доклад. История возникновения воспитания в человеческом обществе
Скачать 17.67 Kb.
|
«История возникновения воспитания в человеческом обществе» Смысл существования предков человека предопределялся их миросозерцанием. На первый взгляд воспитание первобытных людей выглядело бессистемным, спонтанным, оно не являлось функцией и проявлялось в традициях и фольклоре. Основой социального воспитания всегда была семья. Действиям, связанным с воспитанием, придавался сакральный смысл. Маленьким членам семьи в поведении предоставлялась значительная свобода. Наказания не были строгими. Дети много играли, имитируя жизнь взрослых. Вначале педагогическая мысль оформлялась в виде отдельных суждений и высказываний – своеобразных педагогических заповедей. Кроме того, воспитывал и сам образ жизни родителей. В глубокой древности была осознана высокая миссия материнства. Этому придавалось огромное значение. Материнская любовь с первых дней рождения ребенка выражалась в колыбельной песне, позднее – в потехах, прибаутках, которые имели большое развивающее значение. Материнская поэзия ненавязчиво несла ребенку информацию о мире, в котором предстоит ему жить, обогащала его душу, развивала художественный вкус, музыкальный слух. Вежливые манеры поведения в общении составляли неотъемлемую часть нравственной культуры народа, его педагогических воззрений. В старославянском языке мы не найдем ни одного ругательного слова. Поэтические моральные правила можно найти в «Поучении» детям Владимира Мономаха. Позднее существовали и другие институты воспитания и обучения. Исторически сложившиеся типы воспитания развивались внутри соответствующих типов культуры. Так, первобытной культуре соответствует первый исторический тип воспитания, основанный на ориентации детей на воспроизводство деятельности взрослых и носящий обязательный, коллективный характер. Восточный тип культуры определил восточный тип воспитания, основанный на примате общества перед личностью, жестком следовании традициям и канонам, ограничении независимости мышления и индивидуальной свободы. В то же время педагогическая традиция Востока рассматривает человека как единство эмоций, воли и разума, подчиненных, однако, общественным и религиозным нормам. Западный тип культуры, возникший в античную эпоху и ставший прототипом современной европейской культуры, породил педагогические традиции, в корне отличающиеся от восточных и определившие западный тип воспитания. Наиболее характерные его черты – ориентация на развитие человеческой воли и разума, утверждение в человеке индивидуального и творческого начал, гармонизация отношений личности и общества, отсюда - целенаправленные и ценностно-рациональные подходы к решению воспитательных проблем. Традиции российского воспитания складывались под влиянием западной культуры, наслаиваясь на национальные особенности и социально-историческую специфику Российского государства, переживавшего экономические и политические катаклизмы, что, однако, не помешало формированию в России одной из лучших образовательных систем в мире. Истоки теоретической педагогической мысли открываются в работах великих древних философов – Платона и Аристотеля. Само слово «педагогика» – греческого происхождения, переводится как «деторождение», «детовождение». Педагогика обрела статус науки благодаря трудам выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592–1670), который изложил свои основные идеи в труде «Великая дидактика». Интенсивное развитие педагогической теории и практики (в рамках различных образовательно-воспитательных учреждений) в VIII в. привело к основанию специальных учебных заведений по подготовке педагогов. Первые такие заведения появились в Германии. В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личного и профессионального развития. В качестве примера можно взять произведение И. А. Гончарова, «Обломов». От воспитания зависит судьба ребенка. В центре повествования находятся два героя – Илья и Андрей. Илья – потомок знатных дворян, которого родители баловали с детства. Они не позволяли ребенку «перетруждать» себя обучением и даже активными играми. Илюша не мог даже надеть носки – в этом ему были обязаны помогать слуги. Образ жизни помещиков вселил в ребенка праздность и инфантильность. Он тоже мечтал спать, есть и забываться в грезах целый день, откладывая все дела «на потом». Поэтому он и стал всего лишь ленивым и апатичным человеком без работы, целей и перспектив. А вот его друг, Андрей Штольц, состоялся в обществе благодаря более суровому и деятельному воспитанию. Его отец не был дворянином и всю жизнь работал, чтобы обеспечить семью. Поэтому он приучил сына к труду и дал ему прикладные знания и навыки, чтобы он сумел добиться успеха. И Андрей всего достиг сам: на службе он получил личное дворянство, а потом ушел в отставку и занялся бизнесом. Он честно заработал капитал, поэтому его уважали даже самые знатные генералы и помещики. Его будущее было предопределено воспитанием: родители сделали все возможное, чтобы их сын стал успешным. |