Главная страница
Навигация по странице:

  • Экономическое развитие края

  • Города Ярославль

  • Ярославский край и опричнина

  • Ярославский край и польская интервенция

  • Ярославский

  • Культура Ярославского края в XVI - XVII вв.

  • Ярославский край в глубокой древности и в составе Древнерусского государства Древнейшая история Ярославского края


    Скачать 1.35 Mb.
    НазваниеЯрославский край в глубокой древности и в составе Древнерусского государства Древнейшая история Ярославского края
    АнкорIstoria_Yar_kraya_do_20veka_Selivanov.doc
    Дата28.04.2018
    Размер1.35 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаIstoria_Yar_kraya_do_20veka_Selivanov.doc
    ТипДокументы
    #18618
    страница4 из 21
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

    Культура

    Монголо-татарское нашествие нанесло русской культуре тяжелейший удар, связанный не только с раз­рушением памятников культуры, но и с гибелью их творцов: ремесленников, зодчих, живописцев, писцов, многих образованных людей. Но народ нашел в себе си­лы, чтобы залечить кровавые раны. Уже к концу XIII в. появляются свидетельства возрождения прежних куль­турных ценностей и создания новых. Развивались пись­менность и книжное дело. Росла грамотность населения, особенно представителей городских слоев. Появлялись библиотеки и училища, основное количество которых создавалось при монастырях.

    Книжность

    Среди центров грамотности и книжности этого времени особое зна­чение приобрел Ростов, возобновивший свои культурные связи с Киевом. Много сделал для раз­вития книжного дела в Ростове и пополнения его биб­лиотек князь Глеб. Богатейшей библиотекой располагал ростовский монастырь. Среди ростовского духовенства было много высокообразованных людей: архиепископ Вассиан, епископы Иоанн, Прохор и другие. Уроженцем ростовской земли был один из образованнейших людей конца XIII - начала XIV в. Епифаний Премудрый, автор жития Сергия Радонежского.

    Литература

    Развивались литература и народный эпос. В Ростове зародились были­ны об Александре (Алеше) Поповиче: "Алеша Попович и Тугарин", "Алеша Попович и Змей Горыныч". Здесь же был создан ряд крупных памятни­ков древнерусской литературы. К числу старейших из них принадлежит сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Федора. В сказа­нии выражен протест против татарского насилия, а князь Михаил и боярин Федор показаны как мученики за веру и отечество. Оригинальным литературным па­мятником, написанным в Ростове, стала "Повесть о Пет­ре, царевиче Ордынском". В ней ростовские князья, их окружение и духовенство противопоставляются выходцу из Орды Петру и его потомкам.

    Кроме сказаний в Ростове создавалась и житийная литература: жития ростовских епископов Кирилла, Ле­онтия, Игнатия и других. Ростовский архиепископ Про­хор написал житие Петра-митрополита.

    Можно отметить и ряд публицистических произве­дений того времени. В конце XIII в. появилось "Послание Иакова Черноризца к ростовскому князю Дмитрию Борисовичу", написанное его духовником. В нем автор призывал князя проявлять любовь к ближне­му во всех своих деяниях. Еще один памятник русской публицистики - послание ростовского архиепископа Вассиана Ивану III во время нашествия хана Ахмета на Москву. Вассиан призывал князя не поддаваться страху перед татарами. Послание звучало как патриотический призыв к борьбе с владычеством Орды, за независимость Руси.

    Летописание

    Монголо-татарское нашествие пре рвало развитие летописания в Северо-Восточной Руси. Оно возобновилось при митрополичьей кафедре только с середины XIII в. Великокняжеское летописание было перенесено из Вла­димира в Ростов, а оттуда - в Переяславль-Залесский. Однако Ростов остался своего рода центром летописания. К концу XIII в. появился ростовский летописный свод, в котором прославлялась деятельность ростовских князей. Вдова ростовского князя Василька, Мария, вела свою летопись, сводившуюся к описанию деятельности мужа и событий их семейной жизни. В XIV в. был создан ле­тописный свод епископа Ефрема.

    Живопись

    Продолжали свою деятельность живописцы. Ярославская школа живо­писи, расцвет которой в начале XIII в. был прерван нашествием, уже в XIV — XV вв. создала замечательные иконы и миниатюры. С Ярославлем свя­зано появление так называемого "Федоровского еванге­лия", созданного в 20-е гг. XIV в. и отличавшегося бо­гатством живописного оформления. Ярославские иконо­писцы создали такие иконы, как "Рождество Христово", "Никола" и "Иоанн Предтеча".

    В XIII - XV вв. своя школа живописи сложилась в Ростове. Ее представителями были написаны иконы "Спас Нерукотворный", "Троица", "Никола", "Преобра­жение".

    Зодчество

    В XIV - XV вв. в городах Ярославского края развернулось большое ка­менное строительство. Характерной особенностью было то, что значительную его часть со­ставляли ремонтные и восстановительные работы па­мятников, построенных еще до монголо-татарского на­шествия. В конце XV в. большую строительную дея­тельность развернул угличский князь Андрей Большой. При нем был возведен монументальный собор Покров­ского монастыря, реконструирован кремль и построены княжеские палаты.

    Культурное развитие Ярославского края в этот пери­од наглядно свидетельствовало, что монголо-татарское нашествие и ордынское иго не смогли прервать и затор­мозить поступательное развитие русской культуры.

    Глава IV

    Ярославский край в XVI - начале XVII вв.

    Экономическое развитие края

    С конца XV в. русские земли представляли собой единое государство, находящееся в процессе централи­зации. В это время оно уже делилось не на удельные княжества, а на уезды и волости, удельное деление сме­нилось административным. В XVI в. Ярославский край состоял из пяти уездов: Ярославского, Ростовского, Пе-реславль-Залесского, Угличского и Пошехонского. Два уезда - Переславль-Залесский XV в. из названия горо­да Переяславля выпала буква "я". - Ред.) и Ростовский -лежали в пределах Замосковного края, остальные - в За­волжье.

    Хозяйство

    Австрийский дипломат С. Герберштейн, побывавший в Ярославле в 1517 г. и в 1528 г., писал: "Ярославль среди всех областей Московского государства занимает одно из первых мест по богатству почвы и изобилию во всем". Можно привести и свидетельство английского мореплавателя Р. Ченслера, который побывал в России в 1553 г. и отметил в своих записках, что вся земля меж­ду Ярославлем и Москвой "изобилует маленькими дере­вушками... Земля вся хорошо засеяна хлебом, который жители везут в Москву в таком громадном количестве, что это кажется удивительным". Действительно, в XVI в. Замосковный край, в который входили Пере­славль-Залесский и Ростовский уезды, был основной житницей России. Здесь, как и в Ярославском уезде, сеяли овес, рожь, пшеницу и лен. Большое значение имели посевы льна в Угличском уезде. Переславский уезд славился своим садоводством. С земледелием б) тесно связано скотоводство, особенно в Ярославская Угличском уездах.

    Рост феодального землевладения

    В XVI в. в русских землях проажали укрепляться феодальные оч землевладения шешм, в частности развивались Iличные формы феодальной собственнсти. Так, Переславский и Ростовский уезды были роном: в$гчинно1"о землевладения. Здесь встречал:большие вотчинные села, в которых насчитывалось

    сотни дворов. Росло в это время и число поместий, ксрые давались служилым людям на условиях служ<

    причем происходило это практически во всех уездах

    Ярославского края.

    В результате роста поместного землевладения про ходили существенные изменения в составе феодал Среди них вырос удельный вес помещиков. Так, 1.530 г. в Переславском уезде уже было известно 48 < милий вотчинников и 42 фамилии помещиков. К чш крупнейших землевладельцев Ярославского края щ аадлежали в это время Заболоцкие, Плещеевы, Бут; лины, Морозовы, Собакины.

    Наряду с боярским и поместным землевладение» крае получило распространение церковное или мо] стырское землевладение. Крупнейшим землевладельц стал Троице-Сергиев монастырь, имевший вотчины в , сяти уездах, в том числе Переславском, Ростовскс Ярославском и Угличском. В Переславском уезде мо! стырю принадлежало 809 крестьянских и 62 бобым ских двора.

    Во времена Ивана Грозного сильно разбогател Бор соглебский монастырь, которому царь пожаловал мног земли. Еще более выросли владения Ярославского Сш ского монастыря, который в 1547 г. получил от ца мельницы на реке Пахме, а в 1550 г. - села Балакире* Михайловское и еще 13 деревень. Многие права Сш ского монастыря были подтверждены затем и Борис* Годуновым. В 1569 г. Ярославскому Спасскому мое стырю принадлежало 239 деревень, 6 сел и 11 пустош и уездах края. Кроме того, монастырь владел рыбньп ловлями и соляными варницами.

    Для экономического развития Ярославского края большое значение имело завоевание Казанского (в 1552 г.) и Астраханского (в 1556 г.) ханств. Теперь Вол­га на всем ее протяжении стала свободна для судоход­ства, открылись широкие возможности для торговли с Востоком - Хивинским ханством, Бухарой и Персией.

    Торговля

    Ярославский край оказался в очень выгодном географическом положении. Через Переславль, Ростов и Ярославль пролегал торговый путь на север. Особенно выгодным было положение Ярославля. Торговый путь от Москвы после него разветвлялся на Вологду и Белоозеро и на восток - к Костроме и Нижнему Новгороду. В городках и сельской местности Ярославского уезда росли торжки, в которых появлялись откупщики. Туда приезжали тор­говцы с товарами из Москвы. В свою очередь ярославцы имели прочные тррговые связи со столицей. Они отправ­ляли в нее на продажу бочками сиговину, осетрину, бе­лужину, севрюгу, пудами черную икру. Из Углича в Москву возили рыбу. Туда же по ярославской дороге по­ступал хлеб.

    Отдельные районы Ярославского края начинают спе­циализироваться на производстве какой-либо ведущей группы товаров, что во многом было связано с их при-родно-географическим положением. На основе скотовод­ства развивается кожевенное производство в Ярославле, а Ярославский уезд превратился в льноводческий район. На озерах Переславского и Ростовского уездов, а также на Волге и Шексне было развито рыболовство, приобре­тавшее торговый характер. Стало развиваться товарное производство в солеварении, которое по-прежнему ве­лось близ Переславля и Ростова.

    Развивалась местная торговля. Так, во второй поло­вине XVI в. был известен местный Торжок в митропо­личьей Карашской волости Ростовского уезда. Еще один из торжков возник в Угличском уезде, в селе Прилуки, принадлежавшем Троице-Сергиеву монастырю. В от­дельных городах и при крупных монастырях возникали ярмарки. Пользовалась известностью ярмарка, появив­шаяся в Холопьем городке на Мологе. На нее даже при­езжали иностранцы. Оживленная торговля велась в Пе реславле и Ростове. Товарно-денежные отношения все глубже проникали в экономику края.

    Города

    Ярославль

    В XVI в. происходило дальнейшее развитие городов Ярославского края. Особенно заметным был рост Ярослав­ля. Еще в первой половине столетия он принадлежал к весьма значительным, хотя и непервостепенным горо­дам. Однако во второй половине XVI в. он уже был са­мым крупным из всех городов Заволжья. Английский мореплаватель Р. Ченслер назвал Ярославль этого вре­мени очень богатым городом, а английский посол Д. Флетчер, приезжавший в Россию в 1588 - 1589 гг.,

    включил его в число шестнадцати крупнейших городов России.

    Ярославль был круп­ным и многолюдным ре­месленным и торговым городом. На посаде нахо­дились торговые ряды, в которых наряду с посад­скими лавками стояли лавки "ловецких кресть­ян", хотя эти "крестьяне" рыбной ловлей не зани­мались, а были торговца­ми и ремесленниками. В Ярославле находились слободы и дворы мона­стырей и бояр, жители которых не несли посад­ского тягла и назывались "беломестцами".

    В Толчковской слобо­де за Которослью было со­средоточено кожевенное производство. Здесь выделыва­лись различные кожи, в том числе красная юфть. В го­роде было развито гончарное дело, производство кирпи ча и изразцов, а также разнообразных металлических изделий. Хорошо был развит рыбный промысел. В эко­номической жизни города заметную роль играл Спас­ский монастырь, хозяйство которого было связано с рынком.

    Исключительно большое значение для экономиче­ского развития Ярославля имело установление во второй половине XVI в. морского пути из Западной Европы в Россию. Ярославль превратился в важный транзитный пункт и стал одним из главных посредников в торговле Москвы со странами Западной Европы.

    Переславль-Залесский

    Крупным городским центром края был Переславль-Залесский. Д. Флетчер называл его наряду с Ярославлем од­ним из наиболее крупных городов Рос­сии. Через него проходил путь из Москвы к Белому мо­рю. В городе существовала крупная Рыбная слобода, что говорило о значительных размерах рыбного промысла. Переславская сельдь как лакомство подавалась на цар­ских пирах. Выли развиты и железоделательные ремес­ла: к концу столетия на посаде работало 38 кузниц.

    Поблизости от Переславля находилась Соль Пере­славская, называемая также Усольем. Здесь варил соль Троицкий монастырь, которому принадлежало пять со­ляных варниц.

    Развита была в Переславле и торговля хлебом. Кро­ме того, по реке Трубеж в город пригоняли на продажу плоты из бревен. Следует, однако, сказать, что к концу XVI в. Переславль уже не был процветающим городом. Он постепенно приходил в упадок.

    Ростов

    К числу шестнадцати наиболее круп­ных городов России относился и Ростов, являвшийся одним из ее церковных цент­ров. В городе было много церквей и монастырей, кото­рым принадлежали беломестные слободки. В крупных размерах велась рыбная ловля. Существовала даже спе­циальная государева слободка, жители которой постав­ляли рыбу для царского двора. Среди городских слобод были также Сокольничья, Кузнецкая и Ямская. Больше половины населения города жило в слободах и занима­лось ремеслом и торговлей. Существовали и старинные промыслы, связанные со строительством и украшением церквей. По-прежнему город оставался одним из цент­ров иконописи. Но, как и Переславль, к концу XVI в. Ростов стал постепенно приходить в упадок и держался только былой славой и митрополичьим двором

    Углич

    Углич не относился в это время к числу крупнейших городов страны. Это был старый удельный центр. В конце XV в. он принадлежал брату Ивана III Андрею Большо­му, при котором приобрел значение как торгово-ремесленный центр, расположенный на большой водной дороге из Москвы на север. Посадское население города состояло главным образом из ремесленников и торгов­цев. Угличский посад был довольно велик по размерам. Это следует из того, что, когда в конце XVI в. на посаде и в слободах произошел большой пожар, во время его сгорело пятнадцать церквей. Пожар довершил упадок города, начавшийся вскоре после смерти Андрея Боль­шого, попавшего в опалу к брату за свою независимость. Однако именно в те времена в Угличе произошли собы­тия, вписавшие его имя в историю России.

    В 1584 г., после смерти Ивана Грозного, в Углич был привезен вместе с матерью и ее родственниками его младший сын царевич Дмитрий. Их приезд придал Уг­личу видимость стольного города. 15 мая 1591 г. царе­вич Дмитрий погиб при невыясненных до конца обстоя­тельствах. Его смерть послужила толчком к народному восстанию в Угличе, жестоко подавленному властями. Специально созданная царем комиссия провела следст­вие по "Угличскому делу", и много посадских людей, участников восстания, было сослано в Сибирь. Даже го­родской колокол был признан "виновным" в призыве народа на выступление против властей. Он тоже под­вергся "наказанию": ему отрубили ухо, вырвали язык, после чего "сослали" в Тобольск. Все эти события на­влекли на город государеву опалу. "Множество людей сведоша в Сибирь... а с того времени Углич запусте...", • писалось в местной летописи. С конца XVI в. Углич полностью потерял свой удельный статус.

    В 1534 - 1538 гг. на реке Обноре был выстроен го­род-крепость Любим. Его строительство было вызвано необходимостью защиты от набегов казанских татар. Недалеко от Ярославля, на высоком волжском бере­гу, находился город Романов, который Иван IV в 1563 г. отдал в кормление служилым татарским мурзам - Алей-мурзе и Айдар-мурзе. Пожалование Романова татарам в определенной степени затормозило его хозяйственное развитие. Против Романова на правом берегу Волги бы­ла расположена рыболовецкая Борисоглебская слобода. Оба поселения образовали людную и бойкую торгово-промышленную пристань.

    Ярославский край и опричнина

    Во второй половине XVI в. Ярославский край в пол­ной мере ощутил на себе политические изменения, про­исходившие в стране. Одним из главных политических событий стало введение опричнины - мероприятия, на­правленного на завершение борьбы с боярско-княжеским сепаратизмом в деле централизации госу­дарства. Историки до сих пор не пришли к единому мнению по вопросу о вхождении ярославских земель в опричнину. Вероятно, это произошло не сразу и косну­лось не всех земель.

    Царская опала

    Однако уже в первый год олричникы Иван IV "опалился" на многих яро­славских князей, которые были высе­лены, а земли их "забраны на государя" и пущены в раздачу. Из Ярославля были выселены многие служи­лые люди и дети боярские. В свою очередь на ярослав­ских землях поселялись служилые люди из других уез­дов, причем это происходило в массовом порядке. В од­ной только Едомской волости было поселено 40 поме­щиков из Костромы и Суздаля, которым было роздано 200 деревень.

    А.М.Курбский
    Не ограничиваясь выселением, Иван Грозный физически уничтожил ряд ростовских и ярославских князей. Бывший его сподвижник, князь А.М. Курбский (имев­ший родовые владения в Ярославском уезде), бежавший от царского гнева в Литву, в своей "Истории великого князя Московского" привел сведения о жестоких рас­правах царя над ростовскими княжатами - Семеном, Андреем, Василием и другими, а также над боярином Василием Темкиным. Были убиты, писал также А.М. Курбский, "братии мои, княжата ярославские".

    После бегства А.М. Курбского в Литву репрессии коснулись и его семьи. В заточении оказались его мать, жена и сын. Вотчины его ярославских братьев были ра­зорены. Иван Грозный, оправдывая себя, обвинял Курб­ского в том, что он якобы хотел выделения Ярославля в самостоятельное княжество. Подобные обвинения не имели под собой никаких оснований. В своих произве­дениях А.М. Курбский подчеркивал, что князья яро­славские всегда поддерживали московских князей "как верные и доброхотные братья".

    Последствия опричнины еще долго сказывались на развитии ярославских земель. Но с концом эпохи Ивана Грозного для них наступали новые времена.

    Ярославский край

    и польская интервенция

    XVII в. начался для России трагически. На его вый год пришлось сильнейшее похолодание. Лето выд* лось сырым и холодным. В некоторых местах уже конце июля - августе наступили ранние морозы. Хлеб на полях не успели созреть, а на следующий год посев? не дали всходов, В 1601 г, разразился сильный голо,л продолжавшийся до 1604 г. и приведший к массовой гибели людей.

    Смутное время

    Голод обострил и социально классовые противоречия. В 1603 г. на чалось восстание холопов под предво дительством Хлопка. Ярославский край это движение н< задело или затронуло в очень слабой мере. Зато более определенно можно сказать о том, какое влияние оказа ло на Ярославский край восстание под руководство» И.И. Болотникова, начавшееся в июне 1606 г. В Яро славле знали о восстании уже с этого времени, чему спо­собствовало появление в городе своего рода "подметных писем", распространяемых кем-то из соратников Болот­никова. Письма вызвали волнение среди горожан. В тс же время грамота царя Василия Шуйского с требовани­ем выставить людей для борьбы с Болотниковым вызва­ла в народе "сильный ропот против царя". В конце ок­тября 1606 г. из Москвы пришло официальное сообще­ние о поражении войска Болотникова под столицей. Взятого в плен Болотникова везли в ссылку в Каргополь через Ярославль.

    Самозванцы

    Воспользовавшись тяжелым положением, в котором оказалась Россия вследствие голода и крестьянской вой­ны, Польша решила начать против нее скрытую интер­венцию. С этой целью она использовала самозванца Лжедмитрия I, которому при поддержке поляков и на­родных масс удалось добраться до Москвы и венчаться на царство. Но уже вскоре против самозванца и поля­ков, которые вели себя в столице как завоеватели, вспыхнуло восстание, во время которого Лжедмитрий I был убит. Новым царем стал Василий Шуйский. После убийства Лжедмитрия I часть поляков (375 человек) были высланы в Ярославль. Среди них были Юрий Мнишек, Марина Мнишек и многие шляхтичи. Поляки содержались за счет казны, им разрешалось иметь оружие и свободно передвигаться по городу. Ма­рина Мнишек по-прежнему считала себя "московской царицей" и надеялась вернуться на престол.

    Воспользовавшись осложнившимся международным положением России, польские магнаты нашли нового самозванца - Лжедмитрия II, якобы чудом спасшегося во время восстания в Москве. К самозванцу примкнула часть южного русского дворянства, недовольного Васи­лием Шуйским, казаки во главе с атаманом Мартыном Заруцким и небольшие отряды, оставшиеся от войска Болотникова. Поход Лжедмитрия II имел откровенно захватнический характер. Самозванец не сумел взять Москву и обосновался в подмосковном селе Тушино. Здесь было создано правительство из перебежавших на сторону самозванца бояр и дворян. Но на самом деле во главе тушинского лагеря стояли поляки.

    Весной 1608 г. пленные поляки были отпущены из Ярославля, но выехали они не в Польшу, а в Тушино. Марина Мнишек "признала" в самозванце своего мужа и стала "московской царицей".

    Лжедмитрий II был не в силах взять Москву. Он ус­тановил с осени 1608 г. контроль над значительной тер­риторией к востоку, северу и северо-западу от нее. Осо­бенно захватчиков привлекала дорога на север страны, и прежде всего на Ярославль - один из наиболее богатых торговых российских городов. Василий Шуйский при­звал жителей северных городов бороться с захватчика­ми. Одновременно он послал своего племянника, талант­ливого полководца М.В. Скопина-Шуйского, в Новгород, чтобы заключить договор со шведским королем Кар­лом IX о военной помощи.

    Поляки на ярославской земле

    Тем временем начальник польского отряда Лисовский овладел ярославской на ярославской дорогой и захватил Переславль- Залесский. Отсюда он двинулся на

    Ростов. Не дожидаясь нападения, жи­тели Ростова выступили из города и сами напали на по­ляков. Но перевес был на стороне противника. Упорны бой закончился отступлением горожан. Поляки ворва лись в слабоукрепленный город, выжгли его и жестокс расправились с жителями. Митрополит Филарет был на сильно увезен в Тушино, где самозванец объявил егс патриархом.

    Известие о разгроме Ростова устрашило ярославскогс воеводу Ф. Барятинского, и он решил сдать город без боя. Добровольная сдача Ярославля облегчила полякам захват Романова, Пошехонья, Мологи, Рыбной слободы, Углича и других городов края. Вскоре весь Ярославский край оказался в руках интервентов. Они захватили также владимирские и суздальские земли, часть Помо­рья. Захватчики грабили и разоряли городское и сель­ское население, облагали его тяжелыми поборами.

    Первым против интервентов выступил Галич в конце ноября 1608 г. Его поддержали Солигалич, Вологда, Тотьма, Каргополь, Белоозеро и другие города Севера. Началось движение во владимирских и суздальских землях. Восстание охватило огромную территорию.

    Из Вологды в Пошехонье и село Белое Пошехонского уезда был послан отряд Лариона Монастырева. Пошехо­нье и Белое присоединились к восставшим. После заня­тия Пошехонья и Данилова отряд Монастырева напра­вился в Ярославль. Однако Лисовский опередил его и 12 декабря занял город. Попытка сопротивления ярослав-цев привела к жестокой расправе над ними.

    В феврале - апреле 1609 г. произошли восстания в Вологде, Галиче, Костроме, Суздале и городах Ярослав­ского края - Ярославле, Романове, Мологе, Рыбной сло­боде. Положение интервентов ухудшилось.

    Весна 1609 г Борьба за Ярославль

    В марте 1609 г. вологодское опол- чение под руководством воеводы Никиты Вышеславцева взяло Романов, Н. Вышеславцев призвал народ всту­пить к нему в ополчение для борьбы с захватчиками и вскоре двинулся на Ярославль. 7 апреля состоялось сражение с поляками у села Григорьевское, закончившееся их поражением. На следующий день ополчение Н. Вышеславцева вошло в Ярославль. Город и уезд целовали крест царю Василию Шуйскому двинулись на Ярославль. К концу апреля им удалось фактически осадить город, а 1 мая войти в пределы го­родской черты. Однако в течение почти трех недель они так и не смогли взять Рубленый город и Спасо-Преображенский монастырь, где находились защитники Ярославля и ополченцы Н. Вышеславцева. В конце мая поляки отступили к Костроме.

    1612 г В роли столицы государства

    Заметную роль в истории Российского государства сыграл Ярославский край в 1612 г., во время формирования

    государства и укрепления Второго ополчения. Пер­вое ополчение, возникшее в начале 1611 г. в Рязанской земле, не смогло освободить Москву от поляков и распалось из-за внутренних противоречий. Новое ополчение начало формироваться в Нижнем Нов­городе, и возглавили его Козьма Минин и князь Дмит­рий Пожарский.

    На пути из Нижнего Новгорода в Москву Второе ополчение с марта по июль 1612 г. находилось в Яро­славле. На четыре месяца Ярославль стал не только цен­тром самого ополчения, но и временной столицей Рос­сийского государства. Именно здесь был созван "Совет всея земли", куда вошли стольник и воевода Д.М. По­жарский, выборный представитель от Нижнего Новгоро­да К. Минин, митрополит, думные чины, городовые дво­ряне, посадские люди, стрельцы, пушкари, казаки, ка­занские князья, военачальники и иноземцы. По сущест­ву в создании "Совета всея земли" реализовалась идея Всероссийского Земского собора. В качестве высшего ор­гана власти в государстве он решал вопросы внутренней и внешней политики, в частности сбора денежных средств, суда, дипломатических переговоров.

    Собравшись с силами и преодолев внутренние разно­гласия, ополчение в конце июля выступило из Ярослав­ля в сторону Москвы. К моменту выхода из Ярославля оно насчитывало около 20 тысяч человек. Дополнитель­ные военные силы были собраны в Ростове.

    К концу августа ополчение было под Москвой, где ему удалось разгромить польский отряд гетмана Ходке-вича, спешивший на помощь к полякам, засевшим в Кремле. Кремль был осажден, и в конце октября 1612 г. польский гарнизон капитулировал. Москва была освобождена от иноземных захватчиков. Создались условия для восстановления в стране государственной власти. В 1613 г. на царский престол был избран Михаил Рома­нов. Заканчивалась многолетняя и кровавая Смута, бли­зилось освобождение русских земель от интервентов, в борьбу с которыми ярославцы внесли свой ощутимый вклад.

    Но и после освобождения Москвы и избрания царя польская интервенция продолжалась. В течение не­скольких лет по русской земле рыскали польские отря­ды, нападая на села, деревни и города, грабя и убивая жителей. Только после перемирия, заключенного Росси­ей и Польшей в 1618 г,, интервенты покинули террито­рию Русского государства. Потребовались многие годы, чтобы восстановить разрушенное ими и обеспечить эко­номический рост страны.

    Глава VЯрославский край в XVII веке

    Экономическое развитие края

    "Великое разорение"

    "Великое разорение", причиненв интервентами Ярославскому крайне тяжело отразилось на его а зяйстве, привело к резкому сокрап кию населения и на долгие годы задержало его разв тие. Временем наибольшего экономического упадка кр! (>ыл конец первого десятилетия XVII в. Упадок сельск тез хозяйства выразился прежде всего в сокращении п хотных земель. Заброшенные пашни зарастали лесо! Сельские жители были перебиты или ограблены, оста: пгиеся в живых спасались в лесах или уходили на севе] В Угличском уезде более половины всех селений оказ; лись заброшенными. Многие города края были разр^ шены и выжжены. Пострадали Ярославль, Ростов, Р< манов, Переславль-Залесский и Углич.

    Не менее ужасным было запустение деревень, н месте которых оставались только груды развалин. В ш рсписи сел и деревень Переславского уезда 1609 г. о одном из сел записано так: "Село Самарово. Было тяг лих крестьян 1.9 вытей с полувытью. И то село воры ли товские люди выжгли, а крестьян высекли (порубили 74 человека..., а жены и дети посеченных крестьян п< миру разошлись без вести...". Пережившие интервенцик крестьяне превратились в нищих, их имущество былс разграблено.

    Лишения терпели и служилые люди - помещики, особенно мелкие и средние. Очень много поместий, и даже вотчин, было покинуто их владельцами, а те из них, которые остались в своих владениях, находились в тяжелом положении.

    Хозяйство

    Только ко второй половине XVII в. последствия разорения, причиненного интервенцией, были в основном пре­одолены. Наряду с восстановлением экономики страны стали проявляться особенности хозяйственного развития отдельных ее районов, выделяться очаги промышленно­го производства и сельскохозяйственные области, кото­рые все более втягивались в рыночные отношения. Рас­пространение денежного оброка создавало условия для социального разложения крестьянства. Происходило все более заметное и отчетливое перерастание ремесла в мелкотоварное производство. Шло становление товарно-денежных отношений. На основе сближения местных рынков начинал развертываться процесс создания еди­ного всероссийского рынка. Распространялась и укреп­лялась специализация рынков, наметившаяся еще в прошлом столетии. Особую роль в развитии националь­ных экономических связей играли крупные ярмарки.

    Все эти явления в полной мере проявились в разви­тии хозяйства Ярославского края. Здесь была распро­странена крестьянская домашняя промышленность, ко­торая постепенно перерастала в ремесло и мелкотоварное производство. Крестьяне ткали холсты и грубые сер­мяжные сукна, вили веревки, валяли обувь, шили оде­жду и кожаную обувь, плели лапти и рогожи. В кресть­янских хозяйствах также выделывали кожи, изготовля­ли деревянную посуду, делали сани, гнали смолу и де­готь.

    Крупным центром производства и переработки льна был Ярославский уезд. Здесь, в Холопьем городке, при устье реки Мологи, еще в XVI в. была ярмарка, на кото­рой продавались "крашенины" и "нити всякие". А в XVII в. Ярославский уезд поставлял во многие города Европейской России и Сибири полотна, холсты, краше­нину, ярославские рубашки и т.д. В Ярославском уезде находились дворцовые и хамовные села Брейтово и Чер­касове, производившие полотна и скатерти, поставляв­шиеся в Царицыну мастерскую палату. Здесь на основе изготовления льняных изделий позже возникло ману­фактурное производство.

    Города

    В условиях складывания общенациональных эконо­мических связей Волга стала главным водным путем страны, что имело важнейшее значение для судеб волж­ских городов, способствовало их процветанию. Именно в это время стали быстро развиваться Ярославль, Углич, Рыбная слобода. В отличие от них города, расположен­ные на малых реках - Ростов, Переславль-Залесский, -оказались в стороне от важнейших торговых путей и стали хиреть, так как малые реки утратили свое преж­нее значение, какое имели в период господства местных рынков.

    Ярославль

    В особенно выгодном положении был в это время Ярославль. Оказав­шись на переплетении торговых путей страны, он превратился в один из крупнейших городов России. Через него шел волжский путь в сторону Воло­гды, Тотьмы, Устюга Великого и Архангельска, по ко­торому велась торговля с Западной Европой. XVII в. стал для Ярославля временем его наивысшего экономи­ческого взлета, его звездным часом. Уже к 1627 г. он не только восстановил свою утраченную во время интер­венции экономическую мощь, но и умножил ее. В 1634 г. он уже занимал третье место в России после Мо­сквы и Казани по пятинным сборам.

    Административным центром Ярославля был Рубле­ный город, где находился двор воеводы, приказные из­бы, государевы житницы, тюрьма. Здесь же стояли дво­ры бояр с хоромами, садами и огородами. На посаде бы­ли сосредоточены дворы посадских людей - купцов, тор говцев, ремесленников. Кроме того, на посаде находила торг и торговые ряды. Ярославль был довольно много людным для того времени городом. Об этом свидетельст нует, в частности, наличие в нем 40 приходских церк пей. В 1672 г. в городе насчитывалось 2825 домов и о* по численности населения уступал только Москве, т.е. был фактически вторым городом России.

    В административном отношении Ярославль делился на сотни и десятки. В нем было семь сотен. Посадскую общину возглавлял земский староста, избиравшийся из наиболее богатых людей. Во главе сотен стояли сотские, по главе десятков - десятские. Все посадское население составляло единую тяглую общину и несло государст-пенные повинности - тягло, денежные платежи и раз­личные службы в пользу государства.

    По своим занятиям посадское население делилось на торгово-промышленных, ремесленных и работных лю­дей. Его социальный состав был очень пестрым: от бога­тейших торговых людей до неимущих, вынужденных заниматься заработками, и нищих, живших подаянием. Богатейшими ярославскими купцами были в то вре­мя Скришшы, Гурьев, Надея Светешников, Никитни­ков, Добрынин и другие. Гурьев был настолько богат, что смог на собственные средства построить для защиты своих промыслов от набегов степных кочевников камен­ный городок в устье реки Яика - Гурьев.

    Самым богатым ярославским купцом был Аникей Скрипин, который вел торг во многих городах страны. Наиболее крупные из ярославских торговых людей вхо­дили в привилегированные торговые корпорации - в гос­ти и гостиную сотню. Гости являлись самыми крупными купцами в стране.

    Несколько особняком в городском населении стояли беломестцы, которые не отбывали государева тягла, не входили в посад, а находились в зависимости от духов­ных и светских вотчинников. Эти вотчинники упорно внедрялись на посад и буквально окружали его кольцом своих владений, сдерживая рост города и его населения. Они имели на посаде свои "оседлые дворы" и "дворы на приезд", в которых жили зависимые от них люди, за­нимавшиеся торгами, ремеслами и промыслами. Такие люди назывались закладчиками. Не имея посадского тягла, закладчики могли успешно конкурировать с по­садскими.

    Посадская община отбывала все повинности по кру­говой поруке и была кровно заинтересована в сохране­нии и увеличении своих тяглецов, так как тяглые по­винности ложились всей своей тяжестью только на по­сад. Поэтому посадские люди вели упорную и длитель­ную борьбу за возврат беломестцев и закладников в по­садское тягло. Ярославский посад вел борьбу главным образом со Спасским монастырем, который был одним из самых крупных во всем Замосковном крае. В 1678 г. только в одном Ярославском уезде он владел 3294 кре­стьянами и 229 большими дворами.

    Борьбу с белыми слободами посады начали еще при Иване IV.

    Эта борьба продолжалась несколько десятилетий и к середине XVII в. закончилась победой посадов, закреп­ленной Соборным Уложением 1649 г. Соборное Уложе­ние ликвидировало белые слободы и перевело все город­ское население в государев посад.

    В XVII в. Ярославль вырос в крупнейший торгово-промышленный город страны. В первой половине столе­тия здесь существовало 17 отраслей ремесленного произ­водства, к концу века - уже 28. Общее число ремеслен­ных специальностей достигало 98, а количество ремес-лонно-иромышленных и торговых профессий доходило до 150. Основным занятием ярославских жителей были такие типично городские ремесленные и промысловые .члнятия, как производство продуктов питания, перера­ботка зерна, бродильный промысел, обработка кож и производство дубильных веществ, скорняжное и обувное производства, крашение, металлообработка, ювелирное дело, мыловарение, шитье одежды, рукавиц, шапок, производство кирпича и другие. В 1612 г., в связи с пребыванием в Ярославле Второго ополчения и образо-панием "Совета всея земли", в городе был создан денеж­ный двор, то есть производилась чеканка серебряной монеты. Просуществовал денежный двор в Ярославле, пероятнее всего, до конца 40-х гг. XVII в.

    В XVII в. в Ярославле появляются зачатки крупного производства, В наибольшей мере это проявилось в ко­жевенной промышленности, которая занимала в городе псдущее место и с которой была связана деятельность более чем трети городского населения. Кожевенное про­изводство велось во многих местах города, но центром его была Толчковская слобода, где сосредоточилась ос­новная часть обработки кож. Около 700 человек, то есть пятая часть всех ярославских ремесленников, занима­лись этим делом. Только в 1667 г. через Москву было отправлено в Ярославль около 20 тысяч кож. Ярослав­ские кожевенные мастера славились по всей стране, а кожевенные предприятия работали не только на город­ской рынок, но и на дальние рынки вплоть до отправки своих изделий за рубеж. Ярославская юфть в больших количествах вывозилась в Англию, Голландию, Данию.

    После производства и обработки кож наиболее важ­ной отраслью ярославской промышленности была вы­делка холста, крашенины и сермяжного сукна. Эти то-нары пользовались большим спросом и шли на широкий рынок, в том числе и в далекую Сибирь.

    Во второй половине XVII в. Ярославль определился и как крупный центр металлообрабатывающей промыш ленности. Широкую известность получили ярославские замки, о которых писали даже иностранцы. В 1691 г, в городе насчитывалась 51 кузница.

    Славился Ярославль и своим рыбным промыслом. Часть улова шла на "государев обиход", остальная - на продажу. Ярославль был главным поставщиком мыла в царский дворец. В особый промысел выделились воско­бойное дело, деревообрабатывающие и плотничьи про­мыслы.

    Развитая и многоотраслевая промышленность Яро­славля, питавшая ярославскую торговлю, во многом оп­ределила его роль и как выдающегося торгового центра России. Находясь в XVII в. на скрещивании важнейших торговых путей, город стремительно рос и развивался в этом качестве. В 1630 г. в 37 рядах городского торга на­считывалось 433 лавки, 18 шалашей и 24 харчевни, а всего - 804 торговых места. Главными товарами на го­родском торге были кожи и кожевенные изделия. На втором месте стояли холсты, сермяжные сукна и сукон­ные изделия. Затем шли войлок и войлочные изделия, изделия из металла. Ярославль вырос в крупнейший промышленный центр, работавший на всю страну и за рубеж.

    Ярославская торговля охватывала огромную терри­торию, достигая самых удаленных уголков России. Важное место занимали торговые связи с Устюгом и Со­лью Вычегодской, где ярославцы скупали пушнину -меха белки, горностая, норки. Кроме того, в Устюге и Соли Вычегодской ярославские купцы перехватывали товары, шедшие из Сибири в Архангельск. Эти торговые операции поражают своим размахом. Ярославские тор­говые люди проникали далеко за "Камень" (Урал), в Си­бирь. Особую роль в сибирской торговле играли бога­тейшие ярославские купцы, братья Аникей и Вонифа-тий Скрипины, составившие на ней свои огромные бо­гатства. Из Ярославля в Сибирь шли обозы с холстом, кожами, скобяным товаром, бакалеей.

    Ярославль в XVII в. превратился в один из круп­нейших перевалочных пунктов западноевропейских то­варов. "Заморские" товары шли сюда через Архан­гельск, Новгород и Псков. В городе находились торговые дворы англичан. Существовали у Ярославля и тесные торговые связи с Востоком - Средней Азией и Кн Размах ярославской торговли в XVII в. был пои грандиозным. Ярославль занимал исключительно ное место в складывании всероссийского рынка. В< нелика была его роль и во внешней торговле. Яроское купечество было мощным и входило в высший русского купечества.

    Ростов

    Ростов в XVII в. занимал выгодное графическое положение на большой говой дороге из Москвы в Вологду, щей через Ярославль. Однако его положение не шл< » какое сравнение с тем, какое занимал Ярославль. тов не был значительным городом в торговом отнс нии, время его расцвета прошло, и он держался толь своей былой славой. В годы польской интервенции о* был до основания разрушен и сожжен, а в 1618 г. поля ки вторично разгромили его во время похода королевич* ГЗладислава на Москву. Однако Ростов постепенно опра­вился от последствий "лихолетья". В 1646 г. в нем уже насчитывалось более 700 дворов с населением до 4 тысяч человек. О многолюдности Ростова в это время свиде­тельствует и то, что в первой половине XVII в. в городе было более 20 церквей.

    Основная часть населения ростовского посада зани­малась торгами, промыслами и ремеслом. По количеству торговых, помещений Ростов более чем в два раза усту­пал Ярославлю, но оставался значительным торгово-промышленным центром. Здесь развивался кузнечный промысел. К концу XVII в. в городе было 24 кузницы. Кроме того, работали красильни, солодовни, имелось са­пожное ремесло. Продолжали существовать рыболовный и солеварный промыслы, хотя добыча соли по сравне­нию с прежними временами резко сократилась. По-прежнему оставался Ростов центром иконописания, в большом количестве снабжавшим иконами монастыри. Значительная часть населения посада занималась ого­родничеством, рассчитанным не только на местный, но и на отдаленные рынки.

    Переславль-Залесский

    Постепенно восстанавливался послеинтервенции Перес лавль-Залесекий население которого к середине XVII в. насчитывало более 4500 человек. Но в 1654 г. город испытал новый удар - "моровую язву",

    унесшую около трех с половиной тысяч жизней.

    К концу XVII в. Переславль-Залесский входил в число пятнадцати наиболее крупных российских городов и был довольно большим торгово-ремесленным центром. В 1695 г. в нем работало 38 кузниц, продолжалась до­быча соли, было развито рыболовство. Город был окру­жен многочисленными торгово-ремесленными слободка­ми. Вторая половина столетия характерна для Пере-славля-Залесского большим размахом городского строи­тельства.

    Углич

    Очень медленно восстанавливался Углич, сильнее других городов края постра­давший в годы интервенции. С большим трудом поднимался он из развалин и пепелищ. Однако возрождению Углича способствовало его положение на пересечении основных торговых путей. К середине XVII в. город постепенно восстанавливался, оживлялись

    ремесло и торговля. Появились ремесленные мастерски и кожевенный завод.

    Особую роль в жизни Углича играла торговля. Ег купцы вели торговлю с Москвой, Ярославлем, Северны? Поморьем, Астраханью, Псковом и Ригой. Угличски торговые люди ездили на Устюг и Соль Вычегодскую воском, а. там скупали местную и сибирскую пушнину Через Астрахань налаживались торговые отношения с« странами Востока. В конце столетия были установлен!: отношения со Швецией.

    Экономический подъем Углича во второй половин* XVII в. создал предпосылки для каменного, прежде все го храмового строительства. Как бы двумя поясами го род окружали монастыри. Но, несмотря на достигнуты* успехи в развитии, Углич так и не поднялся до положе ния крупного городского центра.

    Рыбная слобода

    Рыбная слобода, расположенная на правом берегу Волги, занимала выгод ное положение как пристань для судов Это способствовало ее быстрому экономическому росту особенно с конца XVI в., когда открылось торговое со общение между Россией и Западной Европой через Ар хангельск. Рыбная слобода стала приобретать характе] крупного торгового пункта, прежде всего связанного * торговлей хлебом. Из низовых городов сюда приходил! суда с зерном. Со временем хлебная торговля стала вы ходить в Рыбной слободе на первый план.

    Романов

    Постепенный хозяйственный подъем был характерен для Романова. Развивались торговля и ремесла: коже венное, кирпичное, производство уксуса. Вместе с Борисоглебской слободой Романов образовал оживленнук торгово-промышленную пристань. Расширялось камеиное строительство. В Борисоглебской слободе были воздвигнуты церковь и Воскресенский собор, а в конце столетия - каменный амбар купца Строганова для хранениезерна.

    XVII в. стал для Ярославского края, как и для стра ны в целом, временем интенсивного социально экономического и политического развития. Череда тя желых испытаний, связанных со смутным временем в иностранной интервенцией, надолго замедлила развитей края. Потребовались многие годы, чтобы восстановить разрушенное и обеспечить его экономический подъем. Но уже к концу столетия Ярославский край выделялся как район, характерный высоким уровнем развития промышленности и торговли, играющий особую роль в формировании всероссийского рынка, в складывании общенациональных экономических связей.

    Глава VIКультура Ярославского края в XVI - XVII вв.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


    написать администратору сайта