Курсовая работа. курсовая бабченко. Изучение креативных способностей у старших школьников
Скачать 1.05 Mb.
|
Методика выявления креативности Старший школьный возраст является благоприятным временем для подобной работы. Это связано со многими психологическими особенностями данного возраста. Старший школьник отличается естественной гибкостью восприятия, мышления, поведения, стремлением освободиться от стереотипов и стремлением к оригинальности. У старшеклассников велика тяга ко всему новому, необычному, нестандартному, правда, это стремление чаще всего носит неосознанный характер. Кроме того, в этом возрасте формируется “внутренняя позиция" личности, обуславливающая определенную структуру ее отношения к действительности, к окружающим и к самому себе. Личность старшеклассника еще окончательно не сформирована и открыта позитивным изменениям. Причем важное место в развитии личности в этом возрасте занимает фактор самовоспитания. Старший школьник осознанно может ставить перед собой задачи, выполнять их, то есть целенаправленно воздействовать на формирование собственных личностных качеств. Все это является хорошей базой для развития креативности личности. Деятельность педагога по реализации системы творческих заданий можно разделить на четыре направления, каждое из которых обеспечивало продвижение в развитии креативных способностей дошкольников в соответствии с выделенными уровнями сложности системы творческих заданий. Первое направление–реализация системы творческих заданий, ориентированных на познание объектов, ситуаций, явлений, способствовало накоплению творческого опыта познания действительности через изучение объектов, ситуаций, явлений на основе выделенных признаков (цвет, форма, размер, материал, назначение, время, расположение, часть–целое); рассмотрение их в противоречиях, обусловливающих их развитие; моделирование явлений, учитывая их особенности, системные связи, количественные и качественные характеристики, закономерности развития систем. Второе направление–реализация системы творческих заданий, ориентированных на создание новых объектов, ситуаций, явлений, обеспечивало развитие умений создания оригинальных творчес ких продуктов на основе получения качественно новой идеи субъекта творческой деятельности; ориентирования при выполнении творческого задания на идеальный конечный результат развития системы; переоткрытия уже существующих объектов и явлений с помощью элементов диалектической логики. Третье направление–реализация системы творческих заданий, ориентированных на преобразование объектов, ситуаций, явлений, способствовало приобретению творческого опыта в осуществлении фантастических (реальных) изменений внешнего вида систем (формы, цвета, материала, расположения частей и др.); изменению внутреннего строения систем; учету при рассмотрении системы войств, ресурсов, диалектической природы объектов, ситуаций, явлений. Четвертое направление–реализация системы творческих заданий, ориентированных на использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, обеспечивало накопление учащимися опыта творческого подхода к использованию уже существующих объектов, ситуаций, явлений. Выполнение заданий данной группы позволило учащимся рассматривать объекты ситуации, явления с различных точек зрения; находить фантастические применения реально существующим системам; осуществлять перенос функций в различные области применения; получать положительный эффект путем использования отрицательных качеств систем, универсализации, получения системных эффектов. Выделив общие взгляды нескольких научных школ по данной проблеме, можно констатировать основные принципы диагностики творческих способностей: Творческие способности относятся к дивергентному мышлению, т.е. типу мышления, идущему в различных направлениях от проблемы, отталкиваясь от ее содержания, тогда как типичное для нас – конвергентное мышление – направлено на поиск из множества решений единственно верного. Многочисленные тесты измерения интеллекта (IQ), выявляющие скорость и точность нахождения верного решения из множества возможных, не годятся для измерения креативности. В процессе диагностики креативность подразделяют на вербальную (словесное творческое мышление) и невербальную (изобразительное творческое мышление). Такое разделение стало оправданным после выявления связи указанных видов креативности с соответствующими факторами интеллекта: образным и вербальным. Люди, используя в повседневности в основном конвергентное мышление, привыкают употреблять слова и образы в определенной ассоциативной связи с другими словами, причем стереотипы и шаблоны в каждой культуре (социальной группе) свои и должны определяться специально для каждой выборки испытуемых. Отсюда креативный мыслительный процесс, по сути, является формированием новых смысловых ассоциаций, величина отдаленности которых от стереотипа может служить измерением креативности личности. Использование различных методик диагностики творческих способностей позволило выявить общие принципы оценки креативности: а) индекс продуктивности как отношение числа ответов к количеству заданий; б) индекс оригинальности как сумма индексов оригинальности (т.е. обратных величин по отношению к частоте встречаемости ответа в выборке) отдельных ответов, отнесенная к общему числу ответов; в) индекс уникальности как отношение количества уникальных (не встречающихся в выборке) ответов к общему их количеству. Для повышения качества тестирования креативности необходимо соблюдение таких основных параметров креативной среды, как: отсутствие ограничения по времени; минимизация мотивации достижения; отсутствие соревновательной мотивации и критики действий; отсутствие в тестовой инструкции жесткой установки на творчество. Следовательно, условия креативной среды создают возможности проявления креативности, при этом высокие показатели тестирования значимо выявляют креативных личностей. В то же время низкие результаты тестирования не свидетельствуют об отсутствии креативности у испытуемого, так как творческие проявления спонтанны и неподвластны произвольной регуляции. Таким образом, методики диагностики творческих способностей предназначены, в первую очередь, для фактического определения креативных личностей в конкретной выборке на момент тестирования. ЗАКЛЮЧЕНИЕ С давних времен ученых интересовала разгадка творческих способностей человека. Выдающиеся люди науки и искусства стали первыми объектами исследований. Знания особенностей творческих личностей психологи черпали из работ литераторов, историков, искусствоведов, которые прикасались к проблемам творческой личности, так как нет творения без творца. Изначально способности к творчеству считались уникальным феноменом, и немногие могли обладать ими. По мере развития психологической науки, теорий и концепций, подходов в области исследования творчества ученые пришли к выводу, что творческие способности есть у каждого, различается материал творчества, мера выраженности, масштаб достижений, значимость, а процесс творчества одинаков для всех. Основным элементом культуры и человечества – творчество. Креативность - это способность личности и предпосылка к творчеству. Развитие креативности с раннего возраста необходимо, так как творческий человек разрешает жизненные ситуации быстрее, имеет поставленные цели и стремление изменять окружающий мир боле ярко. Чтобы проследить развитие теорий креативности, своей работе мы проанализировали труды отечественных и зарубежных психологов: Е. Торренса, Дж. Гилфорда, Д.Б. Богоявленской, Г.В. Залевского, Е.С. Ермаковой, А. Маслоу и других. У каждого ученого существует свой взгляд на возникновение креативных, творческих идей. С момента изучения феномена творчества и до наших дней насчитывается более 60 определений креативности. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. Дж. Гилфорд установил, что творческой личности свойственно дивергентное мышление. Творческое мышление, по его мнению, характеризуется следующими особенностями: быстрота, гибкость, оригинальность, законченность. П. Джексон и С. Мессик выделили следующие критерии креативного продукта: 1) оригинальность; 2) осмысленность; 3) трансформация; 4) объединение. Кропли считает, необходимым отличать «псевдокреативности» и «квазикреативности». Л. С. Выготский творческой деятельностью называет такую деятельность человека, которая создает нечто новое. П. Торренс определил креативность как процесс проявления чувствительности к проблемам. Гилфорд считал, что «творческость» мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей: 1) оригинальность, нетривиальность; 2) семантическая гибкость; 3) образная адаптивная гибкость; 4) семантическая спонтанная гибкость. Креативность указывает на определенное сходство в мышлении людей с высокими показателями креативности и людей с шизофреническими и аффективными расстройствами. Причем сходство в мышлении прослеживается, прежде всего, именно по линии оригинальности: новые идеи могут быть необычными, отклоняться от культурных норм, шокировать, образовывать удивительные комбинации. После рассмотрения теоретического материала, возникло предложение исследовать уровни креативности у старших школьников, так как именно в этом возрасте происходит формирование творческих качеств личности. Для исследования уровней мы использовали тест Е. Торренса для определения уровней образной креативности дошкольников. Данный тест был проведен с детьми Детской школы искусств и с воспитанниками социального приюта «Огонек». Результаты данного исследования были различными: от низкого уровня креативности до предела нормы. Делать какие-либо выводы на основании данных исследование нельзя, так как не все дети по каким-либо причинам прошли тест полностью. После проведенного анализа теоретической части и применения теста Е.Торренса на практики мы в полной мере убедились в важности более глубокого изучения креативной стороны личности не только у детей, но и у людей разной возрастной категории. Ведь креативная сторона личности способствует более успешному становлению человека в обществе как личности, адекватному восприятию личности окружающего мира, адаптации в постоянно меняющемся укладе социума. Поэтому участие родителей, педагогов, общества в развитии креативных способностей с раннего детства необходимо в наше время. Литература Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. - № 1. - 2003. Арнаудов М. Психология литературного творчества. - М.: Прогресс, 2005. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов-на-Дону, 2002. Богоявленская Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности // Вопросы психологии, 2003. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов-на-Дону, 2003. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. - М.: Мир, 2005 Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. - М.: Искусство, 2003. Григоренко Е.А., Кочубей Б.И. Исследование процесса выдвижения и проверки гипотез близнецами // Новые исследования в психологии. - 2002. Грузенберг СО. Психология творчества. - Минск, 2005. Дружинин В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное наследование формирующего влияния микросре¬ды на креативность 2005 Психологический журнал. - 2004. - № 4. Л.Д. Столяренко "Основы психологии" издание третье, переработанное и дополненное. "Феникс" Ростов-на-Дону, 2000 г. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. - СПб., 2004 Лук А.Н. Проблемы научного творчества / Сер. Науковедение за рубежом. - М., ИПИОН АН СССР, 2004. Олах А. Творческий потенциал и личностные перемены // Общественные науки за рубежом.Р.Ж. Сер. Науковедение. - 2004 Парандовский Я. Алхимия слова. - М.: Правда, 2003. Перна И.Я. Ритмы жизни и творчества. - Л., 2001. Пономарев Я.А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки. - М.: Наука, 2005. Психологическая диагностика. Учебник для вузов.3-е издание переработанное и дополненное. Под редакцией М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. Издательство: "Питер", 2003 г. "Практическая психодиагностика. Методики и тесты" Учебное пособие. Редактор-составитель - Д.Я. Райгородский. Издательский дом "БАХРАХ-М" Самара 2001 г. Развитие и диагностика способностей // Под ред.В.Н. Дружинина и В.В. Шадрикова. - М.: Наука, 2005. Рудкевич Л.А., Рыбалко Е.Ф. Возрастная динамика самореализации творческой личности // Психологи¬ческие проблемы самореализации личности. - СПб: Изд-во СПбГУ, 2004. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - Москва; Томск, 2004. Хоровитц Ф.Д., Байер О. Одаренные и талантливые дети: состояние проблемы и направления исследо¬ваний // Общественные науки за рубежом. Р.Ж. Серия Науковедение, 2005. Эллиот П.К. Префронтальная область коры больших полушарий головного мозга как организатор воле¬вых действий и ее роль в высвобождении творческого потенциала человека // Общественные науки за рубежом.Р.Ж. Сер. Науковедение. - 2004 ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ: http://www.twirpx.com/files/ http://nkozlov.ru/tests_fan/d2725/ http://goleva. ucoz.ru/publ/8-1-0-59 Приложение №1 Опросник креативности Джонсона. Возможные оценочные баллы: 1 - никогда, 2 - редко, 3 - иногда, 4 - часто, 5 - постоянно. Текст опросника Контрольный список характеристик креативности Творческая личность способна: Ощущать тонкие, неопределенные, сложные особенности окружающего мира (чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей). Выдвигать и выражать большое количество различных идей в данных условиях (беглость). Предлагать разные виды, типы, категории идей (гибкость). Предлагать дополнительные детали, идеи, версии или решения (находчивость, изобретательность). Проявлять воображение, чувство юмора и развивать гипотетические возможности (воображение, способности к структурированию). Демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для решения проблемы (оригинальность, изобретательность и продуктивность). Воздерживаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбирать лучшую (независимость, нестандартность) Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы (уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение). Лист ответов Дата_________________ Школа_______________ Класс________________ Возраст______________ Респондент (Ф.И.О.) _______________________ (заполняющий анкету) Соответствие суммы баллов уровням креативности (по “Опроснику Джонсона”)
Приложение № 2 1. Вводная такая: исходная ситуация Выберите логичное завершение ситуации: 2. Вводная такая: исходная ситуация 3. Вводная такая: исходная ситуация Выберите логичное завершение ситуации: 4. Вводная такая: исходная ситуация Выберите логичное завершение ситуации: 5. Вводная такая: исходная ситуация Выберите логичное завершение ситуации: 6. Вводная такая: исходная ситуация Выберите логичное завершение ситуации: 7. Вводная такая: исходная ситуация Выберите логичное завершение ситуации: 8. Вводная такая: исходная ситуация Выберите логичное завершение ситуации: 1. Вводная такая: исходная ситуация Выберите логичное завершение ситуации: 10. Вводная такая: исходная ситуация Выберите логичное завершение ситуации: 11. Вводная такая: исходная ситуация Выберите логичное завершение ситуации: 12. Вводная такая: исходная ситуация Выберите логичное завершение ситуации: 13. Вводная такая: исходная ситуация Выберите логичное завершение ситуации: 14. Вводная такая: исходная ситуация. Выберите логичное завершение ситуации: |