Эссе. Итальянское Возрождение. Итальянское Возрождение.эссе.. Итальянское Возрождение, явление чистой закономерности, прикрытой вспышкой человеческой природы
Скачать 16.38 Kb.
|
Итальянское Возрождение, явление чистой закономерности, прикрытой вспышкой человеческой природы. Явление возрождения, чествующее переход человека к индивидуализму и призывающее к исследованию тайн человеческих чувств в степени, выходящей за рамки церковных догматов, казалось, не могло появиться в месте ином, нежели Италия тринадцатого века. Разноликая, представляющая собой россыпь самостоятельных городов по всему полуострову, она, безумно напоминая древнегреческие полисы, подходила на роль колыбели Ренессанса. С одной стороны, предпосылки к переходу на новый уровень восприятия в искусстве, как ни странно, были сугубо социально-экономические. Одно расположение Италии, я предполагаю, играло большую роль. Посудите сами: множество противостоящих друг другу за первенство городов располагалось на пересечении множества торговых путей, предполагая бурное развитие буржуазных отношений, далеких от церкви. Место, куда стекались капиталы, а следовательно и люди, несущие с собой языки и культуру родного края, требовало высокого уровня образования. Постигая науки и изучая языки, живя в слиянии культур, неизбежном в крупных городах, люди изначально подталкивали себя к новому по своей полноте уровню восприятия мира, к выходу за рамки средневекового мышления, ограниченного влиянием церкви. Серьезное политическое противостояние гибеллинов и гвельфов так же придавало остроты социальной обстановке, в которой человек не мог видеть общество как единое целое в силу различий в том же языке, внешности, роду деятельности, политическим взглядам. С другой стороны, можно полагать, что именно случайный всполох в результате политических противостояний, накаляющих обстановку, будто бы искра от зажженной спички, послужил финалом для продолжительного нагнетания ситуации, проиллюстрированной в данном случае, скажем, не выключенной газовой конфоркой. Секунда трения, вспышка и взрыв массы предпосылок, нанесший полностью устоявшейся кухне средневековой культуры непоправимый ущерб. Недавно еще победивший в составе партии гвельфов Данте вдруг вынужден бежать, оказавшись в результате раскола на стороне «Белых»; непредсказуемый результат политической игры приводит к тому, что из ‘‘обломков’’ средневековой литературы (отдельных принципов стихосложения), он начинает возводить что-то принципиально отличающееся. Выразив новую для общества точку зрения через уже имеющийся ‘‘материал’’, Данте становится последним средневековым поэтом и первым из творцов Ренессанса. Мы не станем рассуждать о том, что могло бы случиться, а что нет, если бы Данте Алигьери оказался в другом месте и в других обстоятельствах. История не терпит сослагательного наклонения, но я четко вижу, что деятельность отдельных личностей, закаленных в определенных условиях, становится по итогу рывком, выплеском того потенциала, который накапливался целым поколением. Данте и его прогремевшая на всю Европу «Божественная комедия»; Петрарка, доказавший на собственном примере неограниченный потенциал человеческой личности, ее самоценность и возможность получить желаемый социальный статус лишь ‘‘мощью своего ума и таланта’’; Боккаччо, выразивший в новеллах совершенно отличное от церковного мировоззрение на женщину как личность, многогранную, полную достоинств и борющейся за ту свободу чувств, которую прославляли в своем творчестве гуманисты. Подводя итог, хочу сформулировать основную мысль наиболее четко: несмотря на массу очевидных предпосылок и всевозможных подготовок к культурному «рывку» общество, потенциально готовое к восприятию искусства на новом уровне, было подведено к нему череду беспорядочных бурлений в социуме и ответной реакции отдельных личностей на нее. Среди множества равных появляется Единица, становящаяся катализатором процесса. |