Главная страница
Навигация по странице:

  • Э.Шпрангером

  • Ия психологии Рекомендовано Советом по психологии умо университетов России в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности Психология


    Скачать 3.13 Mb.
    НазваниеИя психологии Рекомендовано Советом по психологии умо университетов России в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности Психология
    Дата03.09.2022
    Размер3.13 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаmarcinkovskaja_t.d-istorija_psikhologii.pdf
    ТипДокументы
    #660509
    страница20 из 53
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   53
    Э.Дюркгейм (1858-1917). Развивая позитивистскую концепцию Конта, он стремился создать объективную социологию как науку об обществе, изучающую особую духовную реальность. Он ввел термин социологизм, под которым понимал несводимость социальной реальности к биологическими психологическим явлениям. Общественные явления необходимо связывать с особенной социальной средой, с определенным типом обществ, находя в его характеристиках причины изучаемых феноменов.
    Дюркгейм подчеркивал, что общество состоит из индивидов, но это непростое соединение частей, общества нет там, где есть одни только индивиды. Над индивидом стоит высшая духовная власть - коллектив. Целью коллективной жизни, по его мнению, является интеграция индивидов в сообщества, которые наделяются моральным авторитетом и потому способны выполнять воспитательную функцию. Индивид нуждается в обществе, потому что в сплоченном коллективе человек не предоставлен только своим, часто слабым, силам, но имеет долю участия в коллективной энергии, находит в ней поддержку в минуты слабости и упадка. Поэтому, как отмечал Дюркгейм, в группе люди могут даже пожертвовать своими интересами ради общей цели, а интеллектуальное развитие часто связано со стремлением исполнить свое социальное предназначение, те. высшие формы человеческой деятельности имеют коллективное происхождение. Анализируя отношения между личностью и социальной солидарностью, ученый подчеркивал, что индивид, становясь все более автономным, в тоже время сильнее зависит от общества, причем эти процессы совершаются параллельно. На основе своих исследований он приходил к выводу о том, что в основе формирования общества лежит механическая и органическая солидарность. Механическая солидарность - это солидарность вследствие сходства. При господстве в обществе этой формы единения индивиды мало чем отличаются друг от друга, они испытывают те же чувства, привержены тем же ценностям, общество сплочено, потому что индивиды еще не дифференцированы. Такое устройство характерно для ранних первобытных обществ. При органической солидарности сплоченность основана на социальной дифференциации. Индивиды непохожи друг на друга, но тем не менее могут сосуществовать друг с другом, работать, принимать ценности другого и т. д. Этот тип общества характерен для современных цивилизаций, культурных обществ, основная характеристика которых - существование высшей морали, которой подчиняются все, независимо от вероисповедания, места проживания и т.д. Отсюда вытекает главная идея Дюркгейма о том, что коллективное сознание отличается от индивидуального, так как развивается по своим законам, а не является результатом или выражением индивидуальных сознаний. При этом под коллективным сознанием он понимал совокупность общих верований и чувств, свойственных в среднем членам какого-либо общества. Так он пришел к выводу о том, что индивид возникает из общества, а не общество из индивидов, поскольку свойства социальной системы не могут быть объяснены суммой элементов или сведены к ней.

    128 Коллективная жизнь, как и психическая жизнь индивида, состоит из представлений, при этом индивидуальные и социальные представления сравнимы между собой, так как в обеих сферах - социальной и психической - обнаруживается один и тот же закон. Коллективное представление - это особый факт социальной жизни, который определяет видение мира отдельной личностью. Оно является внешним по отношению к индивидуальным сознаниям, а затем постепенно интериоризуется ими. Общество представляет собой совокупность ассоциированных индивидов, и система, которую они образуют, видоизменяется в зависимости от их расположения на территории, от количества и характера способов общения и общественного сознания. Очень важны и социальные явления, те. наиболее характерные особенности коллективной жизни - религиозные верования, обряды, правила морали, правовые предписания и т.д. Они обязательны, поэтому данный способ деятельности и мышления индивида не сотворен им, а идет извне, из социума. Эти особенности устанавливающихся в конкретном сообществе отношений и влияют главным образом на характер коллективных представлений. Высказанные Дюркгеймом идеи о развитии коллективного сознания были использованы при изучении традиционных культур известным психологом, философом и этнографом Л. Леви-Брюлем

    (1857-1939). В работах Первобытное мышление (1922), Первобытная душа (1927) он использовал богатый этнографический материал о жизни народов Африки, Австралии, Океании, находящихся на разных этапах социокультурного развития. Опираясь на выдвинутое Э. Дюркгеймом понятие коллективные представления, Леви-Брюль утверждал, что различным социально-историческим структурам соответствуют определенные типы мышления. Исходя из этого положения, он сформулировал теорию о двух типах мышления - первобытном и логическом. В книге Умственные функции в низших обществах (1910) он описал первобытное мышление, характеризуя его как мистическое по содержанию, пралогическое (дологическое) по способу организации нечувствительное к противоречиями непроницаемое для опыта. В отличие от мышления представителя цивилизованного общества оно не ориентировано на установление логических отношений, а подчиняется закону партиципации (сопричастия), в силу которого предметы объединяются не по существенным свойствам, а по приписываемым им мистическим качествам.
    Леви-Брюль подчеркивал, что «пралогическое» и логическое мышления представляют собой не сменяющие друг друга стадии, но сосуществующие типы мышления. Пралогическое мышление, определяя содержание коллективных представлений первобытного человека, не распространяется на сферу личного опыта и практических действий. В тоже время в современном обществе, в котором доминирует логическое мышление, сохраняются и следы пралогического, например в религии, морали, обрядах. Таким образом, в процессе исторического развития изменяется соотношение между первобытными логическим мышлением, причем доля последнего увеличивается. Взгляды Дюркгейма и Леви-Брюля повлияли на концепции многих ученых - М. Гальбовакса, Ш.
    Блонделя ив некоторой степени даже Ж. Пиаже. Так, многие характерные черты эгоцентрического мышления, свойственного детям, имеют несомненное сходство с описаниями пралогического мышления Леви-Брюля. Изучением социальных контактов людей и их влияния на психику отдельного человека занимался также Г.Тард (1843-1904). Он был несогласен с концепцией социологизма Дюркгейма, главным образом сего мыслями о механизмах формирования коллективных представлений. Концепция Тарда сложилась под влиянием работ Льебо и Шарко, доказавших большое значение внушения и гипноза в жизни субъекта.
    Тард выдвинул концепцию, согласно которой основой социальных связей личности служат три фактора подражание, изобретение и оппозиция (противодействие инновациям. В книге Законы подражания (1893) он, исходя из логического анализа различных форм взаимодействия, доказывал, что среди этих факторов доминирует подражание как основа присвоения индивидом установок, верований, чувств других людей. Внушенные извне мысли и эмоции определяют характер душевной деятельности как в состоянии сна, таки при бодрствовании. Групповое поведение Тард трактовал как гипнотизацию множества людей, основанную на имитации, а само это поведение -как одну из форм сомнамбулизма. В работе Социальная логика (1895) он писал все, что человек умеет делать, не учась на чужом примере (ходить, есть и др, относится к разряду физиологических явлений, а обладание какой-либо походкой, предпочтения веде и т. п. - результат социальной жизни. Он подчеркивал, что в обществе подражание имеет такое же значение, как наследственность в биологии. В результате сложных взаимодействий возникают изобретения,

    129 которые также распространяются по законам подражания. Работы французских ученых помогли расширить предмет психологии, включив в него не только бессознательное, но и коллективную психику. Наиболее важным результатом их исследований стало осознание нового фактора, влияющего на становление психики, - культуры, исторического развития общества. Это позволило представить человека как результат не только биологического, но и культурно-исторического развития, показало новые аспекты взаимосвязи психологии с философией, историей, социологией. Обогатило психологическую науку и появление новых методов исследования психики - клинического, использовавшего материал патологического развития, и кросскультурного, позволявшего провести сравнительный анализ развития психики у разных народов. Описательная психология Своеобразный подход к формированию психологической науки был разработан в теории немецкого ученого В.Дильтея (1833-1911). Если все описанные выше направления исходили из понимания необходимости формирования экспериментальной, эмпирической психологии и развития ее связей с естественными науками, то Дильтей отстаивал важность ее связи с философией (прежде всего с философией Гегеля), отвергая приоритет эксперимента над наблюдением.
    Дильтей был автором направления, получившего название философия жизни. Центральным в этой концепции стало понятие о живом духе, развивающемся в различных исторических формах. С этих позиций ученый подошел и к проекту создания новой, описательной психологии, который был изложен им в работе Идеи описательной психологии (1894). Дильтей считал, что описательная психология должна существовать наряду с объяснительной, которая ориентируется на науки о природе, и должна стать основой всех наук о духе. Отвергая традиционную метафизику, Дильтей высказывался и против позитивизма, против перенесения методов естественных наук в психологию, которая нуждается в собственном методе и собственной методологии. В своей критике объяснительной психологии Дильтей подчеркивал, что понятие причинной связи вообще неприменимо в области психического (и исторического, так как здесь в принципе невозможно предсказать, что последует за достигнутым состоянием. Поскольку дать точное и объективное обоснование полученным при постижении собственных переживаний фактам практически невозможно, психология должна отказаться от попыток объяснения душевной жизни, поставив себе целью описание и анализ психических явлений, стараясь понять отдельные процессы из жизненного целого. Именно такой подход сделает психологию ведущей, основной дисциплиной для всех наук о духе, всех наук о человеке. Этот подход в несколько измененном виде получил вначале в. название психологизм в рамках данного подхода психология рассматривалась как методология наук о душевной жизни. Свою психологию Дильтей называл описательной и расчленяющей, противопоставляя описание - объяснению, расчленение - конструированию схем из ограниченного числа однозначно определяемых элементов. Он выступали против традиционного для того времени ассоциативного подхода к психике, понимания ее как сенсорной мозаики, состоящей из элементов. Взамен элементов он предлагал внутренне связанные структуры, лежащие в основе душевных процессов, развитие которых определяется целью. Целостность и целенаправленность представляют собой, по мнению Дильтея, специфические черты душевных проявлений. Хотя сами эти качества небыли им привнесены в психологию (об этом говорили и другие ученые, например Брентано и Джемс), но принципиально новым в концепции Дильтея было стремление вывести их не из органической, но из исторической жизни, из чисто человеческих видов деятельности, которые отличает воплощение переживаний в творениях культуры. Одним из центральных в его теории стало понятие переживания Оно выступало не в виде элемента сознания, а в виде внутренней связи, неотделимой от ее воплощения в духовном, надындивидуальном продукте. Тем самым индивидуальное сознание соотносилось с миром социально-исторических ценностей, с миром духовности. Важным связующим звеном как между культурой и человеком, таки между отдельными науками (философией, историей, психологией) стала герменевтика или учение об истолковании, которая в теории Дильтея являлась средством воссоздания неповторимых культурных миров прошлого. Уникальный характер объекта исследования (духовный мир, по мнению ученого, определяли уникальность метода. Им служит не объяснение явлений в принятом натуралистами смысле, но

    130 понимание, постижение Он писал, что природу мы объясняем, а душевную жизнь постигаем. Постижение основывается на анализе непосредственных переживаний Я. Оно существенно отличается от интроспекции, так как открывает содержание не только сознательного, но и бессознательного. Это интуитивное вчувствование помогает понять, а затем и описать смысл жизни, включив субъективные переживания в контекст культурной среды, в которой живет человек. Ориентация Дильтея на бессознательные духовные, нравственные переживания, которые составляют суть человеческой личности, дала основание С. Л. Рубинштейну назвать его психологию вершинной, в отличие от глубинной психологии Фрейда, видевшего в бессознательном лишь биологические влечения. Идея Дильтея о связи отдельной личности с духовными ценностями, накопленными человечеством, была развита его учеником Э.Шпрангером (1882-1963). Как и Дильтей, он считал, что ведущим методом исследования духовной жизни является понимание, те. непосредственное постижение смысла психических явлений. В тоже время, стремясь к более объективному постижению психической жизни, центральным в своей концепции он сделал не переживание, но духовную активность Я, в которой реализуются смысловые связи с содержанием определенной культуры, выраженные в системе ценностей конкретного человека. Таким образом, субъективные переживания человека рассматривались в их соотношении с надындивидуальными сферами объективного духа. В труде Формы жизни (1914) Шпрангер доказывал, что основной задачей психологии является исследование отношения индивидуальной духовной структуры человека к структуре объективного духа, те. изучение основных типов направленности человека, которые они назвал формой жизни. В основе этой направленности лежит преобладающая ориентация нате или иные ценности. Им было выделено шесть основных типов объективных ценностей теоретические (область науки, проблема истинности, экономические (материальные блага, полезность, эстетические (стремление к оформлению, к самовыражению, социальные (общественная деятельность, обращенность к чужой жизни, политические (власть как ценность, религиозные (смысл жизни. В каждом человеке могут быть представлены ориентации на все эти типы ценностей, нов разной пропорции, какая-то (или какие- то) из них при этом будет доминировать. Это доминирование и определяет преимущественную форму жизни данного человека, сферу его деятельности и переживаний. Исходя из того, какая группа ценностей доминирует, Шпрангер выделял соответственно теоретического человека, экономического, эстетического, социального, политического и религиозного. Форма жизни есть внутреннее, духовное образование, поэтому для более полного развития личности взрослый должен угадать эту форму в ребенке и строить его обучение, исходя из того, какая деятельность для него будет приоритетной. Описательная психология показала новые возможности построения психологии как гуманитарной науки, вскрыла недостатки сугубо естественнонаучной ориентации психологии, преобладавшей в то время. Многие из них стали более очевидными со временем, нов тот момент преимущества объективной, экспериментальной психологии были настолько очевидны, что упреки и опасения
    Дильтея большинством психологов небыли услышаны. Распространению его взглядов помешала и ограниченность самого подхода Дильтея, не видевшего новых перспектив, которые открывают перед психологией эксперимент и связь сточными науками.
    * * * Почти все школы, появившиеся на рубеже XIX-XX вв., просуществовали недолго, их замена была продиктована объективными обстоятельствами. При всей их новизне они были еще связаны со старой, ассоциативной психологией, в спорах с которой они и родились. В тоже время само их появление и дискуссии, возникавшие при получении результатов новых исследований, показали насущную необходимость для психологии сформировать новый подход к пониманию психического, новую методологию изучения психики, что и привело к появлению тех школ, которые определили лицо психологии в XX в. Контрольные вопросы
    1. В чем видел задачи психологии Титчснер?
    2. Каким образом был усовершенствован метод интроспекции в структурализме
    3. Что такое ошибка стимула
    4. Чем различались методы исследования в структурализме и Вюрцбургской школе

    131 5. Как проводилось экспериментальное исследование мышления в Вюрцбургской школе
    6. Какие основные открытия были сделаны Кюльпе и его сотрудниками
    7. Каким образом установка определяет процесс решения задач
    8. В чем сущность интеиционального акта в концепции Брентано?
    9. Какие факторы определяют направление психической деятельности, сточки зрения Брентано и
    Штумпфа?
    10. Каковы особенности подхода к психологии искусства в концепции Штумпфа?
    11. Каким образом пересмотрел предмет психологии Джемс?
    12. Какие проблемы были исследованы Джемсом?
    13. В чем сущность подхода Джемса к самооценке
    14. Чем различаются подходы Джемса и Ланге к эмоциям
    15. Что нового внесли Дьюи и Энджелл в теорию функционализма
    16. Что общего у функционализма и прагматизма
    17. Основные положения динамической психологии Вудвортса.
    18. Чем различаются подходы к проблеме гипноза в школах Парижа и Нанси
    19. Какие методы исследования психики использовались во французской психологической школе
    20. Почему Рибо считается основателем экспериментальной психологии во Франции
    21. Какие психологические проблемы были исследованы Жане
    22. В чем суть разногласий между Дюркгеймом и Тардом?
    23. Каковы основные принципы социологической школы Дюркгейма?
    24. Чем различаются пралогическое и логическое мышление в концепции Леви-Брюля?
    25. На каком основании Дильтей отвергал принципы объяснительной психологии
    26. Почему Рубинштейн назвал описательную психологию вершинной
    27. В чем сущность форм жизни Шпрангера? Примерные темы рефератов

    1. Сравнительный анализ подходов к построению психологии в структурализме, функционализме и описательной психологии.
    2. Американский и европейский функционализм - общее и различия.
    3. Особенности подхода к изучению психики в Чикагской и Колумбийской школах.
    4. Общая характеристика психологических взглядов В. Джемса.
    5. Особенности исследования патологических отклонений в психике во французской психологической школе.
    6. Общая характеристика исследования социальных объединений в школе Дюркгейма.
    7. Описательная и объяснительная психология - достоинства и недостатки. Рекомендуемая литература Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - М, 1992.
    Джемс В. Психология. - М, 1991.
    Джемс В. Беседы с учителями о психологии. - СПб., 1998.
    Дильтей В. Описательная психология. - М, 1996.
    Дюркгейм Э. О разделении общественного труда Метод социологии. - М, 1991.
    Дюркгейм Э. Самоубийство Социологический этюд. - СПб., 1998.
    Дюркгейм Э. Социология. - М, 1995. Жане П. Неврозы. - М, 1911. Жане П. Психический автоматизм Экспериментальное исследование низших форм психической деятельности человека. - М, 1913.
    Каннабих Ю. История психиатрии. - М, 1994.
    Титченер Э. Учебник психологии - М, 1914. Хрестоматия по истории психологии. - М, 1980. ГЛАВА 8 РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ ПСИХОЛОГИИ

    132 Психология развития Особенностями психического состояния детей интересовались многие ученые еще в античный период. Демокрит, Платон, Аристотель, также как и другие ведущие исследователи, использовали примеры того, как воспринимают дети новые понятия или реагируют нате или иные ситуации, в качестве доказательств правоты своих взглядов на психику. После некоторого перерыва, уже в Новое время, особенно в XVIII в, ученые опять обратились к анализу психики детей. Эти вопросы ставились главным образом в связи с исследованием подходов к обучению, а также в контексте изучения становления психики, мышления и мотивов деятельности взрослого человека. Однако эти проблемы небыли выделены в качестве отдельной темы исследования, тем более не стали они центральными ни для одного из психологов. Картина изменилась к концу XIX в, когда соединились два научных направления, которые до этого времени развивались параллельно и независимо друг от друга. Это исследования детского развития, которые были связаны с естествознанием и медициной, а также этнографические исследования детства и языка, главным образом изучение детских игр и сказок. Особенно популярны были работы братьев
    Гримм, Тейлора, Боаса. В это же время возрастная психология начала наконец осознаваться учеными в качестве самостоятельной области психологической науки. Объективными предпосылками ее формирования были требования педагогической практики, разработка идеи развития в биологии, появление экспериментальной психологии и разработка объективных методов исследования. Требования педагогической практики. Требования к психологии о необходимости разработки объективных основ педагогики звучали давно. Еще вначале во необходимости учета психологических данных при формирования методов обучения дошкольников писал Фребель, необходимость для педагогики учета психологических законов подчеркивал Гербарт. В России о важности связи между педагогикой и психологией говорил К.Д.Ушинский. В своей работе Человек как предмет воспитания (1867) он писал Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях, те. для того, чтобы правильно воспитывать, надо понять закономерности психического развития детей, прежде всего их нравственного развития. Для этого надо исследовать влияние на детей таких созданных народом форм культуры, как язык, религия, право и искусство, которые Ушинский называл образующими психики человека. Говоря о психическом развитии, он исходил из теории Спенсера, исследуя ассоциации, которые лежат в основе общественной деятельности детей. Поэтому, изучая формирование нравственного поведения детей, Ушинский отмечал значение полурефлексов, те. выученных рефлексов, привычек, которые становятся основой нравственной жизни и поведения человека и формируются в детстве. Особенно актуальной задача связи между педагогикой и психологией стала для ученых с середины
    XIX в. в связи с развитием всеобщего обучения. До тех пор, пока образование было преимущественно домашним, нетрудно было сформировать индивидуальный подход к каждому ребенку, понять его особенности, интересы, сделать обучение для него легкими занимательным. Индивидуально подбирался не только круг изучаемых проблемно и темп обучения в зависимости от скорости усвоения материала данным ребенком. При наличии большого числа детей в классах (что было уже в то время в массовых школах) такой индивидуальный подбор адекватных методик неосуществим. Поэтому было необходимо исследовать общие для всех детей механизмы и этапы психического развития, чтобы дать объективные рекомендации, когда, в каком возрасте ив какой последовательности можно обучать любых детей, а также какие приемы наиболее адекватны для детей определенного возраста. Этими требованиями объясняется и тот круг проблем, которые решали ученые того времени, так как это были главным образом исследования движущих сил и этапов познавательного развития, в то время как развитие общения или личностных особенностей детей почти не изучалось. Такая тесная связь возрастной психологии с практикой вызывала справедливую озабоченность некоторых ученых, которые опасались, что утилитаризм, растворение в практике помешают формированию теоретических основ этой науки и ограничат ее интересы ближайшими задачами школы и воспитания. Именно от такого понимания возрастной психологии и предостерегал известный психолог В.Джемс в своей книге Беседы с учителями о психологии (1899). Он считал, что психология не должна объяснять учителям, как учить детей, давать им конкретные советы, но психологические знания должны

    133 обратить внимание педагогов на необходимость исследования внутренней жизни учеников, они должны понять духовную жизнь ученика как некоторое активное единство, каким он сам ее чувствует, и сочувственно воспроизвести ее в воображении. О таком же понимании возрастной психологии говорили другой известный психолог - Г. Мюнстенберг. Он подчеркивал, что, в отличие от психотехники основателем которой он был, педагогика должна ориентироваться на психологические знания преимущественно при исследовании отклонений от нормы, например при исследовании причин утомляемости учеников, дефектов чувств, ноне следует требовать от психологии конкретных указаний, как учить детей. Эти идеи психологов начала века не потеряли своей актуальности ив настоящее время, особенно в связи с развитием практической психологической службы, так как нередко педагоги понимают возрастную психологию именно и единственно как практическую. Однако без ущерба для последней невозможно настолько сузить границы возрастной психологии, так как, исключив из нее теоретические исследования, мы тем самым закроем пути дальнейшего развития и прикладной, практической психологической службы. Разработка идеи развития в биологии Выше уже говорилось о том, что эволюционная теория Дарвина оказала огромное влияние на психологию. Открытие этой теории фактически означало расширение предмета психологии, включение в него новых проблем, направленных на исследование взаимосвязи морфологии и функции, поведения и сознания и т.д. Однако самое большое значение имел тот факт, что с теорией эволюции в психологии появились два новых постулата - об адаптации как главной детерминанте, определяющей психическое развитие, и о генезисе психики, те. о том, что психические процессы не появляются в готовом виде, но проходят закономерные этапы в своем развитии. Фактически именно эти положения и являются основными для возрастной психологии. Мысль о том, что можно выделить генетические этапы в развитии психики, привела к появлению нового метода исследования -генетического, который исследует закономерности общей психологии, изучая постепенное формирование определенной функции. Естественно, о таком подходе к исследованию говорилось задолго до Дарвина, но сознание универсальности этого метода и возможности исследовать закономерности процесса развития, общие для всех сфер психической жизни, связаны с эволюционной теорией. Именно эти положения привели к осознанию того, что генетический метод может стать основой особой области психологии, предметом которой как рази является исследование генезиса психики, тек появлению генетической, или возрастной, психологии. Эволюционный подход в психологии отразился прежде всего в концепциях Бэна и Спенсера, которые утверждали, что психика есть закономерный этап эволюции и ее функция заключается в обеспечении адекватного приспособления к окружающей среде. Эти теории, особенно взгляды Спенсера, получили широкое распространение, оказав огромное влияние на формирование возрастной психологии. Не меньшее значение для формирования генетического подхода в психологии имела теория известного психолога и физиолога И.М.Сеченова, который писал, что единственным методом объективного исследования психики является метод генетического наблюдения. Он также подчеркивал значение исследований психического развития ребенка не только для практических нужд педагогики, но и для общей психологии. Взгляды Сеченова, особенно его идея об интериоризации психических процессов, оказала большое влияние на дальнейшее развитие возрастной психологии, в частности на концепцию Выготского. Отцом детской психологии по праву считают английского эмбриолога и психолога В. Прейера. Если до него ученые исследовали отдельные проблемы и давали беглые эскизы общего развития психики, то
    Прейер взялся за целостный анализ проблем и систематическое наблюдение. В его книге Душа ребенка (1882) описано психическое и биологическое развитие ребенка с рождения до трех лет. В. Прейер испытал влияние эволюционного подхода ив своей книге сделал попытку проследить психогенезис, выявив и описав последовательность отдельных моментов развития. Он сделал вывод о том, что в области психического развития проявляется биологическая наследственность, которая и служит, в частности, основой индивидуальных различий. Прейер стремился не только раскрыть содержание детской души, описать развитие познавательных процессов, речи, эмоций ребенка, но и научить взрослых понимать детей с помощью объективных методов. С этой целью в приложении к своей книге он поместил образец дневника, в котором намечалась канва исследований для каждого возраста. Влияние работы Прейера сказалось ив том, что после него в возрастной психологии появился новый круг проблем, которые до этого времени небыли в центре исследовательских интересов это прежде всего изучение корреляции между различными сторонами психического развития (умственного,

    134 морального, волевого и т.д.), исследование волевого развития, художественной деятельности детей. Появление экспериментальной психологии и разработка объективных методов исследования Долгое время единственным методом исследования психического развития детей оставались дневниковые наблюдения. Еще Песталоцци и Жан Поль начали вести дневники наблюдений за своими детьми. Большой интерес представляют дневниковые наблюдения Дарвина за развитием своего сына
    Фрэнсиса, которые были опубликованы в 1877 г. подзаголовком Биографический эскиз маленького ребенка. И. Тен описал процесс усвоения речи своей дочерью, сопоставив его с историческим развитием языка. Основой обоих процессов считался универсальный механизм ассоциаций. Однако первым, кто действительно планомерно осуществил дневниковые наблюдения за детьми, был Т. Тидеман, книга которого появилась в 1787 г. Он стал также автором первого учебника психологии, в котором затрагивались вопросы, связанные с психологией ребенка. При этом ив дневнике, ив учебнике
    Тидемана проблемы воспитания детей были тесно связаны с предшествующим анализом их физиологических и психологических особенностей. С расширением предмета психологических исследований появилась возможность разработки новых, экспериментальных методов, которые можно было применить и для изучения психического развития детей. Естественно, что прежние методы, используемые общей психологией, главным образом метод самонаблюдения, в новой науке не могли применяться. Поэтому такое значение для ее развития имело появление экспериментальной психологии В. Вундта, а также объективных методов исследования памяти, разработанных Г. Эббингаузом. Не меньшее значение имели работы Ф. Гальтона, который разработал многие методы экспериментального исследования детей, впервые применив в психологии способы статистической обработки результатов. Он же разработал первые тесты, дальнейшее применение и популярность которых связана уже с именем А. Бине, который использовал специальные тесты для исследования интеллектуального развития детей. Развитие возрастной психологии в
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   53


    написать администратору сайта