ммм. незнакомка. Жанр, направление и размер
Скачать 20.28 Kb.
|
Одно из самых прекрасных стихотворений Блока «незнакомка» было написано в 1906 году, в тяжелый для поэта период. Блок переживал измену жены, погряз в пьянстве, утратил все надежды и цели. Именно поэтому в стихотворении сталкиваются два противоположных мира: мечта и реальность. Факт создание стихотворения был зафиксирован бывшим другом Блока, Андреем Белым в 1906 году в Озерках. В период создания стихотворения Блок переживал уход жены, его жизнь была разрушена, однако, благодаря таким тяжелым переживаниям был создан шедевр, всеми любимое стихотворение «Незнакомка». Прототип незнакомки существует, но его ФИО утрачено. Образ девушки поэт нашел в одном из баров, которые часто посещал. Восхитительное создание настолько восхитило Блока, что он решил посветить прекрасной незнакомке стихотворение. Семейная жизнь А. Блока и Л. Менделеевой была не из счастливых, потому что автор изначально видел в супруге лишь музу и не притрагивался к ней и пальцем, боясь развеять иллюзию. Зато плотские утехи он находит в изменах, которые, однако, ничуть не мешали ему любить лишь одну супругу. В конце концов, женщине надоело такое обращение, и она решила искать счастья на стороне, раз уж в их браке это не считалось позорным. Однако поэт был оскорблен подобным поведением музы, ведь он-то думал, что она — идеал, возвышенное и недосягаемое совершенство. Словом, именно в период разочарования в одном идеале он начал искать другой — тот, в котором невозможно разочароваться. Главное, чтобы он был настолько далек, чтобы нельзя было разобрать ни одной приземленности или пошлости в его недосягаемой святости и чистоте. Жанр, направление и размер Блок был представителем модернистского течения под наименованием «символизм», в своих произведениях он использовал образы-символы, намеки и другие приемы для создания эффекта загадочности, таинственного изображаемого предмета. Стихотворение написано ямбом с элементами пиррихия, рифма- перекрестная. Жанр стихотворения «Незнакомка» — рассказ в стихах. Композиция Стихотворение состоит из двух частей: мечты и реальности. Поэт играет на противоположности двух миров, в этом заключена особенность композиции произведения. В реальности Блок описывает Петербург, грязные заведения и вечно пьяных людей. Мечта — это девушка, которая внезапно появляется на пороге, она будто из другого мира, таинственна и загадочна. Она как глоток свежего воздуха для блуждающей души поэта. Одна часть стихотворения противопоставлена другой — это прием контраста, который позволяет показать конфликт ожиданий и действительности, идеала и реальности, разрывающий каждого из нас надвое. Образ лирического героя пронизан одиночеством и отчаянием. Он утратил интерес к жизни, его постоянно окружает дешевая обстановка, отвлекают от раздумий пьяные люди, что еще больше подавляет героя. Тоску и заброшенность отражает замечание героя о том, что его единственный друг отражен в стакане — это и есть он. Только вино, а не компания, помогает ему забыться и найти утешение. Незнакомка появляется каждый вечер, как будто видение во сне. Герой даже не уверен, существует ли она на самом деле. Она словно пробуждает лирического героя ото сна, она становится его мечтой, его недостижимым идеалом. В финале он даже признает, что истина в вине, то есть понимает, какая сила воскрешает пленительный образ снова и снова. Быть может, и не было никакой женщины в траурной шляпе с перьями. Это лишь пьяный бред, в котором, тем не менее, родилась чистая и святая иллюзия, которая просто не сможет его разочаровать, ибо не соприкасается с реальностью своим существованием. Образ прекрасной девушки полон таинственности. Кто она? Как и зачем оказалась в этом отвратительном заведении? Ответов на эти вопросы у нас нет. Девушка вызывает в душе героя давно забытые чувства, он обретает новые идеалы и тут же с иронией замечает, что его мечта — полет сдобренной вином фантазии. Стихотворение богато образами-символами: Крендель булочной, загородные дачи — все это символы обывательского мира, в котором поэту скучно и мерзко находиться. Кавалеры приходят дам за шлагбаум и на дорогу с канавами — это обозначение пошлости и низости такого рода отношений, называемых любовными. Остряки «испытанные» — то есть это не первые дамы опираются на их руки. Все это говорит о мелочности и тоске земной любви. Визг женщин, плач ребенка, крик лакеев — это музыка улиц, которая так угнетает героя. От нее он прячется в кабаке и в «терпкой влаге». Туманы, древние поверья, траурный наряд, вуаль — все это символы таинственности и загадочности незнакомки, она бесконечно далека от героя, ведь все в ее облике скрывает, а не рассказывает историю этой женщины. Темы, настроение и проблемы Проблема столкновения мечты и реальности часто поднимается в творчестве поэтов и писателей. Гнилой мир вымотал героя, и только вышедшая из пены воображения незнакомка пробудила в нем вновь веру в жизнь. Можно заметить, как меняется настроение героя с приходом Прекрасной Дамы. Если раньше все вокруг было грязным, затасканным и противным, то с ее приходом он перестает обращать внимание на действительность, он сосредоточен на рассматривании образа прекрасной девушки и думами о том, что привело ее в это (совершенно неподходящие ей) место. Также интересна проблема пошлости и скуки жизни. Лирический герой разочаровался даже в любовных свиданиях, ведь в гуляющих парах он видел лишь испытанных остряков и безликих дам, которые завтра сменятся другими. На их тропе он видит лишь канавы и шлагбаумы (символы преград и разочарования на пути влюбленных). В природе, которую раньше поэты воспевали, он видит лишь бессмысленность и тоску. Тему любви также затронул Александр Блок, ведь незнакомка вызвала в сердце героя трепет и влюбленность. Она становится для героя лучиком надежды в этом мире, далеким и призрачным символом вечной красоты. Он любовно и восторженно описывает каждую деталь этого манящего образа. Тема внутреннего мира тоже прозвучала в финальных строках. Герой решил искать успокоения и надежды в своей душе, где таятся сокровища, противопоставленные убожеству мира внешнего. Настроение в тексте неоднородное: сначала тоска и усталость, потом отчаяние и одиночество, затем эмоциональный подъем и восторг от обретения идеала в грациозном стане и темной вуали незнакомки. Основная идея В стихотворении герой жаждет новой жизни, ведь находит в своей душе сокровища, ключ от которых не у того, кого он потерял, а у него самого. Видя таинственную и совершенную красоту женщины, он находит в себе силы закрыть глаза на окружающую его убогую действительность. Есть в этом мире то самое высокое и прекрасное, ради чего стоит жить! Это.и есть главная мысль произведения. Неудивительно, что после написания «Незнакомки» Блок уже не так сильно реагирует на проблемы, происходящие в его жизни. Стихотворение занимает особое место в биографии поэта. Он пережил тяжелый этап, и именно «Незнакомка» помогла ему справиться. Необходимо отметить двусмысленность последней реплики лирического героя: «Истина в вине!». Автор дает нам возможность поразмышлять: все это пьяный вымысел или же отказ героя от прежней жизни. Может, вино помогло ему смириться с утратой и забыть огорчения, и в этом забытие он видит истину. Может, сама незнакомка была навеяна винными парами, и он выдумал ее, но именно в воображении поэт узрел смысл бытия — искать сокровищницу своей души. Средства художественной выразительности Для более красочного изображения происходящего поэт использует множество эпитетов, они сменяют друг друга. для описания реальности- грубые: «пьяные окрики», «весенний и тлетворный дух»; для описания незнакомки Блок использует более красивые и романтические эпитеты: «узкая рука», «упругие шелка», «очи синие, бездонные». Также стихотворение кишит сравнениями: «пьяницы с глазами кроликов», «как я, смирен и оглушен» и метафорами: «бессмысленно кривится диск», «дыша духами и туманами». В столь красочном и атмосферном стихотворении подчеркивается обстановка злачного заведения, при этом именно посетительница, появившаяся в кабаке, имеет духовную силу и психологическую устойчивость к жизненным испытаниям, которая помогает ей не опускаться до пьянства и до вина. Все стихотворение построено на приеме антитезы (противопоставления темного и светлого). Лирический герой здесь — сам автор, который запивает свое горе и тут же встречает духовную, сильную, прекрасную незнакомку. При этом пошлость, грязь, не могут запятнать и испортить образ девушки, которая отражает мечту автора о чистой и беззаветной любви, которая (возможно) и не существует вовсе в жизни. Несмотря на заключение всего стихотворения фразой (Истина в вине) — образ незнакомки оставляет надежду на светлое будущее и дает веру в светлое начало жизненного пути. Стихотворение нельзя забыть и оно не оставит равнодушным никого. Поскольку каждая строчка, каждый эпитет, каждое сравнение — трогают до глубины души и оставляют надежду на то, что не может быть такого, что любви и красоты не существует. В художественных приёмах «Незнакомки» проявились метафора, синестезия (соединение ощущений разных органов чувств), с помощью ассоциации поэт воспроизводит перемещение чувств, их перемену. Использование синестезии может «прорвать» ограничение языка, обогатить эстетический вкус, исполнить функции, усиливающие художественность в литературе. В стихах «воздух ... дик и глух» «воздух» изображается не при помощи обоняния, но с помощью зрения и слуха. Именно в этом сказывается иррациональный настрой и таинственное, смутное содержание, присущие символизму; достигаются художественные и словесные эффекты для изображения реальной скуки и безысходности обстановки и переживаний героя. В портретных деталях Незнакомки «очи» оказываются «бездонными», как будто поэт применяет метод доказательства от противного; приведение к абсурду подсказывает, что глаза её имеют «дно». Верхом совершенства должно считать блоковское: «очи ... цветут». Здесь параллельно используется синестезия и овеществление, которое относится к категории метафоры. «Незнакомка» – произведение, которое было необычайно дорогим для Александра Блока, он его сам особо ценил. Позже стихотворение было трансформировано, переделано в одноименную трагедию. В стихотворении нашла мерцающее отражение трагедия и тайна отношений Александра Блока, Любови Менделеевой и Андрея Белого. Но, с другой стороны, это стихотворение передало идейное настроение поколения интеллигентов в определённый период, и, наконец, в нем отражается эстетическое кредо символизма и новаторское утверждение самого поэта, который внёс в это течение новые смысловые и художественные выражения. Осознавая «Незнакомку» как преддверие к своим произведениям с отчётливо выраженной общественной проблематикой, Блок признавался, что если бы он не написал «Незнакомку» и «Балаганчик», не было бы написано и «Куликово поле». Стихотворение «Незнакомка» всегда тесно связывается с именем самого поэта. По словам А.Терновского: «Стоит произнести имя Блока – и тотчас же возникают в сознании его строки: «И каждый вечер в час назначенный...»». Незнакомка — это очень знакомая, близкая, одухотворенная женщина. Лирический герой питает к ней особые чувства, возносит ее, боготворит и ждет. И каждый раз она заходит к нему в кабак (возможно лишь в мечтах) и наполняет этот кабак чем-то волшебным, неземным, божественным. Знакома ли ему эта Незнакомка? Уверена, что да. |