Главная страница

Жизнь и творческие искания Б. Л. Пастернака


Скачать 41 Kb.
НазваниеЖизнь и творческие искания Б. Л. Пастернака
Дата07.06.2022
Размер41 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаТема 5.3.1. Пастернак 2.doc
ТипДокументы
#574977

Жизнь и творческие искания Б.Л. Пастернака.

  1. Нити судьбы: жизненный путь Б.Л. Пастернака

  2. Нити творчества: особенности творчества

Нити судьбы: жизненный путь Б.Л. Пастернака.

Борис Пастернак родился 10 февраля 1890 года в Москве. Его отец – Леонид Осипович Пастернак – известный художник, академик живописи, мать – Розалия Исидоровна Кауфман – известная пианистка. Именно она внушила сыну долго владевшую им любовь к музыке. Краски и звуки детства многое определили в жизни и творчестве поэта. В семье было четверо детей. Семья была очень интеллигентной. В их доме бывали писатели, художники и музыканты: Лев Толстой, Поленов, Левитан, Врубель, Серов, Рахманинов, Скрябин.

В 1900 году Пастернак не был принят в 5-ю московскую гимназию из-за процентной нормы, но по предложению директора на следующий 1901 год поступил сразу во второй класс. В 1908 Пастернак окончил гимназию с золотой медалью и всеми высшими баллами, кроме закона Божьего, от которого был освобождён из-за еврейского происхождения. Одновременно с подготовкой к выпускным экзаменам в гимназии, готовился к экзамену по курсу композиторского факультета Московской консерватории. Под влиянием Скрябина он долгое время мечтал о карьере музыканта. Но однажды Борис Пастернак играл свои сочинения своему кумиру Скрябину. Он уверил юношу, что о музыкальных способностях говорить нелепо, когда налицо несравненно большее, имея ввиду его литературный дар. В 1908 году поступил на юридический факультет Московского университета, а в 1909 году по совету А. Н. Скрябина перевёлся на философское отделение историко-филологического факультета. Летом 1912 года изучал философию у главы марбургской неокантианской школы профессора Германа Когена в Марбургском университете в Германии, куда Борис поехал на подаренные матерью двести рублей. Поэзию в нем пробудила любовь. В это время он сделал предложение Иде Высоцкой, но получил отказ. Факт этот описан в стихотворении «Марбург» и автобиографической повести «Охранная грамота», которые и стали началом его творческого пути. В 1912 году Б. Л. Пастернак окончил Московский университет. В том же году вместе с родителями и сёстрами посещает Венецию, что нашло отражение в его стихах того времени.

Избрав литературный путь, он начинает входить в круги московских литераторов. Он участвовал во встречах кружка символистского издательства «Мусагет», затем в литературно-артистическом кружке Юлиана Анисимова и Веры Станевич. С 1914 года Пастернак примыкал к содружеству футуристов «Центрифуга». Первые стихи Пастернака по рекомендации С. Н. Дурылина были опубликованы в 1913 году (коллективный сборник группы «Лирика»), первая книга — «Близнец в тучах» — в конце того же года, но она воспринималась самим Пастернаком как незрелая. В 1916 году вышел сборник «Поверх барьеров».

Зиму и весну 1916 года Пастернак провёл на Урале, под городом Александровском Пермской губернии, в посёлке Всеволодо-Вильва, приняв приглашение поработать в конторе управляющего Всеволодо-Вильвенскими химическими заводами Бориса Збарского.

После революции в 1921 году родители Пастернака и его сёстры покидают советскую Россию и обосновываются в Берлине. Борис остался в СССР. В 1922 году поэт женится на художнице Евгении Владимировне Лурье.

В том же 1922 году выходит программная книга поэта «Сестра моя — жизнь», большинство стихотворений которой были написаны ещё летом 1917 года. На конец 1920-х — начало 1930-х годов приходится короткий период официального советского признания творчества Пастернака. Он принимает активное участие в деятельности Союза писателей СССР.

Прервав первый брак, в 1932 году Пастернак женится на Зинаиде Нейгауз. В том же году выходит его книга «Второе рождение».

В 1935 году Пастернак участвует в работе проходящего в Париже Международного конгресса писателей в защиту мира, где с ним случается нервный срыв. Это была его последняя поездка за границу. Уже к середине 1936 года отношение властей к нему меняется — его упрекают не только в «отрешённости от жизни», но и в «мировоззрении, не соответствующем эпохе», и безоговорочно требуют тематической и идейной перестройки. Это приводит к первой длительной полосе отчуждения Пастернака от официальной литературы.

1942—1943 годы провёл в эвакуации в Чистополе. В 1943 году выходит книга стихотворений «На ранних поездах», включающая четыре цикла стихов предвоенного и военного времени.

В 1946 году Пастернак познакомился с Ольгой Ивинской и она стала «музой» поэта. Он посвятил ей многие стихотворения. До самой смерти Пастернака их связывали близкие отношения.

Наступил 1955 год, закончен роман «Доктор Живаго». Но… разрешения на напечатание его нет. Пастернак отдал свой роман в зарубежное издательство. Роман вышел в свет в Италии. 23 октября 1958 года Шведская Академия словесности и языкознания объявила о присуждении Пастернаку Нобелевской премии по литературе. Уже в день присуждения премии по инициативе М. А. Суслова Президиум ЦК КПСС принял постановление «О клеветническом романе Б. Пастернака», которое признало решение Нобелевского комитета очередной попыткой втягивания в холодную войну. Присуждение премии привело к травле Пастернака в советской печати, исключению его из Союза писателей СССР, оскорблениям в его адрес со страниц советских газет, на собраниях «трудящихся». Несмотря на исключение из Союза писателей СССР, Пастернак продолжал оставаться членом Литфонда СССР, получать гонорары, публиковаться.

Борис Леонидович Пастернак умер от рака лёгких в подмосковном Переделкино 30 мая 1960 года, на 71-м году жизни. Борис Пастернак был похоронен 2 июня 1960 года на Переделкинском кладбище.

Нити творчества: особенности творчества. Поэтический мир Бориса Пастернака предстает перед читателем во всем своем богатстве — богатстве звуков и ассоциаций, которые открывают давно знакомые предметы и явления с новой, порой неожиданной стороны. Поэзия Пастернака — это отражение личности поэта, выросшего в семье известного художника и талантливой пианистки.

Уже в первые годы творчества у Пастернака проявляются те особенности его таланта, которые полностью раскрылись в последующем: поэтизация «прозы жизни», внешне неярких фактов, философские раздумья о смысле любви и творчества, жизни и смерти.

В ранней лирике Пастернака, выросшей из символистской традиции Блока, сильно подчеркнут музыкальный принцип композиции. Необычные и достигающие чрезвычайной сжатости метафоры Пастернака сообщают его стихам о природе многослойную глубину, однако затрудняют их понимание.

Борис Пастернак вводил в свои стихи редкие слова и выражения — чем меньше слово было в книжном обороте, тем лучше это было для поэта. Для того чтобы вникнуть в суть образов, созданных поэтом, нужно знать точное значение написанных им слов.

Своеобразие стихотворного стиля Пастернака состоит также в необычном синтаксисе. Поэт нарушает привычные нормы. Вроде бы обычные слова, но их расстановка в строфе необычна, и поэтому стихотворение требует от нас внимательного чтения. Такой синтаксис придает экспрессивность поэтическому тексту.

Оригинальны и ассоциации Пастернака. Они непривычные, но именно благодаря этому действительно свежие. Они помогают описываемому поэтом образу раскрыться именно так, как он его видит. В сложных ассоциативных рядах — своеобразие поэзии Пастернака.

В соответствии с общеевропейскими литературными тенденциями поэзия Пастернака становилась с годами строже, усиливались элементы классической традиции, более доступным делался внешний, подчас повествовательный слой, за которым при внимательном восприятии открывается религиозное мировоззрение с его стремлением к добру. Постижение духовного мира человека, законов развития общества, природы является главным в творчестве Бориса Пастернака. Многие его стихи служат поводом для раздумья над вопросами жизненного устройства.

Живописная и звуковая выразительность стиха, индивидуальная неповторимость образной системы — таковы характерные особенности поэзии Пастернака. Этот поэт узнаваем. Он и талантливый художник, и умный собеседник, и поэт-гражданин.

Можно с уверенностью сказать, что литературное наследие Бориса Пастернака имеет важное значение не только в русской, но и в мировой культуре.


написать администратору сайта