история герба2версия. История возникновения Российского герба
Скачать 60.71 Kb.
|
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Частное учреждение Образовательная организация высшего образования Медицинский университет «РЕАВИЗ» Кафедра гуманитарных дисциплин РЕФЕРАТ по дисциплине «Истории» Тема: История возникновения Российского герба. Выполнил: студент группы 21 111 Никонова Кристина Юрьевна Проверил: к.и.н.,доцент Игошина Ольга Юрьевна Содержание Введение. 4 Глава 1. 1. История возникновения гербов. Геральдика. 6 1.1 Что такое герб?. 6 1.2 Двуглавый орел на гербах государств Древнего мира и Средневековья 8 1.3 Первые гербы на Руси. 11 Глава 2. 2. От Ивана III до первых Романовых. 13 2.1 Появление на Руси двуглавого орла. Иван III 13 2.2 Василий III 16 2.3 Иван IV Грозный. 16 2.4 Федор Иванович. 17 2.5 Смутное время. 18 Глава 3. 3. Гербы династии Романовых. 19 3.1 Петр I 22 3.2 Эпоха дворцовых переворотов. XVIII век. 24 3.3 Павел I 24 3.4 Александр I 26 3.5 Николай I 26 3.6 Малый Государственный герб. 28 3.7 Большой Государственный герб 1883 года. 29 3.8 Александр III 30 Глава 4. 4. Гербы России после Революции. 31 4.1 Государственный герб Временного правительства. 31 4.2 Государственный герб РСФСР 1918-1993 гг. 32 4.3 Государственный герб СССР. 32 4.4 Государственный герб РФ 1993 года. 33 Глава 5. 5. Современный Государственный герб РФ.. 35 Заключение. 37 Список используемой литературы.. 39 Введение Символы России… что это такое? Пожалуй, не найдется в стране человека, который бы совсем ничего не ответил на этот вопрос. Однако ответы, без сомнения, будут разные. Кто-то вспомнит бескрайние просторы - луга, поля, леса. Кому-то на ум придут поднадоевшие, но непременные сувениры: матрешки, самовары, медведи. Любители русской старины расскажут о древнем Московском Кремле и регалиях - знаках царской власти: скипетре, короне, державе, Шапке Мономаха и, конечно же, не забудут и русские архитектурные святыни: Красную площадь, храм Василия Блаженного, храм Христа Спасителя. Каждый по-своему будет прав. И, прежде всего из-за неоднозначности понятия "символ", его многомерности. Не случайно проблемами символа и символики занимаются не только философы, но и ученые других специальностей - математики, психологи, лингвисты, литературоведы, историки, искусствоведы. К государственным символам любой страны относятся, прежде всего, государственные герб, флаг и гимн. Есть они и у нашей Родины. Эта триада символов возникла не сразу. Только в XX в. во всем мире установилась обязательная традиция - каждой стране иметь свой герб, гимн и флаг. Они нужны как воплощение её истории и отражение настоящего, как выражение патриотизма граждан и роли страны на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ. Вот почему отношение к гербу, флагу и гимну - это и отношение к самому государству. Жители разных стран по праву гордятся своими государственными символами. Но важно не только знать, как выглядит герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории. Причины и принципы возникновения символов, их эволюция помогают не только всесторонне представить исторический процесс, но и приблизиться к пониманию, "расшифровке" мировоззрения человека прошлого, раскрыть закономерности его мышления, смысл его поступков, вплотную подойти к изучению социальной психологии отдельных слоев русского общества, его менталитета - вопроса недостаточно изученного, но очень важного. Символы нашей Отчизны насчитывают ни одну сотню лет. Первый государственный герб России появился в конце XV в., первый флаг – в XVIII в., а первый государственный гимн – в XIX в. Были у них и предшественники, были и соперники. Одни сменяли других, некоторые исчезали, а потом возрождались вновь, иные навсегда ушли в прошлое, оставив по себе долгую и благородную память потомков. Целью моей работы стало изучение истории становления одного из символов государственного суверенитета России – государственного герба, а также характеристика современного государственного герба РФ. Историю развития российского герба, как и историю России, можно разделить на несколько периодов, и, согласно им, я разбила свою работу на несколько глав и подглав, каждая из которых соответствует определенному периоду развития и становления российского герба. Основными историческими событиями, которые отражаются на государственном гербе, являются изменение границ или заключение мира с каким-нибудь государством. Однако и смена правителей, и их личные привязанности, и их личные качества также сказываются на государственном гербе. Это заметно, например, когда на престол восходит женщина - государственный герб становится более изящным, контуры более плавными и т.д. На Российском гербе это отражалось лишь дважды - при Елизавете Петровне и Екатерине II. Российский же двуглавый орел претерпел множество изменений с момента его появления и становления как элемента государственного герба. Эти изменения появились под влиянием истории... Об этом и пойдет речь в реферате. Глава 1. 1. История возникновения гербов. Геральдика 1.1 Что такое герб? Эмблемам, их символическому смыслу в средние века придавалось огромное значение. Особая роль отводилась знакам, олицетворяющим понятие государства, верховную власть государя, идею его господства над подданными. Среди государственных символов первенствовали эмблемы, составляющие отличительный знак государства - государственный герб. Подбор эмблем государственного герба, определение их сочетания, пропорций, цветов относились к компетенции высшей государственной власти. Государственный герб являлся важной частью института внешнего оформления верховной власти. Что же такое герб? Герб (от немецкого Erbe - наследство) - эмблема, наследственный отличительный знак, сочетание фигур и предметов, которым придается символическое значение, выражающее исторические традиции владельца. Гербы изображаются на знаменах, печатях, монетах, помещаются в качестве знака собственности на архитектурных сооружениях, домашней утвари, предметах вооружения, произведениях искусства, рукописях, книгах и т.п. Они подразделяются на следующие основные группы: государственные, земельные (городов, областей, губерний, провинций и др. территорий, входящих в состав государства), корпоративные (средневековых цехов), родовые (дворянских и буржуазных родов). Государственный герб - официальная эмблема государства, изображаемая на печатях, бланках государственных органов, денежных знаках и других. Изучением гербов занимается определенная наука – геральдика. Геральдика (позднелатинское heraldica, от heraldus - глашатай) - гербоведение, вспомогательная историческая дисциплина, основным предметом исследования которой является герб - символический знак отличия для лиц, фамилий, родов, государств. Считается, что гербы появились в X веке, но выяснить точную дату сложно. Первые гербы, изображённые на печатях, приложенных к документам, относятся к XI веку. Следует иметь в виду, что в эпоху поголовной неграмотности использование гербового знака для подписи и для обозначения собственности было для многих единственным способом заверить документ своим именем. Такой опознавательный знак был понятен и неграмотному человеку (вполне возможно, что гербы появились сначала на печатях, а уже затем на оружии и одежде). Первым английским королём, имевшим личный герб, был Ричард I Львиное сердце (1157-1199). Его три золотых леопарда использовались с тех пор всеми королевскими династиями Англии. Во время боевых походов гербы, размещавшиеся на щитах рыцарей, становились их главной отличительной особенностью, поскольку доспехи были закрытыми и лица рыцарей были скрыты забралами. Отличительные знаки рыцарей были родовыми и передавались по наследству. Популярность же рыцарских турниров привела к появлению глашатаев - герольдов, в задачу которых входило описание гербов и определение их принадлежностей. Герольды в средневековой Европе пользовались огромным влиянием. Распространению гербов способствовали и Крестовые походы. Скопление в одном месте множества феодалов из разных стран, интернациональный характер крестоносного войска, необходимость опознавать друг друга (в условиях неграмотности и языковых барьеров), а также особенности вооружения, способ ведения войны и заимствование множества изобретений восточной цивилизации - все это стало причиной возникновения и оформления геральдики . В XII-XIII веках гербы появились у городов, у цехов, у священников почти на всей территории Европы. Поначалу они отражали в основном сложные социальные отношения, в частности поземельные споры, зачастую становились элементом суда. С образованием сословных монархий практическая геральдика принимает государственный характер: право пожалования и утверждения гербов становится исключительной привилегией королей, вводится гербовая грамота - официальное свидетельство на право употребления изображенного и описанного в нем герба, за утверждение герба устанавливается определенная такса - "розыск прав на герб" , за пользование неутвержденным гербом взыскивается штраф. В абсолютистских монархиях при королевских дворах учреждаются специальные ведомства во главе с герольдмейстером (в 1696 году - во Франции, в 1706 году - в Пруссии). 1.2 Двуглавый орел на гербах государств Древнего мира и Средневековья Большинство древних цивилизаций имело в своей культуре некоторые элементы геральдики, например систему печатей или штампов, которая в дальнейшем неразрывно будет связана с геральдикой. Двуглавый орел относится к легендарным гербовым фигурам. Он занимает заметное место среди древнейших символов и геральдических знаков. Родиной двуглавого орла является Древний Восток. Именно там найдены древнейшие изображения этого знака. Старейшее из них датируется XIII веком до нашей эры – это каменный рельеф в развалинах города Алача-Эюке в Малой Азии (современная Турция), изображающий двуглавого орла с распростертыми крыльями, опирающегося на двух небольших непонятных животных, предположительно кроликов (см. Приложение 2). Близь турецкого селения Богазкёй был найден другой рельеф (XII век до нашей эры), где двуглавый орел помещен ниже двух фигур женских божеств, приветствующих царя хеттов. Упоминаются цилиндрические печати VI века до нашей эры, обнаруженные в Халдее . Знак двуглавого орла получил широкое распространение в арабском и персидском мире. Он использовался на монетах государства Сасанидов (Персия, VI век), монетах арабских династий Зенгидов и Ортукидов (XII-XIV века). Не так просто судить, в каком качестве использовались изображения двуглавых орлов в древнем мире: сохранившиеся изображения крайне немногочисленны и не сопровождены надписями. Для искусства древних свойственно стремление к симметрии, и возникновение фигуры орла, которому с помощью второй головы придается симметричная структура, отвечает характерным традициям древневосточной культуры. Исследователи высказывают предположения, что двуглавый орел служил знаком царской власти, символом вечной жизни, неусыпной зоркости, всезнания, бдительности. Но роли государственного герба или герба правителей двуглавый орел не исполнял. Старейшее изображение двуглавого орла в Западной Европе датируется 1180 годом – оно помещено на печати графа Людвига фон Сарвердена. Считается, что европейцы познакомились с двуглавым орлом в ходе Крестовых походов и заимствовали этот знак с востока. В 1138-1254 гг. двуглавым орлом как опознавательным знаком пользовалась династия Гогенштауфенов – императоров и королей Священной Римской Империи Германской нации. Встречается двуглавый орел на золотых монетах императора Фридриха I Барбароссы. Изображали двуглавого орла в своем гербе короли Королевства Обоих Сицилий в 1197-1268 гг. В XIII-XV вв. двуглавый орел широко распространяется в Западной Европе. Известные нам гербы с этим знаком исчисляются десятками (гербы на монетах и печатях Людвига Баварского, короля Чехии Вацлава IV, короля Франции Бертрана III Красивого, епископов Кёльнского и Майнцкого, городов Фридберг (Германия) и Палермо (Сицилия), местностей Свойя (современная Франция) и Нидерланды). В 1434 году двуглавый орел впервые появляется в официально учрежденном государственном гербе – гербе Священной Римской Империи: орел изображался черным в золотом поле, имел золотые клювы, когти и окружающие головы нимбы. Двуглавый орел был известен и на другом полюсе европейской культуры – в Византии. Как декоративный элемент двуглавый орел встречается в Византии с V века, а с первой половины XIV века он начинает использоваться как один из государственных опознавательных знаков. Особенно активно пользовались знаком двуглавого орла императоры из династии Палеологов – последней династии правителей Византии. В рукописном Евангелии императора Дмитрия Палеолога изображен так называемый "орел Палеологов" – золотой двуглавый орел под короной на красном поле, на груди у которого медальон с монограммой Палеологов. Такой же орел помещался и на печатях императора Дмитрия. На красном шелковом знамени императора Андроника II Старшего Палеолога изображен золотой двуглавый орел под двумя коронами. Ниже лап орла – два медальона с монограммой императора, а между головами – равноконечный крест с расширяющимися концами. Последний император Византии – Константин XI Палеолог – погиб в 1453 году, во время взятия столицы Византии – Константинополя – войсками турок-османов. По легенде, по окончании битвы турки смогли опознать тело императора лишь по золотым двуглавым орлам на сапогах . Вероятно, византийским влиянием определяется широкое распространение двуглавого орла в Балканских странах, где традиция использования этого символа приобрела новые формы и особенности. Здесь на разных исторических этапах двуглавый орел служил государственным символом. Сегодня черный двуглавый орел без атрибутов на красном поле служит государственным гербом Албании, а золотой двуглавый орел на красном же поле – гербом Черногории. Богатую историю двуглавого орла можно резюмировать следующим образом: возникнув в древние времена на востоке, двуглавый орел к XV веку получил распространение на огромных пространствах от Персии (современного Ирана) до Западной Европы и использовался в самых разных качествах: от декоративного украшения, до государственного символа. 1.3 Первые гербы на Руси Что же известно об истории российского герба? В источниках имеется мало письменных свидетельств о российских символах. Да они и скудны и нечетки. В древней Руси как такого гербового изображения не было. У славян Поднепровья живших в VI-VIII веках нашей эры существовали затейливые орнаменты, знаменовавшую ту или иную территорию. Древнейшими эмблемами считаются так называемые знаки Рюриковичей. У Святослава это двузубец, у его потомков трезубец и позже – атакующий сокол. Что эти знаки собой символизировали, доподлинно неизвестно. Однако большинство историков сходится во мнении, что это христограммы (т.е. символы, относящиеся к христианской вере). Некоторые князья симпатизировали какому-то одному типу знаков и использовали их чаще, чем какие-либо иные. Так, род московских князей, к которому принадлежал и Иван III, первый государь Руси, относительно часто пользовался фигурой всадника. При раскопках в Новгороде были найдены монеты, относящиеся к 1212 - 1216 годам. Всадники на монетах и печатях московских князей изображались самые разные: известны "мечник" (всадник с мечом в руке), "сокольник" (всадник с соколом на руке), "копейщик" (всадник с копьем), просто всадник без всякого вооружения и снаряжения . В последствии этот знак появляется на лицевой стороне монеты (копейки). На другой стороне обычно изображали какой-либо символ, связанный с князем, например, изображение его покровителя. Изображение ездеца понималось современниками как изображение самого владельца знака – князя. На монетах и печатях ездец, обыкновенно, сопровождался надписью, сообщавшей титул и имя князя. Титульная надпись и ездец воспринимались в комплексе: ездец – как изображение князя, а титульная надпись – как подпись при изображении, поясняющая кто именно изображен на данной монете или печати. Своеобразие российской знаковой культуры заключается в следующем: 1. знаки создавались произвольно, без учета каких-либо общих правил их построения, 2. знаки были, в целом, непостоянны: один и тот же князь, город, иерарх пользовался разными знаками на своих печатях и монетах и произвольно менял их вне связи с какими-либо объективными причинами. Это объясняется тем, что Россия до конца XIV века не была единым целым, были лишь отдельные княжества, изредка объединяющиеся (в основном для отражения врага). Под символикой же понимается целый комплекс явлений и предметов, которые олицетворяли в себе какой-либо зримый образ, выражающий представления людей о том, что должно являть собой государственные начала. Глава 2. 2. От Ивана III до первых Романовых 2.1 Появление на Руси двуглавого орла. Иван III Двуглавый орел не относится к числу знаков, широко известных российской традиции ранее конца XV века. Изображения двуглавых орлов в России встречаются, но они чрезвычайно немногочисленны, и представляют собой не правило, а исключение. Первые известные изображения датируются Х веком: это бляшки (украшения костюма) из Гнездовского кургана и из Осиповой пустыни. Известна декоративная плитка с двуглавым орлом, найденная на берегу Днестра в местечке Высилеве (Северная Буковина) – она датируется XII-XIII веками, двуглавые орлы в росписях Рождественского собора в Суздале (XIII век). XIV веком датируется монета, на которой изображена оригинальная фигура: человек с двумя головами и орлиными крыльями. Исследователи, высказывают предположения о том, что эти редкие и нетипичные для России изображения, вероятно, заимствованы с востока. В X-XIII веках русские земли имели достаточно активные торговые сношения с Персией (Ираном) и арабскими странами, после установления над Русью власти Золотой Орды, сношения с арабским, персидским и среднеазиатским востоком осуществлялись через ордынское посредство. Первое из сохранившихся до наших дней изображений российской государственной эмблемы – двуглавого орла – датируется 1497 годом. Оно помещено на оборотной стороне печати Ивана III Васильевича (1462-1505). Иван III является одним из величайших деятелей российской истории. Его значение определяется тем, что им было создано единое российское государство. Утвердив свою власть в новом – едином российском государстве, Иван III позаботился о том, чтобы отразить это в главном средстве демонстрации своих прав – печати. С ее помощью сообщалось о том, что документ действительно выдан от лица того, кто приложил к нему печать. Властитель, имевший в подчинении какие-либо территории, долгое время тратил силы на то, чтобы обрести право использовать свою печать, так как без этого он не считал свою власть легитимной и не признавался другими владетелями. Такой печатью и является печать 1497 года. Она имеет лицевую и оборотную сторону. На лицевой стороне печати 1497 года изображен знак московских князей – ездец: всадник, поражающий копьем дракона (змея). На оборотной стороне – двуглавый орел, каждая голова которого увенчана короной. Двуглавый орел имел принципиально новое значение. Если раньше на оборотных сторонах помещались символы связанные лично с князем (например, святой покровитель князя), то теперь оборотную сторону печати занял символ государства, которым князь управляет. Этим символом стал двуглавый орел и печать, таким образом, обрела стройное логическое значение: лицевая сторона говорила о том, кто именно владеет данной печатью, а оборотная – о том, какой страной управляет владелец печати. Здесь уместно задаться вопросом: почему именно двуглавый орел? Какими соображениями руководствовался Иван III, избирая этот знак символом нашей страны? Ответ на этот вопрос сложен: история не сохранила для нас источников, позволяющих вывести точное заключение. Мы можем лишь высказывать предположения и анализировать их вероятность. Из истории бытования двуглавого орла в других странах можно сделать несколько предположений: Двуглавый орел был принят по примеру Священной Римской Империи. Двуглавый орел был перенят Россией у Балканских стран. Двуглавый орел был заимствован Россией из Византии. Против первой версии говорит то, что Россия восприняла не ту форму двуглавого орла, который был принят на Западе. Русский орел имел не известные Западу атрибуты – короны на головах, и иное цветовое решение (золотой орел на красном, на западе – черный орел на золотом). Активно развивала связи Россия и с Балканскими странами (Молдавией, Валахией, Болгарией) и особенно сильно балканское влияние сказывалось в культурной сфере. Однако в политической среде балканское влияние и значение балканских проблем было несравненно меньше, чем влияние византийского и западного вопросов. Наиболее предпочтительной является третья версия. Безусловно, Иван III поддерживал представление о России, как наследнице Византии. Активно подчеркивалось, что после падения Византии Россия осталась последним оплотом православия. Иван III женился на племяннице последнего Византийского императора, русский двор старался следовать византийским традициям. Сам государь начал добиваться именования себя "царем". Однако необходимо помнить, что двуглавый орел в Византии не был в полном смысле слова государственной эмблемой, и не совсем отвечал тому характеру нового государственного знака, который был необходим Ивану III. Таким образом, каждая из версий причин выбора Иваном III двуглавого орла в качестве государственного символа является основательной… и недоказуемой. Вполне возможно, что все три фактора – византийское, западноевропейское и балканское влияние – вместе содействовали формированию решения Ивана III . На самом деле, важно иное: в те годы, когда родилось единое российское государство, был создан государственный герб новой страны. Им стал двуглавый орел – и этот символ неразрывно связан с Россией до наших дней, вот уже более 500 лет. Уже в самом начале развития российского герба мы видим его переплетение с историей Руси. Интересен тот факт, что орел на печатях Иоанна III изображался с закрытым клювом и больше походил на орленка, нежели на орла. Если же посмотреть на Россию того периода, то можно увидеть, что она является молодым государством, которое только начинает формироваться как централизованное. 2.2 Василий III Великий князь Василий III Иванович (1505-1533) оказался во всех отношениях продолжателем дела отца. При нем продолжалось расширение и укрепление единого российского государства, развивалось и его символическое обеспечение. Примечательно, что двуглавый орел изображается уже с раскрытыми клювами, из которых высовываются язычки. Если подойти с чисто художественной точки, то можно сказать, что орел начинает злиться. В то же время, рассмотрев Россию того времени, заметим, что она укрепляет свои позиции, становится новым центром православия. Важным новшеством стало то, что печать с двуглавым орлом постепенно стала употребляться чаще, начала выделяться среди других великокняжеских печатей и обретать статус главной – государственной – печати Великого князя. Большинство международных договоров и документов Василия III заверялось именно печатью с двуглавым орлом. 2.3 Иван IV Грозный При Иване IV Грозном (1533-1584) происходит несколько важных изменений в государственной печати. В 1560-х гг. двуглавый орел переносится с оборотной стороны печатей на лицевую и, таким образом, знак государства занимает на печатях более почетное место, чем знак собственно правителя. В тоже время в качестве царского знака наряду с традиционным всадником стал употребляться новый символ – единорог. Вторым важным нововведением 1560-х годов стало совмещение государственного и царского знаков в одном символе. Для этого царский знак (всадник или единорог) располагался в щите на груди двуглавого орла на лицевой стороне печати. Очередное изменение печати происходит в 1577-78 годах. Вместо двух корон, венчавших головы орла, помещена одна большая пятизубцовая корона с восьмиконечным православным крестом над ней. Все символы, используемые в личной символике Иоанна IV взяты из Псалтыря, что свидетельствует об укоренении христианства на Руси. В царствование Иоанна IV Русь одержала решающие победы над Казанским и Астраханским царствами, присоединила Сибирь. Рост могущества русского государства отразился и на его гербе: вокруг него стали размещать двадцать четыре эмблемы земель, входящих в состав российского государства. Сам факт появления территориальных эмблем на большой государственной печати весьма показателен: впервые российский государь с помощью государственного символа попытался продемонстрировать, насколько велика его держава, и какие именно основные земли входят в ее состав. Изображение московского герба на груди орла становится традиционным. Однако, в соответствии с древнерусской иконописной традицией святой Георгий обращен в правую от зрителя сторону, что противоречит геральдическим правилам. 2.4 Федор Иванович Наследовавший Ивану IV царь Федор I Иванович (1584-1598) внес изменение в государственный символ – на его печати (1589 год) двуглавый орел снова изображается с двумя коронами, а между голов орла помещается восьмиконечный православный крест на Голгофе. И на лицевой, и на оборотной стороне печати орел имеет на груди щит с ездецом. Вероятно, отказ от новшеств Ивана IV (одной короны, единорога) мог служить стремлением Федора Ивановича показать, что в своем правлении он намеревается опираться на опыт мудрых и рачительных правлений деда (Василия III) и прадеда (Ивана III), а не жестокие методы своего отца. Появление же креста можно объяснить глубочайшей и искренней религиозностью, свойственной Федору Ивановичу, пожелавшего отразить богохранимость своей державы и примат духовных ценностей над мирскими. 2.5 Смутное время Царствовавший после Федора I царь Борис Годунов (1598-1605) употреблял такого же орла, как при Федоре Ивановиче (с двумя коронами и крестом), но в щите на груди орла изредка вновь помещался единорог. Последовавшее затем Смутное время привело к быстрой смене властителей на русском престоле, из которых наиболее интересный след в развитии российской государственной геральдики оставил царь Дмитрий (Лжедмитрий I) (1605-1606). Взошедший на российский престол при помощи польско-литовских войск, находившийся в постоянной связи с прибывшими в Москву вместе с ним поляками и литвинами, Лжедмитрий принял печать с новым рисунком государственного символа. Двуглавый орел был откорректирован в соответствии с западноевропейскими геральдическими традициями. На печати Лжедмитрия (1600 год) двуглавый орел изображался с расправленными и поднятыми вверх крыльями. Головы орла венчали две традиционные короны, а над ними была расположена третья – большего размера и иного начертания. Наконец, всадник в щите на груди двуглавого орла был развернут визуально влево (в то время как традиционно в России всадника изображали повернутым визуально вправо). |