Главная страница

платонов. Жизнь и творчество Андрея Платонова


Скачать 67.65 Kb.
НазваниеЖизнь и творчество Андрея Платонова
Дата08.04.2023
Размер67.65 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаплатонов.docx
ТипДокументы
#1047115
страница3 из 4
1   2   3   4

3. Повесть «Котлован»


Повесть Андрея Платонова «Котлован» посвящена теме послереволюционного времени. Автор описывает коллективизацию, раскулачивание, строительство советского общества с самой страшной, неприглядной их стороны.

Неисправимый идеалист и романтик, Платонов верил в силу добра, в мир и свет, хранящиеся в человеческой душе. Платонов ни на кого не похож. Каждый, кто впервые открывает его книги, сразу же вынужден отказаться от привычной беглости чтения. Платонов в своих произведениях поднимает важные нравственные проблемы, одна из которых – сострадание и уважение к человеку.

Повесть А. П. Платонова «Котлован» – драматическая картина слома времени и слома народной жизни в период выполнения планов первых пятилеток и колхозного строительства. Главный герой повести «Котлован» Вощевуволен в день тридцатилетия с небольшого механического завода, где он добывал средства для своего существования. Он находит работу на рытье котлована для общепролетарского дома. Но и здесь его не покидает задумчивость среди общего темпа труда, из-за которой ему дали расчет на заводе. Он думает о плане общей жизни, об истине, без которой стыдно жить. Он не может трудиться и ступать по дороге, не зная точного устройства мира и того, куда надо стремиться. Именно поиск истины и смысла жизни не позволяет Вощеву оставаться на месте. Его маршрут лишен конкретности – город, котлован, колхоз – имеют символическое значение. И на строительстве котлована, и в колхозе он встречает людей, которые, как кажется на первый взгляд, эту истину нашли. У рабочих, строителей котлована, есть вполне определенная цель: они строят единое здание, куда войдет на поселение весь местный класс пролетариата. Являвшийся лишь в мечтах и грезах, он скоро станет реальностью, ведь строительство уже начато, а значит, скоро сбудется мечта о всеобщем счастье. Но чем больше всматривается Вощев в лица строителей, тем сильнее испытывает разочарование от такой истины: их лица были угрюмы и худы, а вместо покоя жизни они имели измождение. Вощев с состраданием наблюдал этих грустно существующих людей. Не находит истины Вощев и в деревне. Здесь задача тоже проста и конкретна: ликвидировать кулаков, свезти все имущество на оргдвор, объявить о создании колхоза, и тогда все крестьяне объединятся в единую счастливую семью. И вот когда «кулацкий сектор», погруженный на плот, наконец-то скрылся за поворотом реки, в колхозе начинается праздник. Странная, почти нереальная пляска так не похожа на искреннюю человеческую радость. И даже после того как музыка прекратилась, механическое топтание «счастливых» колхозников продолжается. Радость, подобная смерти, – вот результат того перелопачивания жизни, которое осуществляют платоновские герои. Не случайно мирное строительство в повести «Котлован» изображено как жертвоприношение будущему. Надежда на обретение истины с новой силой загорается в душе Вощева с появлением на котловане Насти. Она становится для него воплощением истины, цели. Но занятые «всеобщим счастьем» строители не уберегли девочку. Никто не пришел проведать заболевшую Настю, потому что каждый нагнул голову и непрерывно думал о сплошной коллективизации. Общепролетарский дом, котлован под который с таким усердием рыли герои повести, так и остался мечтой. Реальностью стала могила для Насти. Эту могилу выдолбили в вечном камне на дальнем краю котлована. Рытье котлована и создание колхоза являются в повести Платонова воплощением строительства той новой жизни, которая должна была даровать людям царство истины и уважения к человеку. Но у тела умершей Насти Вощев не только с горечью понял, что в этой великой стройке не найти ему истины и смысла жизни, но впервые вообще усомнился в их существовании. Зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человечка.

А это значит, что незачем ему больше оставаться здесь, вблизи котлована, и придется снова отправляться в путь и снова подбирать по дороге ненужные вещи, чтобы когда-нибудь, пусть не сейчас, они получили какой-либо смысл, потому что все в этом мире должно иметь смысл.

Главные герои повести – люди из низов, поверившие в новую жизнь, но не имеющие никакого культурного багажа, ничего не понимающие, не находящие слов для выражения своих чувств.

Язык Платонова нарочито простой, и эта простота выражает беспомощность героев, их неумение осознать происходящее. Они повторяют слова, услышанные по радио, призывы партии и правительства, но не понимают их. Сафронов призывает жить и трудиться, но он не в состоянии объяснить смысла конечной цели, как не может обычный человек осознать пользы светлого будущего, когда настоящее – это голод, грязь, смерть.

Каким-то детским языком пытаются передать свои чувства и мысли герои «Котлована»: «Счастье произойдёт от материализма, ...а не от смысла. Если мы все сразу задумаемся, то кто действовать будет?»

Герои Платонова похожи на детей, которые по команде взрослых спешат выполнять задания, поняв их в меру своей детской непосредственности. Этот страшный детский праздник в отсутствии взрослых Платонов описывает со всей его неприглядностью, жестокостью и бессмысленностью.

Почему герои похожи на детей? Они слишком мало знают. Представитель интеллигенции, инженер, говорит: «Нас учили каждого какой-нибудь мёртвой части: я знаю глину, тяжесть веса и механику покоя, но плохо знаю машины и не знаю, почему бьётся сердце в животном. Всего целого или что внутри - нам не объяснили.»

Революция дала власть людям малограмотным, пообещала счастье и перспективы тем, кто и не задумывался над понятием счастья.

Растеряны колхозники, не знающие, что же им делать теперь, когда весь инвентарь починен, а на дворе зима. Растерян Вощев, не знающий, для чего он живёт. Растеряны все. И это состояние рождает тупое безразличие, с которым Чиклин одним ударом кулака может убить человека, не испытывая при этом никаких чувств.

Отсутствие всякой культурной почвы, знаний, делает людей безнаказанно свободными настолько, что лишение кого-то жизни не считается преступлением.

Девочка Настя, совсем ещё ребёнок, легко усвоила истины, которыми живёт теперь этот мир, поэтому, услышав, что два мужика похожи на буржуев, она говорит Сафронову: «Убей их пойди!» Такая непосредственная детская просьба обнажает всё убожество мира.

Ребёнок ещё не понимает смысла и ценности жизни, но уже легко отдаёт страшные приказания, подражая взрослым, переняв их мораль.

Послереволюционный мир, описанный Платоновым, не имеет будущего, поэтому в нём умирают дети. Настя даже не умерла, а угасла.

Тихо угасла детская жизнь, не раскрывшись, не узнав счастья. Обречён и весь мир, где детство подражает взрослой бездумной жестокости.

Единственным спасением людей здесь является труд, труд бездумный, пустой, не приносящий результата. Превозмогая себя, тратя силы, роют рабочие котлован, чтобы построить огромный дом. Но по завершении котлована стройка не начинается, потому что начальник-бюрократ решает увеличить размеры будущей постройки, а более мелкий начальник перевыполняет план и добавляет работы землекопам, отдав команду расширить котлован вшестеро.

Так жизнь наделяет героев бездумным трудом, занимающим всё время и лишающим возможности думать.

История после революции совершила страшный виток, поставив во главе русского общества людей малообразованных, слепо следующих намеченной кем-то цели. Верхушка общества, Пашкин, например, живёт сыто, посещает театры, ездит на автомобилях, а низы, как и прежде, живут в бараках или убогих избах, питаются впроголодь.

Тема классового врага постоянно звучит в произведении. Люди ищут врагов и избавляются от них, не понимая, что самый большой враг – их невежество, с которым тяжело бороться. Это чувствует Вощев, пытаясь понять смысл жизни и мучаясь без знаний, которые ему неоткуда было почерпнуть.

Не осталось интеллигенции, нет учителей – всё сравняла революция, неоткуда взять мудрости. Герои это чувствуют, но не осознают, оттого так тягостно настроение людей в «Котловане»: настроение потерянности в огромном мире, чувство оторванности от корней, душевная боль от отсутствия любви к ближнему.

Аналитическое чтение повести А. Платонова «Котлован»

1. Критик Л. Авербах писал: «К нам приходят с пропагандой гуманизма, как будто есть на свете что-либо более человечное, чем классовая ненависть пролетариата». Ярлыки «кулак», «правоуклонист» Платонов получил вовсе не потому, что был против советской власти. А почему? Ответим на этот вопрос, когда попробуем выявить характерные черты времени в повести «Котлован».

Задание: Найти такие черты и подобрать эпизоды.

Характерные черты времени:

Разгромленная войной страна, нищета рабочих и крестьян. «Воздух ветхости и прощальной памяти стоял над потухшей пекарней»; «забор заиндевел мхом, наклонился, и давние гвозди торчали из него». Старую деревню покрывает «всеобщая ветхость бедности».

Грандиозные проекты, стройки коммунизма. Вспомним вечный образ Вавилонской башни. Вспомним хрустальный дворец из романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?». Вспомним проект строительства дворца Советов на месте взорванного, кстати, позже написания повести Храма Христа Спасителя, строительство метрополитена, Беломорканала и т. д. Вспомним недавние планы поворота северных рек.

Раскулачивание крестьян, методы уничтожения крестьянства, начало коллективизации. «Двое — это уже вполне кулацкий класс и организация». «Активист пришел на двор совместно с передовым персоналом и, расставив пешеходов в виде пятикратной звезды, стал посреди всех и произнес свое слово, указывающее пешеходам идти в среду окружающего беднячества и показать ему свойство колхоза путем признания к социалистическому порядку, ибо все равно дальнейшее будет плохо». «Он боялся, что зажиточность скопится на единоличных дворах и он упустит ее из виду».

Энтузиазм «масс». «Жить ради энтузиазма». Рабочие верят «в наступление новой жизни после постройки больших домов». При этом они живут в сарае: «Внутри сарая спали на спине семнадцать или двадцать человек, припотушенная лампа освещала бессознательные человеческие лица. Все спящие были худы, как умершие». Козлов хотел «умереть с энтузиазмом, дабы весь класс его узнал и заплакал над ним».

Процветание бюрократии. «Козлов прибыл на котлован пассажиром в автомобиле, которым управлял сам Пашкин. Козлов был одет в светло-серую тройку, имел пополневшее от какой-то постоянной радости лицо и стал сильно любить пролетарскую массу», «дополнительно к пенсии по первой категории он обеспечил себе и натурное продовольствие».

Уничтожение религии и фанатичное поклонение новой «религии» (не атеизм, а безбожие). «Я был поп, а теперь отмежевался от своей души и острижен под фокстрот»; «Приходится стаж зарабатывать, чтоб в кружок безбожия приняли».

Массовое доносительство (даже поп): «Те листки (поминальные) я каждую полуночь лично сопровождаю к товарищу активисту». «Жена Пашкина помнила, как Жачев послал в ОблКК заявление на ее мужа и целый месяц шло расследование, — даже к имени придирались: почему и Лев и Ильич: Уж что-нибудь одно!»

Всеобщая подозрительность. Сафронов говорит: «Ты, Козлов, свой принцип заимел и покидаешь рабочую массу, а сам вылезешь вдаль: значит, ты чужая вша, которая свою линию всегда наружу держит». Глаза матери Насти «были подозрительные, готовые ко всякой беде жизни, уже побелевшие от равнодушия».

Атмосфера бездуховности, грубости, хамства, бескультурья. Из радиорупора доносится: «Товарищи, мы должны мобилизовать крапиву на фронт социалистического строительства! Крапива есть не что иное, как предмет нужды заграницы... Мы должны обрезать хвосты и гривы у лошадей!». Сафронов: «Поставим вопрос: откуда взялся русский народ? И ответим: из буржуазной мелочи! Он бы и еще откуда-нибудь родился, да больше места не было. А потому мы должны бросить каждого в рассол социализма, чтоб с него слезла шкура капитализма и сердце обратило внимание на жар жизни вокруг костра классовой борьбы и произошел бы энтузиазм!..»

Попытки людей приспособиться к новой жизни.Вощев, увидев детей, «почувствовал стыд и энергию — он захотел немедленно открыть всеобщий, долгий смысл жизни, чтобы жить впереди детей...». Землекопы придумывают пути «будущего спасения»: «один желал нарастить стаж и уйти учиться, второй ожидал момента для переквалификации, третий же предпочитал пройти в партию и скрыться в руководящем аппарате».

Стремление обезличить людей, построить всеобщее счастье любым путем, отучить думать, сомневаться. «Люди нынче стали дороги, наравне с материалом». Вощев «устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда». Жачев знал, «что в СССР немало населено сплошных врагов эгоистов и ехидн будущего света, и втайне утешался тем, что убьет когда-нибудь вскоре всю их массу, оставив в живых лишь пролетарское младенчество и чистое сиротство».

Самое страшное – слепая, бездумная вера, жизнь без прошлого, без души. Героя «Котлована» Вощева выгнали с работы за то, что он «думал среди производства»: «Ты, наверное, интеллигенция – той лишь бы посидеть да подумать», «Если мы все задумаемся – кто работать будет?». Умирающая мать пытается спасти Настю: «Никому не рассказывай, что ты родилась от меня, а то тебя заморят. Уйди далеко-далеко отсюда и там сама позабудься, тогда ты будешь жива...». Поп говорит: «Мне, товарищ, жить бесполезно. Я не чувствую больше прелесть творения – я остался без Бога, а Бог без человека...».

2. Работа над «Котлованом» шла с декабря 1929-го по апрель 1930-го, почти синхронно с реальными событиями в стране: ноябрь 1929 г. – Пленум ЦК ВКП(б), где было заявлено о политике ликвидации кулачества как класса. 30 января 1930 года – Постановление Политбюро «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации». Платонов понимал, что с переходом к сплошной коллективизации и ликвидации кулачества страна возвращалась к «военному коммунизму», что крестьянство обречено на уничтожение. Платонов воспринял коллективизацию как отступление от революционных завоеваний народа и отчуждение человека от советской власти.

– Почему же Платонова сочли врагом советской власти?

Мужик, раскулаченный Чиклиным, говорит: «Ликвидировали?! Глядите, нынче меня нету, а завтра вас не будет. Так и выйдет, что в социализм придет один ваш главный человек!» Платонов, как и его герой, Макар, усомнился. Как и Вощев, задумался. Этого ему и не простили.

3. Что является предметом изображения в повести?

(В повести Платонова и широкая панорама жизни (промышленность, строительство, сельское хозяйство, образование, управление), и ее философское осмысление (поиски смысла жизни, проблема одиночества человека, стремление к истине, проблема личности).)

4. Кто является выразителем мыслей автора?

5. Как вы понимаете позицию автора, его отношение к изображаемому?

6. Как развивается в повести чувство тревоги за будущее, за саму жизнь?

(В «Котловане» тревога накапливается и растет с каждым поворотом повествования. Трагедия одиночества и непонятости обществом наложила определенный отпечаток на платоновского героя-правдоискателя, «измученного заботой за всеобщую действительность и поисками «коммунизма среди самодеятельности народа». Платонов пишет о необратимом и все углубляющемся распаде всех социальных и нравственных связей в обществе. Идет превращение жизни в ее экскременты и истирание всего живого в прах: зажиточные мужики заготовляют гробы впрок и ложатся в них с началом раскулачивания; полуголый крестьянин, пришедший за гробами, покрывается со спины «почвой нечистот и обрастает «защитной шерстью».)

7. Какой же вывод делает Платонов? В «Котловане» нет надежды на будущую жизнь: в основе дома-мечты – гроб с телом ребенка – девочки Насти (вспомним Достоевского – Иван Карамазов, говоря о «слезинке замученного ребенка в основании мировой гармонии», утверждал несостоятельность Царства небесного). «Я теперь ни во что не верю!» – итог строительства новой жизни и нового человека. Однако в записных книжках Платонова есть фраза: «Мертвецы в котловане – это семя будущего в отверстии земли». Все, оказывается, не так просто.

Настя для строителей «общепролетарского дома» – символ будущего, которое они строят, она тот «социалистический элемент», который дает душевные силы строителям «монументального дома», – Дома, который предназначен и для Насти, символа «социалистического поколения», И смерть девочки – это крах прежде всего обретенного – нового «советского смысла жизни», победа древнего мифа над утопией строения всеобщего дома. И –возвращение к мучительному «вспоминанию смысла». И самый трудный вопрос Насти, на который не могут ответить любящие девочку строители: где «четыре времени года»? – звучит как просьба, мольба – вернуть прежнюю, христианскую картину мира, где есть время. Настя уходит из жизни в смерть так, как уходили из жизни старые чевенгурцы и крестьяне колхоза имени Генеральной Линии – «кротко: обнимая кости матери (целование мощей), Настя возвращается от языка новой социальной утопии – языка, которым она владела с естественной доверчивостью ребенка к словесной игре, возвращается к матери.

Смерть девочки с именем, за которым стоит воскрешение (Анастасия – воскресшая), остановка действия в повести, пик финала и вопрос. Повесть, в которой запечатлелись реальные, общественно-политические события «года великого перелома», обнажала вопросы глубинные – о смысле и цене фундаментальных разрушений в национальной и мировой истории XX века.

В эпилоге повести Платонов обращается с вопросом не только к читателю, но и к себе как автору, объясняя истоки того «тревожного чувства», что продиктовало ему подобную точку финала, – это любовь не только к прошлому, но и настоящему России: «Погибнет ли эсесерша, подобно Насте, или вырастет в целого человека, в новое историческое общество?»

Слово у Платонова – единица не только филологического, но и философского «усилия». Писатель словно бы изучает не только носителей языка, но и сам язык, его возможности, силу его воздействия на судьбы человека и общества. Поэтому и понять «Котлован» можно, только идя от слова, прикасаясь к нему все тем же «прямым чувством жизни» и как бы освободившись от предписаний законов «правильной» литературной речи.

Платонов называет еще одного виноватого в случившемся со страной и людьми. Это новый «революционный» язык, оказавшийся чрезвычайно агрессивным и способным к подавлению самостоятельно мышления людей.

Язык лозунгов и декретов, лавиной обрушившийся на головы людей после революции, для большинства из них был чужим и непонятным. А значит – страшным и по-особому значительным. К тому же каналы, по которым этот язык поступал в «массы», тоже были пока непривычными, неосвоенными. Собрания и митинги, а особенно радио и печать в стране полуграмотности – незаменимые способы внушить людям «священный трепет» перед официальным словом. Не случайно главный бюрократ в «Котловане» «товарищ Пашкин бдительно снабдил жилище землекопов радиорупором, чтобы во время отдыха каждый мог приобретать смысл классовой жизни из трубы».


1   2   3   4


написать администратору сайта