Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 2.1 Женщина и церковь

  • 2.2 Женщина в православии.

  • 2.3 Роль женщины в православной церкви.

  • 3. Заключение

  • 4. Источники

  • женщина в православной церкви


    Скачать 32.58 Kb.
    Названиеженщина в православной церкви
    Дата02.01.2021
    Размер32.58 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла5dfe5f8766736.docx
    ТипДокументы
    #165522

    Эссе

    На тему: «ЖЕНЩИНА В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»

    Подготовила: учитель начальных классов

    Левченко Наталья Алексеевна

    г. Сургут, 2019

    ОГЛАВЛЕНИЕ:

    1. ВВЕДЕНИЕ

    2. РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

    2.1. Женщина и Церковь

    2.2. Женщина в православии.

    2.3. Роль женщины в православной церкви.

    3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    4. ИСТОЧНИКИ

    1. Введение

    Вопрос о роли женщины в Православной Церкви поднимается на протяжении всей истории религии христианства, с первых дней существавания Церкви. В настоящее время этот вопрос поднимается всё чаще. Верующих людей интересует роль женщины в обществе, в Церкви, её взаимоотношения с мужчиной в семье. Может ли уважающая себя, верующая женщина носить сексуальную одежду, поддерживать неузаконеные отношения с мужчинами, вести свободные разговоры? В дни расцвета христианства такую женщину отрекли бы от Церкви.

    Но назначение женщины за последние тысячелетия практически не изменилось. Место женщины в мире, определёное Богом, который сказал: «сотворим ему (мужу) помощника по нему» (Быт. 2, 18), по сей день остаётся непоколебимым.

    Получается, женщина – помощник мужу. Она не имеет право говорить, молиться и быть свободной перед Богом.

    Сейчас, в современном мире, женщина всё быстрее забывает своё «исконное» место в жизни, дарованное ей Богом и всё более приравнивает себя к мужчине. Создаётся впечятление, что они поменялись местами и теперь мужчина – помошник в трудной женской судьбе. Но существует гинетический код женщины. Ни власть, ни успешная карьера, деньги – ничто не заменит женщине тихого семейного счастья, взаимной любви к мужу, счастья материнства, возможности иметь крепкую опору в лице мужа, а также честности перед Богом.

    В православном вероучении проблемы полов не существует. «Такого рода проблемы и вопросы привносятся в Церковь из общества и семьи людьми, живущими в обществе и семье» - утверждает Королюк Т.В.

    Быть любящей женой и матерью самое сложное и ответственное искусство на земле, к которому женщину призвал Творец. Но сегодня современное общество навязывает нам иные идеалы, такие как женщина-карьеристка, бизнесмен, политик. А образ женщины-матери, жены – это то, что лишает женщину свободы, ограничивает и делает скучной её жизнь. Такие ориентиры можно объяснить оскуднением человеческой духовности. Образ женщины изменился не из-за того , что время стало другое, а из-за духовного кризиса человечества.

    Воспитанию девочек во все времена уделялось большое внимание. Им прививали такие качества, как скромность, богобоязненность, сострадание, умение вести домашнее хазяйство. Строгое отношение к девочкам показывало насколько важной жизненой ценностью евлялась семья во все времена, насколько люди стремились сохранить её крепкой.

    Душой и сердцем крепкой семьи считалась сильная женщина, культивирующая лучшие качества не только в муже и детях, но и в обществе.

    В христианстве мужчина и женщина равны перед Богом, они не наделины какими-то особенными ролями. Но всё –же, на протяжении многих столетий глубоко верующие христиане осмысливают, какова роль женщины в православной церкви.

    Первая женщина Ева стала причиной грехопадения человечества. Другая земная женщина стала Матерью Иисусу Христу.

    Женщина, обладая природным особенностям характера, дийствительно, занимает свою нишу, имеет особую роль во всех сферах жизни, как в православной церкви, так и в семье.

    История православия богата яркими примерами жизни женщин и в служении, и в материнстве.
    2. РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

    2.1 Женщина и церковь

    В аспектах всех существующих религий женское начало играет очень важную роль. Именно благодаря слиянию мужского и женского начал появилась жизнь. То есть если женщина важна для продолжения рода, значит важна для Церкви. В Церкви действительно мужчина призван «играть» главную роль, а женщина должна исполнять роль его верной помощницы, и находиться на втором плане.

    Бесспорно то, что неравенство между мужчиной и женщиной существует. Оно заложено при сотворении Адама и Евы. Но это нисколько не умаляет женщину.

    В некоторых странах и религиях женщина считается лишь тенью мужчины. В этих местах её воспринимают только как вещь. Так принято. Считается очень большим грехом, если мужчина имеет отношения с женщиной вне законного брака. В православии женщина ставится на место жены или сестры и даже матери Бога Христа.

    В христианстве отношение к женщине выражается в истинном и глубоком почитании Божией Матери, а значит женщины. Почитание идет больше, чем каких-либо святых, больше восхваления ангелов. Божия Матерь – оценивается как честнейший ангел. В лице Божией Матери церковь и прославляет женщину, ведь она мать Христа. В её лице происходит прославление материнства, а это и есть достояние и преимущество женщины в христианстве. Первыми узнали о Воскрешении Христа жёны-мироносицы. Преподобный Зосима просил благословения «…У преподобной Марии Египетской преподобный Зосима просил благословения, хотя сам был священником.» - напоминает Михаил Бычков.
    2.2 Женщина в православии.

    В истории немало примеров жизни женьщин, многое сделавших для церкви. В конце XIX века была удивительная игуменья – Серафима Чёрная. В миру являясь академиком, выйдя на пенсию, она продавала свечки в храме. Именно с этой незаметной службы в Церкви и началась её служба Господу. Впоследствии она стала игуменьей Новодевичьего монастыря.

    В православии женщине назначено рождение детей в муках и послушание мужу. Православие передаёт мужчине ответственность за женщину в семье и в обществе, следуя патриархальным традициям. Мнение, что Церковь сужает обязанности женщины, прослеживается и сейчас.

    Обратимся к источникам по данной теме и определим связь религиозных взглядов с взглядами современного мира.

    Женщине Господь подарил права и обязанности. Прежде всего это то, что она должна жить и выполнять свою роль вне рая. Рожать детей в муках, растить их, береч очаг, подчас бороться за свой дом, за свою семью. Главные дары - терпение, выносливость, достоинство, материнская любовь.

    В большом количестве публикаций по этой теме прослеживается одна из точек зрения, что женщина, имея уважительное положение в церкви, сознательную гражданскую позицию, обязана почитать церковные догматы и всецело уважать мужа.

    Другая точка зрения говорит о дискриминации женщины в православии, о лишении её прав и свобод, об ограничении её социальных ролей.

    Обе группы исследователей не спорят по этому вопросу, а лишь освещают одну сторону проблемы, используя сравнение с другими религиями.

    По древней традиции, мужчины и женщины стоят в Церкви отдельно. Условное деление храма на мужскую и женскую половины соответствовало древним представления о благочестии.

    Православные женщины особенно тщательно и с любовью готовятся к празднику Пасхи Христовой, украшают церковь и свой дом. Принося в жертву празднику свои труды и любовь, верующие женщины конечно же и получают самые желанные дары и милости от Воскресшего Христа. Поэтому в праздник жен-мироносиц Православная Церковь чтит труды, любовь и преданность Церкви своих верующих православных женщин.

    Пасхальный праздник ещё больше укрепляет силу православных женщин, тем самым облегчая им служения семье, Церкви и обществу. Воскресенье жен-мироносиц становится для них праздником духовного торжества любви, подвигов и благодатного пасхального вдохновения в трудах и в жизни. В Евангелие говорится о пламенной любви и вере жён – мироносиц в своего Господа и Спасителя. Они старательно служили Иисусу Христу в момент его смерти, а также в порыве своей глубокой любви к Нему, на рассвете третьего дня пребывания Христа во гробе, пришли помазать его тело ароматами и удостоились чести увидеть первыми Христово Воскресение и стали первыми свидетелями чуда Воскресения Господня.

    Церковь не поддерживает современную точку зрения о том, что православная женщина теряет свои позиции как мать и жена. Напротив, она по достоинству оценивает общественную роль женщины. Муж и жена имеют каждый своё назначение, заложенное природой и Творцом. Естественные различия мужчины и женщины не отменяет их равноправия во многих сферах жизни. У каждого своё предназначение в природе. Противостоять этому, значит противостоять Божьему промыслу о человеке.

    Работа Е.В.Беляковой, Н.А.Беляковой и Е.Б.Емченко "Женщина в православии" посвящена такому вопросу, как женское христианское служение, с точки зрения церковного права. Авторы рассматривают проблему диаконисс. Эти женщины в Древней Церкви I-VIII вв. приняли посвящение и выполняли определенные церковные обязанности. В России со второй половины XIX в. тема женского служения поднимается неоднократно, т.к. восстановление чина диаконисс позволило бы повысить статус женщины в Русской Церкви, а также вернуть в Церковь тех женщин, которые отошли от православной веры. После революции 1917 г.,из-за изменения политического строя и вытеснением Церкви из жизни проблема диаконисс перестает быть актуальной. Интерес к ней возобновился во второй половине XX в. С 70-х гг. На Западе вопрос о женском церковном служении также поднимался. Связано это прежде всего с ростом феминизма. Авторы считают, что в современной России "проблема женского служения в Церкви" заменена "проблемой критики идеи женского священства". Положение женщины в Русской Церкви сегодня практически не отличается от положения женщины в XIX в. Хотя возрождение чина диаконис способствовало бы привлечению женщин к служению церкви, а также ких активному участию в жизни общества, что, конечно же, помогло бы Церкви расширить границы своего влияния. История женского монашества непосредственно связана с темой диаконисс. Авторы, ссылаясь на архивные источники, дают сведения о количестве монастырей, их функциях и социальном составе. После того, как был издан "Духовный регламент", который ограничивал возраст послушниц, женщины стали образовывать общины. В монографии авторы приводят данные о таких общинах, и их роли в жизни религиозных женщин. Авторы считают, что образование общин - "результат религиозной потребности женщин… пострижение которых было невозможно по существующему законодательству". Авторы изучили, какое положение занимала женщина в старообрядчестве. Они опирались на данные источников Министерства внутренних дел. Это позволило сделать вывод о том, что в раскольничестве преобладали женщины. И причина этого, по мнению авторов в том, что в расколе женщина пользовалась набольшим почтением. Как носительница культуры и традиций, женщины могли участвовать в совершении таинств, т.е. исполнять функции, которые в официальной Церкви возложены на священника.

    Какое положение женщина занимала в семье? В изучении этой теме уделено отдельное место. Авторы заострили внимание на проблеме браков и разводов, т.к. "именно в этой области можно проследить влияние христианства на русскую культуру". В одной из глав "Женщины в церковной жизни Древней Руси" описаны традиции, которые пришли в Православие из Византии, где отстраненнось женщин от церкви возникла в период иконоборчества. Это направление возымело большое распространение в Древней Руси. Женщинам в тот период посещение Церкви было необязательным. Вместе с этим авторами прослеживается еще одна тенденция - имущественное положение женщины, которое защищало существовавшее в то время законодательство. Церковь запрещая самовольные разводы, настаивала на постоянстве брака, защищая в первую очередь интересы женщины. В период становления советской власти, в жестких условиях гонения на Церковь, многие верующие женщины не изменяли православной вере. В своей монографии авторы рассматривают различные виды женского служения в эпоху социализации. В этот период был восстановлен чин диаконисс, наиболее распространенной формой праведности стало юродство, было распространено черничество –т.е. монашество, женщины по мере своих возможностей помогали служителям церкви. Женщины составляли большинство защитников православия в те трудные для Церкви времена. В завершение исследования авторы рассматривают вопрос о положении православной женщины в современном обществе. В работе упоминаются многие вопросы, которые касаются верующих женщин в современной обществе. Основными вопросами являются распад традиционной семьи, потеря женщиной воспитательной позиции в семье, церковная ненужность женщины и утрата женщиной правового статуса в Церкви (она может быть только монахиней или сотрудником церковных структур). Авторы утверждают, что такое положение женщины, не соответствует православным нормам.
    2.3 Роль женщины в православной церкви.

    В православном учении проблемы полов просто нет, как и не стоит вопрос о роли женщины в Церкви. Вопросы такого рода добавляются в Церковь из общества и семьи людьми, живущими в обществе и семье. Например, при ссоре с женой, мужчина может ответить словами из послания Апостола Павла, что обязательно останется в церковном сознании мужа, и конечно жены. А услышав из СМИ предупреждения об ущемлении прав женщин, люди сознательно или бессознательно приносят их в Церковь, и начинают сравнивать Церковную жизнь с принципами борьбы за равноправие. Эта проблема часто преувеличивается служителями Церкви, которые приводят такие цитаты из Святых Отцов: «Держись подальше от женщин и архиереев». При этом не упомяная, что совет был дан конкретным монахом конкретному послушнику и не является обобщающим принципом.

    Именно поэтому в церкви в отношении к каждому человеку существуют два элемента—земной и небесный. Небесный - прослеживается в том, что все в храме равны перед Богом, все одинаково участвуют в совершении Божественной Литургии, молитвы для всех равны, все равно причащаются Телу и Крови Спасителя, посты для всех одни. Православная вера не делает различий между верующими разных полов.

    Земной элемент в Православной Церкви тоже присутствует. Церковь венчает браки только между мужчиной и женщиной, тем самым признавая существенное различие между людьми. Венчание в церкви —это не дань нашей природе, а «освящение и восстановление Церковью того института, который был создан Творцом ещё до грехопадения первых людей». (Быт. 1:27-28; 2:22). Таким образом, утверждая равенство между мужчиной и женщиной, Церковь одновременно подтверждает их уникальность. Также и в отношении Церкви к мужчинам и женщинам наблюдается некоторое «первенство чести» мужчин при абсолютном равенстве мужских и женских качеств. Но честней всех мужчин и херувимов признана женщина—Пресвятая Богородица. С первенством мужчин связывают невозможность женского священства в православной Церкви.

    Но, развитие отношений между мужчиной и женщиной не должны включать в себя элементы превосходства мужчиной над женщиной.

    На самом деле получилось следующее. Ева не только нарушила заповедь Божию, не только без обоюдного согласия с Адамом решила вознестись над ним и стать «как боги» (Быт. 3:5), но и «причастила» мужа после себя, утвердив этим своё превосходство над ним.

    Толкование книги Бытия не меняет факта, что роль женщины в Церкви и мужчины одна – служение и обожание. Существует мнение, что в алтарь пускают только мужчин. Это не так. В алтарь могут входить только священнослужители. 69-е правило Шестого Вселенского Собора гласит о запрете входить в алтарь всем мирянам — мужчинам и женщинам. Сейчас иногда к служению в алтаре привлекают нерукоположенных мальчиков. Это говорит только о нехватке священнослужителей, а не о привилегии мужчин. К службе в алтаре иногда привлекают и девочек до двенадцатилетнего возраста. Женщины старшего возраста редко, но могут получить благословение входить в алтарь. Эта практика редка, но она существует.
    3. Заключение

    Что бы не говорили, женщина в христианстве не находится в тени мужчины, хотя первенство в Церкви она занимать и не может. Христианство - это единственная религия, которая признала самым совершенным представителем человеческого рода женщину – «Честную Херувим и славнейшую без сравнения Серафим» Пресвятую Деву Марию. Только в христианстве женщина равна мужчине. Она подчинила свой темперамент высшим началам, приобрела благоразумие, терпение, мудрость, а так же способность рассуждать.

    В Церкви женщина выполняет ту же роль, что и каждый христианин, в независимости от пола, социального положения, национальности — это сотрудничество с Богом. У женщины есть выбор. Она может выбрать как административное служение в Церкви, так и стать богословом, иконописцем, начальником хора, носить монашеское звание — и всё это различные качества жизни христианина. Главное — это «сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Петра 3:4). Потому что Тело Христово состоит не из администраторов, богословов, иконописцев, и даже не из священнослужителей, но из простых христиан. И роль каждого христианина — мужчины или женщины — по слову преподобного Серафима Саровского, «стяжание Духа Святаго Божия».
    4. Источники

    Белякова Е.В., Белякова Н.А., Емченко Е.Б. «Женщина в православии: церковное право и российская практика». М.: Кучково поле, 2011. 704 с. ISBN 978-5-9950-0165-2.

    https://infourok.ru/esse-rol-zhenschini-v-pravoslavii-3772624.html

    http://orthodox-site.com/58-the_woman_and_the_attitude_to_it_of_the_church.html

    http://www.hist.msu.ru/upload/iblock/d3c/12279.pdf

    https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/domostroi

    https://www.pravmir.ru/o-roli-zhenshhiny-v-cerkvi/



    написать администратору сайта