Жизнь Сократа как образец практической философии
Скачать 0.93 Mb.
|
Раздел 1. Общая биография1.1 Рождение философаЕго родители - простые и сердечные люди. Софрониск тесал мрамор, а Фенарета вызволяла на свет новорожденных. Родился Сократ в 469 г. до н.э. в праздник рождения Аполлона и Артемиды, знаменитые Фаргелии. По афинской культовой традиции в этот день город занимался искупительным очищением. Рождение в такой день считалось событием символическим и знаменательным, и новорожденный, естественно, подпадал под покровительство высокочтимого в Афинах светозарного Аполлона, бога радости, муз, искусств и гармонии. Да и вся жизнь Сократа, по собственным его представлениям, была посвящена нравственному «очищению» Афин путем служения Аполлону на «поприще Муз», поскольку философия была для него высочайшим из искусств. Рос веселым, любознательным ребенком, постоянно охотясь за всяким знанием, за всякой частицей красоты. Получил надлежащее образование (диалог Платона «Критон»), много читал. Примерно в 452 году Сократ познакомился с Анаксагором и, совершая утренние прогулки у реки, часто вел с ним беседы и по праву считал себя его учеником. В это время начинал свою блестящую карьеру Перикл, и, будучи в дружеских отношениях с ним, Анаксагор замолвил как-то и о Сократе, как о молодом талантливом юноше. Он давно уже помогал отцу, уверенно держал резец и виртуозно с ним управлялся. Как раз начались работы над Парфеноном, и Сократу было предложено изваять харит, приветствующих людей при входе. Он уже в столь юном возрасте показал себя смело, и с заботой об афинянах. Ведь изначально планировалось, чтобы у входа людей встречали злобные мстительные эриннии. А Сократ смог убедить Фидия и Перикла в том, что лучше радость, чем страх. Это была первая победа в долгой борьбе за освобождение душ людей от трагического рока. С работой он справился отлично. Но, создав харит, и вызвав тем самым восхищение и одобрение всех взглянувших, и пророчащих великое будущее скульптора, он, тем не менее, бросил заниматься ваяньем. Он давно увлекался натурфилософией: учениями Анаксимандра, Эмпедокла, Гераклита, пифагорейцев, чьи взгляды он хорошо знал. Но они не могли ответить на все возникающие вопросы. Учение же Анаксагора, введение мирового единого Ума привело Сократа в полный восторг. Сократу на время показалось, что он нашел, наконец, учителя, который откроет ему причину бытия. Однако вскоре он убедился в том, что Ум (Нус) у Анаксагора - не единственная причина явлений, поскольку для объяснения конкретных событий Анаксагор наряду с ним вводит еще и другие причины эмпирического, естественнонаучного характера. Тем самым Анаксагор, подобно другим натурфилософам, подменяет, по оценке Сократа, понятие причины естественных явлений самими этими явлениями, их столкновениями и стихийной игрой. По Сократу же, истинная причина естественных явлений коренится не в них самих, а в божественном разуме и мощи; сами же явления природы - лишь сфера приложения причины, но не ее источник. Также считая, что частица божества сосредоточена в самом человеке, а не растворена в абстрактном, непознаваемом небе-космосе. Знакомство с Анаксагором оказало решающее воздействие на Сократа. Преодолев непоследовательность Анаксагора и начав трактовать Ум в качестве божественного разума и единственной причины всех явлений, Сократ именно при помощи него перебрасывает мост между божественной истиной и человеческим познанием. Внешне кажется, что по сравнению с Анаксагором Сократ в вопросе о богах сделал шаг назад, к восстановлению их авторитета, но одновременно этот шаг сопровождается дальнейшим успехом рационализма: сконструированная Сократом понятийная связь между богом и человеком по существу трансформирует эту традиционно мифологическую тематику в философскую проблематику. Но этот переход совсем не означал, что Сократ перестал интересоваться натурфилософией или же явлениями природы. Суждения Сократа о природе, Земле, небе и космосе, приведенные в диалогах Платона, опираются на древние мифы и легенды, космогонические и теогонические поэмы и сказания, на ряд положений прежней натурфилософии. 1.2 Образ СократаВнешний облик Сократа донесли до нас две гермы, имеющие надписи. На одной Сократ изображен с Сенекой, на другой находящейся в Неаполе, он изображен один. По этим двум гермам были идентифицированы как портреты Сократа другие изображения. При этом выяснилось, что копии снимались с двух различных оригиналов. Сократ, Неаполь Сократ. Рим, Национальный музей Один из этих оригиналов сделан, очевидно, еще при жизни философа, когда художник лично видел Сократа. Философ предстает на нем человеком «жизнерадостным, даже несколько похотливым, однако за некрасивой внешностью ясно видна его мудрость». Второй портрет Сократа возник лишь после его смерти. Афиняне создали его, раскаявшись в том, что заставили его выпить чашу с ядом. Это было произведение Лисиппа. На портрете несправедливо осужденный философ изображен таким, каким его воспринимали ученики. Художник подчеркнул внутреннюю нравственную красоту человека, который считал, что добродетели можно научиться, и признавался: "Я знаю, что я ничего не знаю". Ранний портрет Сократа изображает его нищим, нетребовательным и одиноким человеком, не понятым ни своей женой Ксантиппой, ни многими другими людьми. На позднем портрете перед нами - мудрец, который провозгласил: "Существует только один бог - знания, и только один дьявол - невежество". Он советовал каждому человеку слушать лишь собственный внутренний голос. Нам известны только головы Сократа. Попытка дополнить одну из статуй в Копенгагене головой философа не принесла ожидаемого результата. Однако в Британском музее находится статуэтка, изображающая внезапно остановившегося Сократа: вполне вероятно, что во время прогулки по рынку он встретил знакомого и решил начать с ним философскую беседу. Именно таким его знали в Афинах. Сократ не соответствовал идеалам красоты того времени, и потому до нас доходят характеристики о том, что он был некрасив. Не красив, но и не безобразен, как преувеличивают многие. В наше время тоже встречаются люди, лишенные красоты писанной, но благодаря их обаянию, этот недостаток даже не замечается, и вряд ли кто-то мог бы назвать умного, жизнерадостного, обаятельного человека безобразным. Сократа же вообще мало заботило его несоответствие идеалам красоты, и он не без снисходительной иронии называл красоту «недолговечным царством»3. |