Главная страница

Работа-Кулиева. Жизнь знаменитых людей и их вклад в историю родного края


Скачать 2.84 Mb.
НазваниеЖизнь знаменитых людей и их вклад в историю родного края
Дата09.03.2022
Размер2.84 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРабота-Кулиева.docx
ТипРеферат
#388770

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г. Астрахани

«Средняя общеобразовательная школа №71»

Исследовательский проект

на тему: «Жизнь знаменитых людей и их вклад в историю родного края»

(номинация «Гуманитарные науки»)

Выполнила:

Кулиева Карина

обучающаяся 11 класса

МБОУ г. Астрахани «СОШ № 71»

Научный руководитель:

учитель истории и обществознания

Жунусова Э.К.

Астрахань – 2022

Содержание:

  1. Введение………………………………………………………………………….…….........3-4

  1. История зарождения города Астрахань……………………………………………….5-6

  2. Происхождение слова «Астрахань»…………………………………………………...6-7

  3. Роль Астрахани в жизни знаменитых людей……………………………………………7

  4. Великие люди в современном мире…………………………………………………..7-15

  5. Город Астрахань в произведениях выдающихся писателей……………………....15-17

  6. Почему мне интересен вклад великих людей в историю моего города?……….....…17

  1. Проект исследования……………………………………………………………………..17-18

  2. Выводы о проделанной работе………………………………………………………….…..19

  3. Список литературы………………………………………………………………………….20


Введение

У каждого человека две Родины — страна и малая часть этой страны, где он появился на свет, где провел детство и юность. Малая Родина накладывает на каждого человека особый неизгладимый отпечаток на всю жизнь. Культурная жизнь Астрахани, о которой мы не устаем вам рассказывать, не была бы такой насыщенной, если бы не подвижничество многих и многих поколений талантливых людей. Причем, некоторые из них не были астраханцами, зато они от всей души желали нашему городу процветания и приложили для этого огромные усилия.

«Я бы теперь и 10 Ялт и столько же Черных морей променял бы на Астрахань, думаю, что у меня и душа-то по природе Астраханская». (Б.М. Кустодиев из письма матери Екатерине Прохоровне, 1897 г.:)

Эти слова великого человека, как нельзя показывают, что знаменитые люди и их вклад в историю родного края неоценимо важен. Каждый человек должен вложить частичку души на благо своей Родины и ее расцвета.

Поэтому я выбрала данную тему для того, чтобы изучить жизнь знаменитых людей и узнать их роль в развитии и процветании своего родного края. Во все времена люди старались внести вклад в историю своего многонационального города – Астрахань.

Перед тем, как написать данную работу, я поставила перед собой

Цель: изучить историю жизни знаменитых людей, которые внесли огромный вклад в историю Астраханской области.

Также я поставила перед собой следующие задачи:

  1. Исследователь исторический материал по данной теме проекта.

  2. Узнать историю зарождения города Астрахань.

  3. Рассмотреть роль Астрахани в жизни знаменитых людей.

  4. Углубить знания о великих людях в современном мире.

  5. Осветить особенности города Астрахань в произведениях величайших писателей.

  6. Выяснить популярность великих людей с Астраханской области в стране.

  7. Сделать выводы о проделанной работе.

Актуальность: Изучение истории родного края расширяет и обогащает знания о родных местах, пробуждает интерес и любовь к родному краю и его истории, помогает более полно ощутить и осознать связь истории с жизнью. Благодаря краеведению активизируются и обогащаются имеющиеся знания по истории России, так как они просматриваются через призму истории села, семьи, человека. Изучение истории малой родины способствует развитию бережного отношения, не только к памятникам культуры и истории, но и к людям, живущим рядом. Изучение истории края, в котором мы живем, так же важно, как и изучение истории родной страны.

Гипотеза: неоценимый вклад в развитие истории родного края великими людьми – это достояние и культурное богатство на все времена.

Методы и способы достижения цели:

  1. Изучение литературных источников.

  2. Работа с архивными материалами, Интернет-ресурсами.

  3. Интервью, экскурсии.

  4. Анкетирование.



  1. История зарождения города Астрахань.

Астрахань – старейший город Нижнего Поволжья, крупнейший административный центр южного региона. Город общей площадью чуть более 208 кв. км.

История Астрахани берет свое начало во второй половине 13 века. Хаджи-Тархан, упоминания о котором относятся к 1333 году, был расположен на западном берегу реки Волги и являлся ставкой татарскому хану Сартаку. Выгодно располагаясь на пересечении основных торговых путей, городок был центром розничной и оптовой торговли всей "Золотой Орды".



В 1459 г Хаджи-Тархан стал столицей Астраханского царства, заключившего в 1533 г торгово-политический договор с Русским государством. Во времена Ивана Грозного ханство было упразднено и в 1556 г его территория, издавна имеющая огромное экономическое и политическое значение для московских княжеств, вошла в состав России. Сам город из оборонительных соображений был перенесен из открытой степи на бугор и обнесен каменной крепостью.



Главным городом в Губернии Астрахань, которая являлась ранее крепостью, получила по указу Петра 1 в 1717 году. К концу 19 века в Астрахани проживало более 112 тысяч жителей, 86,5 тысяч из них были русские.

Географически выгодное расположение города сделало его очень важным транспортным узлом Нижнего Поволжья: помимо авиа- и железнодорожного сообщения в Астрахани функционирует речной и морской порты. Город Астрахань в наши дни – это процветающий, постоянно совершенствующийся в социально-культурном и промышленно - экономическом развитии регион.

-

  1. Происхождение названия «Астрахань».

Наиболее точным первоначальным вариантом названия города является упомянутый впервые в 1333 г. арабским путешественником Мухаммедом Ибн-Баттутой топоним «Хаджи-Тархан».

В этом случае «хаджи» (арабск.) означает титул правителя (наместника), одновременно являвшегося и духовным лицом в исламе, а «тархан» (монгольск.) - охранная грамота от хана об иммунитете, основа «городских вольностей».

Основанная в начале ХIV в. на правом берегу Волги, эта старая татарская Астрахань (городище почти совсем смыто ныне рекой) с мирным присоединением Нижней Волги к России была перенесена в 1557-1558 гг. русской администрацией на левый берег и на 12 км южнее, где сейчас и расположен центр города.

Другие толкования («тархан племени ас», «город ханской дочери Астры», «место сказочного царя-дракона Аджидаара») являются менее надежными, хотя и встречаются в продолжающихся дискуссиях.

  1. Роль Астрахани в жизни знаменитых людей.

Астрахань – родина многих известных людей, среди которых поэты, художники, актеры, герои войны и труда.

Василий Тредиаковский. В этом городе родился в 1703 г Василий Тредьяковский, выдающийся русский поэт и ученый, а в 1878 г –прекрасный русский художник с мировым именем Борис Кустодиев, живописец, график, сценограф.

Так же здесь родился отец Владимира Ленина, основателя Советского государства – Илья Ульянов.

Город стал родиной многих очень известных и всенародно любимых артистов. Здесь родились: Людмила Целиковская, Дмитрий Дюжев, Анастасия Заворотнюк, прошли детские годы Э. Виторгана.

В Астрахани родился знаменитый голкипер Ренат Дасаев, лучший вратарь мира в 1988 г.

В этом городе проживали некоторое время: А. В. Суворов – русский полководец, Н. Чернышевский – русский писатель-демократ, революционер, А. М. Горький – выдающийся отечественный писатель, С. М. Киров – советский государственный деятель, руководивший в 1919 г обороной Астрахани от войск Деникина.

  1. Великие люди в современном мире.

Татищев Василий Никитич

Русский государственный деятель, историк и географ.

Василий Никитич Татищев родился 19 (29) апреля 1686 года в поместье своего отца Никиты Алексеевича Татищева (ум. 1706) в Псковском уезде. В 1693-1696 годах служил стольником при дворе царя Ивана Алексеевича.

После окончания Московской артиллерийской и инженерной школы в 1704 году В. Н. Татищев поступил на военную службу. Участвовал в Северной войне 1700-1721 годов, был ранен в Полтавской битве.

В 1713-1719 годах В. Н. Татищев неоднократно выезжал за границу с различными поручениями. В 1719 году состоял при президенте Берг - и Мануфактур-коллегий Я. В. Брюсе.

В 1720-1721 и в 1734-1736 годах В. Н. Татищев управлял казенными заводами на Урале, занимался, разведкой полезных ископаемых, геодезическими съемками и составлением карт, организацией первых в регионе школ и т.д.

В 1721 году В. Н. Татищев распорядился перенести на реку Исеть Уктусский казенный железоделательный завод и положил этим начало городу Екатеринбургу.

В 1723-1726 годах В. Н. Татищев жил в Швеции, куда был направлен Петром I с заданием ознакомиться с организацией горного промысла.

В 1736-1739 годах В. Н. Татищев возглавлял Оренбургскую экспедицию. Под его надзором осуществлялась закладка и постройка укреплений по рекам Уралу и Самаре. Были основаны крепости Переволоцкая (ныне поселок Переволоцкий), Чернореченская (ныне село Черноречье), Тевкелев брод (ныне поселок Новосергиевка), Камыш-Самарская (ныне село Татищево) и город Ставрополь-на-Волге (ныне Тольятти).

В 1741-1745 годах В. Н. Татищев был губернатором Астрахани.

В. Н. Татищев подготовил первую русскую публикацию исторических источников, введя в научный оборот тексты «Русской правды» и «Судебника» 1550 года с подробным комментарием, положил начало развитию в России этнографии, источниковедения. Его перу принадлежат обобщающий труд по отечественной истории, написанный на основе многочисленных русских и иностранных источников – «История Российская с самых древнейших времен», а также первый русский энциклопедический словарь – «Лексикон Российской».

В. Н. Татищев скончался 15 (26) июля 1750 года в собственной усадьбе в сельце Болдино Дмитровского уезда Московской губернии (ныне Солнечногорский район Московской области).

Павел Власов.



Павел Алексеевич Власов – имя, которое знает каждый, даже далекий от искусства, астраханец. Именем этого выдающегося живописца названа главная кузница астраханских художников. В 1921-м году под руководством Павла Власова в нашем городе открылся художественный техникум, в 1935 году реорганизованный в Астраханское художественное училище.



В этом училище мастер преподавал всю свою жизнь и взрастил немало выдающихся художников, среди который Иван Горюшкин-Сорокопудов, Николай Баскаков, Пётр Альберти, Михаил Козелл и, наконец, знаменитый на весь мир Борис Кустодиев. Борис Михайлович брал уроки у Павла Власова начиная с 15 лет, и с благодарностью вспоминал это время до конца жизни.

Павел Власов родился в Новочеркасске в семье казачьего полковника. Сам он стать военным не мог по причине хромоты, которую приобрел из-за травмы в раннем детстве. Поэтому энергичный мальчик нашел спасение в другом – рисовании.

Он был учеником Василия Перова – известного «передвижника», одного из основателей этого товарищества, автора «Охотников на привале», главного портрета Достоевского и многих других культовых картин. После трех лет учебы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества Павел Алексеевич был принят в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, и учился у мастера Павла Чистякова.

После выпуска в 1890 году он по распределению попадает в Астрахань. Здесь педагог начинает передавать свои знания местным начинающим художникам. Он преподавал рисунок в Астраханской Мариинской женской гимназии. Кстати, в этом здании сегодня располагается Астраханская государственная консерватория. В 1896 году он собрал художественный кружок, а четыре года спустя создал художественные и рисовально-технические классы. В 1921 году их преобразовали в Астраханский художественно-педагогический техникум – современное Астраханское художественное училище имени П.А. Власова.

Борис Кустодиев.

Борис Кустодиев сохранил светлую память о родном городе и любимом учителе Павле Власове, он неоднократно приезжал сюда с целью напитать свою «душу-астраханку» яркими впечатлениями.



В 1925 году Борис Михайлович создает последний портрет учителя, открывшего ему путь в большое искусство. На листе — авторская подпись: «Дорогому Павлу Алексеевичу на добрую память в мой последний приезд в Астрахань. Б. Кустодиев. 8 июня 1925.»

Кстати, основатель Картинной галереи Павел Догадин учился у Власова рисованию и черчению. Именно в Картинной галерее и хранится большинство работ этого выдающегося мастера, внесшего такой огромный вклад в культуру Астрахани.

Лина Самборская.



Этого талантливого режиссера, педагога и актрису знают по всей стране. Она – первая в РСФСР женщина-режиссёр, которая удостоилась звания заслуженного деятеля искусств. В разное время Лина Семеновна была худруком омского, красноярского, пензенского и астраханского драмтеатров. В Астрахани она вместе с приехавшей с ней группой актеров трудилась с 1948 по 1952 годы.

То время, когда Самборская стояла во главе нашей драмы, называют «золотым» периодом в его истории. Режиссёр сделала то, что не делал никто до неё: она убрала из репертуара рекомендованные чиновниками свыше пьесы-однодневки и сосредоточилась на русской и зарубежной классике. Афиши того времени украшают «Отелло» Шекспира, «Женитьба Белугина» Островского, гоголевский «Ревизор», грибоедовское «Горе от ума». Зритель был в восторге.

Память о Самборской не угасает и по сегодняшний день. В 2000 году в Астрахани учредили премию в области театрального искусства им. Лины Самборской, а в 2007 году здание Драмтеатра украсила мемориальная доска в память об этом прекрасном режиссёре.

Заместитель председателя регионального отделения Союза театральных деятелей Екатерина Кочеткова написала монографию в память о ней. Кстати, семья Кочетковых тесно связана с Линой Семёновной. Известна история, как во время работы в Омске, в 1944 году в студию к Самборской пришел 17-летний Миша – простой парень с мешком картошки за спиной, который хотел работать у режиссера. Лина Семеновна была занята и попросила посмотреть на юношу Владимира Кочеткова – отца Юрия Кочеткова, президента астраханского ТЮЗа. Миша прочитал отрывок из «Мертвых душ», и его выступление очень понравилось слушателю. Кочетков уговорил Самборскую прослушать этого парня и принять его в труппу, хотя она была уже набрана. Звали этого парня Михаил Ульянов – впоследствии он станет любимым миллионами народным артистом СССР.

Николай Плотников.

Семья Плотниковых – это династия меценатов, благодаря которым в Астрахани появились церковь Рождества Христова, здание Драматического театра и – отчасти – Картинная галерея, ведь огромное собрание художественных картин нашло себе место именно в особняке Плотниковых.



«АстраКульт» неоднократно рассказывал об истории нашей «Драмы». Один из самых старых провинциальных театров России был основан 12 декабря 1810 года. Но место «прописки» в то время было иным. Свои дебютные постановки первые астраханские актёры ставили в деревянном доме (или большом сарае) в современном переулке Театральном.

Когда прежняя постройка пришла в негодность, рыбопромышленник, меценат, потомственный почетный гражданин Астрахани Николай Плотников выступил с инициативой построить за свои деньги каменное здание. Он набирался опыта в Европе, где он осматривал лучшие театры. И 1 октября 1883 года новый театр по проекту городского архитектора Эрнста Фольрада, названный Зимним, открыл свои двери.

Владимир Хлебников.

Отец Велимира Хлебникова также внес огромный вклад в богатейшее наследие Астрахани. И не только из-за факта рождения великого поэта-футуриста Виктора (Велимира) Владимировича Хлебникова. Владимир Алексеевич Хлебников был одним из основателей первого в России государственного заповедника в дельте Волги и первым его директором.

Он появился на свет в Астрахани в купеческой семье. С детства увлекался орнитологией и в наблюдении за птицами проводил все своё свободное время. После окончания Астраханской классической гимназии Хлебников поступил в Санкт-петербургский университет. В 1882 году он становится кандидатом естественных наук, часто ездит в экспедиции, работает и издает научные труды в Калмыкии. И там же рождается его сын Виктор, впоследствии придумавший себе псевдоним Велимир. Он вспоминал своего отца как «поклонника Дарвина и Толстого, большого знатока царства птиц, изучавшего их целую жизнь». А в 1891 году рождается дочь Вера, ставшая впоследствии известной художницей.

В 1890 году Владимир Хлебников продемонстрировал на Казанской промышленной выставке собрание фауны Астраханской губернии и предметы быта и культуры калмыков. И это собрание должно было лечь в основу астраханского городского музея.

С 1910 года Хлебников стал заниматься организацией заповедника, но идея не находила поддержки. Только спустя много лет, в 1919 году, она будет реализована. Чтобы добиться этого, Владимир Алексеевич месяцами работал без зарплаты, упрашивал местных жителей не выкашивать камыш, охранять лотос, не стрелять птиц и зверей редких пород. Решающую точку в вопросе основания заповедника ставит нарком просвещения Луначарский и сам Ленин, поддержавшие предложение Хлебникова.

В 1914 году учёного избрали председателем Петровского общества исследователей Астраханского края. В 1927 году он становится директором заповедника.

Артур Капп.



Он родился в Эстонии в 1878 году. Окончил Петербургскую консерваторию по классу органа Гомилиуса и по классу композиции Римского-Корсакова. Затем переехал в Астрахань и здесь стал главой местного отделения Русского музыкального общества и директором Астраханского музыкального училища. В 1920 году выдающийся педагог и композитор переехал в Эстонию и жил там до конца своих дней.

В Астрахань он прибыл в начале 1904 года и тут же принялся преобразовывать музыкальную жизнь региона. Он изменил образовательную систему в училище, активно преподавал, дирижировал симфоническим оркестром, писал собственные композиции. Благодаря его усилиям уже к началу 1910-х годов Астраханское музыкальное училище становится одним из наиболее престижных учебных заведений города. А сам Капп буквально стал главой всей музыкальной сферы Астрахани. Он постоянно устраивал концерты с участием педагогов и самых одаренных студентов и участвовал в них сам как пианист, дирижер, композитор и органист. Именно Капп первым решил использовать орган, находящийся в лютеранской кирхе, не только в богослужебных целях, как это было раньше.

Анатолий Гужвин.

Анатолий Петрович Гужвин (25марта 1946Ахтубинск — 17 августа 2004Сочи) — губернатор Астраханской области в 1991—2004 годах.

Родился в городе Ахтубинск Астраханской области. Трудовой путь начал в 1962 электромехаником на Владимирском судоремонтном заводе (Астраханская область).

В 1964 становится лаборантом Астраханского речного училища.

В 1970 окончил Астраханский технический институт рыбной промышленности и хозяйства (ныне Астраханский государственный технический университет) по специальности «инженер-электромеханик», стал преподавателем в Астраханском речном училище. В 1972 становится заведующим отделом комсомольских организаций Астраханского горкома ВЛКСМ. В 1974—1980 — первый секретарь Трусовского райкома ВЛКСМ города Астрахани, затем первый секретарь Астраханского горкома ВЛКСМ.

1980 по 1985 — первый секретарь Камызякского райкома КПСС Астраханской области, во время пребывания в должности окончил в 1984 Саратовскую Высшую партийную школу с квалификацией «политолог». В дальнейшем стал секретарем, а затем вторым секретарем Астраханского обкома КПСС.

В 1987—1991 — председатель исполкома Астраханского областного Совета народных депутатов. В 41 год Гужвин стал самым молодым председателем облисполкома в СССР. Также он стал первым коренным астраханцем на этой должности.

Депутат Астраханского областного Совета (1977—1991), депутат Верховного Совета РСФСР XI созыва (1988—1990), народный депутат РФ («Коммунисты России») (1990—1993).

Губернатор (Глава Администрации)

28 августа 1991 Анатолий Петрович Гужвин был назначен главой администрации Астраханской области8 декабря 1996 был избран на этот пост с результатом в 52,45 % голосов. 3 декабря 2000 он снова одерживает победу на выборах, на сей раз набрав 81,4 % голосов.

С 1996 по 2000 входил в состав Совета Федерации как губернатор. Занимал должность Заместителя председателя Комитета по делам Содружества Независимых Государств.

С 13 марта по 27 сентября 2002 — член президиума Государственного совета Российской Федерации.

Скончался в Сочи от инфаркта миокарда. После его смерти в области был объявлен трёхдневный траур. Похоронен на городском кладбище по улице Рождественского.

Владимир Меньшов и Надежда Бабкина.

Советский и российский актёр, режиссёр, сценарист, продюсер, Заслуженный деятель искусств РСФСР, Народный артист России, лауреат премии «Оскар» Владимир Валентинович Меньшов хоть родился в городе на Каспии – Баку, но считает себя астраханцем. Его родители – уроженцы Астрахани, здесь Владимир Меньшов провел детство и юность.

— Астрахань дала мне толчок. Та Астрахань, которую я покинул в начале 60-х годов, ныне так же эфемерна, как и СССР, разрушенный в 1991 году. Грусть о невозможности возвращения в прошлое даёт силы не опускаться до антисоветизма, который неизбежно приводит к русофобии.

- Да, в Астрахань я могу вернуться. Это город моей юности, моей памяти. Та Астрахань олицетворяется для меня колокольней кремля с телевизионной антенной вместо креста. Это было позитивное сочетание и взаимопроникновение старого и нового…

Надежда Георгиевна Бабкина родилась в селе Черный Яр Астраханской области, училась в Астраханском музыкальном училище им. Мусоргского, работала солисткой-вокалисткой при Областном управлении кинофикации и кинопроката в Астрахани — пела в кинотеатре «Родина» перед началом сеансов.

Она покинула Астрахань примерно в одном возрасте с Владимиром Меньшовым.

Вдали от своей малой родины Надежда выросла, прославилась.

— Когда я училась в Москве и приезжала домой в Астрахань, — вспоминает Надежда, — меня мой папа, председатель совхоза, гнал тут же на поле. «На обратную дорогу, дочка, зарабатывай сама» …Родная земля давала мне силы…

— Как-то ездили в Ирландию с концертами… Я ходила по клубам, слушала ирландскую музыку и наслаждалась их танцами. Но было и действительно удивительное. Люди сидят за столами и с кайфом поют свои ирландские песни – ну почему у нас люди не поют свои русские песни? Почему нас отлучают, отваживают от этого? Это как национальная программа по уничтожению национального духа в каждом человеке большой страны…

Мне повезло – в Чёрном Яру моего детства пели русские песни не только со сцены, но и за обычным столом…

  1. Город Астрахань в произведениях выдающихся писателей.

Астрахань моя ласковая!

Астрахань моя ласковая!

Юный и светлый взгляд.

Здравствуй, милая, здравствуй,

В четыреста пятьдесят!

Сколь ни случится странствий,

Город мой дорогой,

Я — всегда астраханка —

Сердцем, кровью, душой!

Дина Немировская (Россия, г. Астрахань) ; член Союза писателей России, член Союза журналистов России и член Международной Федерации Союза русскоязычных писателей.
Автор девяти поэтических сборников, сборника прозы, изданий по литературному краеведению, учебных пособий и методических разработок для учителей.
Родилась и выросла в Астрахани. Лауреат литературных премий имени Клавдии Холодовой, Велимира Хлебникова, Бориса Шаховского, Павла Морозова, Олега Куликова, Михаила Луконина, Василия Тредиаковского, Мусы Джалиля, Павла Бляхина. Основатель литературных студий «Подснежник», «Ранний рассвет», «Лукоморье» и «Лира» для детей и юношества.
Помимо региональных изданий, публиковалась в еженедельнике «Собеседник», журналах «Крокодил», «Смена», «Молодой гений» (Карелия), «И смех, и грех» (Саратов), «Край городов» (Рязань), «Золотое перо» (Азербайджан), журналах «Волжский перекрёсток», «Жарки Сибирские», «Дон», «Российский колокол», на Кипре, в США, в журналах Израиля «Юг» и «Хронометр» и в израильском еженедельнике «Секрет», в научных международных республиканских сборниках.


Автор книги о казахских писателях «Здесь неразлучны дастархан и хлеб», куда вошли очерки о судьбах и творчестве казахских поэтов Курмангазы Сагырбаева, Мажлиса Утежанова, Закира Дакенова, а также Геннадия Васильева, автора романа о хане Букее и многих других прозаических произведений, объединённых национальной казахской тематикой. Очерки Д.Л. Немировской о Курмангазы и Мажлисе Утежанове уже успели увидеть свет в Казахастане, некоторые из них были опубликованы в материалах республиканской научно-практической конференции «Созидательный потенциал Казахской диаспоры: история и современность» в Алматы в 2013 году и были изданы в сборнике Всемирной Ассоциации казахов института этнологии имени Ч.Ч. Валиханова в Алматы в 2014 году.

Что принесло России творчество Василия Тредиаковского?

В монографии «История Астраханского края» сообщается, что наша литература зародилась в XVII в. среди религиозных лиц. Епископ Андрей Горка (1671–1737), по распоряжению Петра I, написал стихи в честь святой великомученицы Екатерины. Его творения, вообще, вызвали большое общественное внимание и даже получили одобрение Н. Новикова. Впоследствии наша литература в своём первичном, духовном, направлении продолжает процветать силами астраханских архиепископов. В их числе Анастасий Братановский (1761–1806), архимандрит и ректор семинарии в Астрахани Сильвестр Лебединский (ум. в 1808 г.), отец Мелетий (ум. в 1805 г.) и архиепископ Феогокий.

Переход литературы на новый уровень, с религиозного практико-ориентированного направления на светское и, собственно, творческое, с художественным и воспитательным значением происходит в эпоху Просвещения. Одним из ярчайших представителей этого времени был, конечно, Василий Кириллович Тредиаковский (1703–1769) — поэт и теоретик литературы, один из основателей русского классицизма. Будучи родом из астраханской семьи священника, начальное образование получил в католической школе с обучением на латыни. В 20 лет бежал в Москву, где обучился в Славяно-греко-латинской академии. Знание языков позволило жить и в Голландии, и во Франции, где он учился в Сорбонне. В 1730 г. вернулся на Родину.

Часть его трудов до нас не дошла, но сохранилась «Элегия о смерти Петра Великого» (1725) с чертами классицизма. Лирика произведения сочетается с автобиографическими моментами: Петр I во время Персидского похода посетил школу, где обучался Тредиаковский и похвалил его за трудолюбие. Неудивительно, что в элегии описано пребывание императора на Каспийском море.

Тредиаковский положил начало патриотической, любовной, политической, религиозно-философской лирике, а также жанру басни и поэмы. Позднее астраханская земля даст национальной русской литературе крупнейшего баснописца докрыловской эпохи Ивана Хемницера, но не будем забегать вперёд.

Василий Тредиаковский известен также переводами, теоретическими трудами по литературоведению, он, например, разработал теорию жанров классицизма. Особенно нужно отметить его реформу силлабической системы в тонико-силлабическую. Если раньше главным в поэзии было равенство слогов в строке, то теперь на это свойство накладывается одинаковое на протяжении всего стихотворения чередование ударных и безударных слогов. Тредиаковский считал фольклор источником «нового способа» стихосложения.

Творчество поэта имело большое значение для развития как астраханской, так и общенациональной русской литературы. Появление такой личности, как Василий Тредиаковский, можно однозначно назвать своевременным, потому что в пору ещё религиозной литературы предклассицизма нужны были не просто таланты, но и реформаторы, готовые открыто высказывать и закреплять новые принципы светских произведений.

  1. Почему мне интересен вклад великих людей в историю моего города?

На планете существовало и существует множество людей, которые смогли реализовать возможности человеческого мозга, чтобы достичь невероятного прогресса. Именно они творили историю благодаря тому, что сделали огромный вклад в дело всей своей жизни, своей страны. Их достижения – плод работы над собой, своим мозгом. Именно их по праву называют Великими.

История развития города неразрывно связана с людьми, которые его населяют. Кто-то просто проживает день за днем, не сильно задумываясь о тех или иных событиях, прошедших за день, месяц, год. Они просто плывут по течению, пытаясь выбиться в лидеры или же просто сливаясь с толпой. Другой же напускает на себя вид деятеля, важной персоны, тем самым кому-то что-то доказывая. Третий будет идти по головам, чтобы свершить какой-то подвиг или деяние, дабы утешить свое тщеславие, жажду власти. Но есть и такие, для которых город не просто место обитания, но также культурная ценность, что-то такое, за чем нужно ухаживать, присматривать.

Каждый человек должен знать историю не только всемирную, но и самое важное это история своей страны, своего родного края, города или населенного пункта. Не зря в каждом городе есть музеи, арки славы и праздник дня рождения города. История каждого из них уникальна и неповторима. История — это наши корни и эволюция развития.

Зная прошлое, его проблемы и ошибки нужно переносить только положительный опыт в будущее. В каждом городе улицы, скверы, парки именуются в чью-то честь. Поинтересуйтесь жизнью этих великих людей, что они сделали для города или страны, как вошли в историю. Анализируя исторические факты прошлого выделяются вечные человеческие ценности.

Проект исследования.

В виде проекта я представила опрос среди сверстников своего возраста. Каждый человек живущий в Астрахани знает название улиц и фамилии знаменитых людей, живших здесь с самого детства.

.



Вывод:

Изучив данный материал, я пришла к следующим выводам:

В начале своей работы я выдвинула гипотезу в ходе реализации проекта она подтвердилась:

Что неоценимый вклад в развитие истории родного края великими людьми – это достояние и культурное богатство на все времена.

  1. В нашей памяти всегда останутся актуальны великие люди Астрахани и их вклад в развитие города.

  2. Неоценимый вклад великих людей, мы сейчас видим в виде: Школы одарённых детей им. А. П. Гужвина в Астрахани; Раздорская средняя общеобразовательная школа им. Губернатора А. П. Гужвина в селе Раздор Камызякского района Астраханской области;

Открываются музеи и памятники, которые останутся в городе Астрахань навсегда.

Список литературы.

1. Хачатурян В.М. «История мировых цивилизаций» 10 -11 классы 1997 год издания. С. 15

2. Загладин Н.В. «Всемирная история. История России и мира. С древнейших времен до конца XIX века.» 10 класс 2002 год издания. С. 67

Интернет ресурсы.

  1. https://astrakult.ru/lyudi-kotorye-vnesli-svoj-vklad-v-kulturu-astrahani/

  2. https://www.bankgorodov.ru

  3. https://ast.mk.ru/articles/2014/06/01/malaja-rodina-menshova-i-babkinojj.html

  4. https://musicseasons.org/valeriya-barsova/

  5. https://stihi.ru/2014/10/20/982

  6. https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2017/04/03/sochinenie-znamenitye-lyudi-nashego-goroda


написать администратору сайта