Главная страница
Навигация по странице:

  • Политическое развитие княжества

  • Культурное развитие края

  • Ярославский край в глубокой древности и в составе Древнерусского государства Древнейшая история Ярославского края


    Скачать 1.35 Mb.
    НазваниеЯрославский край в глубокой древности и в составе Древнерусского государства Древнейшая история Ярославского края
    АнкорIstoria_Yar_kraya_do_20veka_Selivanov.doc
    Дата28.04.2018
    Размер1.35 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаIstoria_Yar_kraya_do_20veka_Selivanov.doc
    ТипДокументы
    #18618
    страница2 из 21
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

    Ярославская земля в составе Владимиро-Суздальского княжества

    Социально-экономическое развитие

    Переход к политической раздробленности Руси, на­метившийся еще в XI в., окончательно завершился к се­редине XII в. Древнерусское феодальное государство раздробилось на ряд самостоятельных княжеств и зе­мель. Высвободившись из-под власти Киева, они стали проводить собственную политику. Их князья стремились увеличить свои земельные владения за счет захватов в соседних княжествах, что вызывало междоусобные вой­ны. Поэтому переход к раздробленности, который сопро­вождался распылением государственной власти, означал ослабление Русской земли в военном отношении, делал ее более уязвимой для внешних врагов. Но в то же вре­мя он не означал ее экономического и культурного рег­ресса, поскольку это время ознаменовалось крупными сдвигами в социально-экономическом отношении и в развитии культуры.

    Территория

    С середины XII в. в системе русских княжеств и земель выделилась Ростово-Суздальская земля - колыбель будущего единого Русского государства, будущей Рос­сии. Она охватывала территорию в междуречье Волги и Оки с плодородным суздальским "опольем" и районом Белого озера. На севере она граничила с землями Новго­рода, на западе - Новгорода и Смоленска, на юге - с Ря­занью и Черниговом, на юго-востоке и востоке - с зем­лями муромы, мордвы и черемисы. Непроходимые гус­тые леса, которые покрывали значительную часть Рос-тово-Суздальской территории, защищали ее от половец ких набегов, что способствовало нормальному хозяйст­венному развитию края. Волга связывала княжество со странами Востока. Население было сосредоточено глав­ным образом в плодородных "опольях" (обширных без­лесных пространствах) в районе Ростова и Суздаля и во­круг Плещеева озера.

    Основным занятием населения, особенно в плодород­ной ополыцине, было земледелие. Из хлебов сеяли пре­жде всего рожь, а также выращивали лен и хмель. На­ряду с земледелием было развито скотоводство, в том числе овцеводство. Население занималось также рыбо­ловством, бобровыми промыслами, солеварением.

    Феодапизация

    Общественный строй и экономическое развитие Ростово-Суздальской земли были в основном такими же, как и в других частях Руси. И здесь образовалась мест­ная феодализирующаяся знать. И здесь шел процесс об­разования крупного феодального землевладения. Не­смотря на сопротивление смердов-общинников, земле­владельцы захватывали общинную землю. Летописец с тревогой сообщал, что бояре "грабят землю". "Сильные бояре" творили "насилие" над общинниками: "обижали меньших" и порабощали "сирот", как здесь называли смердов. Сироты все более закабалялись боярами. Зака­баление совершалось путем самозаклада с нравом выку­па на свободу. Но выкупиться удавалось далеко не вся­кому. Другим источником порабощения свободных об­щинников был прямой захват, а также пожалования на­селения сел и деревень князьями боярам.

    К середине XII в. в Ростово-Суздальской земле уже значительно выросло княжеское, боярское и церковное землевладение. О владениях князей можно судить по тем пожалованиям, которые делал церкви князь Андрей Боголюбский. Он дал ей, по словам летописца, "много имения и слободы купленные, и с даньми, и села леп-шие", то есть богатые. У самого князя, кроме замка Бо­голюбове, было много "слобод купленных и сел леп-ышх". Андрей Боголюбский и его брат Всеволод широко раздавали земли "служащим боярам" и "дворянам".

    Бояре Ростово-Суздальской земли были хорошо из­вестны за ее пределами. При Юрии Долгоруком в Киеве упоминались "суждальские бояре". Особенно сильное боярство сложилось в области старых городов - Ростова и Суздаля. Именно оно служило опорой феодальной вла­сти.

    Большими богатствами владели и духовные феода­лы. Одним из крупнейших был ростовский епископ Ки­рилл. Его богатства были так велики, что привлекли внимание князя Ярослава Владимировича, и он секуля­ризировал их. Хвалился своим богатством и владимир­ский епископ Симон.

    Города

    XII - первой половине XIII вв. переживал экономический подъем города Ростово-Суздальской земли. В свою оче­редь, это вело к усилению их политической роли. Города становились административными и торгово-ремеслен-ными центрами.

    К городу "тянула" ближайшая земля, по отношению к которой он выступал как центр и сборный пункт во­енных сил. Наряду со старыми городами (Ростовом и Суздалем) росли и новые: Молога, Углече поле, Переяславль-Залесский, Владимир на Клязьме и другие.

    Наиболее крупными городами Ростово-Суздальской земли были в это время Ростов и Суздаль.

    С XI в. особенно усилилась роль и политическое зна­чение Ростова. При князе Юрии Долгоруком он уже на­зывался "великим" и получил исключительное значение в Ростово-Суздальской земле. К началу XIII в. это был уже весьма многолюдный город со многими церквями. В городе находился двор князя и двор епископа. В кремле велось каменное строительство, что свидетельствовало о богатстве города. При Владимире Мономахе был возве­ден собор, равный по своим размерам и во всем подоб­ный Великой церкви Печерского монастыря в Киеве. При пожаре 1211 г. он был разрушен, но на его месте был заложен новый собор. Другая каменная церковь была заложена на княжеском дворе в 1214 г. И третья каменная церковь Иоанна Предтечи была построена на епископском дворе.

    Продолжал расти Ярославль. В XII в. он вышел за пределы Стрелки и в нем появился посад. По мнению ряда ученых, уже в это время появились укрепления Земляного вала. В XII - XIII вв. Ярославль стал замет ным городом с развитым ремеслом и торговлей, своего рода опорным пунктом ремесла и торговли.

    Быстро растущим городом был Переяславль-Залесский. Уже во второй половине XII в. он, наряду с Ростовом, относился к числу крупных древнерусских городов. Особенность его развития была связана с тем, что Переяславль возник и оставался как пограничный город Северо-Восточной Руси, Его значение повысилось в XII - XIII вв., когда обострилась борьба за власть внутри самого Ростово-Суздальского княжества и уси­лилось соперничество с другими княжескими родами, претендовавшими на великокняжеский стол в Киеве. В этой борьбе Переяславль стал форпостом суздальских князей, стремившихся подчинить своему влиянию Севе­ро-Западную и Южную Русь.

    Торговля

    Города Ростово-Суздальской Руси XII - XIII вв. были центрами ремесла и торговли. Высокого уровня достигла об­работка железа и других металлов, гончарное производ­ство, строительное дело и т.д.

    Купцы веди оживленную торговлю с другими рус­скими землями, прежде всего с Новгородом и Псковом. В Новгород везли хлеб, лен, воск, мед. Прочные торго­вые отношения установились с Западом и Востоком. Традиционными были связи со Скандинавией. Через Ростов шла торговля Северной Европы с Востоком. Рос­тов и Суздаль упоминались даже в скандинавских сагах. Активно развивалась торговля с Востоком, которая шла по Волжско-Каспийскому пути, и восточные купцы бы­ли частыми "гостями" городов Ростово-Суздальской Ру­си. С Востока поступали шелковые ткани, пряности, драгоценные камни, жемчуг, золото и серебро, ювелир­ные изделия. Помимо Востока шелк привозили из Ви­зантии и Испании. Вывозили же из Северо-Восточной Руси меха, ремесленные изделия, ювелирные украше­ния, лен и льняные одежды.

    Социальное развитие

    Население городов Ростово-Суздальской Руси не было однородным по своему составу, существовали аристокра­тия и низы. Самой влиятельной груп­пой городского населения были бояре. В Ростове, Сузда­ле, Владимире и других городах находилось довольно значительное количество бояр и служилых людей. Го­родские феодалы деятельно участвовали в политической жизни городов. Низы - это "людье мезинние", то есть молодые, незнатные. Большинство низов составляли ре­месленники и купцы, как, например, в Ростове. Купцы были наиболее деятельными членами городской общины наряду с боярами. Князья прекрасно понимали значение купечества и его влияние на городскую общину. С большим уважением относились к ним Андрей Боголюб-ский и Всеволод Большое Гнездо. По своему значению купцы стояли сразу после бояр.

    В XII - XIII вв. почти во всех городах Ростово-Суздальской Руси существовало вечевое управление, не­редко ограничивавшее княжескую власть. На вече гос­подствовало сильное боярство, с которым князь вынуж­ден был считаться и проявлять к нему "ласковость".

    В условиях частых междоусобиц князьям приходи­лось особое внимание обращать на укрепление и под­держку своего войска. Основу его составляли "вой", то есть воины. Личная же княжеская дружина не являлась основной силой из-за своей немногочисленности. Кроме княжеской дружины, в городах существовало и ополче­ние, которое в случае необходимости набиралось из всех слоев городского населения, в том числе из ремесленни­ков, не обученных военному делу.

    Политическое развитие княжества

    Юрий Долгорукий

    Во второй четверти XII в. Ростовская земля еще сохраняла тесную связь с Киевом и продолжала зависеть от него. В 1125 г., после смерти Владимира Мономаха, она досталась его сыну Юрию Владимировичу, деятель­ность которого имела большое значение для Ростовской земли. Именно при нем исчезла ее зависимость от Юж­ной Руси. Юрий Владимирович впервые отказался по­сылать в Киев дань, что означало прекращение вассаль­ных отношений. Ростовская земля стала самостоятель­ным независимым княжеством, а Юрий Владимирович ее первым суверенным князем и родоначальником вла-димиро-суздальской династии.

    Во время его княжения стали складываться государ­ственные границы Ростово-Суздальской земли. Ее тер­ритория в это время простиралась далеко на север за Бе-лоозеро, на юге она уходила за Москву-реку и Клязьму, местами доходя до Оки, на западе граничила с Новго­родской землей, на востоке - с владениями волжских болгар.

    При Юрии Владимировиче выросли роль и значение Суздаля, поскольку князь все чаще жил именно в нем, а не в Ростове. Суздаль стал играть роль столицы княже­ства, оттеснив Ростов на второй план.

    В начале правления Юрия Владимировича Ростов екая земля считалась далекой окраиной Руси, где кня жение не считалось особенно почетным. Поэтому княз! Юрий все время стремился на юг - в Киев. Отсюда и од но из объяснений того прозвания, которое он получил I народе и с которым вошел в историю - "Долгая рука" "Долгорукий".

    Юрий Долгорукий способствовал выдвижению Рос тово-Суздальской Руси в число сильнейших государст венных образований Восточной Европы, ее быстром? росту и расцвету, начавшемуся с 30-х гг. XII в. При неь были основаны княжеские города и крепости: Переяс лавль-Залесский, Юрьев-Польский, Дмитров и др. Неви данный до того размах получило строительство: возво дились прекрасные здания, дворцы и храмы.

    Юрий Долгорукий укреплял и расширял Ростово Суздальскую землю, но местным князем здесь так и в стал, упорно стремясь в Киев на великое княжение Ростовская земля была для него лишь оплотом в борьб за Киев.

    Андрей Боголюбский

    Утвердившись в Киеве в 1155 г. Юрий Долгорукий постарался сохранить Ростово-Суздальскую землю со

    своей семьей. После его смерти 1157 г. в ней стал править его любимый сын Андрей дальновидный и проницательный политик. Отец намеривался сделать его своим преемником на великом княжепии, но этому замыслу не удалось осуществиться. Еще 1155 г. Андрей покинул отца и ушел на север, вызвала отеческий гнев. "Ростовцы" и "суждальцы" избрали Ан­дрея своим князем, посадив его в Ростове и Суздале.

    За короткое время Андрею Юрьевичу удалось до­биться признания у местного боярства и духовенства. Он развил бурную деятельность по строительству церквей, активно и энергично проводил внешнюю политику.

    Официально резиденция молодого князя находилась не в Суздале, а в Ростове. Но в 1157 г. он перенес свою столицу во Владимир, где возвел великолепный Успен­ский собор, расширил крепость и построил в подража­ние Киеву Золотые ворота. В десяти километрах от Вла­димира, в устье реки Нерли, князь Андрей построил свою резиденцию - белокаменный замок Боголюбове, за что получил прозвание Боголюбский. При нем была соз­дана церковь Покрова на Нерли - шедевр не только древнерусской, но и мировой архитектуры, достроен Спасский собор в Переяславле-Залесском, основаны мно­гие монастыри. Все это повышало значение Ростово-Суз-дальской Руси в глазах других русских земель. После переноса столицы княжества во Владимир Ростово-Суз-дальская Русь стала Владимиро-Суздальской. Политиче­ская роль Ростова с этого времени заметно уменьши­лась.

    Андрей Боголюбский превратился в могучего князя, власть которого распространялась на третью часть Руси. При нем ее политический центр переместился с юга на север - из Киева во Владимир. В 1169 г. Андрей Бого­любский захватил Киев, но не остался там на княже­нии, а с титулом великого князя вернулся во Владимир, который отныне официально стал центром великого княжения вместо Киева. Большой авторитет и гранди­озность дел принесли Андрею популярность не только на Руси, но и далеко за ее пределами. Однако его жесткая и самовластная политика натолкнулась на сопротивле­ние местной знати. В результате боярского заговора 29 июня 1174 г. Андрей Боголюбский был убит.

    Всеволод Большое Гнездо

    После нескольких лет ожесточен ной борьбы за власть великим князем стал сын Юрия Долгорукого - Всево­лод, получивший прозвание "Большое Гнездо" за то, что имел восемь сыновей. Он ограничил самоуправство бояр и попытался найти себе опору в бо лее широких слоях населения, преимущественно город­ского.

    Власть Всеволода распространялась на всю Владими-ро-Суздальскую землю. На Руси он занимал положение первого князя среди всех остальных князей. В его прав­ление княжество усилилось и разрослось, став одним из крупных феодальных государств Европы.

    Усиление Владимиро-Суздальского княжества не смогло, однако, предохранить его от появления и созре­вания элементов будущего распада на уделы. Старший сын Всеволода, Константин, еще при жизни отца стре­мился получить себе в удел Ростов, в чем его поддержи­вало ростовское боярство. Всеволод выделил Константи­ну в самостоятельное владение удел, в который вошли Ростов, Ярославль, Белоозеро, Углече поле, Молога и Устюг. Так в 1207 г. из Владимиро-Суздальского кня­жества выделилось Ростовское удельное княжество. Константин стал его первым князем.

    В 1212 г. Всеволод Большое Гнездо, "нача изнемога-ти", назначил своим преемником на Владимирское ве­ликое княжение Константина. Но тот отказался, по­скольку не хотел быть владимирским князем, а стре­мился сделать Ростов столицей Владимиро-Суздальской Руси. Поэтому Всеволод передал владимирское княже­ние другому сыну - Юрию.

    Сразу после смерти Всеволода Большое Гнездо нача­лась длительная междоусобная борьба между Констан­тином и Юрием, которая закончилась победой Констан­тина. Он стал великим князем владимирским и соеди­нил в своих руках правление Ростовским и Владимир­ским княжествами. Однако Ростову не удалось стать столицей, поскольку Константин должен был княжить но Владимире. После смерти Константина (2 февраля 1218 г.) великим владимирским князем стал Юрий Все­володович.

    Удельные княжества

    Константин незадолго до этого времени поделил Ростовское княжества между своими сыновьями. Ростов дос­тался старшему сыну Васильку, а Яро­славль - второму сыну Всеволоду. В дальнейшем Всево­лоду достались также земли по реке Мологе и впадавшной в нее реке Сити. Третий сын Константина с 1218 г. княжил в Угличе. Таким образом, в 1218 г. образова­лось несколько удельных княжеств: Ростовское, Яро­славское, Переяславское, Угличское, а в 1238 г. к ним добавилось Велозерское, Ярославский край разделился на удельные княжества.

    Культурное развитие края

    Обретение Владимиро-Суздальской Русью независи­мости от Киева, а затем образование на ее территории удельных княжеств в определенной мере способствовало ее культурному росту. Развивались книжность, просве­щение, местное летописание, зодчество и живопись. В городах были грамотные люди не только среди князей, бояр и дворян, но и среди купцов и ремесленников.

    Книжносте просвещение

    Крупным центром развития письменности и средоточием и просвещение был Ростов, расцвет которого в этом отношении пришелся на XII – начало XIII вв. Ростовскую кафедру возглавляли весьма начи­танные и образованные люди - епископы Пахомий и Кирилл. Грамотными были монахи и представители бе­лого и черного духовенства. В монастырях имелись об­ширные библиотеки.

    Очень образованными были некоторые князья. Осо­бенно выделялся среди них ростовский, а затем великий владимирский князь Константин, бывший знатоком и распространителем книжности, просвещения и культу­ры. Летописец замечал, что князь "... часто бо чтяше книги с прилежанием". Константин знал много языков -"сведущь во многих языках", свободно говорил по грече­ски. Он очень ценил книги и имел выдающуюся по тем временам библиотеку, в которой одних только греческих книг насчитывалось более тысячи. Константин основал в Спасо-Преображенском монастыре в Ярославле первое в Северо-Восточной Руси духовное училище, которому за­вещал свою богатейшую библиотеку. Не случайно за особую любовь к просвещению Константин Всеволодович был прозван "мудрым".

    Литература летописание

    В Переяславле-Залесском был создан выдающийся литературный памятник того времени - "Моление" и "Слово" Даниила Заточника. В "Моле­нии", написанном в форме послания к князю человека, попавшего в беду, впервые в древнерусской литературе обосновывалось право человека на уважение в зависимо­сти от его личных качеств и прежде всего - от ума. В Ростове было создано в XII в. "Житие" епископа Исайи, в котором рассказывалось об успешной деятельности епископа среди ростовских язычников. Можно предпо­лагать, что именно в Ростовской земле Владимиром Мо­номахом было написано его знаменитое "Поучение" для своих детей.

    На рубеже XI -XII в. зародилось летописание в Суз­дале, откуда было перенесено в Ростов. Оно велось при дворе князя и имело светский характер. Местное лето­писание возникло и в Переяславле-Залесском. Переяс­лавская епископская летопись была доведена до 1175 г.

    Зодчество

    Успешно развивалось зодчество. Первые храмы были деревянными, но уже с конца XI в. началось каменное строительство. Киевскими мастерами, присланными по приказу Владимира Мономаха, был построен в Ростове собор по образу и подобию Великой церкви Печерского монастыря в Киеве. К XI - XII вв. относится сооружение Успенского собора в Ростове и белокаменного Спасо-Преображенского собора в Переяславле-Залесском.

    В 1215 г. был воздвигнут Успенский собор в кремле в Ярославле, в 1216 - 1222 гг. - храм Спасского мона­стыря, в 1215 г. - храм Успения Богоматери, в 1216 г. -церковь Спаса в Спасо-Преображенском монастыре. На­до сказать, что для Ярославля были характерны в это время быстрые темпы городского строительства. Так, когда в 1152 г. на город неожиданно напали волжские болгары и осадили его, сами ярославцы оказались не в состоянии дать отпор врагу, поскольку, как сообщал ле­тописец, "бе бо мал градок". Тогда помощь пришла из Ростова Великого. Однако уже через несколько десятков лет город значительно вырос. Летопись свидетельствует, что в 1221 г. "загорелся град Ярославль, и мало не весь погоре, и церквей изгоре 17, двор же князь, избы все".

    В связи с успехами зодчества заметного развития достигла и монументальная скульптура. В Ярославле при археологических раскопках найдены резные капи­тели и маски от Успенского собора, в Ростове - львиные маски от "златых" дверей собора. Наиболее распростра­ненным видом скульптуры этого времени являлся ба­рельеф.

    Живопись

    Церковное зодчество способствовало и развитию живописи. Поначалу здесь работали киевские мастера. Именно в киевской художественной традиции был расписан собор в Переяславле-Залесском. Но постепенно, в связи с рос­том городов Северо-Восточной Руси, в них стали созда­ваться местные школы живописи, использующие народ­ные традиции.

    Среди местных школ одно из наиболее видных мест принадлежало ярославской. В Ярославле был написан ряд икон, которые отличались свободной и смелой мане­рой письма, русскими чертами, яркими и жизнерадост­ными красками. Одной из таких икон, написанных в XIII в., является икона божьей матери Оранты с медаль­оном Спаса Эммануила на груди. В ней создан изуми тельный по красоте образ богоматери. В другой иконе "Знамение" греческий прототип дан в новой трактовке образа.

    В XIII в. были свои особенности и у ростовской жи­вописи. Ростовские живописцы украшали местные хра­мы, расписывали соборы в Суздале и Юрьеве Польском. Появление и развитие местных живописных школ сви­детельствовало о становлении русской самобытной ико­нографии.

    Глава III

    Ярославские удельные княжества в XIII - XV вв.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


    написать администратору сайта