Ярославский край в глубокой древности и в составе Древнерусского государства Древнейшая история Ярославского края
Скачать 1.35 Mb.
|
Театр Театр революционной эпохи Важное место в культурной жизнг края 20-х гг. занимал театр. Специфика созданной революцией ситуации состояла в том, что в эту сферу пришли самодеятельные коллективы, заметнс повлиявшие на театральную жизнь и во многом определившие направления деятельности театра: драмкружки, театральные студии. Но тем не менее ведущие позиции все-таки занимал профессиональный театр. Осенью 1918 г. театр им. Ф.Г. Волкова был муниципализирован. Его деятельность стала контролироваться художественно-сценической секцией внешкольного подотдела Губернского отдела народного образования. Чере? соответствующий репертуар театр становился средством политического воспитания масс. По замыслу новых театральных руководителей пьесы должны были прежде всего нести в себе социальное звучание. Поэтому в репертуаре ярославского театра появились такие пьесы, как "Стенька Разин" В. Каменского, "Ткачи" Г. Гаупт-мана, "Красногвардейцы" М. Пантина. Для привлечения в театр нового пролетарского зрителя театральная комиссия вводила особые пропуска, позволявшие получать билеты вне очереди, или выделяла рабочим бесплатные билеты. Новые зрители активно участвовали в обсуждении спектаклей. Революционная эпоха была характерна поиском новых театральных форм. В Ярославском театре к таким новациям стремился режиссер В. Эрманс. В 1920 г. ое разработал программу деятельности, в которой предусматривал постановки в новом стиле: "трагедии с пантомимой, водевиль с мелодрамой, лекции по истории театра с комедией, пастораль с литературно-музыкальным вечером", но актеры не были готовы к таким экспериментам. Были предприняты шаги по подготовке новых актеров. С этой целью в 1919 г. при театре была открыта драматическая студия, реорганизованная через год в театральный техникум. Студию возглавил Ф. Субботин, а преподавали в ней актеры театра. Театр и Пролеткульт Особую позицию в вопросе реорганизации театрального дела занял ярославский Пролеткульт. Главным его девизом была пролетаризация театрального искусства. Весьма активно эту идею проповедовал один из руководителей местного Пролеткульта С.П. Трусов. По его мнению, в новых исторических условиях главную роль должны играть не профессиональные актеры, а самодеятельные, которым нужно бороться за "чистоту классовых форм", поскольку "...это театр рабочих и крестьян, созданный их волей, их руками и пропитанный их классовой идеологией". Но, отвергая старый театр, ярославский Пролеткульт не создал ничего нового. Организовав показательную труппу, он дал несколько спектаклей, оказавшихся очень слабыми. В середине 1921 г. ярославский Пролеткульт был ликвидирован, просуществовав немногим более года. Большое внимание развитию театра уделяли профсоюзы. В 1925 г. Ярославский совет профсоюзов организовал передвижной рабочий театр, труппу которого составили выпускники театрального техникума. Основную часть своих постановок театр осуществлял в рабочих клубах. Первой из них стала пьеса А.В. Луначарского "Канцлер и слесарь". В репертуаре театра были комедии, драмы, памфлеты. Именно этот театр ставил в Ярославле пьесы А. Афиногенова, работавшего в те годы в газете "Северный рабочий". Что касается театра им. Ф.Г. Волкова, то его деятельность находилась под пристальным вниманием губ-политпросвета и горсовета. Они следили за финансовым состоянием труппы, давали рекомендации по репертуару, помогали в организации спектаклей на предприятиях и в уездных городах, налаживали работу со зрителями. К юбилею революции В юбилейном для революции 1927г. режиссер Б. Бертельс поставил в театре пьесы: "Любовь Яровая" К. Тренева, а затем "Разлом" Б. Лавренева и "Бронепоезд 14-69" В. Иванова Готовясь к 10-й годовщине революции, театр стремился всячески обновить свой репертуар. Балетмейстер Г.П. Силаева готовила к постановке "Танцы машин". Была поставлена оперетта Ж. Оффенбаха "Птички певчие", шедшая под аккомпанемент народного оркестра под управлением Е.М. Стомпелева. В конце 20-х гг. ярославский театр в полной мере ощутил на себе новые веяния, главным содержанием которых стало использование театра как агитационного и пропагандистского средства для решения государственных задач. Кинематограф Наряду с театром важную воспитательную роль играл кинематограф. Налаживание киноработы началось в губернии в 1919 г. с назначения специального инструктора по фотокиноделу в секцию пролетарского искусства ГубОНО. Им стал П.Б. Мосягин. С его приходом все кинотеатры были переданы в ведение нового отдела. Одним из первых мероприятий в этой сфере стало открытие секции по производству кинофильмов. Было намечено создание и лекторской секции, в план которой должна была входить организация в кинотеатрах лекций научного и воспитательного характера с кинокартинами и показом диапозитивов. Весной 1920 г. был проведен учет кинофотообору-дования, в том числе и частного. Была налажена работа фотомастерской и начат выпуск "Волшебных фонарей" для чтения лекций, киноаппаратов. В этом же году в Ярославле было снято несколько фильмов агитационного характера: о жизни детской колонии Ярославского губ-наробраза, о жизни детей правонарушителей, два выпуска ярославской кинохроники. В начале 20-х гг. кинотеатры почти не приносили дохода. В 1920 г. реально функционировал только один кинотеатр "Скиф", находившийся на Первомайском бульваре. Зимние кинотеатры "Аре" и "Глаз" из-за ветхости не могли работать. Кроме того, остро стояла проблема приобретения кассовых фильмов для показа населению. С 1926 г. в киноработу активно включились профсоюзы. При культотделе Совета профсоюзов была создана киностудия, состоявшая из представителей всех губ-отделов и рабочих клубов, имевших киноточки. Вторал межсоюзная конференция, проходившая в Ярославле в 1926 г., отметила необходимость "широкого привлечения киноработы в клубах..., используя кино толъю: идеологически... ". Для этой цели предусматривались общественные просмотры кинофильмов и бронирование за рабочими клубами и передвижками всех идеологически выдержанных и рекомендованных к просмотру кинокартин. В середине 20-х гг. продолжалась работа по подготовке фильмов агитационного характера. В конце 1924 г. был разрешен к производству и демонстрации з Ярославле фильм в пяти частях под названием "Был н стал". Сценарий был написан Ф. Федюняевым, а постановку и монтаж осуществил П. Мосягин. Фильм был посвящен перерождению бывшего хулигана Кольки Рыжика в образцового пионера. С целью регулирования киноработы в рамках всей губернии в 1926 г. было создано управление зрелищны ми предприятиями на правах хозрасчетного коммерче ского предприятия. Управление контролировало деятельность кинотеатров, устанавливало цены на билеты. осуществляло подготовку кадров. Особое внимание уделялось организации кинопередвижек для сельской местности. На начало 1926 г. в губернии насчитывалось 32 кинотеатра, б из которых приходились на сельскую местность. Репертуар ярославских кинотеатров целиком зависел от кинорынка. Это были в большинстве своем старые картины: "Человек из ресторана", "Клеймо преступника", "Соперницы", "Сердца и доллары", "Пропавшие сокровища" и т.п. Но к юбилею революции появились в новые картины: "Октябрь", "10 лет Октября", "Там, где жили цари". В общем кинопрокатном потоке они пока занимали весьма скромное место, но с точки зрения агитационных задач оставались главными. Библиотеки Существенную роль в становлении новой культуры играли библиотеки. Первоначально они находились в ведении Губернского отдела народного образования, затем перешли к Политпросвету. Библиотечная сеть не была однородной, и в начале 20-х гг. в ней предусматривалось три типа библиотек: городские (центральные и районные), волостные и избы-читальни. Массовые библиотеки Главной библиотекой края была губернская центральная Пушкинская библиотека в Ярославле. Кроме того, в губернском центре работали четыре районных библиотеки и одна детская. Свои библиотеки имели профсоюзы. В Ярославле их насчитывалось 25. Наиболее крупные из них принадлежали Союзу работников просвещения, фабрике "Красный Перекоп", Губ-совнархозу. Период 1921 - 1923 гг. был для библиотек довольно трудным временем. Число их заметно сократилось, особенно в сельской местности, и к осени 1923 г. составляло 233 библиотеки с фондами около 64 тыс. книг. В последующие годы число библиотек в крае росло, но интенсивность этого роста была достаточно слабой. К 1927 г. в губернии насчитывалось уже около 300 библиотек, в фондах которых было более 80 тыс. книг. Научные библиотеки Помимо массовых и профсоюзных библиотек в губернии существовали и научные библиотеки, оказывавшие серьезное влияние на состояние науки и образования. Наиболее крупной из них была библиотека университета, насчитывавшая в 1924 г. более 168 тыс. книг. Многие книги поступили в нее из бывших дворянских усадеб или учебных заведений. Несмотря на ее научный характер, эта библиотека была общедоступной. Второй по научной значимости была библиотека Ярославского областного музея. В 1925 г. ее фонд составлял 60 тыс. книг, причем 6 тыс. из них - на иностранных языках. Эта библиотека имела единственный в губернии фонд краеведческой литературы в 6 тыс. экземпляров. В 1926 г. при библиотеке организовался "Музей книги", в котором были представлены редкие издания. В практике массовой работы всех типов библиотек большое внимание уделялось организации читательских конференций, встреч с литераторами, как ярославскими, так и приезжавшими в город в те годы. Особенно активно такая работа проводилась во второй половине 20-х гг., в период наиболее интенсивной литературной деятельности местных писателей. Литературная жизнь ЯАПП До середины 20-х гг. в губернии существовали две литературных организации: коллектив рабочих писателей "Литье" и литературно-художественная ассоциация, которая заменила собой союз поэтов. В 1924 г. была создана Ярославская ассоциация пролетарских писателей (ЯАПП). Особую группу, ставшую ядром ЯАПП, составили рабкоры, объединившиеся при газете "Северный рабочий". Аналогичная группа появилась в Рыбинске при газете "Рабочий и пахарь". Осенью 1925 г. состоялся первый губернский съезд пролетарских писателей, объединивший обе группы. Помощь в организации и работе ассоциации оказывали столичные писатели, работавшие или приезжавшие в Ярославль: А. Фадеев, А. Афиногенов, Ю. Либедин-ский и другие. Они принимали участие в заседаниях бюро ассоциации. В 1927 г. была проведена перерегистрация всего состава ассоциации. Из 150 ее членов осталась только половина, остальные были исключены, как идеологически чуждые платформе Российской АПП. На 1 сентября 1929 г. ЯАПП состояла из 42 человек, из них - 14 прозаиков, 23 поэта, 2 драматурга и 3 критика. К этому времени ассоциация уже выпустила 8 литературных сборников, ее члены печатались как в центральных, так и местных периодических изданиях. 1 декабря 1929 г. состоялась первая окружная конфе ренция ЯАПП, которая вошла в совместную с Ивановской организацию. В конце 20-х гг. ЯАПП формировала специальные литературные бригады, члены которых читали лекции на предприятиях, посвященные социальным функциям литературы, ее классовой направленности, знакомили со своими произведениями, распространяли художественную и политическую литературу. Ярославские литераторы печатали свои произведения на страницах многих изданий. Так, роман В. Смирнова "Гарь" печатался в журнале "Октябрь", стихи А. Суркова в журналах "Молодая гвардия" и "Октябрь", стихи Б. Глебова в "Комсомольской правде". Активно сотрудничала ассоциация и с местной прессой. При газете "Северный рабочий" работала литературная консультация, состоявшая из членов ЯАПП. Она давала возможность членам литкружков получать профессиональные советы от ведущих литераторов. В 1927 -1928 гг. ассоциацию возглавлял А. Сурков, наиболее активными ее членами были В. Смирнов, Д. Горбунов, В. Лукин, А. Князев, А. Афиногенов, А. Муратов, Б. Глебов, Е. Ледер, П. Ханаев, М. Березин. Музыкальная жизнь В 20-е гг. для культурной жизни губернии характерна активная концертная деятельность как местных музыкальных коллективов, так и приезжавших на гастроли столичных музыкантов. Особенно много занимался организацией таких концертов И.В. Озерский - заведующий художественно-музыкальной секцией Ярославского гарнизонного клуба, а с 1921 г. заведующий музыкальной секцией Губполитпросвета. До начала 20-х гг. основной музыкальной площадкой был гарнизонный клуб им. В.И. Ленина, в котором проходило до 20 концертов ежемесячно. Исполнялась музыка Глинки, Чайковского, Бородина и других композиторов-классиков. В конце 1919 г. политотдел Ярославского военкомата организовал оперный коллектив, первой работой которого стала опера "Демон", поставленная в театре им. Ф.Г. Волкова в начале 1920 г. К 1922 г. в гарнизонном клубе были также поставлены оперы "Евгений Онегин", "Травиата", "Сын мандарина", "Моцарт и Сальери", "Вертер", "Русалка". После Октябрьской революции на базе музыкального училища была создана народная консерватория с бесплатным обучением для подготовки музыкантов-профессионалов. При консерватории был создан симфонический оркестр. Популяризацией музыки занималось Ярославское общество любителей камерной музыки, организованное по инициативе преподавателя музыкального училища П.И. Хворостухина. В общество в основном входили преподаватели и студенты училища. Они устраивали концерты - "камерные пятницы", тематика которых была весьма разнообразной: "Пушкин в музыке", "Глинка и Шуберт", "Балакирев и русская музыка" и т.п. Оркестр Народных инструментов Особое место в музыкальной жизни края занимал оркестр народных инструментов, организованный в 1921 г. Первым его руководителем стал Н.Д. Калинин. Оркестр работал в клубе профсоюза водников. В 1923 г. оркестр возглавил Е.М. Стомпелев. Он организовал первый художественно-показательный концерт этого коллектива в Волковском театре, который прошел с большим успехом. С середины 20-х гг. он стал широко известным музыкальным коллективом, который приглашали на гастроли многие города страны. За первые восемь лет работы оркестр дал 541 концерт. Его участники руководили музыкальными кружками в Ярославле. В 1929 г. оркестр организовал в городе ячейку общества "Музыка - массам", а в следующем году им была проведена первая городская музыкальная олимпиада. Трудности в развитии культуры К концу 20-х гг. четко обозначилось стремление партийных и государственных органов к максимальному контролю за всеми направлениями культурной жизни. Это выражалось в усилении цензуры в издательском деле, чистке библиотечных фондов, контроле репертуара кинотеатров и театров, концертных коллективов и даже запрещении западных танцев в рабочих клубах. Повсеместно внедрялись художественные произведения социально-классовой направленности и искоренялось все, что не отвечало принципам партийности и классовости. Для проведения идей новой, коммунистической культуры старая интеллигенция становилась все более бесполезной и даже, в определенном отношении, "опасной", что изменило отношение к ней власти и правящей партии. Первыми это изменение ощутили на себе научные работники, которые в конце 20 - начале 30-х гг. стали обвиняться в антисоветской деятельности и подвергаться репрессиям. В их число попали ярославские краеведы А.А. Золотарев, А.Ф. Виноградов, Л.А. Альбицкий, следующими стали В.Н. Вочкарев, В.А. Перцев, Н.Г. Первухин, Н.А. Соколов. После их высылки краеведческое движение практически прекратилось. В 30-е гг. судьбу краеведов разделили и многие другие деятели культуры. В культурной сфере, как и во всем остальном, советская страна окончательно меняла ориентиры своего развития. Прежняя Россия безвозвратно уходила в прошлое. Хронологическая таблица по истории Ярославского края
1740 г. - Ссылка в Ярославль герцога Биро-на - Строительство в Ярославле собора - Открытие Славяно-Латинской семинарии при Спасо-Ярославском монастыре в Яоослквле_ ____ - Первый спектакль русского нацию нального театра, устроенный Ф.Г\ Волковым в Ярославле - Посещение городов Ярославского 1?Е2Я ^1*5:Т?]Е1?!Н°Ё У _ _. - Составление карты Ярославской „провинции _ _ _. .__ - Первое топографическое описание Ярославского края - Образование Ярославского намест _ничества - Издание в Ярославле первого русского провинциального журнала "Уединенный Л°..5^хонец" Преобразование Ярославского на- местничества в губернию Составление "Атласа Ярославской губернии" Посещение Ярославской губернии Павлом I - Создание музея "Ботик" в Пере- - Открытие в Ярославле высших на ук_училища и первой гимназии - Создание Ярославского .ополчения - Волнения крепостных рабочих на фабрике князя Гагарина в селе П.5е.Щ§е?91"Г1^еЖее.в-с..^?М бунт") -Начало издания "Ярославских гу- __бер_нских ведомостей" Преобразование Высших наук училища в Демидовский лицей 348 История Ярославского края
Словарь исторических терминов и устаревших слов Апсида - выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. В христианских храмах - алтарный выступ. Белые земли (слободы) - земли феодалов в сельской местности и городах России XIV - XVII вв., освобожденные от государственных налогов. Вече - народное собрание в древней и средневековой Руси в X - XIV вв. Наибольшее развитие получило в русских городах второй половины XI - XII вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с другими землями. Использовалось феодалами для ограничения княжеской власти. Винокурение - производство спирта и водки из хлебных злаков, картофеля и др. Волхвы - у древних славян - чародеи, колдуны, прорицатели, служители дохристианских культов. В конце X - XI в. - активные участники народных восстаний. Выть - единица обложения в России XVI - XVII вв. С переходом к подушной подати в начале XVIII в. заменена тяглом. Гости - крупные купцы в феодальной Руси X - XVIII вв. Вели междугородную и зарубежную торговлю. С XVI -XVIII вв. члены привилегированной корпорации купцов, выполняли финансовые поручения правительства. Жития святых - биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью. Изба - присутственное место в древней Руси. Первоначальное название приказа в XVI в. Изразцы - керамические плитки для облицовки стен, печей и т.д., могут быть гладкими, рельефными, покрытыми глазурью (майоликовые). Крашенина - холст, сделанный вручную на домашнем ткацком станке и в домашних же условиях окрашенный. Основная ткань в русском крестьянском обиходе, шла на различные виды одежды (сарафаны, порты, рубахи и пр.). Кремль - до XIV в. детинец - центральная часть древнерусских городов, обнесенная крепостными стенами с башнями. Комплекс оборонительных сооружений. Располагался на высоких местах, обычно на берегу реки или озера и был ядром городов, определял их силуэт и планировку. Курия - разряд избирателей по имущественному, национальному или другому признаку в дореволюционной России. Лицей - привилегированное мужское среднее или высшее учебное заведение в дореволюционной России. Локаут - закрытие предприятий хозяевами и массовое увольнение рабочих и служащих с целью предотвращения забастовок и массовых выступлений. Мешочничество - незаконный провоз частными лицами продовольствия из сельскохозяйственных районов в города сверх установленных норм с целью спекуляции; одна из форм реализации скрытых от государства продовольственных излишков; было распространено в годы гражданской войны. Отрезки - часть находившихся в пользовании крестьян земель, отрезанных после крестьянской реформы 1861 г. в пользу помещика. Отруб - в России начала XX в. земельный участок, выделенный из общинной земли в результате столыпинской аграрной реформы в единоличную крестьянскую собственность, в отличие от хутора - без переноса усадьбы. Отходничество - временный уход крестьян из места жительства на заработки в города или на сельхозработы в другие местности на отхожие промыслы. Было распространено среди помещичьих оброчных крестьян, усилилось после крестьянской реформы 1861 г. Политпросветы - местные органы Главполитпросвета, структурная часть областных, губернских и уездных отделов народного образования. Созданы в конце 1920 - начале 1921 гг. Работали под руководством местных организаций РКП(б). В их ведении находились агитпункты, школы ликбеза и политграмоты, клубы, библиотеки, совпартшколы, театры, художественные студии и другие учреждения культуры. Посад - в русских княжествах X - XVI вв. торгово-промышленное поселение вне городских стен, ставшее позднее частью города. Иногда делился на слободы и сотни. Предтеча - предшественник. Приход - низшая церковно-административная единица, церковь с причтом (священнослужителями) и содержащая их церковная община (прихожане). Пролеткульт - Пролетарская культура - культурно-просветительская и литературно-художественная добровольная организация пролетарской самодеятельности в различных областях искусства, особенно в литературе и театре. Существовала в 1917 - 1932 гг. Характерны отрицание культурного наследия и нетерпимость к?противникам. Пустошь - незаселенный, невозделанный участок земли. Пятинные сборы - пятина - в Русском государстве XVII в. чрезвычайный государственный налог. Взимался сначала с имущества светских и церковных феодалов, дворов торгово-промышленного населения, затем с крестьян в размере одной пятой годового дохода. Рабфаки - рабочие факультеты; создавались в 20 - начале 30-х гг. при вузах для подготовки к обучению в высшей школе рабочей и крестьянской молодежи, не имевшей среднего образования. Обучение на рабфаке приравнивалось к работе на производстве. Секира - древнее рубящее холодное оружие, топор в виде полумесяца длиной до 30 см, насаженный на топорище. Слобода - название различных поселений в Русском государстве XI -XVII вв., население которых могло быть освобождено от государственных повинностей. Смерды - крестьяне-общинники в древней Руси IX - XIV вв. Изначально свободные, с развитием феодальных отношений постепенно попадали в зависимость от феодалов. Тягло - денежные и натуральные государственные повинности крестьян и посадских людей в Русском государстве XV - начала XVIII вв.. В XVIII - XIX вв. единица обложения крестьян повинностями в пользу помещиков. Удельное княжество - удел - на Руси XII - XVI вв. составная часть крупных великих княжеств, управлялась членом великокняжеской семьи. Хамовные села - поселения с ремесленным населением, занимающимся выделкой и отделкой полотна (скатертей, полотенец и др.). Хутор - сельское поселение - однодверное, позднее много-дворное при освоении новых земель. С развитием капитализма в России - обособленная крестьянская усадьба на земельном участке индивидуального владения. Шатер - в зодчестве и архитектуре - покрытие в форме высокой четырехгранной или многогранной пирамиды. В русском деревянном и каменном зодчестве применялись в XVI - XVIII вв. Юфть - сорт кожи, получаемый особой обработкой шкур крупного рогатого скота, лошадей, свиней. Перечень устаревших единиц измерения Русские меры - официальная система мер и весов, действовавшая на территории Российской империи. Система единых мер в Русском государстве в основном сложилась к концу XVII в. После Октябрьской революции 1917 г. была заменена метрической системой мер. Аршин — дометрическая мера длины, употреблялась в России с XVII в., равна 16 вершкам (71,12 см) Верста - русская мера длины, равная 500 саженям (1,0668 км) Вершок - русская мера длины, равная 4,45 см. Первоначально равнялась длине фаланги указательного пальца. 4 вершка = 1 пяди Десятина — основная дометрическая русская мера площади, равная 2 400 кв. саженей (1,09 га) Пуд — русская мера массы (веса) = 40 фунтам = 16,38 кг Сажень - русская мера длины = 3 аршинам = 2,1336 м Фунт - единица массы в системе русских мер. Один фунт = 0,409 кг Четверть - русская мера объема сыпучих тел и жидкостей = 0,25 ведра = 3,08 л |