философия. 1. Основные онтологические модели материализм, дуализм, идеализм. Материализм
Скачать 19 Kb.
|
1. Основные онтологические модели: материализм, дуализм, идеализм. Материализм – это одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, мышление как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное дух, идею, сознание, мышление, психическое, субъективное. Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, а существует вечно, что пространство и время суть объективно существующие формы бытия материи, что мышление неотделимо от материи, которая мыслит, что единство мира состоит в его материальности. Материалистическое решение второй стороны основного вопроса философии — о познаваемости мира — означает убеждение в адекватности отражения действительности в человеческом сознании, в познаваемости мира и его закономерностей. Точное определение материализма впервые дали К. Маркс и Ф. Энгельс, «философы разделились на два больших лагеря», сообразно тому, как отвечали они на вопрос об отношении мышления к бытию. «Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 21, с. 283). Дуализм – это философское учение, исходящее из признания равноправности и несводимости друг к другу двух основных начал универсума – материального и духовного, физического и психического, тела и души. Можно выделить дуализм 1) гносеологический, подчеркивающий противоположность двух способов рассмотрения бытия; 2) онтологический, настаивающий на гетерогенности и принципиальной несводимости двух субстанций; 3) антропологический, подчеркивающий противоположность души и тела. Термин был введен X.Вольфом. Основателем дуализма как философского учения считается Р.Декарт. Он ввел в философию идею о двух качественно различных и несводимых друг к другу субстанциях – протяженной и мыслящей. Свойства материальной субстанции – телесность и протяженность. Мыслящая субстанция – это душа, дух, сознание. Также дуализм противопоставляется монизму — теории, согласно которой существует только один фундаментальный вид, одна категория вещей или один принцип; а также, хоть и не так часто, плюрализму — воззрению, в соответствии с которым существует множество видов или категорий. В философии сознания дуализм — это теория, в которой в определенном смысле утверждается радикальное видовое различие ментального и физического — или сознания и тела (сознания и мозга). Поскольку здравый смысл говорит нам о существовании физических тел и в силу интеллектуальной потребности принимать унифицированную картину мира, можно сказать, что материалистический монизм является «позицией по умолчанию». Поэтому обсуждение дуализма обычно начинается с допущения реальности физического мира, а продолжается рассмотрением аргументов, объясняющих, почему сознание не может трактоваться просто в качестве одной из частей этого мира. Идеализм — противоположное материализму философское направление, которое признает первичность духа, сознания и рассматривает материю, природу как нечто вторичное, производное. Термин «идеализм» появился только в XVIII веке. Впервые его употребил Лейбниц, говоря о философии Платона. Сторонники объективного идеализма признают реальность существования материального мира, реальность существования сознания каждого индивида и существование всеобщего разума, идеи, некой разумной субстанции, формирующей всё сущее и влияющей на развитие человеческого сознания и на развитие материального мира. Субъективные идеалисты считают, что всё зависит только от мышления и восприятия самого индивида. Внутреннее содержание человека, его мысли, его отношения определяют его реальность. Для каждого человека, по мнению субъективистов, существует своя собственная реальность, которая определяется его способностью воспринимать и мыслить. Ощущения и их комбинации определяют предметы реального, видимого и осязаемого человеком мира. Можно сказать, проще – нет ощущений, нет мира, нет реальности. 2.Философские теории времени. Время — это фундаментальное свойство бытия, выраженное в форме движения, изменения и развития сущего из прошлого, через настоящее в будущее. Понятие «время» концептуализирует необратимую изменчивость мира, процессуальный характер его существования, наличие в мире не только «вещей» (объектов, предметов), но и событий. Можно выделить две теории — субстанциональную и реляционную. Первая, идущая от древних атомистов (Демокрит, Эпикур) и развитая далее в русле классической механики Ньютоном, — это концепция пространства как однородной, неизменной, неподвижной и абсолютной субстанции. Можно убрать из пространства все тела, и все же пространство останется, а свойства его сохранятся. Перемещаясь, предмет оставляет после себя свою пустую форму: пространство в этой концепции выглядит как своего рода наемная квартира для такого "жильца" как материя. Выходит, что пространство и время ведут какое-то независимое существование: если пространство можно уподобить квартире, то время как бы представляет улицу с однородным движением. Время течет одинаково во всей Вселенной, и это течение ни от чего не зависит, а поэтому оно абсолютно, являя собой тонкую субстанцию. Прибегнув к вольному образу, можно сказать, что если бы события "споткнулись" и тем самым задержались, то время, оторвавшись от них, потекло бы и далее само на себе. Абсолютное пространство — это вместилище мировой материи, а абсолютное время — чистая деятельность; непрерывный мировой поток; некая постоянная космическая шкала для измерения всех конкретных движений. Вторая, зародившись в недрах диалектической традиции, восходит к Аристотелю, а впоследствии получает свое развитие у Блаженного Августина, Г. Лейбница, Г. Гегеля и др. Согласно этой концепции, пространство есть порядок расположения тел, существующих друг вне друга, время — порядок сменяющих друг друга явлений или состояний тел. Аристотель пришел к выводу, что всякое движение предполагает пространство и время, вне которых оно невозможно. Блаженный Августин, подчеркивая относительность временного определения, заключил, что времени как такового, помимо того, что мы наблюдаем в вещах и их движениях, как и помимо наших собственных действий и впечатлений об этих действиях, какое те оставляют в нашей душе, -такого времени вообще не существует. Время, хотя оно и есть нечто вполне объективное и независимое от нашей души, памяти, существует не само по себе, но лишь в бытии вещей. Г. В. Лейбниц, по существу, впервые давший одно из фундаментальных определений пространства и времени, исходил из того, что эти формы бытия есть отношения, порядок, применимые лишь к телам. Лейбниц писал: "Я неоднократно подчеркивал, что считаю пространство, так же, как и время, чем-то чисто относительным: пространство порядком существования, а время -порядком последовательности". И далее: "Я вовсе не говорю, что материя и пространство — одно и то же, а лишь утверждаю, что без материи нет пространства и что пространство само по себе не представляет собой абсолютной реальности". Можно говорить только об относительном размере данного тела в сравнении с размерами других тел. То же можно сказать и о длительности: понятие длительности применимо к процессу постольку, постольку оно рассматривается как звено любого объекта не есть первичное, врожденное свойство, а обусловлено силами, действующими внутри объекта. Внешние и внутренние взаимодействия определяют и длительность состояния. Что же касается самой природы времени как порядка сменяющихся явлений, то оно отражает их причинно-следственную связь. 3. Психофизическая проблема. Психофизическая проблема, в широком смысле — вопрос об отношении психических явлений к физическим, в более узком — о соотношении между психическими и физиологическими (нейрогуморальными) процессами. Мысль о зависимости психики (душевных проявлений) от внешней природы и от жизни тела обосновывалась ещё в древнегреческой натурфилософии. Особую разработку психофизическая проблема получила в новое время, когда в философии 17 в. сложилась механистическая картина мира и психические явления стали рассматриваться в качестве неотделимых от тела и подчинённых единым для всего мироздания законам. В 17 в. возникли два варианта решения психофизических проблем, оказавшие большое влияние на последующую философскую и научную мысль, — психофизическое взаимодействие (Р. Декарт) и психофизический параллелизм (Г. Лейбниц). Согласно Декарту, живое тело является своего рода машиной, тогда как сознание (мышление, воля), будучи отличной от тела субстанцией, с одной стороны, испытывает его влияние (при ощущениях, аффектах и т.д.), с другой — способно воздействовать на него (например, при волевом усилии). Это учение о взаимодействии психического и физического было отвергнуто сторонниками неразделённости сознания и мозга, как с идеалистических (Лейбниц, Н. Мальбранш), так и с материалистических (Д. Гартли) позиций. Идее взаимодействия был противопоставлен принцип параллельного протекания психических и физических процессов. Он приобрёл большую популярность в 19 в., когда открытие закона сохранения энергии сделало невозможным представлять сознание по типу особой силы, способной произвольно изменять поведение организма. Вместе с тем дарвиновское учение требовало понять психику как активный фактор регуляции жизненных процессов. Это требование получило ложное преломление в новых вариантах психофизического взаимодействия (У. Джемс). В конце 19 — начале 20 вв. распространилась махистская трактовка психофизической проблемы, согласно которой душа и тело «построены» из одних и тех же «элементов» (ощущений), и поэтому нужно говорить не о соотношении реальных процессов — физиологических и психических, а о различных «комплексах ощущений». Эта идеалистическая концепция была подвергнута критике В. И. Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм». Диалектический материализм решает психофизическую проблему на основе понимания психики как активного отображения реальности, возникающего в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых систем с внешним миром. Будучи неотделимо от этого процесса, психическое выполняет по отношению к нему регулирующую функцию. |