Главная страница
Навигация по странице:

  • 3.1.2. Издания научно-популярной литературы для детей

  • Издания справочной литературы для детей

  • Жанры художественной и научно-популярной литературы для детей. Жанры художественной и научнопопулярной литературы для детей


    Скачать 125.53 Kb.
    НазваниеЖанры художественной и научнопопулярной литературы для детей
    Дата26.09.2020
    Размер125.53 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЖанры художественной и научно-популярной литературы для детей.docx
    ТипДокументы
    #139752
    страница2 из 3
    1   2   3

    Сборник как вид издания художественных произведений, представляющий часть творчества одного или нескольких авторов, более характерен для детских изданий. Формирование сборников (авторских и коллективных) осуществляется по признакам, аналогичным для изданий, адресованных взрослому читателю: жанр, тема в сочетании с хронологическим, национальным, территориальным и другими признаками. Возрастная дифференциация детских читательских интересов, приверженность детского читателя к произведениям определенных жанров и тем влияют, в свою очередь, на характер сборников, адресованных читателям разных возрастных групп детей.

    Среди сборников (авторских и коллективных), адресованных читателям младших возрастных групп, преобладают тематические сборники стихотворений и рассказов небольшого объема (3-10 произведений); наиболее значительную группу при этом составляют сборники сказок и произведений малых фольклорных жанров.

    В процессе формирования, подготовки и издания сборников сказок и фольклорных произведений для детей принципиально важной является проблема выбора источников, их обработки и т.д., исходя из четкого представления о специфике детского восприятия. Возможность интерпретации текстов фольклорных произведений (в том числе народных сказок) в зависимости от возраста читателя-ребенка заложена в самой природе народной сказки, ее мобильности и многовариантности, ее откровенной дидактической направленности.

    Сборники сказок, сформированные по принципу жанра, темы, национальной принадлежности, по ведущему образу народного героя, характерного для данной национальности и культуры, и адресованные детям младших возрастных групп, содержат в основном литературные обработки (литературная запись, пересказ и т.д.) народных сказок, сказочных сюжетов. Главная задача литературных обработок заключается в том, чтобы сохранить народный дух произведения, его художественную подлинность и оригинальность. Значительная часть современных переложений фольклорных произведений, издающихся частными издательствами, грешит упрощенчеством и безликостью. Для детей издаются и подлинные тексты фольклорных произведений, подготовленные учеными-фольклористами, они включаются в состав сборников, адресованных только среднему и старшему школьному возрасту. При этом, как правило, расширяется состав справочного аппарата изданий за счет введения в него вступительных статей и комментариев, которые отсутствуют в изданиях сборников для младших читателей.

    Среди сборников, адресованных старшим возрастным группам, значительную часть составляют издания произведений иных литературных жанров: приключенческого, фантастического, исторического романа, повести и др. Увеличивается число антологий, альманахов, хрестоматий. Следует отметить, что антологии и альманахи для детей формируются преимущественно в соответствии с конкретной темой. Сборник выступает в качестве основного вида издания литературно-художественной книги для детей потому, что именно эта форма позволяет с наибольшей полнотой воплотить в издании определенную воспитательную идею. Этот же момент определяет необходимость создания литературно-художественных книжных серий для разных возрастных групп. Наиболее явно присущая детским изданиям цикличность проявляется в издании хрестоматий, альманахов.

    Третий вид литературно-художественных изданий для детей - отдельное издание одного произведения. Отличительной чертой его существования в изданиях для детей следует считать то, что наряду с произведениями крупных жанров всех родов художественной литературы - роман, повесть, поэма, пьеса - в данном виде издания очень часто воплощаются и отдельные произведения малых форм (жанров): стихотворения, рассказы и т.д., адресованные детям младших возрастных групп.

    Абсолютное большинство литературно-художественных изданий, адресованных детям, могут быть квалифицированы как издания массового (как правило, комментированного - для среднего и старшего школьного возраста и некомментированного - для дошкольного и младшего школьного возраста) типа. Репертуар изданий этого раздела включает помимо произведений, специально написанных для детей в разные исторические периоды, многочисленные издания произведений мировой классической литературы, в том числе представленные в адаптированном (сокращенном) виде.

    3.1.2.

    Издания научно-популярной литературы для детей

    В научных исследованиях, разного рода публикациях, практике книжного дела достаточно широкое распространение получили термины «познавательная» («научно-познавательная», «познавательная и развивающая» и т.д.) и «развивающая» литература для детей, которые применяются для обозначения массива произведений, не относящихся к собственно художественной литературе. При этом в составе «познавательной» литературы главным образом рассматриваются произведения научно-популярные (и научно-художественные), практического направления и справочные. Остановимся на каждом из этих типов отдельно.

    Научно-популярная литература, наряду с художественной, является одним из фундаментальных, высокоразвитых типов литературы для детей, действенным средством формирования материалистического мировоззрения подрастающих поколений. Именно научно-популярные произведения в формах, определенных спецификой детского восприятия, традиционно способствуют последовательному осуществлению комплексного процесса познания ребенком реальной действительности. Если в научно-популярной литературе для взрослых, с момента ее становления и до наших дней, дискутируется вопрос о целесообразности и соотношении воспитательных, образовательных, информационных функций, то для научно-популярной детской литературы данная проблема не была актуальной: ей присуще органическое единство всех названных функций, как изначально необходимых; это естественно вытекает из содержания и целей самого процесса воспитания и образования новых поколений.

    Обеспечение процесса познания мира в первоначальном, наиболее полном значении этого понятия, требует от детской литературы как сообщения универсальной, абсолютно достоверной информации о достигнутом обществом уровне знания о мире, так и пробуждения интереса к самому процессу познания, его отдельным этапам, способам получения реальных результатов, конкретным участникам процесса, формирования первичных навыков научной (познавательной) деятельности. На каждом этапе развития ребенка все эти задачи решаются в разном объеме и разными средствами. При этом присущая научно-популярной детской литературе универсальность тематики реализуется в произведениях для различных групп читателей с помощью способа постепенного раскрытия и усложнения темы, перехода от простого к более сложному . Подобный способ определяет не только принципы отбора фактического материала, но и использование художественных и собственно популяризаторских средств в точном соответствии с уровнем детского восприятия, общего развития в каждой конкретной возрастной фазе.

    Необходимость обращения к различным типам детского читательского восприятия определяет традиционность существования и в составе современной научно-популярной литературы для детей двух основных направлений: дидактического (или собственно научно-популярного) и художественно-образного (или научно-художественного), отличающихся при единстве предмета, целевого назначения различными литературными методами . Воспитание материалистического мировоззрения, интереса к науке, навыков научного мышления и т.д. осуществляется в произведениях первого направления средствами популярного изложения, доступными детскому восприятию . При этом свойственная подобного рода произведениям занимательность (как необходимое качество любого детского произведения) достигается за счет полноценного раскрытия самого существа науки, ее методов, наиболее ярких и значительных достижений, конкретных результатов и нерешенных проблем, а также выявления героизма и целеустремленности научного поиска, связей между научными открытиями, иногда даже самыми парадоксальными, и явлениями обыденной жизни.

    Именно в пределах дидактического направления был создан один из наиболее значительных и оригинальных жанров научно-популярной литературы для детей - так называемая «занимательная популяризация». Возникнув в конце XIX - начале XX века в результате борьбы прогрессивных ученых и педагогов против педагогических догм, приводивших к тому, что наука вызывала у детей скуку и отвращение, «занимательная популяризация» получила в детской литературе очень широкое распространение . Произведения данного жанра не только информируют читателей о конкретных результатах развития науки и техники, но и воспитывают в детях смекалку, самостоятельность мышления, любовь и уважение к научным поискам, к методам научного познания, наконец, к людям науки. Активность «занимательной популяризации» отвечает специфике детского возраста: не ставя своей задачей научить ребенка какой-либо науке, не подменяя учебную литературу, она способна внушить читателю увлеченность наукой, расширить его представление о научной деятельности, приучить мыслить в духе конкретной науки. Для произведений этого жанра характерна подчеркнутая документальность, использование материала только твердо доказанного, без изложения догадок, гипотез; умение увидеть в обыденном необычное, взглянуть на привычные явления под новым, неожиданным углом зрения определяет здесь природу занимательности.

    В качестве авторов произведений дидактического направления уже во второй половине ХIХ века часто выступают известные ученые, реже - писатели, подобная традиция получила в советское время дальнейшее развитие . Обращаясь к читателю-ребенку, ученые исходят, как правило, из того, что хотя «беллетристическая форма изложения вызывает интерес, завлекает, но жизнь в значительной мере состоит из труда. Научное исследование требует нередко больших волевых усилий. И представлять все это ребенку только в сугубо занимательной, точно нарочито облегченной форме - значит оказать ему плохую услугу, значит его обмануть. Научно-популярная книга должна учить работе, эксперименту, приучать не щадить усилий для достижения цели» (М.М. Завадовский, известный ученый-биолог).

    В силу своей специфики дидактическая детская научно-популярная литература обращается в основном к читателям, у которых определенный интерес к науке уже сформировался, существует конкретное (первичное или более развитое) представление о предмете, потребность в расширении своих знаний. Такой читатель (в основном среднего и старшего школьного возраста) склонен рассматривать беллетристические элементы произведений в качестве лишь отягчающих, отвлекающих от сущности предмета. В то время как произведения художественно-образного направления научно-популярной литературы обращаются к читателям, чей интерес к науке еще не сформировался (или не до конца сформировался). Произведения данного направления как раз и стремятся пробудить у детей интерес к науке и технике, научному поиску.

    Если классическая научно-популярная литература дидактического направления обращается, как правило, к уму читателя, к его логическому восприятию, расширяя и углубляя знания, отвечая на конкретно поставленные вопросы полно, точно и увлекательно, вводя непосредственно в суть предмета, выделяя главное, намечая исторические вехи и перспективы развития науки и техники, то художественная популяризация в лучших своих образцах обращается не столько к уму, сколько к чувствам ребенка, стремясь воспитать, развить творческую фантазию детей, дать им почувствовать себя хозяевами Вселенной, творцами мировой истории. Именно поэтому одной из наиболее характерных черт произведений данного направления является публицистичность.

    Широкое использование художественно-образных средств, обращение к наиболее ярким событиям в истории науки составляют истоки занимательности данного направления в детской научно-популярной литературе. В частности, этим определяется широкое распространение жанра беллетризированной биографии в этом комплексе произведений. Обращение к жизни талантливого ученого, изобретателя, писателя, художника (любого другого деятеля искусства) дает благодатный материал для рассказа о самой сути творческой деятельности, о перипетиях научной мысли, романтике исследовательской, творческой работы. В русле художественного направления детской научно-популярной литературы параллельно существуют и произведения, условно называемые «информационной беллетристикой», в которых художественные средства лишь обрамляют сугубо научный материал, придают ему стройность, объединяют общим сюжетом и т.д. Большинство этих произведений адресовано младшим и средним возрастным группам детских читателей, особенно восприимчивым к художественно-образному строю произведений. При этом само применение художественного метода не приобретает в научно-популярных произведениях самодовлеющего характера. В противном случае речь будет идти о произведении художественной литературы для детей на соответствующую (научную) тему , однако провести разделительную черту между художественной и научно-художественной литературой для детей очень трудно.

    Собственно специфические литературно-художественные средства, по мнению большинства исследователей детской литературы, не противопоказаны и детской дидактической популяризации, но только в том случае, если они не отвлекают от научной основы книги и не затрудняют работу мысли читателя. На практике это означает, что между произведениями различных направлений в научно-популярной литературе для детей не существует строгого различия и речь может идти лишь об условном размежевании. Необходимо подчеркнуть, что детская популяризация наиболее отчетливо подтверждает выявленную еще при исследовании воздействия научно-популярных произведений на взрослого читателя закономерность: «...чем менее подготовлен читатель, тем более требуется образности описания, тем меньше следует вводить отвлеченных понятий» .

    Отечественной научно-популярной детской литературе ХХ века свойственно жанровое многообразие: наряду с традиционными для ХVIII - ХIХ веков жанрами экскурсии, путешествия, рассказа, беседы, биографии, «занимательной популяризации» и т.д., создавались и новые - детская популяризация второй половины ХХ века тяготела к жанрам философских очерков и эссеизму со свободой ассоциаций и высказываемых догадок.

    Развиваясь в тесном взаимодействии с аналогичным типом литературы для взрослого читателя, современная научно-популярная литература для детей все более отчетливо выявляет свойственную ей специфику, которая сосредоточивается не только в принципах отбора фактического материала, оригинальности средств популяризации, близких именно детскому восприятию, но и в стремлении сформировать фундаментальный многоступенчатый круг детского чтения из научно-популярных произведений, которые представляют на своих страницах необходимую для разных возрастных групп информацию.

    Комплексный характер данного типа литературы для детей традиционно сближает его с учебным, произведения которого также образуют систему, в составе которой одни и те же понятия рассматриваются неоднократно, на разных уровнях, постепенно усложняясь. Очевидна связь научно-популярной литературы и с литературой художественной (наиболее ярко это проявляется в произведениях для младших возрастных групп), справочной, практической («деловой») и политико-воспитательной. В этих условиях основанием для установления своеобразия научно-популярного типа может стать определение специфики его предмета и целевого назначения. С нашей точки зрения, предмет научно-популярной литературы для детей составляет информация о достижениях науки, техники, искусства и других сфер человеческой деятельности, характеризующих современный уровень их развития, изложенная в форме, доступной детскому восприятию. Целевое назначение данного типа, сформированное спецификой детской литературы в целом, можно определить как сообщение информации о научных открытиях или технических достижениях, о методах и задачах науки, о ее движении, во-первых, и воспитание в детях интереса к науке и навыков научного мышления, во-вторых.

    Издания научно-популярной литературы для детей представлены главным образом сборниками и отдельными изданиями одного произведения, изредка встречаются собрания избранных научно-популярных произведений детских писателей-популяризаторов (Я. Перельмана, В. Бианки и др.). Среди сборников преобладают тематические (авторские и коллективные). Научно-популярные издания для младших возрастных групп представляют в основном произведения научно-художественных жанров разнообразной тематики (природоведческой, исторической и пр.). Издания для среднего и старшего возраста представляют произведения классических научно-популярных (дидактических) жанров - научно-популярного очерка, рассказа, повести, биографии (жизнеописания) - универсальной тематики. Для этого типа детских изданий характерно образование серий: детская популяризация требует систематического подхода. Серии обычно ориентированы на определенный возрастной круг читателей и носят универсальный (энциклопедический) или тематический характер.

    Издания справочной литературы для детей

    Закономерность существования в составе детской литературы справочного типа подтверждается всей историей отечественной и зарубежной литературы для детей.

    Собственно выделение детской литературы в качестве оригинального и относительно самостоятельного типа литературы связано с интенсивным развитием именно справочных литературных форм. Энциклопедия является наиболее распространенным жанром литературы для детей в ХVIII веке. Первые детские энциклопедии воплощали в себе черты, присущие произведениям разных типов: в них формировались и использовались жанры научно-популярной, художественной, учебной литературы; их отличала многоцелевая направленность. Справочная (энциклопедическая, главным образом) литература продолжала существовать и развиваться в составе отечественной литературы для детей и в течение XIX-ХХ веков, хотя и не такими быстрыми темпами, как в Европе. Наиболее значительные справочные издания советского периода, созданные в 50-80-е годы, не утратили своего значения до настоящего времени.

    Довольно быстрое развитие детской справочной литературы во второй половине ХХ века было обусловлено объективными причинами, среди которых потребность общества в резком повышении общеобразовательного, профессионально-технического уровня производительных сил. Одним из средств реализации данной потребности, ее удовлетворения традиционно является совершенствование научно-информационной деятельности (сбор, хранение, распространение информации), определяющей и развитие специальных типов литературы (научно-информационной, справочной и др.). Справочная литература, обеспечивающая оптимальные условия получения частной справки по всем или отдельным отраслям знания, производственной деятельности, требует от своего читателя (потребителя информации) навыков научно-поисковой деятельности. При этом достигнутый в ХХ веке уровень развития науки и производства определил в этот период значительное снижение возрастного читательского ценза: становится совершенно необходимым внедрение справочной литературы в детское чтение на самых ранних этапах развития интеллекта ребенка, формирование устойчивых навыков работы с различными формами справочной литературы уже в школьный период.

    Для детской справочной литературы характерна тесная связь с другими типами, основой которой служит четко выраженная воспитательная направленность всей детской литературы. Собственно тесная взаимосвязь научно-популярной и справочной литературы долгие годы определяла существование точки зрения на детскую справочную литературу как направление научно-популярной. Справочная литература для детей использует средства научной популяризации (дидактической и художественно-образной), что в значительной степени соответствует специфике ее читательского адреса. В справочной литературе для младших возрастов детского читателя заложена потенциальная возможность сквозного прочтения материала, проявляющаяся в систематическом характере его изложения, образной форме (например, энциклопедическая статья в изданиях для данного возраста тяготеет к жанру научно-художественного очерка и т.д.). В то же время научно-популярная литература для младших читателей иногда использует отдельные справочные формы организации материала, тяготеет к энциклопедичности.

    Все это лишь подтверждает достаточно условный характер дифференциации детской литературы на типы (особенно массива произведений для дошкольного возраста), впрочем, закономерность подобного явления и для литературы общей была отмечена еще В.Г. Белинским в обращении к тем авторам, которые «хотят видеть в искусстве своего рода умственный Китай, резко отделенный точными границами от всего, что не искусство в строгом смысле слова. Искусство, по мере приближения к той или другой своей границе, постепенно теряет нечто от своей сущности и принимает в себя от сущности того, с чем граничит, так что вместо разграничивающей черты является область, примиряющая обе стороны» . Однако подобное явление не должно рассматриваться как непреодолимое препятствие для типологии детской литературы, оно означает лишь то, что систематизация литературных произведений (в том числе детских) возможна лишь на основе укрупнения основного типологического критерия. Применительно к детской литературе речь должна идти, в первую очередь, об уточнении целевого назначения, т.е. о выделении основной цели (функции) и второстепенных.

    Собственно детская специфика данного типа проявляется в принципах отбора, характере изложения фактического материала в справочных статьях, которые определяются уровнем развития конкретной возрастной группы: спецификой восприятия, объемом накопленной информации, сложившейся у детей системой понятий. Жанр энциклопедической, справочной статьи варьируется, например, в детской литературе в пределах от научно-художественного очерка, рассказа до статьи-справки; при этом читательский адрес формирует все элементы текста, в том числе присутствие и характер пристатейной библиографии.

    Сжатость, концентрированность информации как характерные черты всех жанров справочной литературы для взрослых не являются показательными для детского типа в целом; существует определенная закономерность, заключающаяся в том, что степень концентрации справочного материала увеличивается прямо пропорционально возрасту детского читателя. Представленные в репертуаре изданий отечественной (в том числе советской) детской справочной литературы основные виды - энциклопедия (универсальная  и отраслевая ), энциклопедический словарь , словарь , собственно справочник  - обладают значительной оригинальностью по сравнению со своими зарубежными аналогами: они отличаются в первую очередь большей глубиной и фундаментальностью сообщаемой информации, «серьезностью» литературного стиля. В наибольшей степени это проявляется в изданиях, адресованных школьникам, поскольку они тесно связаны с содержанием и структурой отдельных учебных дисциплин. Даже справочные (литературные) издания для дошкольников (и младших школьников ) стремятся дать систематическое и глубокое представление о предмете изложения.

    Детские справочные издания, сохраняя черты традиционных видов изданий справочной литературы - энциклопедии, словаря и справочника, отличаются значительным своеобразием, поскольку несут воспитательную нагрузку и ориентированы на определенный тип детского читательского восприятия. Детские энциклопедии советского времени, в частности, преследуют цель воспитания материалистического мировоззрения у ребенка, создание у него целостной системы представлений об окружающем его мире; а справочная функция осуществляется в пределах данной задачи, дополняет ее.

    Воспитательная направленность 
    1   2   3


    написать администратору сайта