Главная страница
Навигация по странице:

  • Понятие жизни и смерти с точки зрения науки

  • 2. Жизнь, смерть, бессмертие: философский аспект

  • 3.Жизнь после смерти с точки зрения религий

  • 3.1 Христианство.

  • 3.3 Буддизм.

  • Список литературы

  • Реферат на тему Жизнь после смерти. Жизнь после смерти


    Скачать 41.23 Kb.
    НазваниеЖизнь после смерти
    Дата15.03.2023
    Размер41.23 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат на тему Жизнь после смерти.docx
    ТипРеферат
    #991180


    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Пермский институт (филиал) государственного образовательного учреждения

    Высшего профессионального образования

    «Российский государственный торгово-экономический университет»

    Реферат на тему: «Жизнь после смерти»

    Дисциплина: Философия

    Преподаватель: Л.С.Зеленин

    Студентка очной формы обучения

    специальности: 080109 –

    Бухгалтерский учёт анализ и аудит

    Группа: БП - 21, Кылосова К., Быкова В.

    Пермь, 2012

    Содержание

    Введение

    1. Понятие жизни и смерти с точки зрения науки

    1.1 Научные определения понятия «жизнь»

    1.2 Определение смерти с точки зрения науки

    1. Жизнь, смерть, бессмертие: философский аспект

    2. Жизнь после смерти с точки зрения трёх основных религий

      1. Христианство

    3.2 Ислам

    3.3 Буддизм

    Заключение

    Список литературы


    1. Понятие жизни и смерти с точки зрения науки

    Издревле человек ставил перед собой вопрос, в чем сущность человеческого бытия. Жизнь и смерть - вечные темы духовной культуры человечества. О них размышляли пророки и основоположники религий, философы и моралисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики. Вряд ли найдется взрослый человек, который рано или поздно не задумался бы о смысле своего существования, предстоящей смерти и достижении бессмертия. Многие философы и мыслители пытались ответить, для чего живет человек, для чего пришел он в этот мир, почему он умирает и что происходит с ним после смерти 1.1 Научные определения понятия «жизнь»

    Существует много определений жизни, поскольку изменялись представления о ней, совершенствовалась научная картина мира и ее философское осмысление. В XIX в. наиболее удачным можно считать определение Ф. Энгельса, согласно которому: Жизнь - есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел. В XX в. понятие жизни существенно углубилось. Качественным структурным отличием жизни на всех ее ступенях является то, что структура живого динамична и лабильна. Живое не ограничивается белком в качестве субстрата и обменом веществ в качестве функции. Современной наукой полностью доказано, что качественное отличие живого от неживого заключено в структуре их соединений, в строении и связях, в особенностях функций, в характеристике и организации взаимодействующих процессов. В то же время установлено полное единство в составе химических элементов живого и неживого. Во второй половине XX в. было предложено следующее определение: Жизнь - есть способ существования материи, закономерно возникающей на уровне высокомолекулярных соединений и характеризующейся динамичными, лабильными структурами, функцией самообмена, а также процессами саморегулирования, самовосстановления и накопления наследственной информации. В этом определении жизнь представляет собой диалектическое единство трех особенностей — формы, функций, процессов, в то время как определение Ф. Энгельса является диалектическим единством двух особенностей — формы и функций. Из других определений отметим определения современных ученых: российского Челикова и канадского Селье. Согласно первому: Жизнь есть способ существования специфически гетерогенного материального субстрата, универсальность и уникальность которого обусловливают целесообразное самовоспроизведение всех форм органического мира в их единстве и многообразии. По определению известного канадского биолога Г. Селье: Жизнь — это процесс непрерывной адаптации организмов к постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней среды [3,с.104]. Адаптации заключаются в поддержании структуры и функций всех ключевых систем организма при воздействии на него различных по природе факторов среды. Адаптации являются основой устойчивости и продуктивности всех организмов. В исследованиях проблемы происхождения жизни можно выделить несколько основных подходов. Прежде всего, следует упомянуть субстанциональный подход. Его развивали А.И. Опарин, Дж. Холдейн. Ключевое значение для происхождения жизни, в соответствии с этим подходом, имеет наличие определенной субстанции, определенных ее структур. Один из видных представителей этого направления В.А. Энгельгардт считал, что подлинное изучение проблемы жизни должно основываться на данных химии, а не математики. Что касается Опарина, то он подчеркивал несводимость биологии к физике и химии [5,с.96]. Следующим важным подходом является функциональный подход, основными авторами которого были А. Н. Колмогоров и А. А. Ляпунов. Сторонники этого подхода рассматривали живой организм как термодинамический «черный ящик», т.е. интересовались только сигналами на входе в систему и на выходе из нее. Отличительной особенностью живых организмов они считали наличие «управляемых процессов» передачи информации. Они не придавали особого значения связи жизни с определенными химическими элементами и даже допускали возможность небелковых форм жизни. Жизнь имеет свою неповторимую специфику, свое качество и различные яркие грани. В клетках происходит постоянное разрушение составляющих ее химических соединений, но в этом разрушении она продолжает существовать как целое. В многоклеточном организме клетки непрерывно отмирают, заменяясь новыми, но организмы продолжают существовать как целое. В биоценозе, или виде, одни индивидуумы умирают, а другие, новые — рождаются. Таким образом, любая органическая система представляется непрерывно существующей [4,с.91]. Возникновение жизни связано с рядом важных принципов развития: дисимметрии, историзма и др. Огромное значение для понимания жизни имеет жизненный цикл. Жизнь могла возникнуть только в среде своеобразной дисимметрии, отличной от обычной среды биосферы. Дисимметрия - свойство биологических систем использовать и синтезировать вещество в одной из двух возможных пространственных конфигураций. Оно проявляется на макроскопическом, молекулярном и, возможно, на более глубоких уровнях. Проблема диссимметрии служит предметом разнообразных толкований, поскольку по всем законам физики и химии вещество должно синтезироваться в равном количестве левых и правых форм.

    1.2 Определение смерти с точки зрения науки

    Смерть, прекращение жизнедеятельности организма и вследствие этого — гибель индивидуума как обособленной живой системы, сопровождающаяся разложением белков и других биополимеров, являющихся основным материальным субстратом жизни. В основе современных диалектико-материалистических представлений о смерти лежит мысль, высказанная Ф. Энгельсом: «Уже и теперь не считают научной ту физиологию, которая не рассматривает смерть как существенный момент жизни..., которая не понимает, что отрицание жизни по существу содержится в самой жизни, так, что жизнь всегда мыслится в соотношении со своим необходимым результатом, заключающимся в ней постоянно в зародыше, — смертью». Иногда выделяют понятие частичной смерти, т.е. смерти группы клеток, части или целого органа. У одноклеточных организмов — простейших — естественная смерть особи проявляется в форме деления, поскольку оно связано с прекращением существования данной особи и возникновением вместо неё двух новых. Смерть особи обычно сопровождается образованием трупа. В зависимости от причин, обусловливающих наступление смерти, у высших животных и человека различают: смерть естественную (называемую также физиологической), наступающую в результате длительного, последовательно развивающегося угасания основных жизненных отправлений организма в результате старения, и смерть преждевременную (называемую иногда патологической), вызываемую болезненными состояниями организма, поражениями жизненно важных органов (мозга, сердца, лёгких, печени и др.). Преждевременная смерть может быть скоропостижной, т.е. наступить в течение нескольких минут и даже секунд (например, при инфаркте). Смерть насильственная может явиться следствием несчастного случая, самоубийства, убийства. Смерть теплокровных животных и человека связана с прекращением, прежде всего дыхания и кровообращения. Поэтому различают два основных этапа смерти: так называемую клиническую смерть и следующую за ней так называемую биологическую, или истинную. По истечении периода клинической смерти, когда ещё возможно полноценное восстановление жизненных функций, наступает биологическая смерть — необратимое прекращение физиологических процессов в клетках и тканях. Все процессы, связанные со смертью, изучает танатология.

    2. Жизнь, смерть, бессмертие: философский аспект

    Очевидно, что проблема смысла и цели человеческого бытия, проблема жизни и смерти — это центральная проблема философии.

    Жизнь противоположна безжизненности, а смерть противоположна рождению, ибо смерть и рождение — полюсы и границы человеческой жизни, ее пределы. Смерть даже более необходима, чем рождение, так как тот или иной человек мог и не родиться, поскольку его рождение зависело от многих случайностей. Но раз он родился, то уже ничто не может спасти его от смерти. Жизнь и смерть — вечные темы духовной культуры человечества во всех ее подразделениях. О них размышляли пророки и основоположники религий, философы и моралисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики. Вряд ли найдется взрослый человек, который рано или поздно не задумался бы о смысле своего существования, предстоящей смерти и достижении бессмертия. Эти мысли приходят в голову детям и совсем юным людям, о чем говорят стихи и проза, драмы и трагедии, письма и дневники. Только раннее детство или старческий маразм избавляют человека от необходимости решения этих проблем. По сути дела, речь идет о триаде: жизнь - смерть - бессмертие, поскольку все духовные системы человечества исходили из идеи противоречивого единства этих феноменов. Наибольшее внимание здесь уделялось смерти и обретению бессмертия в жизни иной, а сама человеческая жизнь трактовалась как миг, отпущенный человеку для того, чтобы он мог достойно подготовиться к смерти и бессмертию. За небольшими исключениями у всех времен и народов высказывались о жизни достаточно негативно. Жизнь — страдание (Будда, Шопенгауэр, и др.); жизнь — сон (Веды, Платон, Лабрюйер, Паскаль); жизнь — бездна зла (древнеегипетский текст «Разговор человека со своим духом»). Смерть и потенциальное бессмертие — самая сильная приманка для философствующего ума, ибо все наши жизненные дела должны, так или иначе, соизмеряться с вечным. Человек обречен на размышления о смерти и в этом его отличие от животного, которое смертно, но не знает об этом. Правда, животные чуют приближение смерти, особенно домашние, и их предсмертное поведение чаще всего напоминает мучительные поиски уединения и успокоения. Смерть — пожалуй, единственное, перед чем все равны: бедные и богатые, грязные и чистые, любимые и нелюбимые. Хотя и в древности, и в наши дни постоянно делались и делаются попытки убедить мир, что есть люди, побывавшие «там» и вернувшиеся назад, но здравый рассудок отказывается этому верить. Смерть с философской точки зрения обозначает предел человеческого существования. Она свидетельствует о двойственной природе человека: наличии физического тела, подчиненного биологическим законам, и души, сознания, разума, принадлежащего вечности. Вопросы о смысле жизни и смерти – это на самом деле вопросы о человеке, о том, как он определяет себя и свое положение в мире. Абсолютизируя душу или тело, представляя их как два враждующие начала, человек неизбежно оказывается либо во власти идей и пренебрежительно относится к жизни, либо во власти телесных желаний – и тогда передает свою вторую природу. Это переносится и н6а определение различия земной и небесной жизни: земля – это темница для человека, а Божье царство – это райская жизнь. Жизнь и смерть – это антропологические константы, в рамках которых и должен решаться вопрос о смысле жизни. Человек - это конечное существо, и ему подобают терпение и смирение. Однако он не одинок, ибо является частью жизни, представителем своего славного рода, членом общества и в этом смысле бессмертен. Не замалчивать, не камуфлировать смерть под жизнь, не утешаться иллюзией загробной жизни, а достаточно встретить ее, смягчить муку умирания, сохранить умерших в своей памяти и не передать их дело – вот в чем состоит философское отношение к смерти. Философия не дает лекарства от смерти, а освобождает от иллюзий. Сама смерть – это тайна, но то, что говорят о ней люди, может быть подвергнуто критике. Можно выделить первое измерение проблемы жизни, смерти и бессмертия - биологическое, эти состояния являют по сути дела различные стороны одного феномена. Давно уже была высказана гипотеза панспермии, постоянного наличия жизни и смерти во Вселенной, постоянного их воспроизводства в подходящих условиях. Данный аспект наиболее разработан в восточной философии и мистических учениях, исходящих из принципиальной невозможности только разумом понять смысл этого вселенного кругооборота. Осознание единства жизни человека и человечества со всем живым на планете, с ее биосферой, равно как и потенциально возможными формами жизни во Вселенной имеет огромное мировоззренческое значение.

    Второе измерение проблемы жизни, смерти и бессмертия связано с уяснением специфики человеческой жизни и ее отличия от жизни всего живого. Уж более тридцати веков мудрецы, пророки и философы разных стран и народов пытаются найти этот водораздел. Чаще всего полагают, что все дело в осознании факта предстоящей смерти: мы знаем, что умрем и лихорадочно ищем путь к бессмертию. Все остальное живое тихо и мирно завершает свой путь, успев воспроизвести новую жизнь или послужить удобрением почвы для другой жизни.

    Третье измерение этой проблемы связано с идеей обретения бессмертия, которая рано или поздно становится в центр внимания человека, особенно, если он достиг зрелого возраста. Выделяют несколько видов бессмертия, связанных с тем, что после человека остается его дело, дети, внуки и т. д. (разумеется, не у каждого), продукты его деятельности личные вещи, а также плоды духовного производства (идеи, образы и т. д.).

    Первый вид бессмертия - в генах потомства, близок большинству людей. Кроме принципиальных противников брака и семьи и женоненавистников, многие стремятся увековечить себя именно этим способом. Одним из мощных влечений человека является стремление увидеть свои черты в детях, внуках на правнуках.

    Второй вид бессмертия - мумификация тела с расчетом на вечное его сохранение. Опыт еще египетских фараонов, практика современного бальзамирования говорят о том, что в ряде цивилизаций это считается принятым. Достижения техники конца XX в. сделали возможною глубокое замораживание тел умерших с расчетом на то, что медики будущего их оживят и вылечат ныне неизлечимые болезни. Такая фетишизация человеческой телесности характерна в основном для тоталитарных обществ, где власть стариков становится основой стабильности государства.

    Третий вид бессмертия - упование на растворение тела и духа умершего во Вселенной, вхождение их в космическое «тело», в вечный кругооборот материи. Это характерно для ряда восточных цивилизаций, особенно японской. К такому решению близка исламская модель отношения к жизни и смерти и разнообразные материалистические или точнее натуралистические концепции. Здесь речь идет об утрате, личностных качеств и сохранению частиц бывшего тела, могущих пойти в состав других организмов. Такой крайне абстрактный вид бессмертия неприемлем для большинства людей и эмоционально отвергается.

    Четвертый путь в бессмертие связан с результатами жизненного творчества человека. Научное открытие, создание гениального произведения литературы и искусства, указание пути человечеству в новой вере, выдающаяся военная победа и демонстрация государственной мудрости — все это оставляет имя человека в памяти благодарных потомков. Способность влиять на жизнь сотен миллионов людей, «харизма» власти вызывает у многих состояние мистического ужаса, смешанного с почтением. О таких людях слагают легенды и предания, которые передаются от поколения к поколению.

    Пятый путь в бессмертие связан с достижением различных состояний, которые наука называет «измененные состояния сознания». В основном они являются продуктом системы психотренинга и медитации, принятой в восточных религиях и цивилизациях. Тут возможны «прорыв» в иные измерения пространства и времени, путешествия в прошлое и будущее, экстаз и просветление, мистическое ощущение причастности к Вечности.

    3.Жизнь после смерти с точки зрения религий

    Как известно, все религии произошли из одного источника, и имеют много общего, в частности, все религии сходятся в том, что смерть – важнейшее явление и требует глубоких размышлений. Мы рассмотрим три основных направления религии – христианство, ислам, буддизм.

    3.1 Христианство.

    В настоящее время христианство самая распространенная религия на земном шаре (около 1 400 млн. человек в современном мире – христиане). В ней выделяются три основных течения: католичество, православие и протестантизм. Данная религия искупления и спасения. В отличие от религий, где Бог рассматривается как грозный Господин (иудаизм, ислам), христиане верят в милосердную любовь Бога к согрешившему человечеству.

    В христианском учении смерть – это перемена к лучшему, через нее Бог меняет жизнь человека. Поэтому сознательно и прямо смерть описывалась не как беда, а как возможность. Иисус говорил, что потерять свою жизнь – значит ее спасти. В христианстве по большому счету не важно, какой смертью умер человек. Запрещается только самоубийство и убийство как вторжение человека в дела Божьи. В целом же, любая смерть – это возможность для воскресения. Ведь основная весть проповедников христианства – это весть о воскресении Христа. Воскресение Христа подтвердило, что бытие любви сильнее наличия смерти.

    Многие верующие убеждены в том, что у них были прошлые жизни. Некоторые даже готовы об этом рассказать на основе собственных ощущений. Также многие убеждены, что после жизни нас ждет ад или рай, то есть продолжение жизни, а на самом деле в христианстве земная жизнь вообще едва ли заслуживает внимания и вообще может называться жизнью, поскольку это только лишь подготовка к настоящей жизни в другом мире, поэтому и смерти как таковой нет.

    После непосредственной смерти еще два дня душа свободна и находится возле тела, а на третий день, после погребения, переходит в другой мир. Этот факт породил множество мифов и предрассудков.
    Что касается ощущения себя самого в загробном мире, на небесах, то в христианстве сохраняется полнота своих мыслей и осознания без перерыва ни на миг, но уже без тела. Утверждается, что после смерти можно общаться с миром ангелов, демонов и другими душами. Душа будет продолжать развиваться, причем это зависит от степени духовности и греховности. Но, чтобы попасть в загробный мир, нужно еще пройти Страшный суд. Он по-настоящему страшен для нераскаявшихся и очень больших грешников, которые попадут в ад. Другие могут рассчитывать на вечную жизнь в раю. У католиков функции ада выполняет чистилище, время пребывание в нем определяется степенью тяжести грехов и тем, как за человека молятся родственники на земле. Правда, чистилища можно избежать, если при смерти отпустили все грехи. Некоторые называют чистилище «изобретением», поскольку изначально его не было. Оно начало формироваться лишь в первом тысячелетии. Идею отшлифовал и окончательно оформил Фома Аквинский. А полностью догмат о чистилище был принят лишь в XV веке на Флорентийском соборе.

    3.2 Ислам.

    Самой поздней по времени возникновения мировой религией является ислам, или мусульманство. Это одна из самых распространенных религий: приверженцев ее насчитывается около 900 миллионов. Слово "ислам" означает покорность.

    Согласно исламу, смерть – это конец испытаний и искушений. В последний день Бог соберет к себе всех людей и будет судить их по земным делам. После этого одни пойдут в рай, другие – в ад. В течение всей своей жизни мусульманин должен совершать добрые поступки, но очень важно, как именно он умрет. Для мусульманина умереть лучше всего тогда, когда все его поступки посвящены Богу, и последние слова, которые он произнес, тоже посвящены Богу. Мусульмане чтут смерть мучеников – людей, отдавших свою жизнь за веру.

    Догматика ислама очень проста, есть только один бог — Аллах, Мухаммед был посланником-пророком, бог посылал людям и других пророков — это библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед выше всех, так же существуют ангелы и злые духи (джинны), они тоже находятся во власти бога и исполняют его волю.

    После того, как мусульманин умер, его погребают и долго оплакивают. И до Судного Дня умершие «терпят наказание в могиле», это особого рода чистилище, где человек испытывает давление или подвергается наказанию, в зависимости от его дел. В Судный День все души соединятся с их телами, восстанут из мертвых и будут ждать Последнего Суда Божьего, когда и выяснится, где они проведут вечность – в раю или в аду. На больших весах, поставленных на площади, Господь будет взвешивать добрые и злые дела человека, и вследствие этого одни люди попадут в рай, другие – в ад, таящие в себе соответственно невообразимое блаженство или невероятные ужасы. Это очень важный момент в отношении ислама к смерти: смерть – переход к последующему существованию на небесах или в аду в физическом теле.

    Если вы не верите в ахирет, или загробную жизнь, то являетесь злостным отступником от Аллаха.

    В исламе даже сама смерть, ощущения во время нее сильно зависят от наличия веры и грехов. Чем больше веры и меньше грехов, тем приятнее и незаметнее смерть, и наоборот. Однако после первого суда и распределения по заслугам предстоит пережить еще один — суд Аллаха, высший и справедливый. Причем до этого момента у души сохраняются даже чувства, но еще никто до суда Аллаха не дошел. Он настанет только в тот момент, когда разрушится и сгинет вся Вселенная. Тогда и будет окончательное распределение: кому в рай — ал-Джанну, кому в ад — Джаханнам. Сунниты (мусульманское ответвление) считают, что если человек мусульманин, то его пребывание в аду не будет вечным, как у неверного и атеиста.

    3.3 Буддизм.

    Буддизм обещает людям избавление от самых тягостных сторон человеческого существования — страданий, невзгод, страстей, страха смерти. Однако, не признавая бессмертия души, не считая её чем-то вечным и неизменным, буддизм не видит смысла в стремлении к вечной жизни на небесах, поскольку вечная жизнь с точки зрения буддизма и других индийских религий — это лишь бесконечная череда перевоплощений, смена телесных оболочек. В буддизме для её обозначения принят термин “сансара”. Высшую цель религиозной жизни буддизм видит в освобождении от кармы и выходе из круга сансары.

    Для настоящего буддиста вопрос жизни и смерти является если не запрещенным, то второстепенным точно, поскольку он относится к 14 вопросам, определенным Буддой как нежелательные для рассмотрения. В буддизме нет души, и ей придается только назывательная функция. Существует только ощущение, представление, желание и познание. А если идет речь о теле, то и его тоже нет изначально, и описывается оно теми же аспектами плюс телесность. Все ломают понятия реинкарнации и нирваны. Предполагается, что учение Будды наложилось на древние индийские религиозные традиции, существовавшие до него. Буддисты говорят, что нужно готовиться к прерыванию цепи бесконечных реинкарнаций путем осознанного умирания и входа в нирвану, что и считается конечным итогом. Люди, поверхностно знакомые с буддизмом, считают, что нирвана — это смерть. Неверно. Нирвана — это покой, мудрость и блаженство, угасание жизненного огня, а вместе с ним и значительной части эмоций, желаний, страстей — всего того, что составляет жизнь обычного человека. И всё же это не смерть, а жизнь, но только в ином качестве, жизнь совершенного, свободного духа.

    Ни в одной религии не рассматривается так подробно процесс умирания. Буддисты считают, что смерть и умирание совсем не одно и то же. Умирание делится на несколько этапов, и каждый из них подробно описан в «Книге мертвых». Целое направление буддистской традиции – «Тантра», посвящено изучению процесса смерти и практикам подготовки к ней. Буддисты считают, что именно на третьем этапе умирания человека, согласно его поступкам в прожитой жизни, судит Владыка Смерти, и человек чувствует, как его терзают демоны, здесь человек наказывает сам себя, своими собственными проявлениями.

    Далее человек может возродиться в одном из шести миров: мире богов, полубогов, людей, животных, голодных духов, обитателей ада. В какой из этих сфер возродится человек, зависит от поступков, совершенных им в прожитых жизнях.

    Буддизм не относится ни к монотеистическим (признающим единого Бога), ни к политеистическим (основанным на вере во многих богов) религиям. Будда не отрицает существования богов и других сверхъестественных существ (демонов, духов, созданий ада, богов в виде животных, птиц и т. п.), но считает, что они тоже подчинены действию кармы и, несмотря на все свои сверхъестественные силы, не могут самого главного — избавиться от перевоплощений. В отличие от других мировых религий количество миров в буддизме практически бесконечно. В буддизме в отличие от христианства и ислама, нет церкви, но есть община верующих — сангха. Это духовное братство, помогающее в продвижении по буддийскому пути. Община обеспечивает своим членам жёсткую дисциплину (виная) и руководство опытных наставников.

    Заключение.

    Интерес к проблеме смерти обусловлен несколькими причинами:

    Во-первых, это ситуация глобального цивилизованного кризиса, который в принципе может привести к самоуничтожению человечества.

    Во-вторых, значительно изменилось ценностное отношение к жизни и смерти человека в связи с общей ситуацией на Земле. Почти 1,5 млрд. жителей планеты живут в полной нищете и еще 1 млрд. приближается к отметке, 1,5 млрд. землян лишены какой-либо медицинской помощи, 1млрд. людей не умеют читать и писать. В мире 700 млн. безработных. Миллионы людей во всех уголках земного шара страдают от расизма, агрессивного национализма. Это приводит к выраженному обесцениванию человеческой жизни, к презрению жизни как своей, так и другого человека.

    Так же бесспорно, важный момент жизни после смерти в религиозных и мистических течениях, обуславливается собственными страхами перед этим малоизученным и понятным обстоятельством. Люди инстинктивно стараются верить в то, что позволит им меньше бояться таких событий.

    Мало того, поскольку, кто бы что ни говорил, любая религия мало чем отличается от мистики; если она начнет отрицать наличие загробной жизни, то она как бы будет оторвана от привычных сверхъестественных вещей. Кто станет верить религии, если ее пророки начнут говорить, что после смерти ничего нет и не может быть? Очень много определяет в этом направлении страх человека. На нем играют и его используют.

    Тайна смерти предопределила нравственные законы бытия, отраженные во всех мировых конфессиях, дала жизнь великим научным трудам, бессмертным произведениям литературы и искусства.

    Смерть остается неразгаданным и самым неоспоримым фактом. Неизвестность вселяет страх и заставляет лихорадочно искать путь к бессмертию. Перед лицом смерти люди, в полном смысле слова, равны друг другу, как и любому живому существу, что стирает неравенство, на котором основана земная жизнь.

    Список литературы

    1. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. – М., 1992 г.

    2. Жизнь и смерть: загадки и противоречия (По материалам «круглого стола». Москва, 1999 г.). – М., 2000 г.

    3. Ильин Н.А. Современная наука о жизни и смерти. - Кишинев, 1995 г.

    4. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. – М., 1996 г.

    5. Опарин А.И. Жизнь как форма движения материи. – М., 1993 г.

    6. Феномен человека: Антология. – М., 1999 г.

    7. Философия. – Ростов н/Д. – 1996 г.

    8. Библия. – М.: Изд-во «Российское библейское общество», 2000 г.

    9. Горелов А.А. История мировых религий. Учебное пособие для ВУЗов. 3-е изд. – М.: Изд-во МПСИ, 2007 г.

    10. Яблокова И.Н. Учебник История религии в 2-х т.т. - М.: Изд-во «Современный литератор», 2004 г.

    11. Религиоведение. Энциклопедический словарь. – М.: Изд-во «Академический проект», 2006 г.

    12. Попова Е.В. Учебное пособие для ВУЗов Основы философии.– Тамбов, Изд-во ТГТУ, 2004 г. С. 53

    13. Розенберг О. О., "Труды по буддизму" - Наука, 1990 г.



    14. "Буддизм и культурно - психологический традиции народов востока" - Наука, 1990 г.

    15. Васильев Л. С., "История религий востока" - Высшая школа, 1983 г.

    16. "Буддизм, история и культура" - Наука, 1988 г.


    написать администратору сайта