Как известно, в результате длительного самобытного развития индейские народы Америки создали уникальную культуру, внеся тем самым большой вклад в мировую цивилизацию
Скачать 19.13 Kb.
|
Введение Как известно, в результате длительного самобытного развития индейские народы Америки создали уникальную культуру, внеся тем самым большой вклад в мировую цивилизацию. Сами же носители этой культуры пережили трагедию иностранных завоеваний и жестокой колонизации, сопровождавшихся физическим уничтожением или вымиранием целых народов, а позднее — трагедию беспощадной капиталистической эксплуатации, результатом которой стала социальная и культурная деградация аборигенов. В то же время история распорядилась так, что уникальная культура коренного населения Америки, как бы оторвавшись от трагической судьбы ее создателей и прямых носителей, пережила поистине глобальное распространение в качестве экзотического и героико-романтического компонента современной массовой культуры, перешагнув национальные, языковые и даже континентальные границы. «Индейцы — неизменные спутники наших школьных лет, герои самых романтических мальчишеских мечтаний. Они знакомы нам по увлекательным и растрепанным книгам, прочитанным тайком, под партой. Мы восхищались бесстрашием наших краснокожих братьев, когда с томагавками в руках они вступали в бой с белолицыми завоевателями. Но томагавком едва ли и не исчерпываются наши знания об индейцах»1, такими словами открывается книга «Индейцы без томагавков» известного чешского этнографа Милослава Стингла. Конечно, в вышеприведенной цитате верно прежде всего то, что на протяжении долгого времени вымысел и легенда преобладали над точным знанием, когда речь шла об аборигенах Нового Света. Но было бы неверно забывать и ту давнюю традицию серьезного интереса и упорных научных исследований, которой была отмечена индийская проблема в истории гуманитарных наук. Эта традиция родилась вместе с плаваниями Колумба, и многие лучшие умы прошлого пытались дать ответ на волнующие вопросы происхождения и характера развития коренных жителей Америки, вступая зачастую в конфликт с догматами колонизаторов-завоевателей. Бартоломе де Лас Касас в Европе, Томас Джефферсон в Америке, другие просвещенные люди своего времени внесли заметный вклад в накопление информации об американских аборигенах. Но только во второй половине XIX в. Рождается такая научная дисциплина, как американистика — наука об истории, образе жизни и культуре индейцев. Один из ее основоположников — американский ученый Льюис Генри Морган, изучая общественную жизнь индейцев, пришел к выводам фундаментального значения для древней истории человечества. Эти выводы высоко оценил Ф. Энгельс, который писал: «Ведь Морган в Америке по-своему вновь открыл материалистическое понимание истории, открытое Марксом сорок лет тому назад, и, руководствуясь им, пришел, при сопоставлении варварства и цивилизации, в главных пунктах к тем же результатам, что и Маркс»2. Отныне исторический опыт американских индейцев занял заметное место в изучении первобытного общества в целом. За последние сто лет в исследованиях об американских индейцах произошли существенные перемены, изменилось даже само название этой области знания. Современная американистика превратилась в многодисциплинарную отрасль обществоведения, изучающую проблемы истории и современного положения народов и стран Нового Света, главным образом Латинской Америки. Что касается проблем аборигенного населения, то они приобрели более узкое, но и более точное название — индеанистика. В этой связи необходимо вспомнить, что советские ученые внесли существенный вклад в изучение истории и культуры индейцев Америки. Эти достижения получили высокую оценку в нашей стране, включая присуждение Государственной премии СССР Ю. В. Кнорозову за дешифровку и изучение письменности майя, а также широкое и заслуженное признание за рубежом. Хотелось бы особо упомянуть имена тех, кто стоял у истоков изучения проблем аборигенного населения Америки: академик А. П. Окладников и член-корреспондент А. В. Ефимов, Ю. П. Аверкиева, И. А. Золотаревская. Отрадно, что заложенные ими традиции сохраняются и развиваются представителями более молодых поколений. Изучением вопросов истории и современного положения американских индейцев занимаются представители различных наук — этнографы, историки, археологи, антропологи, филологи, лингвисты. Закономерность координирующей инициативы со стороны этнографов заключается в том, что объектом индеанистских исследований являются прежде всего индейские этносы, их эволюция и современные характеристики. Индейские этносы — специфическое явление в истории, особенно если учесть длительную (около 30 тыс. лет) эпоху самобытной эволюции индейцев в доколумбовой Америке, результатом которой были грандиозное расширение этнической территории, охватившей два континента, и исключительно разнообразная социально-культурная дифференциация, включавшая разностадиальные уровни развития. Перед открытием Америки Колумбом общая численность индейцев составляла, по разным оценкам, 12—20 млн. человек. Наиболее плотно были заселены районы древних цивилизаций — Мезоамерика и Андская область. Здесь, в областях древнейшего земледелия, сформировались и сменяли друг друга несколько классических цивилизаций (ольмеков, майя, сапотеков, астеков, мочика, инков и др.). В Южной Америке к 16 в. Н. э. часть населения уже находилась на стадии раннеклассового общества и государственности. В Северной Америке наиболее развитыми были земледельческие племена ирокезов в северо-восточных районах континента и индейцы культуры пуэбло в районе южных прерий. Исключительную по своей целесообразности культуру создали в труднейших природных условиях коренные жители Севера — эскимосы и алеуты, на которых, кстати, не распространилось общее для всего аборигенного населения Америки название «индейцы». Последнее, как мы знаем, возникло в результате ошибочного представления первых европейских мореплавателей, принявших открытые ими земли за Индию. По-разному сложились судьбы индейских народов в период после европейской колонизации Нового Света. В некоторых регионах эволюция многих племен закончилась их полным этноцидом, а часто и геноцидом (страны Карибского моря, Уругвай, значительная часть Аргентины), в других они находятся на положении маргинальных (периферийных) этнических групп по отношению к основным американским нациям (Северная Америка и многие страны Латинской Америки); в ряде латиноамериканских стран индейцы явились важным компонентом сложения современных наций (Мексика, Гватемала, Парагвай, Перу и др.). Лишь относительно крупные и развитые народы (кечуа, аймара, парагвайцы-гуарани, индейские народы южной Мексики), а также изолированные индейские племена тропических лесов бассейна Амазонки и Ориноко, смогли отчасти сохранить свою культурную самобытность и свою этническую территорию. В Северной Америке, где индейцы в большинстве своем были переселены на специально отведенные земли — резервации, некоторые индейские группы, как, например, навахо, сложились в самостоятельные народности уже в резервационных условиях. Основные хронологические события Хронология важнейших событий: · 1499 — Америго Веспуччи и Алонсо де Хойeда достигают устья Амазонки · 1502 — Веспуччи, после второго путешествия окончательно приходит к заключению, что Американский континент не является частью Индии · 1513 — После 25-дневного перехода по джунглям Васко Нуньец де Бальбоа пересекает панамский перешеек и впервые выходит к тихоокеанскому побережью Америки. · 1513 — Хуан Понсе де Леон, отправляется на поиски легендарного фонтана вечной юности. Потерпев неудачу в достижении обьекта поисков, он тем не менее обнаруживает месторождения золота. Дает имя полуострову Флорида и объявляет его испанским владением. · 1519 — Фернан Кортес входит в Теночтитлан, захватывает Императора Монтесуму начиная тем самым завоевание империи Ацтеков. Его триумф приводит к 300-летнему испанскому владычеству в Мексике и Центральной Америке. · 1522 — Пскуаль де Андогойя открывает Перу. · 1523 — Испания основывает постоянную военную базу и поселение на Ямайке. · 1531 — Франсиско Писарро, вторгается в Перу, уничтожает тысячи аборигенов и покоряет Империю Инков, наиболее мощное государство южноамериканских индейцев. Огромное количество инка погибает от занесенной испанцами ветрянки. · 1536 — Испанские поселенцы основывают Буэнос-Айрес, однако через пять лет вынуждены покинуть город под натиском индейцев. · 1538 — Основание Боготы. · 1539 — В Мехико открывается первая типография в Новом Свете. · 1540 — Открытие Великого Каньона. · 1541 — Фернан де Сото достигает берегов Миссисипи. · 1551 — Первые университеты основаны в Лиме и Мехико · 1565 — Основан Сент-Августин — первое поселение европейцев на территории современных Соединенных Штатов · 1567 — Основание Рио-де-Жанейро · 1580 — Повторное основание Буэнос-Айреса · 1605 — (1609 по нек. источникам) Основание Санта Фе, столицы испанской колонии Нью-Мексико (ныне штат США) I. Начало колонизации До европейской колонизации (началась в XVI веке) большинство племен Северной и Южной Америки находилось на различных стадиях общинно-родового строя: у одних господствовал материнский род (ирокезы, мускоги, хопи, многие племена бассейна р. Амазонка и др.), у других формировался отцовский род (племена северо-запада и юго-запада Северной Америки, многие племена Южной Америки). Часть народов стояла на различных стадиях перехода от родового к классовому обществу. Индейцы Центральной и Южной Америки (ацтеки, майя, инки) жили уже классовыми обществами. Судьба всех индейских племен заслуживает отдельного разговора. Удивительно хотя бы то, что за почти 500 лет колонизации и жестокой борьбы за выживание, североамериканские индейцы все-таки сумели сберечь основные и самые важные обычаи своих предков. Конечно, далеко не все племена сохранились многочисленными до наших дней, тем не менее, союз индейцев Северной Америки все еще является одной из крупнейших организаций по защите коренных этнических групп. Только благодаря этой и подобным организациям стали возможны исследования индейской культуры и многочисленных обычаев: одно дело вести раскопки в мертвом городе, шаг за шагом разрывая себе путь к смутным догадкам, и совсем другое восстанавливать истинный ход событий, основываясь на живой культуре, пусть даже она и пережила множество изменений за прошедшие века. Первая попытка создать английскую колонию была осуществлена по приказу английской королевы Елизаветы в 1585 году. Экспедиция с этой целью прибыла к берегам Северной Америки и дала открытым землям название Виргиния, что в переводе с английского – девственница. Известно, что Елизавета до конца жизни оставалась девственницей, и в честь нее была названа эта земля, затем ставшая один из штатов США. |