Главная страница
Навигация по странице:

  • Содержание Введение. Мажит Гафури Основная часть. Фото

  • Основная часть

  • Личная жизнь

  • Заключение

  • Жизнь и творчество М. Гафури. Мажит Гафури. Жизнь и творчество Мажита Гафури


    Скачать 215.22 Kb.
    НазваниеЖизнь и творчество Мажита Гафури
    АнкорЖизнь и творчество М. Гафури
    Дата23.10.2022
    Размер215.22 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМажит Гафури.docx
    ТипРеферат
    #749236

    Реферат

    на тему

    «Жизнь и творчество Мажита Гафури»

    Подготовила студентка РГ-21: Евлоева Мадина А.

    Преподаватель: Бекова Мадина Руслановна

    Содержание

    1. Введение.

    Мажит Гафури

    1. Основная часть.

    Фото

    Биография

    Творчество

    Личная жизнь

    1. Заключение.

    Смерть и память

    Введение

    Маджит Гафури – видный представитель татарской литературы начала XX века, соратник Тукая, автор либретто одного из первых татарских опер. В то же время он признан основоположником башкирской литературы. В Башкортостане его именем названы улицы, театр, работает музей.

    Гафури – первый народный поэт Башкирской республики. Он внес огромный вклад в развитие классики, поэзии, фольклористики, драматургии Татарстана и Башкорстана. Это был поэт, корнями глубоко уходящий в жизнь народа, певец его печали и радости. «Всегда с народом и все для народа!» – это был девиз жизни и творчества Мажита Гафури. В его поэзии нашли отражение все важнейшие события эпохи, в которой он жил. В произведениях М. Гафури слышится голос поэта-гражданина, борца за справедливость и тонкого лирика.

    Мустай Карим в 1980 году: «Мажит Гафури принадлежит не только литературе. Велико влияние его дела и его личности на мно тогие сферы общественной деятельности. У каждого народа есть вехи, по которым сверяются гражданская, человеческая совесть соотечественников. Одной из таких вех для нас был Мажит Гафури. И остается им…»

    Основная часть




    Биография

    Мажит Гафури (полное имя – Габдулмажит Нурганиевич Гафуров) родился 3 августа (по старому стилю 20 июля) 1880 года в деревне Зилим-Караново, Стерлитамакского уезда (ныне Гафурийский район республики Башкортостан), в семье бедного башкирского сельского учителя Нургани. У Нургани было пятеро детей, младшим из которых был Мажит. Он имел маленькое хозяйство, летом занимался пчеловодством, а зимой обучал детей в школе своей деревни. Он видел нищенскую жизнь башкирских и татарских крестьян и стремился обеспечить своим сыновьям более высокий жизненный уровень. Нургани считал лучшим положение муллы или хальфа, и ему хотелось, чтобы все его сыновья (а их было четверо) в будущем стали «первыми людьми» среди крестьян.

    Мажит с малых лет любил слушать народные сказки и легенды, рассказываемые отцом и крестьянами, отличался прилежностью в учебе, обнаруживал способности схватывать все на лету. Восьми лет он уже самостоятельно начал читать мусульманские книги, и отец взял его к себе в школу. Маленький Мажит в течение двух-трех лет осваивает «программу» сельского мектебе и в одиннадцать лет начинает помогать отцу в обучении детей. Видя большие способности своего и понимая, что сыну необходимо продолжать обучение, Нургани осенью 1893 года устраивает Мажита в медресе соседней деревни Утяшево.

    Медресе в деревне Утяшево было религиозно-схоластической школой. Вскоре отец Мажита скончался, а спустя 6 месяцев умерла и мать. Для круглого сироты наступили тяжелые дни.

    Мажит попытался попасть в Уфимское медресе, но не потянул по деньгам Поэтому осенью 1898 года он собирает нехитрый скарби пешком отправляется в город Троицк, расположенный в 450 километрах от его родной деревни. С большими трудностями он добирается до города и поступает на учебу в медресе ишана Зайнуллы , где обучается почти шесть лет, несмотря на то, что основанная на религиозности система образования ему не по душе. Сбежав от ужасов темной, нищей башкирской деревни с ее муллами, торговцами, кулаками и религиозными школами, Гафури очутился в провинциальном городе Оренбургской губернии (на территории нынешней Челябинской области), где колониальный гнет царизма переплетался с религиозно-духовным гнетом феодального Востока.

    Материальное положение Мажита Гафури в Троицке продолжает оставаться тяжелым. Он по-прежнему живет тем, что прислуживает богатым шакирдам, а в летние месяцы работает чернорабочим на торфяных разработках, на золотых приисках, в хозяйстве кулаков, учительствует в казахских кочевьях. Так продолжается до осени 1905 года.

    Будучи совершенно неудовлетворенным учебой в религиозно-схоластическом медресе, Мажит Гафури в 1901–1903 гг. упорно занимается самообразованием. Этому способствует и открывшаяся в Троицке национальная библиотека «Хэзмэт». Гафури изучает арабский, турецкий, иранский и русский языки, историю и географию, восточную поэзию, просветительскую татарскую литературу и классическую русскую литературу. Все это расширяет его кругозор и укрепляет в нем критическое осмысливание окружающего. В последние годы обучения в Троицке парень уже имел сформировавшуюся позицию по отношению к устаревшей системе образования и открыто высказвал ее, он начинает открыто выступать против существующих порядков в медресе и его духовного отца — руководителя Зайнуллы-ишана. Мажит обладал свободным нравом и неким внутренним огнем, благодаря чему вокруг него сплотились единомышленники.

    Творчество

    Весной 1902 года Гафури пишет свое первое сатирическое стихотворение «Шакирдам ишана», в котором высмеивает и смело критикует существовавшие порядки в медресе, деспотическое отношение ишана к шакирдам, их раболепие перед этим «святым» человеком. Это стихотворение в рукописном виде очень быстро распространилось среди шакирдов и молодежи и вызвало большое возбуждение среди них. Разгневанный ишан запретил Гафури жить в медресе, а консервативные шакирды, сторонники ишана, стали жестоко преследовать его. Тогда Гафури в городе снимает частную комнату, которая очень скоро становится культурно-просветительным очагом для прогрессивной молодежи. Летом этого же года он пишет свой первый художественный рассказ «Жизнь, прошедшая в нищете». Таким образом, Мажит Гафури выступил в литературе одновременно и как поэт, и как прозаик.

    Вскоре была написана первая объемная Гафури – поэма «Сибирская железная дорога». В ней автор затронул проблему мусульманского общества, живущего пережитками прошлого и не способного поддерживать прогрессивные перемены. Молодой поэт призывал соотечественников оглянуться на современный мир и учиться саморазвитию. Это произведение положило начало просветительской деятельности Мажита Гафури.

    В 1905 году поэт перебрался в Казань и поступил на учебу в новометодное медресе «Мухаммадия». Но и это учебное заведение, возглавляемое крупным казанским муллой Галиджаном Баруди, мало отличалось от медресе Зайнуллы-ишана.

    В Казани Мажит входит в круг татарских интеллигентов — драматургов и литераторов. Общение с новыми людьми, в чьих душах прочно поселилась идея революционных преобразований, усилило политическую окраску творчества Гафури. Тут он знакомится с основоположником татарской драматургии Г. Камалом, преподавателем русского языка, писателем-драматургом Г. Кулахметовым и революционером-большевиком Хусаином Ямашевым. Шафури принимает активное участие в студенческих и шакирдских забастовках и демонстрациях, в митингах, распространяет листовки и прокламации, сотрудничает с новыми татарскими газетами, пишет стихотворения на злободневные темы.

    После событий, связанных с Петром Столыпиным, Гафури попал в поле зрения жандармерии, и ему пришлось скрываться в казахских степях, а позже перебраться в Уфу. Гонениям из-за своих политических убеждений поэт подвергался вплоть до 1917 года.

    В 1909 году Мажит, наконец, смог получить диплом о высшем образовании. Он нашел учебное заведение полусветского толка, порядки которого соответствовали его мировоззрению – медресе «Галия». В этот период параллельно с собственным творчеством, поэт занялся сбором и изучением башкирского фольклора. Также попробовал себя в басенном жанре, при этом свои басни он наполнял колоритом родного народа.

    Даже когда в творчестве Гафури появилась романтическая тематика, патриотизм и борьба против неравенства остались ключевыми составляющими его произведений.

    Первая мировая война наложила отпечаток на поэтическую биографию Мажита: в своих произведениях он стал задаваться вопросом о существовании Аллаха. Мусульманское духовенство тех лет воспринимало его творчество крайне негативно.

    Своему сердцу

    Неустрашимо, сердце, будь,

    Всегда люби свободу!

    Тебя зовет священный путь

    Служения народу.

    Свети, как солнце с высоты,

    Всю землю согревая.

    Будь искренне и ясно ты,

    Ни лжи, ни зла не зная.

    Тому, кто честен сам и прям,

    Просторно жить на свете!

    …Эпиграфом к моим стихам

    Поставьте строки эти!..

    Великая Октябрьская революция, как и гражданская война, вселила в душу молодого человека надежду на светлое будущее. В поэзии и прозе Гафури появились воодушевление, оптимизм и искренняя вера в освобождение угнетенного народа. «В честь свободы», «Дни освобождения», «Своему сердцу» — торжественные оды того периода, где ярко выражена его радость от произошедших перемен.

    В 1923 году вклад Мажита Гафури в сохранение национальных ценностей был отмечен Башкирским центральным исполкомом — он был удостоен звания народного поэта Башкирской АССР. Руководство республики всячески поддерживало литератора: в связи с 20-летием творческой деятельности ему был подарен дом на улице Гоголя, 28, чтобы он мог спокойно заниматься написанием книг. Следующие пять лет Мажит работал в татарском издании «Новая деревня», параллельно вел поэтическую, писательскую и публицистическую деятельность.

    В эти годы из-под пера Гафури вышло множество прозаических произведений, одно из которых – повесть «Черноликие» стала признанным литературным шедевром. В это же время писатель попробовал себя в качестве театрального сценариста: он написал пьесу «Красная звезда» и создал либретто к нескольким операм.

    В начале 1930-х годов произведения Гафури критиковали политический строй зарубежных государств. В них поэт выступал против империализма, ущемления прав низших слоев населения и колониальных порядков. «В мире капитала», «Заграничные враги» и «За океаном» — яркие примеры произведений, где Мажит клеймил капиталистический строй.

    Личная жизнь

    В сердце Мажита Гафури была лишь одна женщина – его супруга Зухра Насырова. Любовь к ней он пронес через всю жизнь, а она стала его верным другом и соратником во всех начинаниях.

    Зухра-ханум, как уважительно называл ее поэт, была дочерью портного. Она получила хорошее образование и преподавала татарский язык и литературу в приюте для девочек. Помимо этого, женщина шила на заказ одежду и другие вещи.

    У
    супругов родилось двое детей – мальчики Халит и Анвар. В архивах сохранилось семейное фото Гафури, где все ее члены одеты в обычную одежду. Из этого можно сделать вывод, что несмотря на строгое религиозное воспитание в прошлом, нравы в семье были светскими.

    Заключение

    Смерть и память

    Мажит Гафури скончался в октябре 1934 года от туберкулеза. Был похоронен на Уфимском кладбище им. Александра Матросова.

    Коммунистическая партия и Советское правительство высоко оценили творчество Мажита Гафури. В 1940 году, в связи с 60-летием со дня рождения поэта, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Красноусольский район Башкирской АССР (где поэт родился и провел детские годы) переименовали в Гафурийский.

    Творчество классика башкирского и татарского народов Мажита Гафури вошло в великую сокровищницу культуры народов Советского Союза. Никогда не смолкнет мощный голос поэта, который звучит, как призыв к жизни, к борьбе за счастье и дружбу между народами, за коммунизм.

    В доме на улице Николая Гоголя города Уфы, где поэт проживал с семьей, сейчас расположен мемориальный музей Мажита Гафури. Перед зданием театра, установлен памятник великому литератору Башкортостана и Татарстана, ставший неотъемлемой частью города. Также в башкирской столице существует Фонд культуры имени Мажита Гафури.

    В 1967 году в Ишимбае состоялось торжественное открытие бюста Гафури, а в 1974 году его заменили на памятник.

    В Зилим-Караново, родной деревне народного поэта, находится дом-музей с экспозицией его личных вещей.

    Названия почти 200 улиц по всей России связаны с именем Мажита Гафури. Также в честь литератора названы целые районы, населенные пункты, и парки.

    «Великий след оставил по себе Мажит Гафури, — пишет академик Павло Тычина. — Талант его был огромен и многогранен. Будучи родоначальником башкирской литературы, будучи певцом Октябрьской революции также и в татарской литературе, он спешил проявить себя во всех тех областях искусства слова, которые еще не были до него заполнены: и в поэзии, и в прозе, и в писании книг для детей, в создании текста для оперы, в обработке записанных из уст народа легенд и сказок, в поднятии критической мысли Башкирии. Бессмертную славу заслужил он себе тем, что всю свою жизнь, как истинный гуманист, отдал на борьбу за счастье и правду человека …

    Источники информации:

    http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%B6%D0%B8%D1%82%20%D0%93%D0%B0%D1%84%D1%83%D1%80%D0%B8

    https://www.bashinform.ru/news/749270-mazhit-gafuri-osnovopolozhnik-natsionalnoy-literatury-k-135-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-poeta-i-pisate/

    https://mazhit-gafuri.ru/part/foto

    https://rb7.ru/m/interest/174744


    написать администратору сайта