Главная страница

Башкиры и их соседи реферат. Башкиры и их соседи в 9-11 вв.. Из истории башкирского этноса. Башкиры и их соседи в 916 вв


Скачать 22.75 Kb.
НазваниеИз истории башкирского этноса. Башкиры и их соседи в 916 вв
АнкорБашкиры и их соседи реферат
Дата13.01.2022
Размер22.75 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаБашкиры и их соседи в 9-11 вв..docx
ТипУрок
#329815

ИЗ ИСТОРИИ БАШКИРСКОГО ЭТНОСА. БАШКИРЫ И ИХ СОСЕДИ в 9-16 вв.

Основное население Южного Зауралья в средние века (9-15 вв.) составляли башкиры. По соседству с ними жили болгары и удмурты – на западе и с-з, на севере – потомки угров – ханты, на юге – разные тюркоязычные племена, проникавшие в степи между Волгой и Яиком.

Первые сведения о башкирах относятся к 10 веку. Арабский путешественник Ахмед Ибн Фадлан сообщает что он посетил страну народа турок – аль-Баштирд. О башкирах сообщают и Ал-Идриси, Иоганка венгр и даже Курбский. Таким образом, арабские, монгольские, западноевропейские и русские авторы воспринимают башкир как народ, нередко уточняя, что это большой народ.

Арабские авторы относят башкир к тюркам, а тюрками они считали все кочевые народы. Для них тюрки – это не этнический термин. Так, венгров они тоже относили к тюркам, как и все народы Северной Евразии. Башкиры как раз и занимались кочевым скотоводством, охотой, рыболовством и бортничеством. Но часть западных башкир под влиянием волжских болгар стала переходить к оседлому образу жизни и земледелию.

ал–Идриси называет города Карукийа, Намджан и Гурхан. «Это населенные города, жители которых живут своим трудом, занимаясь торговлей и ремеслами лишь с тем, чтобы обеспечить себя». Вместе с этим существовал и другой уклад жизни: башкиры, нападавшие на города и грабившие их.

В предании «Акман–Токман» отмечается: «Народ занимался охотой, пчеловодством, держал скот, коней. Башкиры кочевали со своими табунами с одного кочевья на другое. Каждый род, аймак имел свое место для весенних, летних, осенних и зимних стойбищ». Таким образом, источники единодушно отмечают отсутствие земледелия среди занятий средневекового населения Южного Урала.

Наряд с этим башкиры умели плавить медные и железные руды, о чем свидетельствуют многочисленные находки рудокопных и плавильных ям, горнов. ал–Идриси сообщает, что к востоку от города Намджан, наиболее вероятным местом расположения которого был район современного г. Орска на р. Урал, «находится гора Арджика, в которой есть медные рудники, где работают больше тысячи человек. Там добывают много [меди] и везут ее в землю Хуваразм (Хорезм), в страну Шаш – область гузов (историческая область в Средней Азии на притоке Сыр-Дарьи). Из этого города вывозят также шкуры лисиц и шкуры животного, называемого ал–бабр (бобер), [их везут] по реке до моря ал–Хазар, чтобы продавать их на Хазарском море и в Дайламе (область на юго–западном побережье Каспийского моря. – И.А.) по высоким ценам».

Меха и металлы с Южного Урала вывозились не только на юг, но и на запад. Еще ал–Истахри в первой половине Х в. писал: «Из Саганиана (название мусульманской области в Средней Азии. – И.А.) в Башгард вывозится шафран, который перевозится в другие страны света. А также вывозятся далеко на запад меха соболя, белки, лисицы и всякие (вещи) вместе с редкими изделиями из железа…».

Добычей руды и плавкой занималась беднейшая часть башкир, для которых это был сезонный промысел.

На Урале добывалось и серебро: в Золотой Орде «монеты в монетном дворе заказывались богатыми купцами и алпаутами (дворянами), имеющими запасы серебра или рудники на Урале»139. «На Урале добывались мрамор и драгоценные металлы.

Многие рудники и заводы, созданные русскими в XVII–XVIII веках, по преданиям, были построены на месте ранее существовавших, но позже заброшенных рудников».

В плане религии Башкиры находились на пути перехода от многобожия к единобожию. В 10 веке отдельные башкиры перенимают ислам. Принятие ислама в качестве официальной религии произошло там на рубеже XIII–XIV вв. Такое событие могло послужить одним из факторов победы ислама в Золотой Орде в целом. Однако ислам был еще слабым, принятие его в качестве официальной религии не означало исламизации всего населения.

Караванщики отмечают воинственность башкир и боялись их. Путешественники называют племена в 2000 человек, нападений которых они очень боялись. Такой воинственный образ жизни средневековых башкир был обусловлен необходимостью борьбы с врагами. Их никто не мог покорить до Батыя.

Происхождение башкир.

Часть иранских, финноугорских и тюркских этнических групп, обитавших на территории Башкирии с древнейших времен до конца I тыс. н. э., «вошла в состав племен, положивших начало башкирскому этносу. В то же время среди изученных археологических памятников Башкирии I тыс. н. э. не удалось выделить культуру, носителей которой можно было бы считать непосредственными и прямыми предками башкир».

Р.Г. Кузеев считал башкирские племена очень поздним пришлым населением. Другие полагают что «башкиры являются одним из древнейших народов степной Евразии»384. Следовательно, древнейшая история башкир протекала в степной полосе Евразии, а их переселение за пределы степной полосы было связано с какими–то природными и политическими катаклизмами.

Однако «башкирская» проблема в археологии должна рассматриваться на материале не раннего, а позднего средневековья. Единственным критерием для выделения памятников древних башкир является доказанное Р.Г. Кузеевым их этническое (и, стало быть, этнокультурное) родство с печенегами. Характерными чертами печенежского погребального обряда являются «основные и впускные погребения, иногда по два под одной насыпью, в простых могилах, в позе вытянуто на спине, головой на запад, встречаются дощатые гробы, шкура коня – на дне могилы слева от человека, конь взнуздан и оседлан, часто в могилах встречаются кости барана» и др.

Башкиры, несомненно, являлись органической частью этнокультурного мира кочевников евразийских степей, но их археологические памятники надо искать на периферии степной полосы Волго–Уральского региона. Ибн-Фадлан встретил их в Самарском Заволжье, где проходила граница кочевий печенегов. Бшкиры «ни своим образом жизни, ни культурой, по–видимому, не отличались от печенегов.

В VIII – начале IX в. печенеги «жили в бассейне Сырдарьи и в Приаральских степях». Именно там «в печенежской этнической среде складывается группа древнебашкирских племен».

Наступившая в степи в IX–X вв. засухи привела к нехватке пригодной для кочевания земли и, как следствие, к обострению между кочевниками борьбы за существование. Во второй половине IX в. печенеги и башкиры появились в степях Заволжья и Южного Приуралья.

Группа юго–восточных башкир (племена усерган, тангаур, бурзян), имевшая общее название «башкорт», переселилась на территорию современной Башкирии «во второй половине IX или в самом начале Х в. Возможно это было несколько волн. На новой родине уже кочевали печенеги и мадьяры.

Правильнее говорить не о переселении башкир, а сокращении ареала их обитания.

Несколько позднее произошло этническое смешение башкир с кыпчаками (ПОЛОВЦАМИ), - в XIII–XIV вв. Получились башкиры-кипсаки. Смешение и взаимодействие племен кыпчакской миграции с древнебашкирским этносом и расселение смешанных групп в пределах территории нынешней Башкирии привели к формированию этнокультурных признаков, которые лежат в основе современной этнической характеристики башкирского народа.

Кыпчакский компонент охватил всю территорию расселения башкир, а кыпчакские родоплеменные названия стали составлять около 35% в общей родоплеменной этнонимии башкирского этноса.

Кроме того, одна из важнейших ролей в формировании современного башкирского этноса ныне отводится финно-угорскому компоненту. На основе башкирских племен бурзян, тангаурцев, кыпчаков и финно-угров складывается башкирская народность.

В 10-13 вв. у башкир начинается разложение родо-племенных отношений. Скотоводы начинают кочевать не родами, а группами в 10-30 семей (ара, аймак) во главе с биями и аксакалами. Все вопросы решаются на курултаях, но позже на съезды собираются только бии, мурзы, тарханы.

Свои погребения башкиры делают по мусульманскому обычаю и вместе с тем делают каменную выкладку. В погребальном обряде башкир XVII – начала XX вв. каменные обкладки вокруг могил различных размеров «особенно часто встречаются в Зауралье, Челябинской области и на северо–востоке Башкирии».

В самой степной полосе во второй половине XIV – начале XV в., помимо курганов, появляются две новые разновидности погребальных памятников. Это кирпичные мавзолеи, известные как на Волге, так и в урало–казахстанских степях.

Случаи сооружения кирпичных мавзолеев на северную периферию степи фиксируются и на Урале: мавзолеи в совхозе им. Свердлова Тоцкого района Оренбургской области золотоордынского времени, мавзолей в Кугарчинском районе Республики Башкортостан ХIV в., мавзолеи в Челябинской области – Троицкий, Варнинский (Кесене), у Верхнеуральска ХIV в. Строительство таких усыпальниц в степной полосе улуса Джучи началось с середины ХIV в.

XIII в. был «кульминацией кыпчакского наплыва в Башкирию». «Приток кочевников в Башкирию, постепенно ослабевая, продолжался до конца XIV в.

С усилением внутренних противоречий в Золотой Орде, с наступлением периода феодальной раздробленности, ускоренной и усугубленной борьбой Руси за независимость, развертывается миграция кыпчаков на периферии Золотоордынского государства – в том числе и на Южный Урал.

Выселение кочевников за пределы степной полосы было вызвано не только политическими причинами. В конце ХIII в. изменилось направление циклонов. «В аридной зоне оптимальные климатические условия сменяются пессимальными». Это уже к началу XIV в. приводит к кризису кочевого хозяйства.

Средневековые башкиры находились на второй стадии кочевания, характеризовавшейся наличием постоянных зимовок и летовок. При возможности на зиму они отгоняли скот в южные степи, а лето проводили в волго–уральской лесостепи. Если возможности зимней откочевки на юг не было, то зимовать приходилось в волго–уральской лесостепи, а на лето скот отгонялся в горно–лесные районы Южного Урала.

С установлением монгольского господства башкиры лишились возможности практиковать привычные зимние кочевые маршруты в степь. Теперь они стали зимовать на Бугульминско–Белебеевской возвышенности, а на горных пастбищах Южного Урала сначала «находились лишь летовки, куда скот перегоняли на несколько жарких месяцев». Еще «в конце XVIII – начале XIX в. горные пастбища были главным образом районом летних кочевок.

Р.Г. Кузеев выделил булгаро–мадьярский компонент древнебашкирского этноса, сформировавшийся в этнической среде булгарских и угорских племен.

Наконец, башкир продвигаются на север, где они в XVI–XVII вв. ассимилировали часть вогулов и остяков.

В культуре башкир выделяется угросамодийский пласт: срубные летние домики с несомкнутыми скатами, ступательную площадку на лыжах и сложные способы их крепления с дополнительными петлями. Угорские элементы (головные уборы с околоушными подвесками, украшение пол одежды нашивками и пр.) составляют яркую по колориту группу вещей в башкирском костюме. Угорский пласт выделяется и в башкирской вышивке (симметричные изображения птиц и техника вертикального стежка). Башкирский костюм по ряду сходных черт объединяется с хантыйским.

Западные башкиры в 12-13 вв. были подчинены Болгарии и платили дань мехами, конями, воском и т.д. От Болгар они восприняли ислам.

Башкиры сыграли большую роль в средневековой истории Евразии. С ними контактировали печенеги, огузы, булгары, хазары, кыпчаки, монголы. Башкиры связаны с историей Золотой Орды и возникших на ее развалинах феодальных государств.

В 1229 г. башкиры подверглись нападению монголо-татар и 1236 г. вместе с Болгарских царством были покорены Батыем. Башкирские земли вошли в улус Шейбана, младшего (пятого) брата Батыя. Золотордынские ханы обложили башкир тяжелым ясаком.

Сначала Джучи пытался прорваться в страну башкир, но настолько безуспешно, что даже в ставке самого Чингисхана сложилось представление о неприступности ее границ. При помощи Чингисхана Джучи прорвался в страну башкир, форсировав Яик. Западную границу владений Джучи (как и Чингис–хана) надо провести по восточному склону Уральских гор, а затем по левому берегу реки Яик вплоть до ее впадения в Каспийское море.

В 20–х годах XIII в. река Урал попрежнему маркировала границу башкир с их южными соседями, которыми на сей раз выступают монголы. Из башкирских преданий и легенд известно, что впоследствии по Яику проходила граница между землями башкир и казахов.

Башкиры не смогли уничтожить войско Бату–хана, но они, видимо, его изрядно потрепали, что сделало невозможным дальнейшее ведение военных действий. Теперь монгольское командование, конечно, поняло, что наступление на Европу может быть продолжено лишь в результате нейтрализации башкир любым способом.

Значительная часть населения попала под власть Ногайской Орды. Зауральские башкиры признали свою зависимость от Сибирского ханства, западные башкиры – от Казанского. Единственным выходом было присоединение к России.

Сразу же после разгрома Казанского ханства в 1552 г. в Москву были отправлены послы башкир-минцев с предложением подданства. В 1556/57 г. оправились еще 2 посольства. Большая часть вошла добровольно.

После 1557 г. лишь восточная и северо-восточная часть оставалась под Сибирским ханством. В 1598 г. перешли под власть России и были защишены от кочевников. Башкиры продавали русским купцам скот, кожи, меха, пушнину, мед, воск, хмель.

В конце 16-17 вв. на башкирские земли хлынули русские, татары, чуваши, мордва, удмурты, бежавшие от феодального гнета.

Царь обложил башкир ясаком и другими повинностями. Знать привлекаюсь на царскую службу, освобождаются от уплаты ясака. В административном отношении вся Башкирии в 16 вю составляла Уфимский уезд и делилась на 4 дороги. Западная часть называлась Казанской дорогой, центральная и южная часть – Ногайской, восточная – Сибирской. Четвертая – Осинская дорога тянулась узкой полосой на север от Уфы. Каждая дорога делилась на несколько волостей на основе племен и родов.

Для упрочения власти в крае российское правительство начало строить по Белой укрепленные пункты. Главная роль принадлежала Уфимской крепости, заложенной 1574 г. по просьбе башкир для защиты от кочевников.


написать администратору сайта