Главная страница
Навигация по странице:

  • Лад и звукоряд

  • СРОП Лад

  • Гармония. Каиндиева Акерке гармония 3. Кафедра Музыкальное искусство Гармония Орындаан 2 курс студенті факультетЭстрада вокалисі


    Скачать 36.32 Kb.
    НазваниеКафедра Музыкальное искусство Гармония Орындаан 2 курс студенті факультетЭстрада вокалисі
    АнкорГармония
    Дата26.09.2020
    Размер36.32 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКаиндиева Акерке гармония 3.docx
    ТипДокументы
    #139720

    Т.К.Жүргенов атындағы Қазақ Ұлттық Өнер Академиясы



    Кафедра «Музыкальное искусство»

    Гармония

    Орындаған: 2 курс студенті

    факультет«Эстрада вокалисі»

    Каиндиева А.

    Қабылдаған: Калиева А.Ж

    Алматы,2020

    Лад и звукоряд

    Ответы на вопросы:

    1. Л. в эстетич. смысле - приятная для слуха согласованность между звуками высотной системы; Л. в муз.-теоретическом смысле - системность высотных связей, объединённых центральным звуком или созвучием, а также воплощающая её конкретная звуковая система. Т. о., можно говорить и о Л. как всякой целесообразно упорядоченной интонационной системе, и о ладах как об отд. таких системах.

    2. Л. как согласие между звуками принадлежит к коренным эстетич. категориям музыки, совпадая в этом значении с понятием "гармония" Всякое муз. произведение, независимо от своего конкретного содержания, прежде всего должно быть музыкой, т.е. слаженным взаимодействием звуков; тем самим эстетич. смысл категории Л. входит как существеннейшая часть в представление о музыке как о прекрасном Л. как эстетич. категория - основа для возникновения и закрепления в обществ. сознании определ. системных отношений между звуками.

    3. Звуковой материал, из к-рого строится Л., существен для любой его структуры и для любого типа Л. Так, комплекс звуков h-c1-d1-e1-f 1-g1-a1, в особенности определённая интервалика и созвучия, в качестве звукового материала данного Л. воплощают его характер экспрессию, окраску и прочие эстетич. качества.

    4. Л. складываются под воздействием развития муз. сознания Непременное условие Л. - упорядочивающее "согласие" звуков при прогрессирующем количественном увеличении объёма звукового материала и охватываемых им границ. Это делает необходимыми на соответств. рубежных пунктах эволюции коренные качественные перемены в формах существования Л. и создаёт возможность появления новых типов ладовых структур

    5. Органичность процесса заключается в сохранении и развитии одних и тех же первичных категорий Л., возникновении на их основе др. категорий и их развитии в качестве относительно самостоятельных, в подчинении всей эволюции одним и тем же общим принципам. Главнейшие из них - рост усложнение форм согласования, переход количеств. изменений в качественные, единонаправленность всей эволюции.

    6. Определяющими её факторами являются: генетическая стадия развития ладового мышления; интервальная сложность структуры; этнические, исторические, культурные, стилевые особенности. Лишь в целом и в конечном счёте линия эволюции Л. оказывается едино-направленной. Многочисленны примеры того, как переход к более высокой в целом генетич. ступени одновременно означает утрату части ценностей предыдущей и в этом смысле движение назад.

    СРОП

    Лад

    Понятие лада является одним из ключевых в теории музыки. Лад в эстетическом смысле - приятная для слуха согласованность между звуками высотной системы (определение "лад" совпадает в этом значении с понятием "гармония". Всякое музыкальное произведение независимо от своего конкретного содержания, прежде всего, должно быть музыкой, т.е. слаженным взаимодействием звуков). Этимология термина "лад" такова: чешское lad - лад, порядок, родственны русскому - ладить, ладный, ладно; возможно термин связан со словами "лагода" (мир, порядок, устройство, приноровление), чешский lagoda (приятность, прелесть). Значение слова "лад" близко греческому  скрепление, связь; согласие, мир порядок; строй, лад; слаженность, стройность, гармония). Термин "лад" применяется также для обозначения мажорности или минорности (т.е. наклонения), для обозначения гаммаобразно расположенной системы звуков (звукорядов). Лад в музыкально-теоретическом смысле - есть выражение системности связей между музыкальными звуками и их логической организацией, обобщающей различные типы интонационных сопряжений тонов мелодии и гармонии. По определению Бершадской, лад - это "звуковысотная система соподчинения тонов, основанная на их логической дифференциации". Формы взаимосвязи тонов в музыке в общем бесконечны. Но сам принцип - различие роли тонов и их взаимоподчинение - является непременным свойством музыки, составляющим её логическую основу и обеспечивающим осмысленность её восприятия. Соотношение устойчивости и неустойчивости - наиболее общая для всех ладовых систем форма функциональных отношений. Устойчивость - функция торможения: она создаёт ощущение потенциального покоя, возможности остановить движение, - это функция статическая. Устойчивый тон никуда не тяготеет, а, напротив, будто сам притягивает к себе другие тоны. Неустойчивость - это функция движения: она требует продолжения музыкального развития, это функция динамическая. Неустойчивые тоны направлены к центру из самых разных точек. Поэтому неустойчивость многозначна, многообразна: она может охватывать самые различные формы движения к устою. Различные по интервальному, функциональному и количественному соотношению формы взаимосвязей устоя и неустоев создают и различные ладовые системы. Ладовые системы могут образовываться самым различным количеством звуков. Принцип классификации ладов базируется на определении "носителя функциональности". Согласно этому принципу лады подразделяются на монодические (мелодические), где носитель функции - тон; и гармонические, где носитель функции - аккорд. Монодические (мелодические) лады

    Монодические лады - одна из исторически наиболее древних форм ладовых соотношений. Они возникли как основа организации тонов одноголосных напевов народной и ранней профессиональной музыки (григорианские хоралы, знаменный распев) и прошли огромный исторический путь развития, во многом сохранив своё значение и в многоголосии (преимущественно полифонического склада). Сложнейшие формы монодических ладов характеризуют и многие произведения современной музыки. Своеобразие монодических ладов сводится к следующему:

    1) носителем ладовой функции является отдельный тон;

    2) функция устоя дифференцирована, а также подвижна. Среди устойчивых функций выделяют главный устой и побочную опору.

    Главный устой - звук, на котором заканчивается мелодия (правило финального тона). Среди тонов монодического лада особо следует выделить такие, которые будучи направленными к главному устою, в то же время способны концентрировать вокруг себя мелодическое движение и этим как бы противопоставлять себя главному устою. Значение таких тонов - собирание и "местное" (локальное) объединение неустойчивых тонов. Они активны в своём ладовом значении и носят название побочной опоры. Их может быть несколько. Побочные опоры - это звуки: а) ритмически протяжённые, попадающие на сильные и относительно сильные доли такта; б) подчёркнутые мелодически опеванием, повторением, возвратом к ним музыкальной интонации; в) с них начинаются или заканчиваются музыкальные фразы. В процессе развёртывания напева возможно также смещение побочной опоры с одного тона на другой.

    Ладовый остов - это интервал между главным устоем и побочной опорой (как правило ч.5, б.3, м.3, ч.4); иногда побочные опоры и главный устой образуют трезвучие. Ладовый остов может быть переменным, а иногда он совсем отсутствует. Интервальное соотношение побочных опор с главным устоем определяет сущность лада не менее весомо, чем ладовое наклонение. Главный устой может являться как нижним, так и средним тоном звукоряда. При положении главного устоя в середине звукоряда лад приобретает форму гиполада (от греч. hypo - под). Функция главного устоя подвижна и может смещаться на другой звук. В этом случае возникает ладовая переменность. Функция неустоя не дифференцирована, не разграничена, как в гармонических ладах на S, D, III и т.д. При определённых ритмических, интонационных и структурных условиях неустой может стать устоем. Количество тонов, составляющих звукоряд лада, может быть различным. Интервальная структура звукорядов монодических ладов также многообразна: в зависимости от местоположения в нём главного устоя один и тот же звукоряд может служить основой разных ладов. Отсюда вытекает нестабильность монодических ладов. Исчерпывающе перечислить все их разновидности невозможно. Они в принципе неповторимы и допускают лишь систематизацию и классификацию, основу которой составляют вид звукоряда и характер функциональных отношений. В основу классификации монодических ладов по виду звукоряда можно положить следующие признаки: а) интервальную структуру; б) наклонение; в) объём и количество ступеней звукоряда. По интервальной структуре различаются прежде всего два основных вида: звукоряды, не содержащие полутоновых интервалов, так называемые бесполутоновые или ангемитонные (от греч. an - без, hemi - полу, tonos - тон), и звукоряды, включающие в себя любые, в том числе и полутоновые, интервалы - так называемые гемитонные. К ангемитонным звукорядам относятся различные виды бесполутоновых трихордов и так называемая полная пентатоника - звукоряд, использующий максимально возможное в условиях темперированного строя количество бесполутоновых сочетания внутри октавы. Для бесполутоновых звукорядов весьма характерно наличие хотя бы одного терцового или квартового интервала между соседними ступенями. Это, однако, не обязательное условие: к ангемитонным относится также звукоряд, каждая ступень которого отстоит от соседней на целый тон - так называемый целотонный звукоряд. Он слагается из тритонов (увеличенных кварт) и вне энгармонических замен не замыкается в октаву. Гемитонные звукоряды можно, в свою очередь, разделить на две группы: звукоряды, в которых ступени образуют с главным устоем только большие, малые и чистые интервалы; и звукоряды, в которых с главным устоем образуются увеличенные и уменьшённые интервалы.

    Наклонение принято определять в основном по соотношению верхнетерцового тона с главным устоем. Лады со звукорядом, ясно очерчивающим большую терцию от главного устоя, относятся к ладам мажорного наклонения; малую терцию от главного устоя - к ладам минорного наклонения. Лады, в которых верхнетерцовый тон отсутствует или варьируется (явление, получившее в теории музыки название "высотная вариантность ступени", особенно характерное для народной, а также для многих образцов современной музыки) относятся к особым случаям и рассматриваются каждый в отдельности. Объёмом звукоряда называется интервальное соотношение его крайних по высоте звуков. В характеристику объема звукоряда входит также количество ступеней, заключённое в его крайних границах. В монодических ладах нередки случаи, когда соседние ступени отстоят друг от друга не на секунду, а на терцию или кварту. Таким образом, лад в объёме, например, квинты может включать как пять ступеней, так и три ступени и т.п.

    По количеству ступеней в звукоряде выделяют:

    трихорд - три звука в объёме кварты, терции, реже квинты;

    тетрахорд - четыре звука в объёме кварты или квинты;

    пентахорд - пять звуков в объёме квинты, сексты или септимы (например, минорная пентатоника);

    гексахорд - шесть звуков в объёме сексты, септимы, октавы;

    семиступенные лады - стабильные монодические лады.

    Звукоряды в объёме октавы и более входят в разряд широкообъёмных. Если звукоряд равен октаве или шире её, то возможны два случая ладовых отношений.


    написать администратору сайта