Журналистская деятельность Бенджамина Франклина. Курсовая Франклин. Жизнь Бенджамина Франклина
Скачать 61.06 Kb.
|
ОГЛАВЛЕНИЕОГЛАВЛЕНИЕ 1 Введение 2 1.1 Жизнь Бенджамина Франклина 4 1.2 Американский просветитель и меценат 6 2.1 Этапы развития и тематика журналистской деятельности Бенджамина Франклина 10 Заключение 20 Список использованной литературы 22 Введение 3 Глава I. Биография и деятельность Бенджамина Франклина 5 1.1 Жизнь Бенджамина Франклина 5 1.2 Американский просветитель и меценат 7 Глава II. анализ журналистской деятельности Бенджамина Франклина 11 2.1 Этапы развития и тематика журналистской деятельности Бенджамина Франклина…. 11 2.2Гуманизм в творчестве Бенджамина Франклина 16 Заключение 21 Список использованной литературы 23 ВведениеАктуальность исследования. Восемнадцатый век открывает новый этап в истории человечества. Это время решительной схватки передовых общественных сил с феодализмом, где сыграла большую роль художественная литература, которая является составной частью широкого общекультурного движения - Просвещения. В данной работе нас больше всего интересует деятельность Бенджамина Франклина как издателя и журналиста. Так как проблема рассмотрения истории американской журналистики очень важна. Журналистика не может развиваться дальше, не опираясь на опыт прошлых лет, который помогает выявить ошибки и успехи предшествующих поколений. Объект исследования – жизнь и деятельность Б. Франклина. Предметом исследования является журналистская деятельность Бенджамина Франклина. Цель курсовой работы – выявление роли журналистской и просветительской деятельности Б. Франклина в становлении американской журналистики. Для достижение данной цели необходимо решить ряд задач: 1.Изучить биографию Б. Франклина 2. Рассмотреть отражения мировоззрения и нравственных качеств Б. Франклина в его работах. 3. Изучить этапы развития и тематику журналистской деятельности Б. Франклина 4. Рассмотреть проявление гуманизма в творчестве Б. Франклина. Методологической основой работы стали принципы: историзма и ценностного подхода. В работе используется методы индукции и дедукции, а также методы анализа и синтеза. Структура курсовой работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Глава I. Биография и деятельность Бенджамина Франклина 1.1 Жизнь Бенджамина ФранклинаБенджамин Франклин (1706-1790) – политический деятель Америки, дипломат, журналист и писатель, издатель и изобретатель, лидер в борьбе за независимость США. В истории Америки есть три самых важных документа: Декларация о независимости США, Конституция США и мирный Версальский договор. Под всеми ними есть подпись Бенджамина Франклина [Айзексон, 2013, 56]. Его папа, Джосайя Франклин, в 1683 году эмигрировал из Англии. Джосайя очень хотел, чтобы Бенджамин посещал школу, но денег на это в семье не было. Мальчику было 10 лет, когда перед ним закрылись школьные двери. Однако Бен очень рано научился читать и своё образование он получил самостоятельно. Бенджамин начал помогать отцу в его ремесле, когда старший брат Джон, работавший в свечной мастерской, принял решение открыть своё дело. Спустя некоторое время Франклин уехал в Лондон, где занялся изучением новинок в области типографских печатных машин и сопутствующей техники. По прошествии трёх лет Бен вернулся в Америку. В 1727 году у него уже была своя собственная типография. В 1728 году Франклин основал кружок Филадельфийского дискуссионного клуба торговцев и ремесленников. Сначала он назывался клуб «Джунто», иначе «Клуб кожаных фартуков». К 1743 году этот кружок перерос в настоящее Американское философское общество. Франклин самостоятельно изучил иностранные языки: итальянский, французский, латынь, испанский. В 1729 году он начал издательство «Пенсильванской газеты», которая в короткий срок стала самой читаемой в Северной Америке. Наряду с типографским делом, много времени Бенджамин Франклин уделял общественной деятельности, науке и политике. В своей деятельности Бенджамин выступал за следующие реформы: введение всеобщего избирательного права; ослабление исполнительной власти; соблюдение неотъемлемых естественных человеческих прав (свобода, собственность и жизнь); отделение Североамериканских колоний от Англии и их независимость; незамедлительную отмену рабства на американском континенте [Айзексон, 2013, 88]. В 1730 году Франклин сочетался законным браком с Деборой Рид. В 1731 году, благодаря Франклину, была основана первая публичная библиотека, которая и по сей день является уникальным книгохранилищем Америки. С 1732 года Бенджамин начал издательство ежегодника «Альманах бедняка Ричарда», который выходил в свет до 1758 года. С 1736 года Бенджамин Франклин стал секретарём Пенсильванской ассамблеи и проработал на этой должности 15 лет, а с 1737 года он был назначен почтмейстером в Филадельфии и сохранял за собой этот статус до 1753 года. С 1751 года Франклин стал членом Филадельфийской ассамблеи. В этом же году он основал Филадельфийскую академию, которая впоследствии станет основой Пенсильванского университета. В 1754 году Франклин выступил с инициативой созвать первый конгресс, на котором предложил свой план создания федерации, чуть позже он стал основой для формирования Соединённых Штатов Америки. Он очень много времени уделял науке, опытам, исследованиям и изобретениям. Именно Франклину принадлежат общепринятые обозначения электрически заряженных частиц. Бенджамин много занимался изучением электричества, получаемого в результате трения, и атмосферного давления. Он провёл свой знаменитый эксперимент с воздушным змеем и доказал, что молния имеет электрическую природу. Ему принадлежит идея электрического двигателя и демонстрация электрического колеса. Франклин первым придумал применять электрические искры для взрыва пороха. Бенджамин Франклин был первым дипломатическим послом Америки во Францию. В 1778 году подписал два очень важных документа с этой страной – о торговле и о союзе. В 1783 году в Версале Франклином был подписан мирный договор. Также он трудился над созданием Конституции США. Итогом гениального жизненного пути Бенджамина стал его труд «Автобиография». Повествование в ней представляет собой напутственное наставление к сыну. Знаменитый Дейл Карнеги говорил: «Если вам нужны превосходные жизненные советы о том, как обращаться с людьми, усовершенствовать свои личные качества и управлять собою, то прочитайте «Автобиографию» Бенджамина Франклина – одну из самых увлекательнейших историй человеческих жизней». Научные заслуги Бенджамина Франклина широко признаны мировым сообществом. Он является почётным членом академий наук во многих странах, в том числе и в Российской Федерации [Болховитинов, 1973, 77]. Умер Франклин 17 апреля 1790 года. Похоронили его в Филадельфии. 1.2 Американский просветитель и меценатБенджамин Франклин был не только выдающимся политиком и публицистом, но и ярым сторонником нравственных ценностей. Он наставлял молодёжь и призывал к самосовершенствованию, определил 13 добродетельных качеств, которые должен развивать в себе человек: воздержанность и кротость, молчаливость и целомудрие, решительность и спокойствие, бережливость и чистоплотность, трудолюбие и справедливость, искренность и умеренность, любовь к порядку. Но во многом этика Франклина время от времени вступает в конфликт с просветительским рационализмом. Стоит упомянуть рассуждение Франклина о ловле рыбы: «До этой поры я строго соблюдал свое решение не есть ничего живого… ловля рыбы — своего рода ничем не оправданное убийство, поскольку ни одна рыба никогда нам не причинила и не могла причинить какого-либо вреда, который оправдывал бы это умерщвление». Здесь он преступает добродетель «решительности» - твердо соблюдать, то чего решил придерживаться. Франклин разделял взгляды «христианского рационализма». Он верил или хотя бы не полностью отрицал существование жизни после смерти, значит, христианская догма была ему не чужда. Анализируя поступки своей юности, посредством логических выводов писатель приходит к убеждению о пользе Завета, к тому, что «истинность, искренность и честность» «полезны по своей собственной природе». Не соглашаясь с догмой в организационных вопросах, таких как посещение церкви, участие в таинствах и др., писатель твердо отстаивает необходимость быть добрым, покладистым человеком, который готов прийти на помощь ближнему. Франклин анализирует, делает выводы, в качестве прикладного инструмента использует свой разум. В юности Бенджамин неохотно занимался мыловарением, поэтому отец разрешил ему избрать профессию книгопечатника и учиться у старшего брата. В 1717 году брат Бенджамина Джемс вернулся из Англии, где изучал типографское дело. Он привез в Бостон печатный станок, шрифты и все, что было необходимо для обзаведения типографией. Бенджамин не сразу дал согласие на подписание контракта, и причиной колебаний была не только все еще сохранившаяся любовь к морю [Баскин, 1953, 31]. Как утверждают историки, в XVIII веке ученичество было своеобразной формой долголетнего рабства. Подмастерье исполнял функцию домашнего слуги, должен был во всем помогать хозяину и выполнять все его поручения. В итоге Бенджамин все же подписал контракт, по которому на девять лет поступал в ученичество к своему брату, в типографии которого он и получил первый публицистический опыт. Огромное влияние на мировоззрение молодого Франклина оказали произведения английских писателей - Шефтсбери, Коллинза, Мандевиля (с ним Франклин в юности познакомился лично, как впоследствии с Вольтером и другими французскими просветителями). Особенно его заинтересовало сочинение Локка «Опыт о человеческом разуме». Освобождение от человеческой, и в том числе науки, из-под власти религиозных догм представлялось ему одной из насущных задач, хотя он и утверждал, что ради поддержания нравственности религию нужно сохранить. Предписанию церкви он противопоставлял концепцию добрых дел. Создал теорию «полезного гражданина». Требование служения «общему благу», в котором отчетливо проявился демократизм писателя, он противопоставлял этике привилегированных сословий феодального общества, исповедовавших принцип «наслаждения» [Владимиров, 1977, 90]. Ранние очерки Франклина были по типу близки анекдоту, где объектом насмешек выступали глупые, алчные и тщеславные люди. Также в ранних очерках уже заметны черты, присущие зрелому творчеству писателя. Он неизменно показывает труд единственной основой достойной жизни. Франклин пока еще не научился следовать совету Попа, на который он ссылается в «Автобиографии»: поучать без поучений, поэтому многие страницы его ранних сочинений были окрашены морализаторством. Вывод. Бенджамин Франклин – американский журналист, просветитель, государственный деятель, ученый, один из авторов Декларации независимости США и Конституции 1787. Родившись в семье ремесленника. Работал в типографии. Основал в Филадельфии первую публичную библиотеку, Американское философское общество, заложил основу Пенсильванского университета. Призывал к отмене рабства негров. Проводил исследования в различных областях науки. Бенджамин Франклин - человек сильной воли и нравственных принципов. Он разделял взгляды «христианского рационализма». Интерпретировал религию как познание Бога разумом, а не чувствами. Выделяет 13 правил человеческой морали. Нет сомнения в том, что Бенджамин Франклин - по своим морально-этическим принципам и теологическим воззрениям может служить характерным примером ума просветителя XVIII века. Глава II. Анализ журналистской деятельность Бенджамина Франклина 2.1 Этапы развития и тематика журналистской деятельности Бенджамина ФранклинаБенджамин Франклин приобрёл известность не только как политик-реформатор, но и как журналист и издатель. Активно действуя на политическом поприще, он между тем занимался журналистикой и издательским делом. В период своего творчества он внедрял в эти области новаторские идеи и технологии. Не зря журналистику называют «четвертой властью» – Франклин, несомненно, понимал это, и слово для него – мудрого политика – стало отличным подспорьем [Владимиров, 1977, 116]. Среди публикаций Франклина были политические трактаты, эссе на философские темы, притчи, памфлеты и труды, естественнонаучные труды. Большое предпочтение отдавал народной мудрости, собрал множество пословиц и поговорок. Самым популярным изданием Бенджамина Франклина был «Альманах «Бедного Ричарда». Это издание было начато в 1732 году и продолжало свое существование двадцать пять лет. Франклин писал о нем: «Я старался сделать его одновременно занимательным и полезным». «Альманах» издавался в форме календаря, которые были очень популярны на тот момент. Он включал в себя сведенья из различных областей знаний: географии, астрономии, домашнее хозяйство, садоводство и т. д. Бедный Ричард давал полезные практические советы, которые были выражены простым языком: «нельзя заставить пустой мешок держаться прямо», «своим можешь назвать лишь то, что съел». В своих работах Франклин также затронул тему женщины в современном обществе. Самой известной среди работ Франклина на эту тему является «Совет молодому человеку в выборе хозяйки дома», которую он написал в 1745 году: «Быть женатым – самое естественное состояние человека, в котором вы наиболее вероятно найдете прочное счастье… Мужчина и женщина, соединившись, создают полное человеческое существо. Одинокий мужчина не представляет собой той ценности, в которую он превращается в состоянии союза с женщиной. В одиноком состоянии он несовершенное животное». В предреволюционный период в творчестве Франклина происходят перемены. Проблемы морали сменяются проблемами политического и общенационального характера. В самой писательской манере Франклина тоже наблюдаются изменения. Теперь для его публицистического творчество характерна едкая сатира и даже сарказм. Язвительной иронией пронизан, например, превосходный «Исторический очерк конституции и правительства Пенсильвании» (1759), которому Франклин предпослал эпиграф: «Те, кто готов отказаться от основной свободы ради кратковременной безопасности, не заслуживают ни свободы, ни безопасности». Историки утверждают, что работа была негативно встречена английской интеллигенцией, которая выступала в поддержку колонистов. Франклин считал рациональным поддерживать стабильные отношения с метрополией, считая, что можно ликвидировать злоупотребления посредством разумных законодательных мер. Придерживаясь этого взгляда, в 1766 году он пишет «Допрос доктора Бенджамина Франклина в английской Палате общин». Эта работа имела большое сокрушительное действие. Даже Эдмунд Берк, оппонент Франклина, ярый противник всего просветительского учения, был вынужден признать, что сам допрос напоминал попытку школьников атаковать своего учителя [Воронова, 1994, 21]. Спустя некоторое время публицист теряет надежду на мирное урегулирование конфликта и направляет всю мощь своей язвительной сатиры на тиранов, которые стоят у истоков власти. В 1773 году он пишет две просветительские притчи «Эдикт прусского короля» и «Руководство к тому, как из великой империи сделать малую». В них Франклин осыпает градом насмешек врагов американской свободы. Он особо подчеркивает бессмысленность притязаний английской короны. В «Эдикте» писатель от имени прусского короля требует удовлетворить законные права монарха на Великобританию, а в «Руководстве» дает английскому королю советы, которые непременно должны привести к отторжению колоний, при этом сохраняя серьезность тона, которая еще больше усиливает комичность. Франклин описывает реальные меры, предпринятые со стороны метрополии в отношении американских владений, придавая членам английского законодательство комичные черты жалких и глупых людей. Несмотря на развитие нового направления в творчестве, Бенджамин Франклин снова затрагивает темы нравственности и морали. В 1774 году он пишет «Притчу против преследования», в которой порицается религиозная нетерпимость, которой особо отличались английские протестанты. В конце 70-х и на протяжении 80-х годов XVIII столетия Франклин создает серию новых работ: «Однодневка: символ человеческой жизни» (1778); «Свисток» (1779); «Диалог между Франклином и подагрой» (1780); «Искусство видеть приятные сны», «Нравственность игры в шахматы» (время написания последних не установлено). В этих произведениях Бенджамин Франклин приводит советы правильной жизни. Наставляет в довольствоваться скромными радостями жизни без лишней суеты, призывает, несмотря ни на что, твердо идти к намеченной цели [Воронова, 1994, 40]. Особое место в журналистском творчестве Франклина занимает тема рабства. Следует отметить сочинения, которые посвящены индейцам и неграм. Следует особо сказать о сочинениях Франклина, посвященных индейцам и неграм, в которых утверждал принципы эгаталитаризма в отношении всех рас. Как и прежде, теоретические постулаты не остались простой декларацией, а нашли завершение в действии: видевший в рабстве «жестокое унижение человеческой природы» («Обращение к населению», 1789). В 1775 году Франклин основал первое в Соединенных Штатах аболиционистское общество и стал его первым председателем, положив тем самым начало движению, сыгравшему важную роль в общественной жизни страны. Бенджамин Франклин понимал, что освобождение рабов само по себе может привести к пагубным последствиям: «При этих обстоятельствах свобода для него может часто обернуться несчастьем, и это будет пагубно для общества». На возможность роковых последствий также полагались и сторонники рабства. Поэтому в этом же году Франклин разрабатывает систему мер,- «План улучшения условий существования свободных негров», - которая призвана помочь сделать негров полноправными гражданами республики. За 24 дня до своей смерти Бенджамин Франклин публикует памфлет «О работорговле», который написан в одном из любимых жанров писателя – аллегорической сказке. Здесь Франклин с особой язвительностью пародирует проходившие в 1789 году дебаты в Конгрессе, на котором он внес предложение о запрещении работорговли. Главным оппонентом Бенджамина выступает восточный вельможа Алжир Сиди Магомет Ибрагим – ярый защитник рабства. В качестве аргументов он приводит то, что, если не иметь рабов, в жарком климате станет некому обрабатывать поля, и кончая тем, что христиане «только меняют одно рабство на другое, и я бы сказал, на лучшее, ибо их приводят в страну, где светит и сияет в полном блеске солнце Ислама. Здесь они имеют возможность познакомиться с единственно истинным вероучением и тем самым спасти свои бессмертные души» [Франклин, 1956, 335]. Достойным завершением жизненного и творческого пути Франклина стала его «Автобиография», признанная первым произведением американской классики. Франклин трудился над ней с большими перерывами с 1771 по 1789 г., доведя описание до 1757 г. Автобиография Франклина — это рассказ человека «третьего сословия» о том, что достичь знаний и славы можно только полагаясь на свои силы. Многие эпизоды этого жизнеописания стали классическими, как, например, появление бесприютного юноши Франклина на улицах. Без всякой рисовки Франклин производит анализ своей жизни, комментирует свои удачи и критикует ошибки. Сначала Франклин применяет правила практической морали для получения финансовой независимости, а после с помощью этих финансов осуществляет дальнейшее совершенствование и просвещение своего разума и общества в целом [Воронова, 1994, 48]. Особенность автобиографии заключалась в том, что молодой герой возвышался не путем отречения от своего класса и перехода к аристократии, не в качестве «плута», достигающего своей цели ценой обмана, но в рамках повседневной жизненной практики буржуазии как ее выдающийся представитель, которого признают даже враги. Друг Франклина, Воган, прочитав первую часть «Автобиографии», писал Франклину (убеждая его опубликовать рукопись), что история его жизни может иметь большее значение, чем «все жизни Плутарха, взятые вместе». Книга имеет в себе несколько воспитательных задач: она показывает, что человек по своей природе не склонен к злобе, но очень подвергается воздействию окружения, в котором находится, что для счастья человека важно не происхождения, а добродетельные качества. В ней описано реальное положение дел, касающееся американской революции, показаны высокие достоинства ее вождей. Этой оценке резко противоречит укоренившийся в XIX века взгляд на Франклина как на проповедника морали с обывательским кругозором и грубого приверженца буржуазно-собственнического идеала. Иногда Франклина называют «отцом всех янки», подразумевая под «янки» тип американского бессовестного буржуа-дельца, «философствующим квакером, набитом скаредными поучениями». Несмотря на свои богатство и славу, Франклин никогда не отступал от своего демократического мироощущения. Он играл важную роль не только в журналистике, но и в политике, к примеру: он принял активное участие в работе конвента 1787 г., на котором был разработан проект Конституции США. Позднее Франклин занял пост президента ассоциации по борьбе с рабством. Одним из последних этапов общественной деятельности этого человека стало содействие созданию национальной системы всеобщего образования. Как видно, Франклин, как и многие другие философы, на протяжении всей своей жизни занимался вопросами нравственности и безнравственности, морали, политической беспомощности и злоупотребления полномочиями власти. Не раз своим творчеством он затрагивал тему женщины и её только зарождающейся в то время эмансипации. Его волновало образование, научные открытия и промышленный прогресс, реформаторство и развитие внешнеполитического сотрудничества. Словом, сложно припомнить хоть одну жизненно важную проблему, которую бы он обошёл стороной и не осветил в своих трудах. 2.2 Гуманизм в творчестве Франклина Несмотря на то, что Франклин был великим гуманистом, ему удавалось вести активную деятельность и на военном поприще. Выходит, что Франклин был противником не всех войн. Он делил их на справедливые, в которых необходимо всемерно участвовать, и несправедливые, которые он всячески порицал. В 1785 году в своей работе «Об уголовных законах и обычаях каперства» Франклин сформулировал выводы о войне в целом, опираясь на учение Монтескье. Он резко выступил против широко распространенного тогда морского разбоя – каперства. Считал, что внешнеполитические авантюры ведут к росту преступности и моральной деградации в стране, ставшей на этот путь: «Те, кто в общем знают Европу, говорят, что ежегодно в Англии совершается больше краж, чем во всех других странах, вместе взятых. Если это так, то должна быть причина или причины такой порочности простого народа». Франклин видел одну из таких причин в отсутствии «справедливости и морали в вашем национальном правительстве, что проявляется в деспотическом поведении по отношению к подданным и в несправедливых войнах с вашими соседями» [Иванов, 1971, 20]. В XVIII веке было широко распространено мнение, что солдат – это сражающаяся машина, призванная убивать. По этому поводу писатель, который был совершенно не согласен с данным мнением, говорил: «Некоторое время было общепринятым мнение, что человек, находящийся на военной службе, не должен интересоваться тем, справедлива данная война или несправедлива, он должен только выполнять приказы. Все государи, которые склонны стать тиранами, вероятно, должны одобрить это мнение и быть готовыми упрочивать его» [Иванов, 1971, 35]. В последние годы жизни Бенждамин Франклин создал работу под названием «Высказывания о войне», объем которой помещался на одном печатном листе. Он понимал, что предотвратить войны невозможно, поэтому в данной работе он рассматривает способы, которые помогут уменьшить военные бедствия. Франклин вносил предложения, многие из которых в дальнейшем вошли в международное право. Он спрашивал, почему нельзя принять такой закон, «чтобы во время всех войн, которые произойдут в дальнейшем, обе стороны не мешали и покровительствовали следующим категориям людей и разрешили им в безопасности продолжать свои занятия?». К этим категориям относились земледельцы и рыбаки, торговцы на невооруженных кораблях, художники и ремесленники, живущие в открытых городах – люди, которые независимо от исторического периода снабжают общество необходимыми материальными средствами. Франклин был убежденным противником варварской политики истребления индейских племен. В отличие от многих своих современников, даже образованных и достаточно гуманных в других вопросах, Франклин считал индейцев такими же людьми, как и белые. Он заявлял, что взаимоотношения между коренными жителями Америки и белыми пришельцами должны регулироваться справедливыми договорами и честной торговлей. Писатель неоднократно был свидетелем жестоких расправ индейцев над белыми колонистами, но он считал, что это ответные меры на жесткие эксплуататорские действия по отношению к индейцам со стороны колонизаторов. Франклин анализировал индейскую проблему и ее причины, наблюдал за жизнью индейских племен. Работу «Заметки относительно дикарей Северной Америки» Франклин начинает с отрицания расистского термина «дикарь»: «Мы называем их дикарями потому, что их нравы отличаются от наших, которые мы считаем верхом учтивости, они думают то же самое о своих нравах». Писатель утверждал, что нет хороших или плохих нравов, элементы и того и другого присутствуют у всех народов вне зависимости от уровня их культурного развития. В пятидесятых годах Франклин был назначен полномочным комиссаром от Пенсильвании в комиссию, которая вела мирные переговоры с индейцами. Участие в этой комиссии и результаты других своих наблюдений он изложил в работе «Замечания по плану будущего управления делами индейцев» (1765—1766). Франклин выступает в ней против вмешательства правительства в торговлю между белыми и индейцами, против установления тарифов на меха, продаваемые индейцами. Он считал эту меру бесполезной, потому что невозможно было установить контроль над тем, как выполняются решения, регулирующие торговлю. Франклин не идеализировал первобытнообщинного строя индейцев, но он с восхищением отзывался о федерации ирокезов, о демократизме, присущем индейцам. Франклин отмечал, что «у них нет полиции, тюрем, нет чиновников, чтобы заставлять подчиняться или налагать наказание». Проблема индейцев была не единственной проблемойрассовой дискриминации темнокожего населения. Негритянская проблема занимала и занимает исключительно важное место в истории США. Закономерно, что Франклин, как гуманист и прогрессивный деятель, не мог не относиться отрицательно к жесточайшему террористическому режиму, созданному для негров-рабов в колониальной Америке. Экономической базой рабства были плантации южных провинций, где даровой труд рабов использовался для выращивания табака, риса, индиго, а позднее хлопка. Однако не только южане, но и жители северных провинций наживали на эксплуатации негров большие капиталы. Негры-рабы использовались в качестве рабочей силы в северных провинциях, но особенно много их было среди домашней прислуги. Многие состоятельные люди здесь нередко имели в услужении негров-рабов. Франклин был выдающимся экономистом своего времени, он отлично понимал, что его соотечественники – люди деловые, поэтому главным аргументом против рабовладения выдвигал его непроизводительность, а не моральные качества. Писатель давал уничтожающую характеристику рабовладельцам. В своей работе «К сведению тех, кто собирается переехать в Америку» он рассеивал иллюзии простодушных людей. Франклин писал, что тот, кто приедет в Америку, должен быть готов к тому, что он попал в страну рабовладения. «Людям нравятся слова одного негра, и они часто их повторяют, что Боккарора (белый человек) «заставляет работать черного человека, заставляет работать лошадь, заставляет работать быка, заставляет всех работать, кроме свиньи. Свинья не работает, она ест, пьет, гуляет, спит, когда захочет, она живет, как джентльмен». Подобная оценка белого человека, тем более изложенная негром, была смертельным оскорблением для всего клана рабовладельцев. Как человек исключительного трудолюбия, Франклин считал, что рабовладельцы, строя свое благополучие на труде негров, тем самым полностью отключаются от созидательной деятельности и, как следствие этого, деградируют. Американская революция, война колоний за освобождение не привела к уничтожению рабства как экономической системы. Следствием войны явилось упразднение его только на Севере, где оно не имело для своего развития необходимой экономической базы. Что же касается Южных штатов, то американская демократическая революция, дав мощный толчок развитию промышленности, в том числе текстильной, создала экономические предпосылки для бурного развития плантационного рабства на Юге. Попытки Франклина и других прогрессивных деятелей американской революции добиться полного уничтожения этого позорного наследия прошлого не увенчались успехом, но Франклин верил в неизбежность уничтожения его. Он считал, что надо тщательно продумать систему мероприятий, направленных на то, чтобы освобождение не носило формального характера, как это действительно и произошло в 1863 году. Он действительно предсказал все те проблемы, с которыми столкнутся освобожденные негры и американское общество в целом. Вывод. В своей журналистской деятельности Франклин поднимает животрепещущие вопросы: рабство и равенство, эмансипация, тирания монархии, религиозная нетерпимость и многие другие. Франклин видел в войнах главное бедствие человечества, вызываемое сознательными действиями небольшой группы людей, наживающихся на этом. Задолго до освобождения негров-рабов он выработал развернутую программу решения тех социально-экономических и политических проблем, которые возникнут в результате уничтожения рабства. Своим творчеством он выступает в защиту «человека из народа», о чем свидетельствует демократическая направленность «Альманаха «Бедного Ричарда». Одним из важнейших достижений в политической жизни Франклина было создание проекта Конституции США. Завершающим этапом его творчества стала «Автобиография», где философ-просветитель повествует о своей жизни, комментирует свои удачи и критикует ошибки. Несмотря на свои огромные достижения в различных областях, Бенджамин Франклин всегда ставил на первое место книгопечатание и с гордостью называл себя типографом. ЗаключениеБольшинство авторов описывают Франклина человеком, который успел во всех областях своей жизни. Приставка «Великий» сопутствует описанию его как политика, писателя, публициста, печатника, гражданина и т.д. Исследователи высоко оценивают его ум и интеллект, благодаря которому он добился многого. Качественный анализ сказанного в «Автобиографии» привел к выводу о том, что вся жизнь Франклина была по сути одним большим экспериментом. В этом кроется ответ на вопрос почему, сорокалетний человек, всю жизнь положивший труду в типографии вдруг с такой легкостью совершает ряд величайших открытий во многих областях науки. Дело в том, что его предыдущие сорок лет пестрят экспериментами – его с натяжкой даже можно назвать социологом, поскольку Франклин экспериментирует прежде всего в области человеческих взаимоотношений. Бенджамин Франклин доказал, что христианская вера помогает человеку стать на путь истинный, как догматично это бы не звучало. Поскольку центром человеческого мироздания было в то время не сердце, а разум, можно сказать, что Бенджамин Франклин был большим христианином, чем просто верующие люди его времени, ведь они верили лишь сердцем. Бенджамин Франклин оставил после себя богатое творческое наследие. Среди его многочисленных произведений были политические трактаты, эссе на философские темы и притчи, сатирические памфлеты и труды, касающиеся естественных наук. Бенджамин Франклин активно проповедовал идеи Просвещения, которые нашли отклик в душах наиболее продвинутых представителей общественности, в том числе и русской. Франклина ценили не только за его выступления, направленные на защиту интересов общественного прогресса. В нем видели великого дипломата и ученого, но самое главное, этот человек обладал высокими моральными и нравственными качествами, что добавляло ему уважения в глазах многих людей не только на его родине, но и в России. По мнению шотландского философа Дэвида Хьюма, Франклина можно назвать «первым великим литератором» Америки, олицетворяющим собой идеал Просвещения - разумного начала в человеке. Практик и при этом идеалист, неутомимый труженик и преуспевающий бизнесмен, Франклин рассказал о своей молодости в ставшей широко известной «Автобиографии». Писатель, печатник, издатель, ученый и дипломат, он стал самой известной и уважаемой личностью своего времени. Франклин был первым в Америке человеком, выбившимся из низов, бедным демократом, родившимся в аристократический век, который помог сделать более свободным своим собственным примером. Подлинно исторический взгляд позволяет, не закрывая глаз на слабости первого американского просветителя, выделить в его наследии то, что неоспоримо способствовало духовному раскрепощению человечества. Список использованной литературыАйзексон У. Бенджамин Франклин. Биография. / Пер. с англ. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 480 с. Акимов Ю.Г. Англо-американское сотрудничество в Северной Америке в середине XVIII в. на страницах газеты «Санкт-Петербургские ведомости» // Американская проблематика в периодике XVIII-XX вв. Сб. статей / Отв. ред. д.и.н. В.А. Коленеко. М.: ИВИ, 2004. - С. 10-19. Американская проблематика в периодике XVIII-XX вв. Сб. статей / Отв. ред. д.и.н. В.А. Коленеко. М.: ИВИ РАН, 2004. - 308 с. Американские просветители. Избранные произведения. В 2 т. Пер. с англ. / Сост. НМ. Гольдберг. Общ. Ред. Б. Э. Быховского. М.: Мысль, 1968-1969. Т. 1. М., 1968. - C. 69-154. Баскин. М.П. Бенджамин Франклин // Франклин В. (Б.). Избранные произведения. М.: Госполитиздат. 1956. - 631 с. Болховитинов Н.Н. Б. Франклин и М.В. Ломоносов (Из истории первых научных связей между Россией и Америкой) // Новая и новейшая история. 1973. - №3. - С. 77-81 Болховитинов Н.Н. Российско-американские торговые связи в период войны США за независимость // Вопросы истории. - 1975. - №1. - С. 49-57 Болховитинов Н.Н. Становление русско-американских отношений 1775-1815. М.: Наука, 1966.- 638 с. Взгляд в историю – взгляд в будущее. Русские и советские писатели, ученые, деятели культуры о США. / Сост. А.Н. Николюкин. М.: Прогресс, 1987.- 720 с. Владимиров В.Н. Франклин. М.: Журн.-газ.объед., 1934. 218 с. 13. Владимиров В.Н. Франклин. М.: Молодая Гвардия, 1977. - 255 с. Война за независимость и образование США / Под ред. Г.Н. Севостьянова. - М.: Наука, 2016. - 551 с. Воронова З. Франклин-типограф. - СПб.: Паровая Скоропечатня П.О. Яблонского, 1994. - 52 с. Гольдберг Н.М. Свободомыслие и атеизм в США: XVIII-XIX вв. М.- Л.: Наука, 2015. - 300 с. Иванов Р. Франклин, - М., 1971. 20 – 40 с. История внешней политики и дипломатии США. 1775-1877. М.: Международные отношения, 2014. - 382 с. История США. В 4 т. / Гл. ред. Г.Н. Севостьянов. М.: Наука, 1983-1987. Том первый 1607-1877. М., 1983. - 687 с. Капица П.Л. Научная деятельность Б. Франклина // Вестник АН СССР, 1956. №3. С. 86-96. 23. Каримский А. М. Революция 1776 года и становление американской философии. М.: Мысль, 1976. - 296 с. Коган Е.И. Бенджамин Франклин. Через чтение к славе // Клио. Журнал для ученых. Печатный орган Международной академии исторических и социальных наук. – 2015. - №9 (105). - С. 185-189. Франклин Б. (В). Жизнь Франклина. Автобиография. // Франклин В. Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1956.- С. 418-554. Франклин Б. Как из великой империи сделать маленькое государство. Правила, преподанные министру при вступлении его в должность// Франклин В. (Б.). Избранные сочинения. - М.: Госполитиздат, 1956. - С. 347-355. Франклин Б. Необходимые советы тем, кто хочет стать богатым // Франклин В.(Б.). Избранные сочинения. М.: Госполитиздат, 2016. - С. 80-81. Франклин Б. Письмо касательно благодарности Америки, а также вероятности и последствий союза с Великобританией; об отмене или отсрочке закона о гербовом сборе // Франклин В.(Б.). Избранные сочинения. - М.: Госполитиздат, 1956. - С. 285-288. Франклин Б. Предисловие английского издателя решениям фригольдеров и других жителей города Бостона» // Франклин В. (Б.). Избранные сочинения. М.: Госполитиздат, 1956.- С. 343-346. Франклин Б. Причины недовольства американцев в период, предшествовавший 1768 году // Франклин В. (Б.). Избранные сочинения. - М.: Госполитиздат, 1956.- С. 603-611. Франклин Б. Путь к изобилию. Ясно указанный в предисловии к старому пенсильванскому альманаху «Бедный Ричард» // Франклин В.(Б.). Избранные сочинения. - М.: Госполитиздат, 1956. - С. 97-103. Франклин Б. Эдикт прусского короля // Франклин В. (Б.). Избранные сочинения. - М.: Госполитиздат, 1956. - С. 356-360 |