_Концепция личности А. Н. Леонтьева. Кафедра Психологии и педагогики
Скачать 80.39 Kb.
|
1 2 Кафедра Психологии и педагогики Рейтинговая работа _________реферат_______ ( домашняя т ворческая р абота, расчет но-аналитичес кое задание, рефер ат, контро льная работ а) по дисциплине _____Психология личности_ Задание/вариант № ____________ Тема* «Концепция личности А. Н. Леонтьева» _ Выполнена обучающимся группы _ УЗДтс 28.2/Б1-20_ __Лукьянова Алена Александровна___________ (фамилия, и мя, отчест во) Преподаватель ____Савельева Екатерина Юрьевна_______ (ф амилия, им я, отчество) Москва – 20 21 г. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ……………………………………………………………… 3 1. Личност ь, как особ ая реальност ь………………………………………5 2. Развитие л ичности. Л ичность и б иография………………………… 7 3. Структур а личности…………………………………………………… 10 4. Теория А. Н. Леонтье ва и экзисте нциальная пс ихология………… 14 Заключение……………………………………………………………….. 16 Список литер атуры……………………………………………………… 17 Введение Ес ли в запад ной психоло гии станов ление психо логии личност и можно дат ировать ко нцом 1930- х годов, ко гда вышли пер вые обобща ющие книги по л ичности К. Ле вина, Г. О лпорта и Г. М юррея, то в н ашей стране эт а проблемат ика долгое вре мя была фа ктически з акрытой дл я реальных исс ледований по пр ичине ее по вышенной и деологичес кой острот ы, вместе с т акими дисц иплинами к ак психоди агностика, пс ихотерапия, со циальная пс ихология и со циология -- и х "размора живание" н ачалось то лько с кон ца 1960-х г г., когда сер ьезный раз говор о лич ности в гу манитарных н ауках стал в новь возмо жен. До это го в учебн иках для пе динституто в разделы про л ичность огр аничивалис ь общими с ловами, лич ность по сут и сводилас ь к характеру, а х арактер -- к те мпераменту и дру гим индиви дуально-ти пологическ им особенност ям, такая х арактерист ика личност и как ее н аправленност ь фактичес ки сводилас ь к идеоло гическому п араметру и ндивидуализ м--коллект ивизм. Практичес ки первой отечест венной кни гой, в которо й проблемы л ичности рас крывались професс ионально, а не через и деологичес кое пустос ловие, ста ла книга И.С. Ко на "Социоло гия личност и" (Кон, 1 969), а на пере дний план во просы психо логии личност и стали вы двигаться то лько в 1980-е го ды. О дним из не многих ори гинальных отечест венных под ходов, которо й правомер но рассматр ивать как ср авнительно це лостную са мостоятель ную психоло гическую теор ию личност и, являетс я теория А. Н. Леонтье ва. Все его пуб ликации, пос вященные пс ихологии л ичности, у кладываютс я в очень небо льшой отрезо к времени - ф актически в п ять лет. Пер вой публик ацией на эту те му была небо льшая стат ья "Некотор ые психоло гические во просы возде йствия на л ичность" ( Леонтьев, 1 968); вскоре пос ле этого б ыла написа на известн ая глава " Деятельност ь и личност ь", котора я сначала б ыла опубликована в жур нальном вар ианте, и з атем вошла в к нигу "Деяте льность. Соз нание. Лич ность" (Лео нтьев, 1974; 1 975). Она и я вляется те м, что сейч ас известно к ак теория л ичности А. Н. Леонтье ва. Однако ср авнительно не давно опуб ликованные " Методологичес кие тетрад и" из архи ва А.Н. Лео нтьева, от носящиеся пр имерно к 1 940 году, но о публикован ные только через 15 лет пос ле смерти а втора (Лео нтьев, 1994), со держат в себе в тез исном виде почт и все идеи, котор ые легли в ос нову публи каций 1970- х годов. Не возможной н а протяжен ии многих лет б ыла их пуб ликация, о днако само и х наличие о провергает пер вое впечат ление о бо льшом отст авании отечест венной пси хологии лич ности от з ападной. В сво их сравните льно небол ьших текст ах А.Н. Лео нтьев, конеч но, не мог р азработать теор ию личност и во всех дет алях и подроб ностях. Од нако он ус пел постро ить доволь но стройны й и логичес ки связный к аркас теор ии личност и, который пос лужил осно вой для работ це лого ряда е го ученико в, с имена ми которых се йчас в пер вую очеред ь связываетс я отечестве нная психо логия личност и. Наиболее з аметный вк лад в разв итие этого н аправления р абот за пос ледние три дес ятилетия с делали А.Г. Ас молов, Б.С. Бр атусь, Ф.Е. В асилюк, Б. В. Зейгарн ик, В.А. Петро вский, Е.В. Субботс кий. 1. Личность, как особая реальность. С самого н ачала Леонт ьев вводит в эт их записях пр инципиальное р азведение с вз глядами бо льшей част и современ ных ему пс ихологов. "В об ычном, жите йском пони мании, - п ишет А.Н. Лео нтьев в "Мето дологическ их тетрадя х" (1994, с. 1 94), -- это то, что у правляет от дельными про цессами де ятельности, по ведения. Это - " хозяин" про цессов". Лео нтьев подчер кивает, что реч ь идет об об ыденном по нимании. Н а самом де ле это не т ак: личност ь - не особое к ачество ил и взаимосв язь психичес ких процессо в, она имеет и ную природу: " проблема л ичности ест ь проблема е динства, вз аимосвязи от дельных де ятельносте й" (Леонтье в, 1994, с. 1 94; выделе но нами - Д. Л.). Р азличие ме жду этими фор мулировкам и очень су щественно. Вз аимосвязь пс ихических про цессов - это то, что от носится к пс ихической ре альности. Те м самым мы по дводим лич ность под об щую категор ию психики; л ичность ок азывается о дной из стру ктур психи ки. А.Н. Лео нтьев, напрот ив, принци пиально вы водит понят ие личност и за преде лы понятия пс ихики в плос кость отно шений с миро м; как он сфор мулировал поз днее, "проб лема личност и образует но вое психоло гическое из мерение: и ное, чем из мерение, в которо м ведутся исс ледования те х или иных пс ихических про цессов" (Лео нтьев, 198 3, с.385). Это по ложение, и дущее от В ыготского, коре нным образо м отличает по дход А.Н. Лео нтьева от вз глядов А.Ф. Лазурского, С. Л.Рубинште йна, В.С.Мер лина и почт и всех дру гих отечест венных и з арубежных а второв. Со гласно пре дставления м А.Н. Лео нтьева, лич ность есть особ ая реальност ь, заслужи вающая особо го предмет а, "личност ь не есть простое б иологическое е динство, это ест ь высшее е динство, истор ическое (об щественное) по с воей приро де. Это ед инство - л ичность - не д ано изнача льно. Чело век не род ится в качест ве личност и. Личност ь человека воз никает в хо де развити я его жизн и" (1994, с.1 95). Лео нтьев, так им образом, о пределяет л ичность ка к связь, иер архию деяте льностей, а не пс ихических про цессов. "И ндивид пре вращается в л ичность … в хо де своей б иографии. В это м смысле л ичность и ест ь "сгусток" б иографии" ( Леонтьев, 1 994, с. 196). Дру гими слова ми, личност ь - не био логическое и не со циальное, не ус ловия и не ф акторы, а б иография, о пыт жизни! Л ичность ест ь результат " кристаллиз ации" биогр афии. Это пер вый тезис А. Н. Леонтье ва. Второ й тезис: л ичность раз вивается, т.е. су ществуют к ачественно особ ые стадии р азвития лич ности, котор ые не имеют от ношения к р азвитию пс ихических про цессов. Трет ий тезис - л ичность имеет строе ние. С само го начала в водится раз ведение ин дивида и л ичности. Ес ли индивид пре дставляет собо й некое био логическое е динство, с вязь естест венных орг анов и их фу нкций, то л ичность - неб иологическое е динство. О на постепе нно возник ает, формируетс я в ходе ж изни, поэто му есть строе ние индиви да, и есть нез ависимое от не го строение л ичности. Фа ктически то же об щее предст авление, хот ь и нескол ько другим и словами, вос производитс я три с ли шним десят илетия спуст я в книге " Деятельност ь. Сознание. Л ичность." А нализ личност и Леонтьев н ачинает с ко нстатации в ажного тез иса о том, что л ичность ест ь не все в че ловеке. Ест ь и то, что к л ичности от ношения не и меет, есть то, что и меет, но з аранее это не из вестно. "О дни и те же особе нности чело века могут сто ять в разно м отношени и к его лич ности" (Лео нтьев, 1975, с.165). Н аша задача, п ишет А.Н. Лео нтьев, "требует по нять личност ь как психо логическое но вообразова ние, которое фор мируется в ж изненных от ношениях и ндивида" (т ам же, с.17 2). Все ост альное - пр иродное и со циальное - ест ь предпосы лки развит ия личност и, из котор ых самораз витие невы водимо. Л ичность впер вые возник ает, когда че ловек всту пает в истор ию, и он ст ановится л ичностью л ишь как субъе кт обществе нных отноше ний. "Личност ь человека н и в каком с мысле не я вляется пре дсуществую щей по отно шению к его де ятельности, к ак и его соз нание, она е ю порождаетс я" (там же, с.17 3). По ложение А. Н. Леонтье ва о личност и как "внутре ннем моменте" де ятельности в ызвало мно го критики, в которо й его упре кали за то, что о н якобы сво дит личност ь к деятел ьности, ли шая ее свое й специфик и. Однако Лео нтьев нигде не го ворил, что л ичность ест ь только мо мент деяте льности. С мысл этого тез иса в том, что де ятельность и меет структуру "субъе кт-объект", о на не может осу ществлятьс я без субъе кта, котор ый являетс я личность ю. Деятель ность конст итуируются мот ивами, а мот ивы связан ы с личност ью, но не с и ндивидом. 2. Развитие личности. Личность и биография Инд ивид - это с вязь естест венных орг анов и их фу нкций, котор ая возникает н а основе д ифференциа ции и одно временно и нтеграции ж ивых схем. Это с вязь естест венных потреб ностей, опре деляющая естест венную иер архию деяте льности. Л ичность, н апротив, ест ь "связь и иер архия деяте льностей, о пределяемы х не биоло гически, но истор ически" (Лео нтьев, 1994, с. 1 96). Она о пределяетс я процессо м дифферен циации деяте льности и и х переподч инения, но вой иерарх изацией, воз никают нов ые, вторич ные, высшие с вязи. В это м тезисе чет ко прослеж ивается прее мственност ь с линией В ыготского. Со гласно его воззре ниям, наря ду с натур альными, естест венными фу нкциями ест ь высшие че ловеческие фу нкции. Они воз никают при ж изни, стано вятся инди видуальным и, переход ят из межл ичностного простр анства в и нтраличност ное простр анство (в это м суть про цесса интер иоризации). Л ичность фор мируется в про цессе инди видуальной истор ии, в процессе об щения с окру жающими лю дьми. Далее с ледует пар аграф "Фило генез личност и". "Перво начально воз никающая л ичность…, -- п ишет Леонт ьев, - еще не и ндивидуаль ная личност ь. Люди пр и первобыт но-родовом об ществе… не отор вались еще… от пу повины пер вобытного об щества" (т ам же, с.1 97). Они обр азуют некотору ю единую це льность. Истор ически лич ность разв ивается ка к выделение и а втономизац ия индивидо в из первич ной совоку пной личност и. Изначал ьно общност ь, социаль ная группа пре дставляет собо й единую л ичность, пото м постепен но из нее в ыкристаллизо вывается а втономный и ндивид (см. Лео нтьев Д.А., 1 989). С ледующий пр инципиальн ый тезис х арактеризует н аправление р азвития лич ности: "От " действоват ь, чтобы у довлетворят ь свои естест венные потреб ности и влече ния" к "удо влетворять с вои потреб ности, чтоб ы действов ать, делат ь дело свое й жизни, осу ществлять с вою жизнен ную человечес кую цель" ( Леонтьев, 1 994, с. 198). Пр ичинно-сле дственная стру ктура обор ачивается: с начала дейст вия ради потреб ностей, зате м потребност и ради дейст вий. А. Н. Леонтье в говорит д алее о зад атках как ус ловиях и пре дпосылках р азвития лич ности, котор ые влияют н а то, что ст ало, но не пре допределяют это. С ами задатк и меняются в тече нии жизни, н а основе з адатков фор мируются и с пособности, но соз даются способ ности по-н астоящему то лько в деяте льности, а по ка нет деяте льности, о ни остаютс я задаткам и. В конце 1 950-х - нач але 1960-х го дов в психо логической л итературе ве лась дискусс ия по проб леме способ ностей меж ду Б.М.Теп ловым, А.Н. Лео нтьевым и С. Л.Рубинште йном. Суть д искуссии з аключалась в то м, что име нно называт ь способност ями, к чему от носить этот тер мин: то ли к з адаткам, котор ые еще не про явились, то л и к тому, что про явилось и сфор мировалось в де ятельности. А. Н. Леонтье в утвержда л, что зад атки еще н ичего не о пределяют, поэто му понятие с пособносте й правильно от носить к у же сформиро вавшимся о перационал ьным умени ям. Б.М.Те плов, напрот ив, считал и менно инди видуальные вро жденные задатки ист инными способ ностями, в от личие от о перационал ьных навыко в. С.Л.Руб инштейн та кже не сог лашался с А. Н. Леонтье вым, счита я, что опер ациональные де ятельностн ые структур ы вообще не в ходят в пре дмет психо логического изуче ния. Что же о пределяет л ичность че ловека, - с прашивает себ я А.Н. Лео нтьев, - и п ишет: "не в нутренние ус ловия, взят ые сами по себе, к ак и не вне шние услов ия, как и не просто со вокупность те х и других. Л ичность яв ляется тем про цессом, котор ый "соедин ит" их меж ду собой" ( Леонтьев, 1 994, с.200). И со всем кратко: " Личность о пределяетс я жизнью" (т ам же). Взг ляды А.Н. Лео нтьева на р азвитие лич ности также вос производятс я в его пуб ликациях 1 970-х гг., о днако с су щественным и дополнен иями. Понят ие личност и, отмечает о н, выражает це лостность с войств, фор мирующихся в про цессе онто генеза, то ест ь целостност ь не предз аданную, в от личие от и ндивида, а ст ановящуюся. " Личность ест ь относите льно поздн ий продукт об щественно- историческо го и онтоге нетического р азвития че ловека" (Лео нтьев, 1975, с. 176) . Хоро шо известн а метафора А. Н. Леонтье ва о двух ро ждениях лич ности. Лич ность "рож дается два жды: первы й раз - ко гда у ребе нка проявл яется в яв ных формах по лимотивиро ванность и со подчиненност ь его дейст вий, … второ й раз - ко гда возник ает его соз нательная л ичность" (т ам же, с.211) . Пер вое рожден ие совпадает с кр изисом тре х лет, ког да впервые воз никает иер архизация и со подчинение де йствий, отсроч ка удовлет ворения. Второе ро ждение - с по дростковым кр изисом, ко гда возник ает овладе ние собстве нным поведе нием через осоз нание, опосре дствование. Мо жно сказат ь, что эти д ва "рожден ия личност и" предста вляют собо й критичес кие точки про грессирующе й эмансипа ции личност и от симбиот ических св язей. "Пер вое рожден ие личност и" - это о перационал ьная эманс ипация лич ности, ког да ребенок о щущает себ я как неку ю автономну ю единицу; " второе рож дение" - это с мысловая э мансипация, осоз нание себя к ак смыслово й единицы, ко гда мировоззре ние подрост ка становится и ндивидуаль ным, перест ает совпад ать со смыс ловым поле м, в которо м он сформ ировался ( Леонтьев Д. А., 2002). В з авершение г лавы А.Н. Лео нтьев ввод ит принцип иально важ ное предст авление о в нутренней р аботе личност и. "На каж дом повороте ж изненного пут и ему (чело веку) нужно от че го-то освобо ждаться, что-то ут верждать в себе" (1 975, с.216). Че ловек являетс я в опреде ленной сте пени крист аллизацией б иографии, но сч итать чело века полност ью результ атом биогр афии нельз я, потому что пр и этом упус кается гла вный психо логический ф акт - "чело век вступает в от ношение к с воему прош лому, которое по-р азному вхо дит в налич ное для не го -- в па мять его л ичности" (т ам же, с.217). Н а уровне л ичности про шлые впечат ления не в ыступают к ак покоящиес я пласты е го опыта, в это м прошлом о дно умирает, л ишается свое го смысла, дру гое открыв ается в но вом смысле. Эт и изменени я происход ят постоян но; прошлое мо жет переоце ниваться и че ловек "сбр асывает с себ я груз свое й биографи и" (там же). Те м самым он де лает сущест венный шаг в перед по ср авнению с те м, что он п исал в 1940 го ду. Ко нечно, чело век являетс я в опреде ленной сте пени крист аллизацией б иографии, но не правильно сч итать чело века полност ью продукто м своей био графии. С о дной сторо ны, личност ь формируетс я в процессе ж изни, биогр афии, с дру гой сторон ы, она - не то лько резул ьтат того, что про исходит, но и резу льтат того, что че ловек делает из себ я. "Как и про шлое, буду щее состав ляет налич ное в личност и. Открывш аяся челове ку жизненн ая перспект ива есть … е го достоян ие" (там же, с. 218). 1 2 |