_Концепция личности А. Н. Леонтьева. Кафедра Психологии и педагогики
Скачать 80.39 Kb.
|
1 2 3. Структура личности В " Методологичес ких тетрад ях" есть и все то, что в 1 970-е годы по лучило извест ность как ко нцепция стру ктуры личност и А.Н. Лео нтьева, пр авда Леонт ьев пока бо льше говор ит не об иер архии моти вов, а об иер архии деятельностей. Л ичность, со гласно А.Н. Лео нтьеву, хар актеризует, во- первых, "бо гатство, м ногообразие де йствительн ых отношен ий субъект а, составл яющих его ж изнь. Это и ест ь основание, ре альный баз ис личност и" (Леонтье в, 1994, с. 201). Леонт ьев, правд а, делает о говорку: не вс якая фактичес ки осущест вляющаяся де ятельность че ловека ест ь часть его ж изни. Отде льные деяте льности мо гут отчужд аться от че ловека. Мы де лаем целый р яд вещей, котор ые к нашей ж изни могут не и меть отноше ния, быть че м-то внешн им для нее. Втор ая характер истика - "сте пень развит ия "вторич ных", высш их связей де йствий (мот ивов) между собо й - их иер архизации. (Это и менно степе нь развити я личности" (т ам же, с.20 2), ее генет ическая хар актеристик а. Таким обр азом, вектор р азвития лич ности - это о дновременно ве ктор ее иер архизации, у порядочива ния. Эта и дея перекл икается с теор иями личност и целого р яда авторо в, таких к ак Г.Олпорт, С. Л.Рубинште йн, К.Леви н, К.Г.Юнг. И трет ья характер истика - это т ип строени я личности: мо новершинны й, поливер шинный и т. д., тот ест ь имеется в в иду общий стру ктурный проф иль. Не вс який мотив и ли жизненн ая цель способ на стать вер шиной, вынест и всю нагруз ку вершины л ичности. Р ассказывают, что ч итая лекци и по психо логии личност и в 1970-е го ды, он говор ил о том, что н а самом де ле существует не п ирамида с ш ироким осно ванием внизу и су жающаяся к верху, к в ысшей жизне нной цели, а с корее наоборот, пере вернутая п ирамида, сто ящая на вер шине -- жиз ненная цел ь несет на себе вс ю ее нагруз ку. И от то го, какова г лавная жиз ненная цел ь, ведущий мот ив, будет з ависеть, в ыдержит ли о н всю констру кцию на себе, и ли не выдер жит. Ведущ ий мотив че ловека дол жен быть т аким, чтоб ы держать н а себе всю ко нструкцию. Дово льно много го ворится в " Методологичес ких тетрад ях" и о проб леме смысл а, в конте ксте регул яции деяте льности, в ко нтексте соз нания, в ч астности, в рус ле формулы "р азвитие жиз ни = развит ие мотивац ии = развит ие смысла" (т ам же, с. 210). И менно через с мыслы психо логия смык ается с конкретной истор ией. "Психо логия стал а наукой о л ичности - л ичности де йствительно й, действу ющей, утвер ждающей сво ю жизнь. Пс ихология с мыкается те перь с проб лемами чело веческой эт ики… Поэто му учение о де ятельности ест ь альфа, уче ние о смыс ле -- омег а психолог ии!" (там же). От дельный пар аграф посв ящен рассмотре нию пробле мы характер а. А.Н. Лео нтьев четко р азводит хар актер в широ ком и в уз ком смысле с лова. Под х арактером в ш ироком смыс ле он пони мает практ ически все и ндивидуаль ные различ ия, все, что х арактеризует че ловека, не поз воляет сме шивать его с дру гим. Характер, л ичность, и ндивидуаль ность, - эт и три слов а выражают пр и таком по нимании фа ктически о дно и то же. Х арактер в уз ком смысле с лова А.Н. Лео нтьев не о пределяет, но у казывает, что "то лько такое у потребление тер мина "хара ктер" в пс ихологии я вляется опр авданным" ( Леонтьев, 1 994, с.201). Тр актовка хар актера не к ак синоним а личности, а к ак ее част ной подстру ктуры получ ила раскрыт ие в ряде р абот в 1980--1 990-е годы ( А.Г.Асмоло в, Б.С. Бр атусь, Д.А. Лео нтьев и др.). Ес ли в 1940 го ду А.Н. Лео нтьев писа л про личност ь как иерар хию деятел ьностей, то в р аботах 1970- х гг. он не много упро щает эту ко нструкцию -- пос кольку деяте льность за дается мот ивом, личност ь можно оп исать проще, к ак иерархи ю мотивов. Стру ктуру личност и А.Н. Лео нтьев опис ывает как иер архию моти вов, "относ ительно усто йчивую конф игурацию г лавных, внутр и себя иер архизирова нных, моти вационных л иний" (Лео нтьев, 1975, с. 221) Анализ ируя это по ложение, необ ходимо пон имать, что по д понятием мот ива разные а вторы имеют в в иду разные ве щи. С одно й стороны мот ив трактуетс я как ситу ативный побу дитель кон кретной де ятельности ( А.Г.Асмоло в, С.Д.Смир нов), с дру гой сторон ы, как что-то усто йчивое и обоб щенное, коре нящееся в стру ктуре личност и (В.А.Ива нников, Х. Хеккхаузен). Реч ь идет не о р адикальных р азличиях объ яснительны х моделей, а о то м, что тер мин "мотив" за крепляется в о дних случа ях за одни ми, а в дру гих за дру гими элеме нтами этой мо дели структур ы побужден ия (см. по дробнее Лео нтьев Д.А., 2004). С ам же А.Н. Лео нтьев испо льзовал по нятие моти ва и в том и в дру гом значен ии, не раз водя их. М ногие новые по нятия, котор ые он ввод ил в свой а ппарат, не дифференциро ваны, и по д одним и те м же слово м понимаютс я разные ве щи, которые д ифференциро вались уже в последстви и. Так, ко гда он хар актеризует л ичностный с мысл как от ношение мот ива к цели и ли говорит о побу дительной и с мыслообразу ющей функц иях мотива, о н имеет в в иду мотив ко нкретной, р азворачива ющейся в д анный моме нт деятель ности; ког да же он го ворит об иер архии моти вов как ос нове структур ы личности, о н, очевидно, и меет в виду обоб щенные мот ивационные обр азования. А. Н. Леонтье в выделяет тр и основных п араметра л ичности: " широту связе й человека с м иром, степе нь их иерар хизированност и и общую и х структуру" (т ам же, с.2 23-224). З десь он по сут и воспроиз водит, с не которыми уточ нениями, ту стру ктурную мо дель, котор ая была наброс ана еще в " Методологичес ких тетрад ях". О дин из наибо лее интерес ных аспекто в теории л ичности А. Н. Леонтье ва - это а нализ того, что про исходит в резу льтате "второ го рождени я личности". Про исходит пре жде всего о владение с воим поведе нием, стано вление нов ых механиз мов разреше ния мотива ционных ко нфликтов, с вязанных с во лей и созн анием. "То лько идеал ьный мотив, т.е. мот ив, лежащи й вне векторо в внешнего по ля, способе н подчинят ь себе дейст вия с прот ивоположно н аправленны ми внешним и мотивами" (т ам же, с.20 9), т.е. в ыступить к ак посреду ющий механ изм для ов ладения сво им поведен ием, разре шить конфл икт во вне шнем поле, р азрешить тот с амый бурид анов конфл икт. Именно в вообр ажении, сч итает А.Н. Лео нтьев, мы мо жем найти и в ыстроить то, что по может нам о владеть сво им собстве нным поведе нием. "Пси хологическ ие механиз мы жизни-по двига надо ис кать в чело веческом вообр ажении" (т ам же), пото му что под виг опреде ляется мот ивом, котор ый не нахо дится во в нешнем поле, и че ловек транс цендирует не посредстве нное поле, в ыходит в дру гой пласт ре альности, что и поз воляет ему де йствовать нез ависимо по от ношению к те кущему вне шнему полю. Это и ест ь поступок, котор ый А.Н. Лео нтьев еще в " Методологичес ких тетрад ях" опреде лял как "де йствие, су дьба которо го определ яется не из н аличной ситу ации" (1994, с.18 2). 4. Теория А.Н. Леонтьева и экзистенциальная психология Име нно эта пос ледняя сторо на личност и больше все го занимал а мысли А. Н. Леонтье ва в после дние годы е го жизни, и н аиболее ко нцентриров анным их в ыражением ст али рукопис ные заметк и, опублико ванные пос мертно под н азванием "О пре дмете психо логии личност и" (А.Н. Лео нтьев, 198 3, с. 384- 385). "Проб лема личност и образует но вое психоло гическое из мерение: и ное, чем из мерение, в которо м ведутся исс ледования те х или иных пс ихических про цессов, от дельных сво йств и состо яний челове ка; это -- исс ледование е го места, поз иции в систе ме, котора я есть систе ма обществе нных связе й, общений, котор ые открыва ются ему; это -- исс ледование то го, что, р ади чего и к ак использует че ловек врож денное ему и пр иобретенное и м" (там же, с. 385). Еще р аньше А.Н. Лео нтьев писа л: "Личност ь… выступает к ак то, что че ловек делает из себ я, утвержд ая свою че ловеческую ж изнь" (1975, с. 224). Факт ически эти фор мулировки, по дытоживающ ие и макси мально жест ко формулиру ющие новиз ну подхода А. Н. Леонтье ва к личност и, выражают э кзистенциа листскую поз ицию по во просу о соот ношении лич ности и фа кторов или пре дпосылок ее р азвития. Де йствительно, в пос ледние год ы целый ря д учеников А. Н. Леонтье ва отмечал и близость е го подхода э кзистенциа листским воззре ниям в пси хологии. Е. В Субботск ий (2003) пр ямо называет е го "экзисте нциалистом в со ветской пс ихологии" (с. 186), Ф. Е.Василюк ( 2003) конст атирует, что через пр инцип пред метности А. Н. Леонтье ва "потенц иально вво дилась в отечест венную пси хологию фе номенологичес кая категор ия "жизнен ного мира"" (с. 2 39), А.Г.Ас молов (200 3) называет де ятельностн ый подход "пс ихологией су ществовани я". Но это с ходство за мечают и пре дставители э кзистенциа льно-феноме нологическо й психолог ии. А.Г. Ас молов вспо минал, что ко гда в 1977 г. в ышел немец кий перево д книги "Де ятельность. Соз нание. Лич ность", А. Н. Леонтье в получил п исьмо от Х анса Томе, кру пного запа дногерманс кого психо лога экзисте нциально-фе номенологичес кой ориент ации. Томе п исал Леонт ьеву: как з амечательно, что в Со ветском Со юзе развив аются и про должаются тр адиции экз истенциаль но-феномено логического м ышления. Не давно это же ко нстатирова л выступав ший на факу льтете пси хологии МГУ из вестный пс ихотерапевт А льфрид Лэн гле, учени к В.Франкл а, записав ший в книге госте й кафедры об щей психоло гии: "У вас з десь в Мос кве сущест вует больше тр адиций экз истенциаль ной психоло гии, и вы и дете в это м еще даль ше, чем в А встрии и Гер мании. Вы -- н аша надежд а" (Цит. по: Бр атусь, 200 3, с. 13). Экзисте нциальную пс ихологию и ф илософию ро днит с теор ией деятел ьности ключе вой принци п, который л аконично сфор мулировал Ж.- П. Сартр: "Су ществование пре дшествует су щности". В де ятельностно м подходе а налогичный пр инцип глас ит, что все пс ихические и л ичностные стру ктуры изнач ально сущест вуют как стру ктуры деяте льности, ре ализуясь в ре альных отно шениях с м иром, лишь пос ле этого о ни кристал лизуются в в иде каких-то ст абильных стру ктур. Для А. Н. Леонтье ва, начина я уже с 1940- х гг., деяте льность пре жде всего я вляется фор мой взаимо действия с м иром, а пото м уже всем ост альным. И с амо это вз аимодейств ие не выво дится из че го-то друго го -- черт, мот ивов, диспоз иций, -- н аоборот, из не го выводятс я структур ы психики, соз нания и лич ности. И вро жденное, и пр иобретенное о казываются то лько сырье м, глиной, и нструменто м; ни биоло гическое, н и социальное не о пределяют л ичность; о ни "равноу далены" от л ичности, котор ая не свод ится ни к то му, ни к дру гому. ""Це нтр личност и", которы й мы назыв аем "я",… ле жит не в и ндивиде, не з а поверхност ью его кож и, а в его б ытии" (Лео нтьев, 1975, с. 2 29). Заключение В от личие от м ногих отечест венных кон цепций лич ности эта х арактеризуетс я высоким уро внем абстр актности. Сут ь ее в том, что , по м нению А.Н. Лео нтьева "лич ность чело века произ водится - соз дается общест венными от ношениями". Оче видно, что в ос нове предст авлений о л ичности ле жит марксистс кий постул ат о ней к ак о совоку пности общест венных отно шений. На пер вый план в ыступает к атегория де ятельности субъе кта, поско льку "имен но деятель ности субъе кта являютс я исходной е диницей пс ихологичес кого анализ а личности, а не де йствия, не о перации ил и блоки эт их функций; пос ледние хар актеризуют де ятельность, а не л ичность". Со подчинение р азличных де ятельносте й создает ос нование лич ности, фор мирование которо й происход ит в онтоге незе. А.Н. Лео нтьев не от носил к лич ности, пре жде всего г ипотетичес ки обуслов ленные особе нности чело века: физичес кая конститу ция, тип нер вной систе мы, темпер амент, эффе ктивность, пр иродные за датки, а т ак же приж изненно пр иобретенные н авыки, зна ния и умен ия, а так же от ношения". Список литературы 1. Немов Р.С. Пс ихология. Об щие основы пс ихологии. Учеб ник. В 3 к н. Кн. 1. - 3-е изд., М., 1 997 2. Общая пс ихология: Курс ле кций./Сост. Е. И. Рогов. М., 1 999 3. Платоно в К.К. Стру ктура и раз витие личност и. М., 1986 4. Психоло гия личност и в трудах отечест венных пси хологов. С Пб., 2000 5. Холл Кэ лвин С., Л индсей Г. Теор ия личност и. - М.: Э КСМО-Пресс, 1 999. - 592 с. 1 2 |