Ярославский край в глубокой древности и в составе Древнерусского государства Древнейшая история Ярославского края
Скачать 1.35 Mb.
|
Ярославский край в глубокой древности и в составе Древнерусского государства Древнейшая история Ярославского края Наши представления о древнейшей истории Ярославского края основываются прежде всего на данных археологии. Первые археологические исследования на территории края были проведены еще полтора века назад, и с того времени изучение древнейшей истории края не прекращается. Каменный век В 1967 г. Верхневолжская археологическая экспедиция АН СССР обнаружила неподалеку от города Углича, у села Золоторучье, стоянку древнего человека эпохи верхнего палеолита. Были найдены самые настоящие мастерские по изготовлению каменных орудий труда. Здесь было множество отщепов, полуфабрикатов, а также готовых уже орудий труда из кремня. Археологи пришли к выводу, что эта стоянка существовала примерно 20 - 15 тыс. лет назад. Эта дата и может считаться временем появления первых людей на территории Ярославского края. Вполне возможно, по мнению ученых, что заселение Верхней Волги происходило с территории Верхнего Дона и Средней Десны. В эпоху мезолита (12-8 тыс. лет назад) люди продолжали заселять наш край. На территории Ярославской области известны мезолитические стоянки - Золо торучье II, Скнятино, Коприно, Дудкино, Воздвиженье и другие. Люди эпохи мезолита занимались охотой на крупных и мелких животных. Кроме копья они уже имели лук и стрелы. Большую роль в их жизни играло собирательство и рыболовство. Люди жили родовыми общинами. Они строили небольшие полуземлянки, что позволяет говорить о переходе к оседлому образу жизни. На смену мезолиту пришел новый каменный век -неолит (6—3 тыс. лет до н. э.). Люди этой эпохи продолжали заниматься охотой, собирательством и рыболовством. Встречающиеся в ходе археологических раскопок кости свиней, овец и крупного рогатого скота позволяют говорить о зачатках примитивного скотоводства. В это время появились новые приемы обработки камня: пиление, сверление, точение и шлифование. Исключительно важное значение имел каменный топор. С его помощью человек боролся с лесом, строил жилища, сооружал загороди для скота, создавал средства передвижения: плоты, челны, сани, повозки, лыжи. Селения людей эпохи неолита находились, как правило, по берегам рек и озер. Чаще всего это были небольшие поселки в пять - десять жилищ. Из стоянок этого времени на территории края известны Уница у озера Неро, Польцо на берегу Плещеева озера. Андреевское и Устье - обе недалеко от Ярославля на левом берегу Волги. В начале 70-х гг. археологическая экспедиция Ярославского государственного университета обнаружила неолитическую стоянку в заволжской части Ярославля напротив Стрелки. Она датируется IV - II тыс. до н. э., то есть это самое древнее поселение человека на территории современного Ярославля. Фатьяновская культура В первой половине II тыс. до н. э. в Волго-Окское междуречье и в соседние с ним области Заволжья вторглись чужие племена, пришедшие сюда из междуречья Вислы и Днепра. Оттесняя, уничтожая или подчиняя себе местные племена, они расселялись по Верхней Волге и в Волго-Окском междуречье. Это были фатьяновские племена, получившие свое название по найденному археологами могильнику у деревни Фатья-ново близ Ярославля. На территории Верхней Волги они существовали примерно с 1800 до 1200 гг. до н. э. Племена фатьяновской культуры отличались от соседних племен ярко выраженными особенностями. Их основным оружием были сверленые ладьевидные топоры-молоты. Кроме них фатьяновцы применяли каменные шлифованные клиновидные топоры и копья из кремня, камня и кости. Но они были знакомы и с металлом (не случайно это время уже относят к бронзовому веку). Археологи находят при раскопках фатьянов-ских поселений бронзовые вислообушные топоры, шилья и украшения. Фатьяновцы умели делать глиняную лепную посуду - шаровидные сосуды с высокой шейкой, богато украшенные узором: ромбами, елочками, зигзагами, решетками. Главным занятием фатьяновцев было скотоводство. Они разводили овец, свиней, коров и лошадей. Жили патриархально-родовыми коллективами, переходя от матриархальных отношений к патриархату. Самостоятельное существование фатьяновских племен насчитывает несколько столетий. Затем они были поглощены финно-угорскими племенами, которые пришли в Волго-Окское междуречье из Прикамья и Зауралья. Дьяковская культура Во второй половине I тыс. до н. э. - первой половине I тыс. н. э. (время культура железного века) территорию Верхней Волги занимали уже финно-угорские племена. По имени городища, найденного археологами у села Дьяково под Москвой, они получили название дьяковских. Наиболее древние дьяковские городища относятся к VI - IV вв. до н. э., а наиболее поздние - к VI в. н. э. Дьяковские городища представляли собой небольшие, искусно укрепленные валами и рвами поселения. Иногда валы обмазывались глиной, которую обжигали с помощью костров. По валу или даже вокруг всего поселка сооружался деревянный тын. С первых веков н. э. наряду с укрепленными городищами стали появляться открытые селища. Дьяковцы разводили крупный рогатый скот, а также лошадей, овец и свиней. Прежде всего они были скотоводами, земледелие у них имело подсобный характер. • Наиболее известным поселением дьяковцев на территории Ярославского края является городище Березня ки, находившееся недалеко от Рыбинска, на правом берегу Волги в устье реки Сонохты. Оно относится к III -IV вв. н. э. Городище было обнесено бревенчатой оградой, внутри которой находилось общественное здание, шесть бревенчатых жилищ и хозяйственные постройки, в том числе кузница. Городище Березняки было ремесленно-металлургическим центром и обеспечивало железными изделиями всю округу. Его жители занимались также и скотоводством. Археологи обнаружили здесь во время раскопок так называемый "домик мертвых", куда складывались остатки трупосожжений. Там же были найдены железные топоры, ножи, стрелы и украшения. Еще один дьяковский поселок - Попадьинское селище - существовал в VI - VII вв. н. э. недалеко от Ярославля, на правом берегу Волги, в устье речки Пекши. Недалеко от села Курба археологами было раскопано городище Копок, которое существовало с IV - III вв. до н.э. до X в. н. э. А на территории современного Ярославля уже в VIII - IV вв. до н. э. находилось раннедьяковскс поселение - Медведицкое городище. Меряне Ученые считают, что дьяковские племена являлись непосредственными пре; ками других финно-угорских племен меря и весь. Первые сведения о мерянских племенах от носятся к VI в. н. э. В это время их упоминает в свое: сочинении готский историк Иордан, отмечая, что еще середине IV в. готы подчинили себе мерю. Хотя это у! верждение и вызывает сильное сомнение, но оно все ж говорит о каких-то связях готов с мерянскими племенами, возможно о военных столкновениях. Мерю знает русская летопись "Повесть временных лет". Помещая е в районе озер Неро и Клещино (Ростовского и Плещеев, озер), летописец записал об этом так: "На Белоозере седят весь, на Ростовском озере меря, а на Клещине озер меря же". В середине I тыс. н. э. родовой строй у мерянскиз племен распался. На смену ему пришла сельская общи на, состоявшая из больших и малых семей. Одновремен но происходило отделение ремесла от сельского хозяйства. В племенных центрах получила развитие обработка металлов, которая была рассчитана на обслуживание более или менее значительной округи. Мерянские племеш подошли к классовому обществу. В VIII - IX вв. у мерян появились поселения городского типа (некоторые ученые называют их "протогородами"). Из них мы знаем Сарское, Тимеревское, Михайловское и Петровское городища. Вполне возможно, что мерянским был и племенной центр на Александровой горе у Клещина озера - будущий город Клещин. Все эти поселения в той или иной мере уже являлись центрами ремесла и торговли. Сарское городище предшествовало сменившему его Ростову, первое упоминание в летописи о котором относится к 862 г. Тимеревское, Михайловское и Петровское городища, предшествовавшие Ярославлю, находились в его ближайших окрестностях. Михайловское городище, располагавшееся примерно в 10 км к северу от современного Ярославля на левом берегу Волги, возникло в IX в. и достигло своего расцвета в середине X в. Оно имело торговый характер и в то же время являлось военно-сторожевым пунктом на Волжском пути недалеко от поворота в Ростовскую землю. Петровское городище (оно находилось примерно в 11 км к юго-западу от современного Ярославля) так же, как и Михайловское, имело торгово-ремесленный характер, но оба они заметно уступали Тимеревскому поселению - самому крупному в крае торгово-ремесленному центру протогородского типа (примерно в 12 км от современного Ярославля). Оно появилось в IX в. и довольно быстро приобрело большое значение в качестве транзитного торгового пункта, хотя уже к концу X в. это свое значение потеряло. Следует также отметить и поселение на мысу, образованном при впадении Каменного ручья в Волгу, на месте современного Углича. По своим размерам оно соответствовало укрепленным поселениям дьяковской эпохи. Поселения, о которых шла речь как о "протогородах", предшествовали городам, были их предвестниками. Славянская колонизация края Большое влияние на переход финно-угорских племен к классовому обществу оказали славяне. На рубеже IX - X вв. они начали проникать в междуречье Оки и Волги. Славянская колонизация имела несколько направлений, Иа ее раннем этапе (в IX в.) волна славянского заселения шла с северо-запада по рекам Мете, Мо-логе, Волге и ее правым притокам, а также по левым притокам Клязьмы. В состав этой волны входили ильменские словене, а также ославянившаяся весь и, возможно, чудь. Примерно в то же время началось переселение кривичей с верховьев Днепра. В конце X - начале XI в. в этот процесс включились вятичи, которые шли с юго-запада и юга. Они двигались по Оке и далее вверх по ее притокам. Проникновение славянского населения в земли мерян отмечается уже с IX в. Из Ярославского Поволжья через озеро Неро и прямо с Верхней Волги славяне попадали на Клещино озеро. Клещин из центра мерянской округи стал для них опорным пунктом при освоении За-лесского края. Сначала славяне селились на незанятых территориях, без военного захвата мерянских земель. Во всяком случае, археологам не удалось обнаружить следов разрушения мерянских поселений и городищ. Местная мерянская знать вошла в состав славянской верхушки. Славянская колонизация сопровождалась и культурным влиянием на племена меря и веси, сказывалась на их материальной культуре. Культурная и языковая ассимиляция мерянских племен славянами облегчалась еще и тем, что разница в их социально-экономическом развитии была невелика, На раннем этапе колонизации (в IX в,) в славянском освоении Северо-Востока участвовали и скандинавы, Они незначительными группами проникали на Волгу в составе славянского потока. Следы их проникновения археологи находят в могильниках Ярославского Поволжья, в которых обильно представлены вещи скандинавского происхождения. Но количество выходцев из Скандинавии в Северо-Восточной Руси в IX - начале X в. было небольшим и не представляло собой отдельной социальной или этнически независимой группы. В конце X -начале XI в. скандинавские элементы здесь уже отсутствуют. В состав местной знати могли входить лишь единичные представители варягов. Ярославский край в составе Древнерусского государства В конце X - начале XI в. Ростовская земля, в состав которой тогда входили и ярославские земли, превратилась в одно из крупных древнерусских княжеств. Она была одним из важных районов Руси. Здесь происходил процесс формирования древнерусской народности, в котором наряду со славянами приняла участие и меря. Ростовская земля Ростов был одним из древнейших русских городов. Отмечая его древность, летописец XII в. писал: "Здесь город старый", то есть древний. Уже в конце X - начале XI в. Ростов был главным городом края, который стал называться Ростовской землей. В договоре киевского князя Олега с Византией (907 г.) Ростов называется в числе наиболее крупных русских городов. Из того же договора следует, что Ростовская земля находилась в определенной зависимости от киевских князей. Со времени объединения Киева и Новгорода началось проникновение в Верхнее Поволжье и Волго-Окское междуречье представителей феодальной знати. Процесс феодализации Северо-Восточной Руси пошел значительно быстрее. Временем высшего подъема Древнерусского государства было княжение Владимира, державшего власть над всеми подчиненными землями. Для укрепления их связи с Киевом он заменил местных "светлых и великих князей" своими боярами или сыновьями, которых у него было двенадцать. В 988 г. он отдал Ростов своему сыну Ярославу. В 1010 г., когда умер брат Ярослава - новгородский князь Вышеслав, Ярослав получил стол в Новгороде, княжение в котором считалось более почетным. Ростов же достался его младшему брату Борису, Княжение Ярослава и Бориса в Ростовской земле совсем не означало, что она стала самостоятельной. Ярослав и Борис выполняли лишь роль наместников великого князя. В 988 г. на Руси было принято христианство. Переход от язычества к христианству - религии классового общества - был прогрессивным явлением. В этом году был крещен Киев, а вслед за ним Новгород. Но при Владимире была крещена лишь малая часть Руси, да и то с помощью принуждения к чисто формально. Крещение остальной Руси растянулось более чем на сто лет. Крещение В Ростовской земле христианизация началась с конца X в. Ее крещение приписывается самому князю Владимиру. Прибыв в Ростов, как рассказывается в летописи, Владимир сокрушил языческих идолов и поставил епископа. Князь приказал объявить в городе и по волостям, чтобы жители шли принимать крещение в озере Неро. Собралось множество народа с женами и детьми. Взрослых загнали в озеро, а детей оставили на берегу. Некоторые стояли "по уши" в воде. В одной стороне находились мужчины, в другой - женщины, "Попы" ездили по озеру на плотах и крестили стоявших в воде. При этом они давали крестившимся христианские имена. Князь Владимир вместе с митрополитом и всем священным со бором стоял на берегу и наблюдал за ходом крещения. Все это произошло, как полагают, 15 июля 992 г. Крещение Ростовской земли не сделало, однако, ее обитателей сразу правоверными христианами. Христианство распространялось здесь со значительными трудностями. Славянское и мерянское население сопротивлялось христианизации и не хотело подчиняться церкви и государственной власти. "Повесть временных лет" упоминает о восстании местного населения в 1071 г. Через несколько лет первый ростовский епископ Леонтий был убит язычниками, не желавшими подчиняться государственной церковной организации. К христианству Ростовская земля шла очень медленно и постепенно. Не исключено, что даже в XII в. здесь еще сохранялись языческие общины и язычники-одиночки, укрывавшиеся в лесах от княжеской администрации. Основание Ярославля Ко времени княжения Ярослава в Ростовской земле относится основание Ярославля. Он был основан, как считают многие историки, не позднее 1010 г. Однако некоторые исследователи в качестве даты основания города называют 1024 г. и другие даты. Основание Ярославля окутано густым туманом легенд и преданий. Наиболее известно из них "Сказание о построении града Ярославля". В нем рассказывается, что на том месте, где был основан город, рос дремучий лес и находилось селение Медвежий угол, судя по всему - мерянское. Его жители занимались скотоводством, охотой и рыбной ловлей, а при случае грабили купеческие суда, плывшие по Волге. Князь Ярослав во время правления в Ростове, проплывая однажды на ладьях со своей дружиной по Волге, увидел, как жители Медвежьего угла напали на купеческие суда и разграбили их. Он приказал дружине устрашить разбойников. После этого он потребовал подчиниться его власти и креститься. Жители Медвежьего угла согласились на все условия, кроме крещения. Тогда князь приехал к ним еще раз, по уже вместе с епископом, пресвитерами и другими церковниками, Но язычники не пустили его в селение, ныпустили на него "лютого зверя" (как полагают, медведицу, так как у мерян был медвежий культ) и натравили собак. Однако князь не растерялся, убил медведицу секирой и этим устрашил язычников. После этого он будто бы приказал построить на том месте храм и срубить город "во свое имя", то есть Ярославль. Вторая версия основания Ярославля связана с 1024 г., когда произошло сильное восстание в Суздальской земле, во главе которого стояли волхвы - языческие жрецы. Для его подавления сюда прибыл великий киевский князь Ярослав, жестоко расправившийся с восставшими. Именно тогда, по мнению некоторых историков, он и основал город Ярославль. Вполне достоверной датой, связанной с основанием Ярославля, является и 1071 г., когда Ярославль впервые упоминается в летописи. При этом о нем говорится как о давно уже и хорошо известном городе, то есть, очевидно, возникшем задолго до того. Пока мы не можем подробно проследить древнейшую историю такого города, как Углич. По одному из местных преданий он был основан в 947 г. сборщиком дани, посланным сюда княгиней Ольгой. Первое же упоминание в летописи датирует "Углече поле" 1147 г. Название города ряд исследователей производят от слова "уголь" (на этом месте в древности выжигали древесный уголь), другие - от слова "угол" (здесь Волга делала поворот). Известный ярославский краевед И.А. Тихомиров полагал, что поселение называлось "угол" по аналогии с ярославским названием "Медвежий угол". Есть также версия, что название города происходит от искаженного имени одного из славянских племен - "уличей". Первое упоминание в летописи города Переславля-Залесского относится к 1152 г. Он был основан недалеко от Клещина, старого мерянского поселения» в котором еще с IX в. начали селиться славяне. Клещин сыграл роль "протогорода" Переславля. Впоследствии в ходе процесса, названного некоторыми историками "переносом города", центр из Клещина переместился в Пере-славль, который стал новым центром уже княжеской власти. В начале XI в. территория Ростовской земли включала в себя Белоозеро, Ростов, Ярославль и Суздаль. Ярослав Мудрый В 1015 г. неожиданно умер вели кий киевский князь Владимир, оставив после себя многочисленных сыновей, борьба между которыми положила начало длительной междоусобной войне. Только в 1019 г. на киевском престоле утвердился Ярослав Владимирович, княживший до того в Ростове и Новгороде. Именно с его именем и связано основание города Ярославля. Он вошел в русскую историю и культуру с примечательной летописной характеристикой: "Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение получая книжное". В исследовательской литературе последних лет дается менее "светлый" образ, но более приближенный к реальности того времени. Ярослав не только "мудрый", но и довольно ловкий и грозный политик. Хотя в оценке фигуры князя Ярослава единодушия между учеными пока еще нет. Укрепившись на киевском престоле, Ярослав затратил большие усилия и средства на украшение своей столицы по образу и подобию столицы Византии - Константинополя (Царьграда). При Ярославе переписывались и переводились с греческого языка на русский многие книги. Он собрал обширную библиотеку, размещенную в построенной в это же время церкви святой Софии. При нем были организованы школы по начальному обучению грамоте. Увлечение книжным делом являлось для Ярослава составной частью его усилий, направленных на освобождение от византийской церковной опеки. В 1051 г. Ярослав сам, без ведома константинопольского патриарха, назначил главою русской церкви – митрополита Иллариона. С именем Ярослава связано и появление "Русской Правды" - памятника раннефеодального права в Киевской Руси. Впоследствии за свою государственную деятельность и заботу о просвещении Ярослав получил прозвание "Мудрый". Княжение Ярослава Мудрого было временем укрепления русской государственности и превращения Руси в могучую и сильную страну, не уступающую в своем развитии другим европейским государствам. Годы правления Ярослава Мудрого можно назвать высшей точкой истории единой и сильной Киевской Руси. После его смерти (1054 г.) она стала быстро распадаться. Территория ее была поделена между наследниками великого князя. Ростовская земля досталась его любимому сыну Всеволоду. Это был широкообразованный для своего времени человек, знавший пять языков и являвшийся умным и искусным дипломатом. Впоследствии Всеволод стал великим князем. Ростово- Суздальская земля В это же время на Руси происходил процесс усиления отдельных феодальных княжеств, все более отчетливо земля проявлявших стремление к освобождению от власти Киева и великого киевского князя. Ростово-Суздальская земля, подобно другим землям, стала обособляться в самостоятельную область, имевшую свои социально-экономические особенности. В 60-х гг. XI в. часть Ростовской земли (Белоозеро, Ярославль и погосты по рекам Шексне и Волге) перешла во владение Святославу Ярославичу. Святослав получил ее по определенному договору со Всеволодом. После смерти Святослава Белоозеро и Поволжье снова перешли к Всеволоду. Во время княжения Всеволода в Киеве Ростовская земля находилась во владении его сына Владимира Мономаха, хотя и управлялась княжескими посадниками. Только после смерти Всеволода (1093 г.) княжить в Ростове стал сын Мономаха, Мстислав, а после него Владимир Мономах посадил на ростовский стол его брата, Вячеслава. Кроме того, Мономах выделил в Ростовской земле стол для своего сына Юрия (будущего Долгорукого), посадив его в Суздале. К середине XII в. Суздаль станет старшим городом Ростовской земли, которая с этого времени будет называться Ростово-Су здалъской. Ростов же стал быстро усиливаться, богатеть и приобретать политическое значение еще с XI в. Уже тогда в нем были церкви "чюдна зело и преудивенна, якоже не была и немых будет ли". Так писал летописец об Успенском соборе в Ростове, который для него имел такое же значение, как Софийские соборы для Киева и Новгорода. В Ростове и Суздале прочно укрепился вечевой строй. На вече, ограничивавшем княжескую власть, господствовало боярство. Ростовский летописец писал о зависимости князя от бояр, к которым он был вынужден проявлять "ласковость". В Ростовской земле в XI в. уже было классовое общество и складывались те же социальные силы, что и в других русских землях. Из среды смердов-общинников выделилась верхушка "лучших людей", или "старая чадь". Смерды-общинники попадали в зависимость от феодалов, хотя еще смотрели на себя как на свободных людей, право суда над которыми принадлежало князю. Однако в отличие от Южной Руси, где большинство смердов было закрепощено, в Ростовской земле еще преобладали смерды-общинники, платившие дань князю и подчинявшиеся княжеским чиновникам-данщикам. В конце XI в. территория Ростовской земли по меньшей мере доходила до левого притока Волги - реки Медведицы (в современной Тверской области). На юге ростовским владением были земли по среднему течению реки Клязьмы. Точно определить границы Ростовской земли для того времени довольно трудно. В политическом отношении Ростовская земля продолжала зависеть от Южной Руси. Одним из проявлений этой зависимости была военная помощь, которую должна была оказывать Ростовская земля Южной Руси. Южнорусские князья считались верховными собственниками этой "окраины государства". Они владели правом получать отсюда дань и судить местное население, облагая его различными повинностями. Южнорусские князья также строили в северо-восточных землях города и церкви. Появление и развитие городов сопровождалось образованием вокруг них своего рода "областей". Город связывался с определенной, зависимой от него территорией. Так, в 1071 г. летописец территориально помещал Ярославль в Ростовскую "область". В конце XI в. уже существовало понятие "Ростовская земля", включавшая в себя Ростов, Суздаль и Ярославль. Главным из этих городов был Ростов. Однако к концу XI - началу XII вв. между Ростовом и Суздалем возникли противоречия. Из соперничества двух наиболее крупных городов Ростовской земли победителем вышел Суздаль. Народные восстания Становление феодальных отношений в Ростовской земле приводило к восстания обострению отношений между смердами и раннефеодальной знатью ("старой чадью", "лучшими людьми"). Первым крупным народным движением антифеодального характера было восстание смердов в Суздале в 1024 г. Поводом к восстанию послужил голод, охвативший Суздальскую землю. Движение возглавили волхвы. Смерды обвинили "старую чадь" в том, что она скрыва запасы хлеба и прочих продуктов - "голод пущаеч Движение приняло невиданные для того времени рази ры. Это отметил летописец, записавший: "...и бе мята велик". Восставшие избивали "старую чадь", преж всего хозяев богатых домов, которые сосредоточили своих руках запасы продуктов, утаиваемые от голода] щих. Вполне вероятно, что движение, начавшееся в С> дале, могло захватить и Ростовскую область, посколы летописец отмечал, что тот "голод по всей был стороне Голод удалось прекратить, только доставив из Волжск* Болгарии "жита и тако ожиша". Ярослав Мудрый, узнав о восстании, немедленно н правился со своей дружиной в Суздаль, чтобы расправиться с волхвами. "Захватив их, он одних из них с слал, а других казнил". Восстание ставило под угрозой выплаты дани с Суздальской земли. Кроме того, оно бе покоило князя и своей социальной и религиознополитической стороной. В 1071 г. подобное восстание произошло и в Ростовской земле. Поводом также послужил голод. Возглавив движение здесь, как и в Суздале, волхвы. В летопись рассказывается, что в Ростовской области появились д] волхва из Ярославля, которые повели восставших все по берегу Волги. Они сказали: "Мы знаем, кто хлдержит", - и в каждом погосте указывали на "лучших то есть знатных женщин, говоря: "Вот эти жито держа эти мед, эти рыбу и меха". Восставшие убивали знатых женщин и забирали их имущество себе. Когда они I берегу Шексны дошли до Белоозера, то их уже бы; триста человек. В это время там собирал дань тысяцкн киевского князя Святослава Ян Вышатич. Белозерц обратились к нему за помощью против восставших, г воря, что те побили много женщин по Волге и Шексн Вышатич стал доискиваться, чьи это смерды и волхв! Узнав, что они князя Святослава, он потребовал от во ставших выдать ему волхвов. "Выдайте сюда этих волхвов, - сказал он, - потому что они смерды моего князя Когда восставшие отказались это сделать, Ян взял с собой двенадцать вооруженных дружинников и отправился с ними к волхвам в лес. Восставшие, увидев его, прислали навстречу ему трех человек, которые сказали Яну: "Смотри, идешь на смерть, не ходи". Ян же в ответ на это приказал их убить. Но те бросились на него с топорами и чуть не убили. Тогда Ян приказал дружинникам бить их. Смерды бросились в бегство. После этой стычки Ян возвратился в город и потребовал от белозерцев, чтобы они схватили волхвов, грозя в противном случае пробыть у них целый год. Тогда белозерцы схватили волхвов и привели их к Яну. Тот стал допрашивать волхвов. Он сказал им: "Для чего вы погубили столько человек?". Они отвечали: "Те держат обилие; если истребить их, то будет урожай...". Ян повелел бить волхвов, вырвать у них бороды, вложить в рот обрубок и пустить перед собой в лодке вниз по Шексне. Когда приплыли к устью реки, он спросил у лодочников, у кого из них волхвы убили родных. Те отвечали, что у одного убили мать, у другого сестру, у третьего дочь. " Мстите за своих", - сказал Ян. Лодочники схватили волхвов, убили их и повесили на дубе. Так закончилось и это восстание, за религиозной окраской которого скрывался его антифеодальный характер. К середине XII в. Ростово-Суздальская земля была одной из самых развитых в экономическом и политическом отношениях областей Северо-Восточной Руси. Глава II |