Главная страница

Женщины в декабристском движении.. Женщины в декабристском движении


Скачать 21 Kb.
НазваниеЖенщины в декабристском движении
Дата16.05.2022
Размер21 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЖенщины в декабристском движении..docx
ТипДокументы
#532549

Женщины в декабристском движении.

Автор: Пушница Софья Васильевна

МКОУ 2- Сибирцевская СОШ

Новосибирская область

Венгеровский район

С. 2- Сибирцево.

Руководитель: Лукьянова С. А

Учитель истории.

Мы увидели этих великих страдалиц, добровольно последовавших за своими мужьями в Сибирь. Они бросили все: знатность, богатство, связи и родных, всем пожертвовали для высочайшего нравственного долга, самого свободного долга, какой только может быть. Ни в чем не повинные, они в долгие двадцать пять лет перенесли все, что перенесли их осужденные мужья.

Ф.М. Достоевский «Дневник писателя»

Восстание декабристов 14 декабря 1825 года и особенно его разгром усиливают раскол в русском обществе: его реакционная часть поддерживает и одобряет жестокую расправу царизма, передовая сочувствует восставшим. После подавления восстания 14 декабря 1825 года началась новая жизнь восставших, которых позднее назвали декабристами. Не все смогли пройти это испытание, кто-то умер, не дожив до освобождения. Но самые мужественные из них - это, конечно, жены. Они были первыми, кто открыто выразил участие опальным. Больше того, сразу же после катастрофы женщины начали бороться за близких, пуская в ход все: деньги, родственные связи, влиятельные знакомства, прошения на «высочайшее имя». И без сомнения, надо было обладать немалым мужеством, чтобы пройти против самодержавной воли, против мнения большинства. Так, с первых же часов и дней после 14 декабря активная поддержка, казалось бы, не выходящая за естественные пределы личного, родственного участия, становится фактором общественной жизни страны.
Выражение «жена декабриста» давно стало именем нарицательным. Так говорят о женщине, которая ради мужа готова идти на огромные жертвы, бытовые неудобства, кардинально меняет свою устоявшуюся жизнь.

Практически без раздумий эти аристократки, не державшие в руках тряпки с ведром, не умевшие готовить, предупрежденные о том, что больше они не смогут увидеть своих родных и близких, а их дети, рожденные в Сибири, будут автоматически лишены всех дворянских привилегий, поехали за своими мужьями. Переходя на положение «жен ссыльнокаторжных», женщины сознательно и бесповоротно порывали с прошлым, отказывались от привилегий, от прежних представлений о жизни и от прежнего образа жизни.
И поскольку разрыв этот означал публичную поддержку государственных преступников, женщины оказывались в оппозиции к властям, их поведение становилось формой общественного протеста.

Их было одиннадцать, этих героических женщин. У восьмерых из них уже были дети. Брать с собой в ссылку детей было запрещено, поэтому матери оставили малышей на попечении родственников, отдавая себе отчет в том, что, возможно, никогда больше не увидят своих чад.

24 июля 1826 года из великолепного особняка на Английской набережной в Петербурге выехала в Сибирь двадцатишестилетняя дочь графа Лаваля, княгиня Екатерина Ивановна Трубецкая. Эта выросшая в богатстве и роскоши аристократка первая последовала на каторгу и в ссылку за своим осужденным мужем, декабристом С. П. Трубецким. Вслед за нею выехала к мужу, С. Г. Волконскому, в Нерчинские рудники двадцатилетняя княгиня Мария Николаевна Волконская, дочь известного героя 1812 года генерала H. Н. Раевского. Через день после нее выехала к мужу в Сибирь Александра Григорьевна Муравьева, дочь графа Г. И. Чернышева. А. С. Пушкин направил с нею в Сибирь два послания: одно — декабристам, «Во глубине сибирских руд», другое — своему осужденному на вечную каторгу лицейскому товарищу, «первому ДРУГУ» ДРУГУ бесценному» - И. И. Пущину. И вслед за ними одна за другой по тому же бесконечному сибирскому тракту направились жены декабристов: Е. П. Нарышкина, Н. Д. Фонвизина, А. И. Давыдова, А. В. Ентальцева, М. К. Юшневская и А. В. Розен. Среди этих замечательных женщин были еще две юные француженки. Почти не зная русского языка, они отправились в суровую Сибирь, чтобы разделить участь тех, кого давно любили: Полина Гебль вышла на каторге замуж за И. А. Анненкова, Камилла Ле-Дантю — за В. П. Ивашева. Еще многие хотели разделить участь своих мужей, но Николай I никому больше не разрешил ехать.

В далекой Сибири эти героические женщины начали строить свою новую жизнь и стали «посредниками между живыми и умершими политической смертью». Вместе с декабристами они самоотверженно несли свою тяжкую долю. Лишенные всех прав, находясь вместе с каторжниками и ссыльнопоселенцами на самой низкой ступени человеческого бытия, жены декабристов на протяжении долгих лет своей сибирской жизни не переставали бороться вместе с мужьями за те идеи, которые привели их на каторгу, за право на человеческое достоинство в условиях каторги и ссылки. Жены декабристов разделили участь своих мужей, совершив своеобразный женский подвиг. У каждой из них судьбы по-своему счастливы и трагичны. Каждой нелегко было оставить свою жизнь, иногда и детей, чтобы уехать за мужем.
Я считаю, это истинный подвиг любви.  Религиозные представления и народные обычаи того времени ясно требовали от супругов не покидать друг друга в беде, однако, это не касалось государственных преступников. Лояльность государю считалась высшим долгом, поэтому откажись они следовать за мужьями, никто не осудил бы их поступок, во всяком случае, открыто. Тем более, что речь шла о знатных дамах, живших по законам высшего света. Никто не ожидал от избалованных барынь, что они откажутся от всего ради жизни с мужем на каторге.
Но они отказались. Это, несомненно, по-настоящему нравственный поступок, в полной мере соответствующий народным обычаям того времени и однозначно одобряемый всеми слоями общества, даже сторонниками царя.
Я считаю, что подвиг декабристок - это в первую очередь проявление их любви к мужьям, женихам, братьям, а не акт политического неповиновения, каким его иной раз пытаются представить, что, конечно, не исключает их негативного отношения к самодержавию и активной поддержки супругов в их политической деятельности. И все-таки в основе, конечно, лежали личные отношения. Некрасов очень точно выразил суть этого умонастроения в своей поэме "Русские женщины":

Нет! я не жалкая раба,
     Я женщина, жена!
Пускай горька моя судьба —
     Я буду ей верна!
О, если б он меня забыл
     Для женщины другой,
В моей душе достало б сил
     Не быть его рабой!
Но знаю: к родине любовь
     Соперница моя,
И если б нужно было, вновь
     Ему простила б я!..
Легко любить человека идеального, а вот поддержать в беде, не отступиться от него с брезгливостью, помочь выжить, не впасть окончательно в уныние - это подлинная любовь. Все жены декабристов совершили подвиг, поехав за мужьями. Юные и красивые они расставались с родными без надежды на то, что увидят своих детей, которых оставляли с родителями, бабушками. Жена должна была оставаться в Сибири до смерти мужа, а может быть и до собственной.

Как и раньше, так и сейчас у людей разные мнения: кто считает их героями и героинями, кто бунтовщиками, разрушающими, а не созидающими - ничего не изменилось, это - на все времена:
"—Дура!—проскрежетал кто-то сзади.
— Святая! — принеслось откуда-то в ответ".

Наша эпоха — эпоха обесценивания, все стараются обругать людей прошлого, потому что сами не создают и не делают ничего, о чем стоило бы написать или просто помнить потомкам.  Но в любом случае, поступок жен декабристов — это нечто выдающееся и необычное, демонстрирующее, что для них важнее были не материальные условия, а идеалистические понятия долга, любви и верности, за которые им никто не платил, а только что-то важное отнимал. Гражданский подвиг этих женщин – одна из славных страниц нашей истории. Николаю I не удалось стереть с лица земли декабристов, уничтожить посеянные их рукой в русскую землю семена свободы. В неравном противоборстве с царем декабристы вышли победителями. Свою лепту в эту борьбу внесли женщины. Они полагали, что надлежит сохранить мужей для пользы Отечества. Более того, верили вместе с мужьями, что дело свободы восторжествует и принесет им избавление от оков. Эта вера была одним из источников их невиданной душевной стойкости.

Большинство декабристов, пройдя через каторжные тюрьмы и ссылки, не выдержали и погибли. Шестьдесят шесть могил их разбросаны по необъятным просторам. В живых осталось пятьдесят пять человек. Из них тридцать четыре находились в Сибири, остальные - на жительстве под надзором полиции во внутренних губерниях России. Вернулись из Сибири с мужьями лишь Волконская, Нарышкина, Анненкова, Фонвизина и Розен. Потеряв мужей, на родину вернулись Давыдова, Ентальцева, Юшневская. Муравьева, Трубецкая и Ивашева погибли. А троим женам декабристов досталась участь горшая, чем смерть - пережить казнь своих мужей и горечь утраты.

Ф.М. Достоевский писал, что декабристки "всем пожертвовали для высочайшего нравственного долга", и, невиновные, "перенесли все, что перенесли их осужденные мужья". В чем же подвиг декабристок? Кто же были героини: те, кто уехал к государственным преступникам или "первенцам свободы", оставив детей в России, или те, кто остался, помогая мужьям материально, морально и воспитывая детей? Нет ли связи между безответственностью декабристов по отношению к семье и безответственностью их жен по отношению к детям? Ответ зависит от ценностных мировоззренческих приоритетов. Это и есть нравственный выбор как ответственность.
Литература:

1. Бараев, В.В.Древо: декабристы и семейство Кандинских /В.В. Бараев. - М.: Политиздат,1991.

2.Барановская, М.Ю. Декабрист Николай Бестужев / М. Ю. Барановская.- М.: Государственное издательство культурно-просветительной литературы, 1954.

3.Гессен, А. И. Во глубине сибирских руд. / А. И. Гессен.-М.: Изд. "Детская литература", 1969.


написать администратору сайта