Главная страница
Навигация по странице:

  • Ф.А. Дистервегом

  • Исторические этапы становления социальной педагогики


  • Константин Дмитриевич Ушинский (

  • Петр Федорович Каптерев (

  • Сергей Иосифович Гессен

  • Василий Васильевич Зеньковский

  • Станислав Теофилович Шацкий

  • Документ. История становления социальной педагогики в России Социальная педагогика


    Скачать 19.36 Kb.
    НазваниеИстория становления социальной педагогики в России Социальная педагогика
    Дата08.11.2018
    Размер19.36 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДокумент.docx
    ТипДокументы
    #55879


    История становления социальной педагогики в России
    Социальная педагогика- отрасль педагогики, изучающая социальное воспитание, осуществляемое как в собственно воспитательных учреждениях, так и в различных организациях, для которых оно не является ведущей функцией. Термин "Социальная педагогика" введён в 19 в. Ф.А. Дистервегом.Как направление социальная педагогика оформилась в середин.

    Предмет социальной педагогики - исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации путём интеграции возможностей общественных, государственных и частных организаций с целью создания условий для развития и духовно-ценностной ориентации человека.

    Социальная педагогика "вступает в междисциплинарные контакты с социологией образования, социологией воспитания, педагогической социальной психологией, психологией управления".

    Она включает в себя изучение философии воспитания, особенностей воспитания в современном обществе.

    Особенностью современной социальной педагогики является ее гуманистическая направленность, т. е. сотрудничество, содружество, сотворчество воспитателя и ребенка.

    В современных условиях социальная педагогика — это самостоятельный раздел педагогики, где сложилась особая методика социальной воспитательной и образовательной деятельности. Методика социальной педагогики направлена на личность, на ее самосовершенствование, самовоспитание, самоорганизацию.

    Общественный смысл социальной педагогики состоит в том, чтобы помочь человеку, попавшему в беду: помочь семье, ребенку найти свой путь социального жизненного самоопределения, развиваться в обществе на основании своих способностей и задатков. Помочь в стремлении человека выйти на путь нравственных человеческих отношений.

    Социальная педагогика рассматривает воспитание и образование в государственных, муниципальных и частных учреждениях.

    Социальная педагогика опирается на историю педагогики, на опыт обучения и воспитания в прошлом, на практику воспитания и обучения в других странах.

    История русского народа показывает, что в его культуре еще в период родоплеменных отношений стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям и особенно — к детям как наиболее беззащитным и уязвимым среди них. С принятием на Руси христианства эти традиции получили свое закрепление в различных формах милосердия и благотворительности, которые существовали на всех этапах развития российского общества и государства.
    Исторические этапы становления социальной педагогики

    Первый – начальный период, который длился с древнейших времен вплоть до XVII века, связан с осмыслением практики воспитания и формированием педагогической и социально-педагогической мысли.

    Первобытное общество. В этот период происходит становление воспитания как социального явления, его преобразование из стихийного действия в осознанную деятельность: дети переходя из одной возрастной группы в другую, получают новый общественный статус – взрослого полноправного члена общины.

    В античности возникают различные теории воспитания. Были высказаны некоторые основополагающие социально-педагогические идеи: необходимость начинать воспитание с раннего возраста, учитывать при этом природу ребенка и влияние окружающей среды, опираться на авторитет взрослых, прежде всего родителей и многие другие. Данные идеи нашли отражение в теории: девиз «Познай себя» (Сократ), природосообразность (Демокрит); общественное воспитание как функция государства (Платон); идея воспитания образованных, гармонично развитых людей, при этом наряду с общественным воспитанием важную роль в формировании личности должно играть семейное воспитание (Аристотель).

    Средневековье. В Средневековье воспитание опиралось на восприятие человека как такового перед Богом. В это время происходит окончательное формирование устойчивых социальных групп: у каждой социальной группы был свой юридический статус, свои правила поведения, моральные нормы, внешние формы отличия, права и привилегии. Усвоение социальных норм начиналось с самого рождения. Средневековая педагогика ставила во главу угла воспитание верой. Делался акцент не на получение научного знания, а на спасение души и ее нравственное формирование, воспитание добродетелей и мудрости, которая основывается на разуме, воле и вере.

    Период Возрождения связан с развитием гуманистических идей в воспитании ребенка. В центр был поставлен человек, представитель рода, а семья – это место, где начинает формироваться человек – будущий член общества, где ребенок обучается первым социальным навыкам.

    Второй период – XVII и XIX вв. – характеризуется развитием ведущих идей и научных концепций социальной педагогики, становлением ее как науки.

    XVIII и XIX века вошли в историю мировой культуры как время буржуазно-демократических революций. Видные ученые (педагоги, философы, социологи, психологи) искали решение социально-педагогических проблем на путях сотрудничества с общественностью и государством. Вопросы воспитания рассматривались в русле идей преобразования общества.

    К социальной педагогике обращались многие педагоги-мыслители (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Герберт, В.А. Дистервег и др.). Под влиянием их педагогических воззрений появились педагоги, считавшие идею социальности основополагающей и связывавшие ее с благотворительностью.

    В Германии во второй половине XVIII в. возникло течение филантропизма (греч. – человеколюбие, благотворительность), основателем которого стал К. Базедов, сторонник идей Ж.-Ж. Руссо.

    В конце XIX в. социальная педагогика выделяется в самостоятельную область педагогической науки. Это событие связано, прежде всего, с именами немецких ученых А. Дистервега, П. Наторпа и др.

    Дистервег – рабочие профсоюзы, борьба с бедностью, безработицей. Идея воспитания: культурная деятельность и самодеятельность. «теории дидактики»

    С начала XX в. начинается третий период — период развития социальной педагогики как самостоятельной науки.

    Вклады российских педагогов в социально-педагогическую мысль

    Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870). Труды: учебник «Родное слово», сочинение «Педагогическая антропология», «Человек, как предмет воспитания», статья «О пользе педагогической литературы». Он рассматривал русское народное образование как всеобщее образование нации. Разделял взгляды Достоевского: знание русских традиций, национальный родной язык. Главная цель – воспитать человека, который служит не государству (царю), а народу, т.е. воспитание патриота. Раскрыл значение принципа наглядности, принципа народности в образовании, всеобщность образования, выступал против дворянского воспитания. Основоположник отечественной педагогики и народной школы. Разработал учение о содержании школьного обучения. Большое внимание уделял семье.

    Петр Францевич Лесгафт (1837-1909) – педагог, анатом, врач, общественный деятель России. Очень много сделал для развития женского образования. Определил важнейшие принципы физического воспитания – его единство с умственным, нравственным, эстетическим. Концепция семейного воспитания «идеальной нормальной личности» изложена Лесгафтом в работе «Семейное воспитание ребенка и его значение». Он отрицал существование врожденных дурных наклонностей у детей. Цель воспитания – содействовать развитию человека.

    Петр Федорович Каптерев (1849-1922) – педагог, историк педагогики, психолог. Труды: «Педагогическая психология» (1876), «Дидактические очерки» (1885), «Педагогический процесс» (1905), с 1898 под его редакцией издается «Энциклопедия семейного воспитания». Он считал, воспитание детей в семье должно начинаться с момента их рождения. Основным принципом семейного обучения «должна быть индивидуализация». Социально-педагогический аспект семейного воспитания раскрыт в работе «Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей» - развитие человека не может совершаться вне общества. Главнейшей задачей выступает воспитание, а не обучение ребенка. Хорошая школа должна действовать «в непосредственной связи с семьей и под ее влиянием». Необходимо введение ученического самоуправления. Правильная постановка общественно-нравственного развития и гражданского воспитания возможна «только при благоустройстве семьи, школы и общественно-государственной жизни».

    НАТОРН ПАУЛЬ (1854-1924), философ, педагог. Германия. Один из основоположников социальной педагогики. В своей работе он опирался на богатое педагогическое наследие и считал себя последователем Песталоцци. Н., пожалуй, первым ввел термин«социальная педагогика»,пытался определить ее сущность, понятия, категории. В 1890 г. Н. опубликовал книгу «Социальная педагогика», которая была переведена на другие языки, в том числе и на русский. В дореволюционном словаре братьев Гранат эта наука названа «социальной педагогикой Наторпа». Вот выдержки из трудов ученого о социальной педагогике: «Социальные условия образования и образовательные условия социальной жизни – вот тема этой науки, «... Понятие социальной педагогики выражает принципиальное признание того факта, что воспитание индивидуума во всех существующих отношениях обусловлено социальными причинами».

    Как и Песталоцци, Н. придавал огромное значениесемейному воспитанию.Чтобы оно было эффективным, нужно помогать семье, для этого необходим квалифицированный специалист, знакомый сособенностями воспитания иумеющий связать их со школьной и внешкольной деятельностью ребенка. Имя такого специалиста -социальный педагог,и в семью он приходит из школы - главного звена социального воспитания. Н. обратил внимание и на необходимость научного изучения ребенка. Именно здесь социальная педагогика обретает союзницу - педологию.

    Сергей Иосифович Гессен (1887 – 1950 гг.)

    В главном труде С.И.Гессена “Основы педагогики” (1923г.) подчеркнута главная роль философии как источника педагогической науки. Гессен признавал за образованием, прежде всего культурологическую функцию: “Задача всякого образования – приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в культурного”. Идя вслед за неокантианством, он классифицировал педагогику как нормативную науку, т.е. знания о том каким должны быть воспитание и обучение.

    Целью образования, по Гессену, является не только приобщение ученика к культурным, в том числе и научным ценностям, достижениям человечества. Его целью является одновременно формирование высоконравственной, свободной и ответственной личности. Своеобразие личности, прежде всего, - в её духовности. Могущество индивидуальности, подчеркивал Гессен, коренится не в природной мощи её психологического организма, но в тех духовных ценностях, которыми проникается его душа. Личность “обретается только через работу над сверхличными задачами. Она созидается лишь творчеством, направленным на осуществление сверхличных целей науки, искусства, права, религии, хозяйства и измеряется совокупностью сотворенного человеком в направлении этой науки и культуры”.

    В “Основах педагогики” С.И.Гессен пытался показать, что в основу педагогического знания должна быть положена философия, что без осмысления основных проблем воспитания нельзя выйти на решение частных вопросов педагогики. Отсюда и вывод о том, что педагогика является теоретическим обоснованием образовательной деятельности, основанной на философии. Поскольку образовательная деятельность имеет дело с определенным “материалом”, то педагог с необходимостью использует в своей работе данные таких наук, как физиология и психология. Однако Гессен считал, что не стоит преувеличивать значения для педагогики этих наук, что наблюдается в педагогической деятельности К.Д.Ушинского и в современной теории педагогики. Физиология и психология изучают “природного человека”, его индивидуальность, а границы педагогической науки, по мнению Гессена, вписываются в более широкие области человеческой культуры: образованность, гражданственность, цивилизация. Образование есть не только развитие индивидуальности индивида, сколько его насыщение культурными ценностями: науками, искусствами, нравственностью и пр.

    Василий Васильевич Зеньковский (1881 – 1962 гг.)

    Философ, психолог, теоретик и историк образования, религиозный и общественный деятель России и российского зарубежья. С 1912 года приват-доцент, затем профессор Киевского религиозно-философского и Фребелевского обществ. Министр культуры и вероисповедований в правительстве Скоропадского.

    Зеньковский В.В. указывал на противоречия между высшими педагогическими декларациями официальной школьной политики и сущностью коммунистического воспитания. Он утверждал, что коммунистическое воспитание изначально не может быть человеколюбивым, поскольку делит детей по классовой принадлежности. Это воспитание далеко от гуманизма, поскольку чуждо пацифизму, взаимопомощи, симпатии ко всему живому, любви к малой родине и всей отчизне. Любовь к человечеству заменяется служением классу, национальное – интернациональным, духовное – материальным.

    Зеньковский предлагал оригинальную философско-педагогическую систему, близкую к идеям С.И.Гессена, хотя философское основание воспитания у них было различным. Зеньковский исходил из христианского мировоззрения.

    Главная задача воспитания, по мнению Зеньковского, заключается в том, чтобы помочь школьнику найти себя, руководствуясь наставлениями учителя–пастыря, научиться творчески преображать свой «природный состав», направляя к добру триединое существование в себе: наследственности, социальности, духовности. Большое значение в воспитании Зеньковский уделял творчеству, оценочной деятельности, рассуждениям ребенка. Он считал, что путь нравственного воспитания - активное преодоление зла посредством раскрытия и укрепления светлых сил и устремлений ребенка. Силы добра и свободы находят отражение в творчестве В.В.Зеньковского. С этой точки зрения Зеньковский критиковал позицию Л.Н. Толстого, который выдвигал в качестве основы нравственного воспитания принцип служения добру и самосовершенствования личности путем совмещения его с принципом «непротивления злу насилием». По Зеньковскому, основная ошибка «толстовской педагогики» состоит в утопическом преклонении перед якобы совершенными природными силами детской души, замене христианской религии собственной доморощенной религией «толстовства», что и не позволило Л.Н.Толстому педагогически верно подойти к решению проблемы соответствия детской свободы, добра и зла в духовно-нравственном развитии ребенка.

    В.В.Зеньковский считал, что свобода духовно-нравственного самосозидания личности ребенка не дана ему от природы, что её следует целенаправленно воспитывать педагогическими средствами. Учитель – воспитатель, развивающий в детях важнейшее личностное качество “восхождение к свободе”, опирается на внутренние духовные силы ребенка, на данный от бога человеку “дар свободы” и помогает ему обрести личную свободу, раскрыть свой творческий потенциал. Педагогическая задача заключается в поиске способов соединения в душе ученика свободы с добром, с духовно-нравственными ценностями христианского человечества.

    Станислав Теофилович Шацкий(1878-1934) - крупная фигура российской педагогики XX столетия. Теоретик и практик, он внес свой вклад в развитие идей социального воспитания, создание экспериментальных учебно-воспитательных учреждений: "Сеттльмент" (совместно с А.У. Зеленко), "Бодрая жизнь", Первая опытная станция. В этих учреждениях проходили проверку идеи самоуправления учащихся, воспитания как организации жизнедеятельности детей, лидерства в сообществе школьников и др. С.Т. Шацкого глубоко интересовала проблема вхождения ребенка в сферу культурных достижений человеческой цивилизации. На становление его научных взглядов повлияли идеи представителей отечественной и зарубежной педагогики, в особенности Л.Н. Толстого, А.Ф. Фортунатова, Д. Дьюи. Источник развития педагогической науки Шацкий видел в анализе организованного воспитательного процесса и обстоятельств, лежащих вне такого процесса (влияние улицы, семьи и пр.). Он считал, что главное влияние на развитие ребенка имеют не генетические задатки, а социально-экономическая среда ("мы не должны рассматривать ребенка самого по себе..., а должны смотреть на него как на носителя тех влияний, которые в нем обнаруживаются как идущие от окружающей среды"). Такой подход резко контрастировал с биологизмом педологии. Вместе с тем Шацкий соглашался, что попытки обойтись в педагогике без опытных и экспериментальных исследований обречены на неудачу. Он высказывал сомнения в правомерности создания педологии как новой отрасли знания при помощи математизированных методов. Одновременно Шацкий отвергал примитивно-социологизаторский подход к ребенку, считая безумием "ломать" детскую природу и "ковать" нового человека во имя прекрасного завтра.

    Шацкий сформулировал важные цели обучения и воспитания: соответствие социальному заказу и одновременный учет индивидуальных особенностей личности; формирование у детей умения объединять усилия при достижении общей цели (например, через самоуправление); подготовка преподавателя, обладающего умениями учить, поощрять социально благоприятное воздействие на ребенка, владеющего методами исследования детей; учет макро- и микросоциального окружения ребенка.

    Оставляя за школой основную роль в воспитательной работе с детьми, Шацкий подчеркивал, что учебно-воспитательное заведение должно быть теснейшим образом связано с жизнью, являться центром и координатором воспитательного воздействия среды. Главными факторами деятельности ребенка в процессе воспитания и обучения Шацкий называл творчество и самостоятельность. Основная цель обучения – не приобретение знаний, а развитие мышления, воспитание ума. Рассматривая вопрос о месте производительного труда в воспитании, Шацкий подчеркивал, что нельзя стремиться сделать такой труд способом восполнения затрат на образование.

    Социальная педагогика в современных условиях политических, социальных, экономических преобразований страны, вхождения России в мировое сообщество, принятия Россией Конвенции о правах ребенка становится символом изменений, нацеленных на создание эффективной системы помощи, защиты и поддержки детства.


    написать администратору сайта