Культура и быт Руси XIV. Культура и быт Руси xivxv вв Особенности русской культуры xivxv вв
Скачать 17.13 Kb.
|
Культура и быт Руси XIV-XV вв Особенности русской культуры XIV-XV вв. 1. Монголо-татарское нашествие нанесло удар по русской культуре. Погибли города, храмы, уведены в рабство ремесленники. Каменное строительство прекратилось на полвека. Упадок переживало искусство. 2. Однако русская культура сумела выдержать удар. Началось медленное её возрождение. Культура оставалась европейской по типу. 3. Русские земли входили в различные государства (Московское, Литва, Польшу и т.д.). Это углубляло различия в культуре и языке. Складывались три народности - русская, украинская и белорусская. 4. Основной темой в произведениях культуры XIV-XV вв. является борьба с ордынским игом. Куликовская битва вызвала подъём национального самосознания. 5. Русская культура испытывала влияние византийской, сербской и итальянской культур. В Россию переселились выходцы из Византии и Балкан, захваченных турками: иконописец Феофан Грек, философ Максим Грек, публицист Пахомий Логофет и др. В Москве работали итальянские архитекторы, строители, врачи, литейщики, ювелиры. Устное народное творчество. Борьба против ига стала ведущей темой произведений устного народного творчества. Существовали три жанра: -сказания - о битве на Калке, о рязанском богатыре Евпатии Коловрате, о Куликовской битве, о Невской битве, о Ледовом побоище; -былины - о новгородских богатырях Василии Буслаеве и Садко; об Илье Муромце и Соловье Разбойнике; -исторические песни - об Авдотье-Рязаночке, Щелкане Дудентьевиче. Письменность. Во время Батыева нашествия погибло много книжных сокровищ. Но традиции письменности и книгописания сохранились. Учителя-«книжники» обучали детей грамоте. Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский и Соловецкий монастыри имели книгописные мастерские и библиотеки. В XIV-XV вв. на смену пергаменту пришла бумага, ввозимая из Италии и Франции. Изменения произошли в графике письма. Уставное письмо сменилось менее строгим полууставным. В деловых бумагах XV в. утвердилась скоропись. Летописание. Московское летописание приобретало общегосударственный характер. Первые общерусские летописные своды: Троицкая летопись (нач. XV в., погибла в московском пожаре 1812 г.) и Московский летописный свод XV в. Литература. Основные жанры литературы: Воинские повести - «О битве на реке Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем» - поражение Руси объяснялось божьим наказанием за княжеские усобицы; «Повесть об убиении князя Михаила Ярославича в Орде» написана в Твери и имеет антимосковскую направленность. Победа на Куликовом поле вызвала появление произведений Куликовского цикла - «Сказание о Мамаевом побоище» и «Задонщина» (автором «Задонщины», возможно, является Софоний Рязанец). Житийная литература - жизнеописания святых. Епифаний Премудрый является автором «Жития Сергия Радонежского». «Сказание о князьях владимирских» посвящено разработке официальной теории великокняжеской власти. «Хронограф» Пахомия Логофета - обзор всемирной истории. «Повесть о Петре и Февронии» посвящена любви и верности муромского князя и крестьянки. Архитектура. Центром зодчества вначале был Новгород, избежавший монгольского разрушения. Здесь были построены небольшие одноглавые церкви: Николы на Липне, Фёдора Стратилата на Фёдоровом ручье (1361 г.), Спаса на Ковалёве (1345 г.), Успения на Волотовом поле (1352 г.), Спаса на Ильине улице (1374 г.). В Пскове - церковь Василия на Горке. Жилище. В богатых княжеских и боярских двух-трёхэтажных теремах со множеством парадных палат и светлиц использовались восточные ковры, золотая и серебряная посуда, свечи. Одежда. Знатные люди носили длинные, тяжёлые шубы с серебряным и золотым шитьём, высокие цилиндрические меховые (горлатные) шапки. Женщины без меры белили лица и красили щеки, «чернили» глаза, выщипывали брови. Баня. В богатых домах устраивали чистые «мыленки» с «водоводами» - насосами, работавшими на ручной или конной тяге. Развлечения. В городах праздники сопровождались таким видом развлечения, как кулачные бои. Бойцы сходились стенка на стенку, порой бились до смерти, но чаще - до первой крови. Таким образом, развитие культуры XIV-XV вв. было обусловлено характерными для этой эпохи чертами: раздробленностью и ордынским игом. С первым их них связано появление многих местных центров культуры, со вторым - страшный урон культурным ценностям, упадок культуры и затем её возрождение в эпоху национального подъёма - во времена Куликовской битвы и образования единой России. |