Главная страница

Изгои древней Руси и отношение к ним власти и народа. изгои. Изгои в отечественной исторической науке не получили однозначного толкования


Скачать 13.82 Kb.
НазваниеИзгои в отечественной исторической науке не получили однозначного толкования
АнкорИзгои древней Руси и отношение к ним власти и народа
Дата14.09.2022
Размер13.82 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаизгои.docx
ТипДокументы
#677599

Изгои в отечественной исторической науке не получили однозначного толкования.
Мнения о них весьма разнообразны. Большинство трактовок сути этого явления опирается на то или иное осмысление слова «изгой». Считается, что в его основе лежит глагол «гоить», означающий «жить». Отсюда делается вывод: «изгой» буквально - «изжитый», т. е. «выбитый из привычной жизни», «лишенный прежнего состояния» человек. Что именно это означает – «выбитый из привычной жизни» - все понимают по-разному. Советские историки в большинстве своем находили в изгоях еще одно проявление феодальных отношений. Б.Д. Греков различал два вида изгоев - городских и сельских, чье положение в обществе, как он думал, было разным. «Городской» изгой, по его мнению, считался полноправным членом общества, наряду с дружинником и купцом (только почему же он изгой, непонятно). Правда, полноправие такого изгоя, согласно Грекову, могло быть условным, подобно праву закупа жаловаться на своего господина. Сельские изгои представлялись ему в массе своей вольноотпущенниками, прикрепленными к земле и хозяину. Не соглашаясь с Б.Д. Грековым по сути вопроса, И.Я. Фроянов так же считает возможным говорить о двух видах изгоев, но делит он их иначе - на свободных и зависимых. Первые, по его представлению, «гуляли на свободе и были людьми без определенных занятий», напоминая люмпен-пролетариев классической древности . Вторых Фроянов отождествляет с либертинами средневековой Европы. Признавая, что вольноотпущенники могли составлять значительную часть среди них, первое место он все же отдает людям, выпавшим из рода-общины. При этом он признает спекулятивный характер своего вывода.

Русская Правда упоминает изгоя в первой статье, где говорится о мести и штрафах
за убийство свободного человека: «Убьеть муж(ь) мужа, то мьстить брату брата, или
сынови отца … аще не будеть кто мьстя, то 40 гривен за голову; аще будеть русин, любо гридин, любо купчина, любо ябетник, любо мечник, аще изъгои будеть, любо словенин, то
40 гривен положити зань». Подизгоем в данном случае нужно понимать кого-либо из
перечисленных представителей свободного населения, оказавшегося в положении «вне
своего круга». Русская Правда как бы оговаривает: если кто-то из свободных окажется в положении изгоя, штраф за его убийство не должен измениться. Вероятно, имеется в
виду разорившийся купчина - один из трех видов изгоев, отмеченных в Уставе Всеволода о церковных судах. Возможно, что в подобном состоянии мог оказаться и гридин.
Что касается ябетника и мечника – изгойство в этой среде было бы возможным, только
если бы эти должности носили наследственный характер, как, скажем, было с княжеским титулом. Но таких данных нет. В Уставе князя Ярослава о мостах говорится о двух видах изгоев, находящихся под рукой новгородского владыки: «А владыце сквозе городнаа ворота съ изгои и съ другыми изгои до Острои городне». Кого именно имеет в виду Устав, неясно. Тем более непонятно, чем отличаются первые изгои от вторых. Можно предположить, что и здесь, как и в Уставе Всеволода, имеются в виду безграмотный попов сын, выкупившийся холоп и задолжавший купец, находившиеся под покровительством церкви. В Уставной грамоте Ростислава застаем изгоев в двухселах Дросенском и Ясенском,- переданных князем вновь образованной Смоленской епископии.Это совсем не значит, что они были сплошь заселены изгоями и составляли здесь основную рабочую силу. Вместе с Ясенским князь отдал еще и бортника. Означает ли это, что здесь был только один бортник, а в Дросенском его не было совсем? Думаю, нет. То же самое можно сказать и относительно изгоев - число их могло быть невелико. Наиболее вероятно, что это были бывшие холопы или челядь, однако не исключены и другие представители изгойского «племени». Не суть важно. Большинство населения и здесь, как и в других известных древне русских селах, скорее всего, состояло из челяди или смердов. Только князь по какой-то причине не передал их епископии, и поэтому они в грамоте не упомянуты. Таким образом, изгоев нельзя рассматривать как отдельный социальный слой, занятый в производстве полностью или в какой-то своей части. Изгойство - это не слой населения, занимающий определенное место в социально-экономической системе, а воплощение процесса выпадения отдельных личностей из своего социального окружения, происходившего время от времени.


написать администратору сайта