основание под фундамент, вместо традиционной забивки свай.

    Стены собора облицованы красно-коричневым кирпичом из Германии, беломраморные элементы сделаны из эстляндского мрамора; особенную нарядность храму придают поливные изразцы и цветная черепица работы фабрики Харламова. В 1894 году сомкнули своды купола, в 1896 на Петербургском Металлическом заводе были сделаны металлоконструкции каркасов девяти глав храма. Покрытие глав четырехцветной ювелирной эмалью специальной рецептуры не имеет аналогов в русской архитектуре. 6 июня 1897 года состоялось торжественное возведение креста высотой 4,5 метра на центральную главу собора. Совершил молебен, и освятил крест митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Палладий.
    Архитектура храма Воскресения относится к позднему этапу развития «русского стиля» XIX века (одного из стилистических направлений эклектики). Архитектор А.Парланд создал особое сооружение, вобравшее все самое лучшее и выразительное из арсенала русского зодчества допетровской Руси. Над луковичной главой колокольни воздвигнут высокий крест, завершающийся императорской короной.

    С западной части колокольни, под золотым навесом, находится мраморное Распятие с мозаичным образом Спасителя, отмечающее снаружи храма место смертельного ранения правителя. По сторонам от Распятия расположены иконы: св. Зосимы Соловецкого, в день памяти которого появлялся на свет Александр II (17 апреля по ст. стилю); и св.муч. Евдокии, в день памяти которой император принял мученическую смерть (1 марта по ст. стилю).
    В убранстве колокольни неоднократно подчеркивается мемориальный нрав сооружения: над полукруглым окном мозаичная икона Александра Невского, небесного покровителя Александра II; в кокошниках – небесные покровители императорской семьи. Двадцать досок рассказывают о судьбе правителя и его преобразованиях. Входы представляют собой два сдвоенных крыльца под общим шатром.

    Слайд 6
    Внутри собора, мы сразу же оказываемся рядом с местом трагедии — фрагментом набережной, выделенным шатровой яшмовой сенью. Сень, вырезанная русскими мастерами камнерезами, выглядит как восьмигранный шатер, который удерживают четыре колонны. За золоченой решеткой с императорской короной виднеются булыжная мостовая, плиты тротуара и решетка канала – место, где упал смертельно раненый правитель. Сюда приходили и приходят люди, чтобы помолится о душе Царя-Освободителя.
    Сень над местом смертельного ранения императора Александра II

    Убранство собора имеет уникальный облик – это необычное сочетание мозаичного и каменного убранства, где стены и своды усеяны сплошным мозаичным ковром — это и священные изображения, и множественные орнаменты. Площадь мозаичного убранства составляет больше 7 тысяч квадратных метров! По части мозаик храм занимает первое место в России и в Европе. Этот храм положил начало новому этапу в развития русского монументального мозаичного искусства.

    В 1895 году Комиссия по строительству обнародовала конкурс на исполнение мозаик. Первая частная мозаичная мастерская А.Фролова стала победителем. Все монументальные мозаики на стенах и сводах собора были выполнены этой частной мозаичной мастерской.
    Живописные наброски для мозаик Спаса на крови создавали 32 художника, выделявшихся как степенью своего таланта, так и художественной манерой. Лучше остальных восприняли специфику монументального искусства Н.Н.Харламов, В.В.Беляев, и В.М.Васнецов. Спектр их творческого стиля весьма многообразен: от византийских традиций и канонов академизма до стилистических приемов модерна.
    Расположение изображений точно продумано — оно отображает и мемориальную направленность собора, и его посвящение Воскресению Христову. В основной части храма на синих фонах стен – изображен земной путь Спасителя: от иконы Рождества Христова в нижнем регистре южной стены до чудес и исцелений, представленных на иконах северной стены. Восточная часть выделена золотыми фонами
    Слайд 7. Спас в силах или Христос во славе

    В алтаре всю поверхность восточной апсиды занимает огромная мозаичная икона «Евхаристия», созданная также по эскизу Н.Н.Харламова. В центре на возвышении изображен сам Христос, торжественно подающий Святые Дары. По сторонам от него Ангелы, держащие рипиды, и апостолы, торжественно шествующие к Причастию. При открытых Царских вратах виден лишь центр композиции – Христос и принимающие Святые Дары склонившиеся первоверховные апостолы Петр и Павел.

    Евхаристия

    Слайд 8. Пресвятая Богородица. Спаситель.

    Слайд 9. Вознесение Христа. Сошествие во ад

    Справа от Спасителя храмовая икона «Сошествие во ад». Иконография образа передает смысл Воскресения Христова – освобождение людей от уз греха и смерти. М.В.Нестеров, автор живописного оригинала, следует древнерусскому канону.

    С другой стороны иконостаса, слева от образа Богородицы, размещена икона «Вознесение Господне» по оригиналу М.В.Нестерова. В основе также лежит древняя иконография, выполненная в современной для художника манере.

    Св. князь Александр Невский и Ангел Хранитель погибшего императора

    Над гробницей надпись: «Где Ты Смерти Жало, где Ты Ада Победа». Создана икона по эскизу Михаила Нестерова и представляет собой западный вариант иконографии Воскресения Христова, пришедший на Русь из Европы в 17 веке.
    Возведенный на месте смертельного ранения императора Александра II, в послереволюционный период Спас на крови в определенной мере повторил судьбу царя-мученика. В 1917 году прекратилось снабжение государственных денежных средств на содержание храма, в связи с чем, настоятель, Петр Лепорский, обратился к жителям Петрограда с предложением объединиться вокруг храма и по мере сил и возможностей разделить заботу о поддержании в нем благолепия.
    К сожалению, в это время весьма скудные пожертвования прихожан не могли покрыть эксплуатационные нужды строения. В здании отсутствовало отопления, в том числе и в зимний период.

    В 1920-е годы Спас на крови, как и практически все русские храмы подвергся разграблению, потеряв большую часть своих богослужебных предметов. С 1921 по 1923 год комиссия по изъятию церковных ценностей не один раз проводит конфискацию церковного имущества в соборе и его ризнице

    В 1922 году под давлением новой власти специалисты Академии истории материальной культуры провозгласили храм стандартным памятником упадка русской архитектуры конца 19 века, не представляющим ни художественной, ни исторической ценности.
    В 1920-е годы собор неоднократно менял подчиненность, что послужило в ноябре 1930 года президиуму ВЦИК вынести распоряжение о закрытии Спаса на крови. Здание храма убирают с учета в Главнауке, а в январе 1931 года все его 14 колоколов отправлены в переплавку. Планировалось, что здание храма будет снесено, поэтому собор временно использовался как склад.

    Еще в конце 1930 года здание Спаса на крови было передано Обществу политкаторжан и ссыльнопоселенцев для культурно-просветительских нужд, и в 1934 году Общество организует здесь экспозицию, посвященную событиям 1 марта и истории народовольческого движения. Правда, эта выставка просуществовала всего несколько месяцев.

    В это же время Комитет по охране памятников революции и культуры дал свое согласие на уничтожение Спаса на крови. Активная подготовка к ликвидации здания началась в 1941 году и была временно остановлена только в связи с началом войны.

    Во время блокады Ленинграда, в Спасе на крови размещался один из моргов нашего города. Собор пострадал из-за обстрелов, и следы повреждений сохранены на одной из мемориальных досок южного фасада. Большой артиллерийский снаряд попал в главный купол храма, не разорвался и пролежал между сводами почти двадцать лет. Рискуя жизнью, его обезвредил сапер Виктор Демидов в 1961 году. После войны собор арендует Малый оперный театр и устраивает в нем склад декораций. Здание продолжает разрушаться — после войны к «непрофильной» эксплуатации добавились разбитые стекла окон, отверстия от осколков в куполах и кровле, через которые внутрь попадала влага. Еще один критический момент в судьбе храма — 1956 год, когда городские власти в очередной раз задумали снести собор под предлогом устройства транспортной магистрали. Начиналась новая кампания уничтожения культовых зданий, продолжавшаяся более десяти лет.

    Слайд 10. Мемориальная доска южного фасада

    Только в 1968 году собор был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников при Главном архитектурно-планировочном управлении. Исполком Ленгорсовета 20 июля 1970 года принимает решение №535 «Об организации филиала музея «Исаакиевский собор» в здании бывшего храма Спаса на крови». Передача храма-памятника на баланс музея состоялась 12 апреля 1971 года.

    Началось многолетнее восстановление храма. Собор строили 24 года, а реставрационные работы продолжались 27 лет – их основной этап завершился только в 1997 году. Собор реставрировали и снаружи и внутри. Пришлось делать новую систему гидроизоляции, прокладывать новые коммуникации.

    19 августа (по новому стилю) 1997 года в день Преображения Господня собор был открыт как музей. В настоящее время он имеет статус государственного музея в составе ГБУК ГМП «Исаакиевский собор».

    Возрождается духовная жизнь храма-памятника. 23 мая 2004 года храм заново освящен.
    Глубоко почитается в соборе память императора Александра II. В день его трагической кончины 14 марта (1 марта по старому стилю) совершается архиерейское богослужение с особым поминовением убитого Государя. После каждой божественной литургии, как правило, служится поминальная лития по императору.

    Слайд 11. Красота храма Спаса на Крови покоряет сердца туристов, которые увидев его однажды, остаются в неописуемом восторге до следующего посещения города на Неве. Их рассказы о храме дома близким и знакомым людям создают эффект сарафанного радио.

    Популярность собора с годами не то, что не проходит, а неизменно растёт. Посмотреть на Спас на Крови едут со всех уголков России и мира. Причём, полюбоваться собором можно как снаружи, так и внутри. Безусловно проектирование храма, труд мастеров, имеет большую ценность для современного Санкт-Петербурга.


    написать администратору сайта