Главная страница

эссе. Кафедра психолого педагогического образования Направление подготовки 44. 03. 02 Психолого педагогическое образование Направленность Психология образования Дисциплина Тенденции развития поликультурности в России


Скачать 33.5 Kb.
НазваниеКафедра психолого педагогического образования Направление подготовки 44. 03. 02 Психолого педагогическое образование Направленность Психология образования Дисциплина Тенденции развития поликультурности в России
Дата17.02.2022
Размер33.5 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаэссе.docx
ТипКонтрольная работа
#365205

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Костромской государственный университет»

Институт педагогики и психологии

Кафедра психолого- педагогического образования

Направление подготовки 44.03.02

Психолого – педагогическое образование

Направленность: Психология образования

Дисциплина «Тенденции развития поликультурности в России»

Контрольная работа

Выполнил студент

Обряднова Алёна Владимировна

Группа 17-ПЗбз-5

Проверил к.п.н., доцент кафедры

Карпова Елена Михайловна

Оценка ___________________

Подпись преподавателя ___________________

Кострома

2021

Народы России принадлежат к различным расовым и этническим группам, к нескольким большим языковым семьям, к различным конфессиям. Сложный современный национальный состав населения России – результат длительного формирования Российской империи, который шел как путем завоеваний, так и путем мирных присоединений и крестьянской колонизации и в котором, очевидно, преобладали экстенсивные факторы.

В своих нынешних границах Россия складывалась около 700 лет и стала гигантским евразийским государством. В его состав попали многочисленные этносы, принадлежащие к разным типам цивилизационного развития и находившиеся на разных его ступенях , совместное проживание которых в течение многих веков было (и есть) для России нормой.

Как многонациональное и поликультурное государство, Россия всегда пыталась найти «продуктивные пути мирного взаимодействия различных этнических и других социокультурных групп, создать в обществе атмосферу согласия, взаимной дружбы, равенства и справедливости, творческого и ненасильственного разрешения проблем и конфликтов» .

Мигранты и беженцы, появившиеся вследствие распада Советского Союза, войн, техногенных и природных катастроф закончившегося ХХ века, сделали палитру национальностей, этносов, культур и языков современного российского полиэтнического, полиязычного и поликультурного общества еще более пестрой: в России сейчас 10–15 млн иностранцев, большинство которых проживает нелегально.

Иностранные рабочие заполняют те ниши, где не хотят работать россияне. Естественную убыль населения возмещают гастарбайтеры из 119 стран: 32% из них прибыли из Украины, 12% составляют китайцы, 7% – турки, 7% – вьетнамцы, остальные иммигранты из других стран (по данным «Радио России»). Еженедельник «Аргументы и факты» также приводит следующие данные: от 7 до 15 млн мигрантов из ближнего зарубежья живут на территории России.

При этом официальный статус беженцев и вынужденных переселенцев имеют около миллиона человек (по данным на август 2000 г). Несовершеннолетних из них – 30 %.

На Северном Кавказе – 300 тысяч беженцев из Чечни, не имеющих соответствующего статуса, из них более 100 тысяч – дети.

Права беженцев и переселенцев на получение полноценного образования, независимо от их этнического происхождения, религиозных, языковых, образовательных и культурологических характеристик, должны быть реализованы.

Кроме того, Россия – это часть современного глобального мира, где на международном уровне точками соприкосновения культур являются такие области, как экономика, экология, СМИ, различные технологии, военная сфера и другие области. Примером сплетения интересов могут служить такие международные организации, как ООН и ЮНЕСКО, разного рода международные торговые соглашения, действующая система IBM, Гринпис и т. д. Все эти формы сотрудничества констатируют, что реальный мир – это постоянное пересечение различных культур, а также то, что контакты и обмен информацией между культурами технически легко осуществимы, следовательно, общество должно готовить таких людей, которые эти межкультурные контакты будут осуществлять.

Таким образом, российское образование, отвечая на социальные, политические и экономические требования современного общества, вынуждено решать множество проблем, в том числе проблему интеркультурного образования (многокультурного, поликультурного, мультикультурного, как уже отмечалось, единого термина в отечественных публикациях нет, отдельные авторы используют даже термин интернациональное воспитание), конечной целью которого является формирование демократической и толерантной личности, понимающей и принимающей различные культуры и сохраняющей свою собственную, обладающей достаточной компетенцией, чтобы адекватно действовать в ситуациях межкультурного общения как в многомерном российском обществе, так и за его пределами.

Итак, тенденции развития интеркультурного образования и воспитания в России следует рассматривать в соответствии со следующими составляющими:

1) изначальной полиэтничностью и многонациональностью России;

2) в связи с появлением в российских школах детей мигрантов и беженцев;

3) в связи со все возрастающими международными связями и открытостью России миру.

«В сегодняшних условиях необходимость многокультурного образования в России обусловливается крахом экономической политики социализма, следствием которого стало падение многих коммунистических мифов и, прежде всего, о бесконфликтности и непротиворечивости развития отношений между различными социокультурными группами, к которым принадлежал индивид в условиях социализма; исчезновением искусственной, утопической идеи о некоей общности „советский народ―, оторванной от исторических и культурных корней; раскрепощением внутренней энергии человека, скованной на протяжении десятилетий партийными догмами, законами, запретами и преследованиями; наконец, тяжелейшим поиском многими россиянами своей культурной идентичности, сопровождающимся подчас болезненными „пробами и ошибками―, конфликтами, недемократическим поведением, отсутствием толерантности и уважения друг к другу».

Первой естественной реакцией на предоставленную свободу с конца 80-х гг. ХХ века явилось создание национальных школ, основным признаком которых стало обучение детей на родном языке.

Начальный период обновления российского образования, инспирированный «обретенным обществом плюрализмом», В.И.Загвязинский называет условно инициативным, так как обновленческое (инновационное) движение развивалось преимущественно «снизу», на основе новаторского движения педагогов, и было представлено различными моделями, среди которых национальная модель образования в начале 90-х была одной из наиболее дискутируемых в СМИ, в первую очередь, в педагогической прессе. Процесс восстановления и обновления национальных школ начался согласно двум определяющим их развитие тенденциям: компонентной и органической.

Сторонники компонентной тенденции исходили из понимания национального изменения школы «…как более или менее автономного (по отношению к „государственному― содержанию образования) информационного блока, включающего наряду с родным языком сумму знаний этнографических, этнокультурных и т.д. При этом особое внимание обращалось на необходимость этнопедагогической аранжировки национального компонента, – в ней виделось средство трансляции культурных ценностей родной культуры, формирования национального характера и, как результат, национального самосознания».

Сторонники второй тенденции (органической) трактовали национальное образование как целостность, диалектически возводящую ребенка – носителя родной культуры – к культуре российской и мировой. Резюмируя инициативу создания национальных школ, С. Соколовский, заведующий лабораторией этноконфликтологии НИИ национальных проблем образования, писал: «Социолог, занимающийся конфликтологией, отчетливо видит, что, с одной стороны, дифференциация образования по национальному признаку усугубляет разделенность общества, политизирует всю сферу образования, делает ее беззащитной перед идеологией национализма». Но, с другой стороны, отмечал автор, каждому человеку должно быть предоставлено право удовлетворять запросы, связанные с этнической принадлежностью, то есть, в частности, получать образование на родном языке. Такой подход способен не только обеспечить гармонизацию национальных отношений в реальных условиях многонационального социума России, но и модернизацию этносов.

На практике же увлечение компонентной тенденцией привело в ряде случаев к этнической изоляции, к «появлению образовательных моделей, реанимирующих культурно-духовные ценности дороссийского периода истории родного народа, „―освобождающих― национальную школу от „давления― русской культурной традиции. Между тем русская культура объективно остается для всех национальных культур России единственным посредником с мировой культурой» 27,6 % нерусского населения считают русский родным языком, 60,4 % – говорят на нем.

«Ни один этнос не существует сам по себе, он всегда включен во всемирную цепь культурных связей. …русская культура сыграла для малых и средних наций Российской Федерации роль буфера и транслятора интенсивной европейской культуры.

Выступив в качестве посредника, она обеспечила условия для исторического выживания их культур» – так выступал против сегрегации образования А. Сусоколов.

Следует отметить, что еще П. Ф. Каптерев отмечал, что задачей педагогики является дать подрастающим поколениям общечеловеческое развитие и воспитание (курсив наш – Т. Л.), сочетая его с народными формами жизни: «Педагогический идеал заключает в себе три рода элементов: личные или субъективные, народные или национальные и всенародные или общечеловеческие».

Проведенный еще в начале перестройки социологический опрос «Культурно-образовательные потребности национально-этнических групп населения России» зафиксировал ряд противоречий. C одной стороны, у подростков и юношества наблюдался рост внутриэтнических связей за счет этнокультурных ориентаций, с другой стороны, в языковых предпочтениях и в психологических установках молодежи присутствовало стремление к межнациональному общению, активное включение в жизнь многонациональной страны и приобщение к мировой культуре. В частности, было отмечено: «расширились возможности для развития языков и культур и одновременно усилилось недружелюбное отношение к людям из-за их национальной принадлежности». Вот если бы еще тогда было уделено должное внимание интеркультурному образованию, особенно воспитанию толерантности!

Прошедшие более десяти лет с начала дискуссии о том, каким должно быть национальное образование, не сняли противоречия национальное интеркультурное, но теперь пришло всеобщее осознание, что это части единого целого и что мир настолько многомерен, что национальное возрождение не должно исключать воспитание общечеловеческих ценностей.

«Наша действительность убеждает: общечеловеческое необходимо осмысливать в соотнесении с национальным. В раскрытии диалектики национального и общечеловеческого – путь к пониманию сущности национального характера, установлению его основы».

«Сейчас… особенно важно осмыслить пройденное, определить стратегические ориентиры дальнейшего развития образования в соответствии с общими тенденциями развития человечества, особенностями социальной ситуации и национальных традиций России» – это в полной мере можно отнести к поликультурному образованию, концепции которого в настоящее время находятся в процессе становления.

При этом важно учесть как насущные воспитательные интересы государства, «ибо целенаправленный воспитательный процесс организуется государством прежде всего в его интересах», так и соответствие ценностей потребностям подрастающего поколения: «Чтобы ценностные ориентиры оказались жизнеспособными, не стали пустой декларацией и были приняты воспитателями и воспитуемыми, нужно, чтобы они соответствовали актуальным жизненным ценностям подрастающего поколения», а также способствовали прогрессивному развитию общества в целом.

Современный педагогический поиск достаточно много внимания уделяет национальной составляющей образования: этнокультурный фактор по-прежнему является значимым образовательным компонентом, с другой стороны, большая часть публикаций подчеркивает, что образование должно быть направлено на узнавание, понимание и признание культуры других народов наряду со своей собственной.

Так в отечественной педагогике появляется термин поликультурное образование, который вводят В. В. Макаев, З. А. Малькова, Л. Л.Супрунова. Этот же термин использует А. Н. Джуринский, а также петербургские авторы учебника по педагогике для вузов из серии «Учебник нового века» Н.В.Бордовская и А. А. Реан.

Зарождающееся в России поликультурное образование опирается на теории П. Ф. Каптерева, М. М. Бахтина и Л. С. Выготского. По П.Ф.Каптереву, педагогическая деятельность первоначально осуществляется на основе национального идеала, а затем трансформируется в деятельность по достижению общечеловеческого идеала.

Для понимания сущности поликультурного образования особое значение имеют положения М. М. Бахтина о человеке как уникальном мире культуры, вступающем во взаимодействие с другими личностями-культурами, творящем себя в процессе такого взаимодействия и воздействующем на других. Эти положения были использованы С. Б. Библером и другими при разработке теории и практики диалогового обучения. Важные выводы для обоснования поликультурного образования вытекают также из культурно-исторической теории развития поведения и психики Л. С. Выготского, в соответствии с которой источники и детерминанты психического развития лежат в исторически развивающейся культуре.

Как в свое время и интернациональное, поликультурное образование и воспитание в России предусматривает межнациональное и межэтническое взаимодействие, формирует чувство солидарности и взаимопонимания, противостоит дискриминации, национализму, расизму. Вместе с тем, в отличие от интернационального воспитания, поликультурное образование и воспитание предусматривает освоение культурно-образовательных ценностей, взаимодействие различных культур в плюралистической культурной среде, адаптацию к иным культурным ценностям, которые отвечали бы современным вызовам.

Таким образом, вслед за П. Ф. Каптеревым А. Н. Джуринский определяет: в современной России поликультурное воспитание означает интегративно-плюралистический процесс с тремя главными источниками: русским, национальным (нерусским) и общечеловеческим (курсив наш – Т. Л.).

Анализ публикаций по поликультурному образованию показывает: в настоящее время в современной системе ценностно-целевых приоритетов российского поликультурного образования выделились следующие направления:

– культурологический подход к образованию;

– личностно-ориентированный подход;

– воспитание толерантности.

В странах СНГ существуют давние исторические традиции межнационального сотрудничества. Они являются мощной предпосылкой формирования качественно нового поликультурного и полиэтнического образовательного пространства. Население СНГ издревле многонационально. В социальных, политических, экономических и демографических процессах стран СНГ наряду с основными этносами участвуют представители более чем 100 этнокультурных групп. Так, в Казахстане существует три группы народов, определяющих этнический облик страны: казахи, европейское население, этносы азиатского и кавказского происхождения. Этнокультурное многообразие СНГ не исключает установления между его участниками реальных культурных связей, которые имеют благоприятные перспективы развития.

Исторические, экономические, политические, культурные, этнические связи многокультурных и многоэтнических постсоветских республик вызывают объективную возможность адекватной педагогической политики, дают надежду на возрождение и развитие новой межгосударственной общности. Важным инструментом формирования такой общности должно быть взаимодействие систем образования.

В СНГ официально декларируется педагогический курс с учетом поликультурного и полиэтнического фактора и необходимость интеграции культурно-образовательного пространства. За время существования Содружества приняты десятки документов, касающихся интеграции в сфере образования и культуры.

Предпосылками интеграционных педагогических процессов, создания общего культурно образовательного пространства служит общность культуры и истории, совпадение экономических интересов, сохранение связующей роли русского языка и культуры, сходство систем образования, близкие уровни педагогической науки, научно-методического обеспечения учебных заведений, стремления к демократической смене педагогических парадигм. Впрочем, подобные предпосылки могут быть реализованы при определенных условиях осуществления школьной политики: равноправии, добровольности, учете взаимных интересов, согласованности и синхронизации действий, унификации стандартов и пр.

К настоящему времени возникли приметы складывания в СНГ общих подходов к образованию. Речь идет о ряде соглашений о сотрудничестве в области образования, к примеру, о взаимном признании свидетельств об образовании, введении сходной многоуровневой системы подготовки педагогических кадров, организации профильного обучения в общеобразовательной школе и т.д. Создание нового образовательного пространства, однако, затруднено, поскольку наряду с интеграцией в экономике, образовании, культуре развиваются и дезинтеграционные процессы, которые, в частности, проявляются в минимизации обмена научно-педагогической информацией, углублении разрыва культурно-образовательных связей. Возникает немало проблем в отдельных государствах Содружества при реализации поликультурной педагогической политики. Вследствие всего этого перспективы общего культурно- образовательного пространства СНГ выглядят неопределенно.

Российская Федерация – одно из наиболее многонациональных государств мира. В России проживает свыше 160 этнических групп, по преимуществу говорящих на собственных языках; 23 наиболее многочисленные (свыше 400 тыс. человек) национальности. По оценке Росстата, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 мая 2014 г. составила 146 млн, в том числе 1 млн – это татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне и 116 млн – русские.

Часть меньшинств, в том числе жители национальных образований, обладают правами государственной автономии. Русские составляют абсолютное или относительное большинство населения в 12 из 21 этнической республики; в шести абсолютное меньшинство жителей относится к титульному этносу. Например, в Республике Саха (Якутия) лишь 33% населения якуты.

Российская демографическая ситуация характеризуется резкой "реактивизацией субъектности этносов". Показательны в этом смысле почти 40-процентное увеличение числа народов за период 1989-1994 гг., а также получение при переписи 2002 г. более 800 вариантов ответов на вопрос о национальной принадлежности. Эти факты – отнюдь не следствие бурного этногенеза. Они наглядно свидетельствуют о росте и изменениях национального сознания, происшедших вследствие распада общности "советский народ", переменах в самоидентификации представителей субкультурных этпогрупп.

В России новая парадигма образования предусматривает право людей приобщаться к тем культурным ценностям, которые они находят верными и привлекательными. Очевидно, что нарастающая этнокультурная диверсификация требует проведения последовательной государственной политики поликультурного образования.

Педагогическая политика в Российской Федерации невозможна без учета объективной данности – многонациональности социума. Эта политика отражает сосуществование множества национальных культур, каждая из которых – компонент российской цивилизации. Сердцевиной государственного курса является идея о том, что базой обучения и воспитания служат культурная общность и многообразие, где связующим стержнем выступает русская культура. В школьно-педагогической политике идет поиск оптимального сочетания интересов центра и регионов на принципах сближения содержания воспитания и обучения с учетом ценностей и диалога культур. Такая политика подвергается давлению двух негативных разнонаправленных тенденций: к предельной суверенизации и игнорированию императивов поликультурности.

Россия как объект образовательной политики остается в значительной степени целостной структурой, поддерживаемой системой государственных институтов федерального и регионального уровней. В то же время подобная структура, будучи полиэтничной и поликультурной, чрезвычайно неоднородна. В ней экстраполируются социально-политические и культурно-этнические особенности российского сообщества. Педагогическая политика предусматривает, с одной стороны, самореализацию граждан независимо от национальной принадлежности, с другой стороны, решает комплекс проблем, возникающих вследствие многонациональное™ социума. Поликультурный и полиэтнический характер объекта и субъектов образования, как видно, создает существенные сложности реализации педагогической политики. Необходимо решать педагогические проблемы, вызванные культурной и национальной разнородностью социума, добиваться воспитания учащихся как участников единого социально-политического, культурного, экономического пространства.

Российская политика в сфере образования формируется на фоне изменений процесса этнокультурной интеграции н дезинтеграции, эволюции государственной системы, социально-экономического расслоения, дифференциации по национальному признаку.

Круг политических проблем, относящихся к поликультурному образованию, входит составной частью в стратегию модернизации российского образования. Эти проблемы соприкасаются с вопросами гражданского (патриотического) воспитания, формирования плюралистической идентичности, общенационального единства. Педагогическая политика понимается как совокупность социальных и педагогических усилий по сохранению национальных языков и культур, созданию "российского суперэтноса", состоящего из различных этнокультур в федералистском, регионализированном обществе. Такая политика увязывается с необходимостью обеспечить социальную справедливость, равный доступ к образованию в пределах общероссийского образовательного пространства.

К настоящему времени создана нормативно-правовая основа поликультурной образовательной политики. Принципы такой политики закреплены в Конституции РФ, где дано понятие "многонациональный народ".

В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ΦЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Федеральном законе от 17.06.1996 № 74-ФЗ "О национально-культурной автономии"; Указе Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года"; Концепции модернизации российского образования за период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р; Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008–2015 гг., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25.08.2008 № 1244-р, других документах декларированы и раскрыты основные принципы образовательной политики, которые предусматривают в том числе демократическое решение проблем воспитания и обучения в многонациональной среде.

Законодательством РФ провозглашен политический курс, направленный на создание и укрепление единого российского социокультурного и образовательного пространства, становление духовной общности россиян, формирование российского самосознания и идентичности, развитие национальных культур, языков народов и региональных культурных традиций, интеграцию личности в национальную и мировую культуру, воспитание готовности к межкультурному взаимодействию, использование потенциала образования для преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур.

Школьная политика является важным инструментом складывания российской государственности. Она предусматривает гармонизацию этнического и надэтнического и ориентирована в конечном счете на создание многонационального гражданского общества и адекватных ему учебных заведений.

Государственная поддержка культурно-образовательных прав этнокультурных групп происходит не только в системе формального образования. Федеральным законом "О национально-культурной автономии" предусмотрено создание национально-культурных автономий, определены их правовые основы, созданы правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития. В настоящее время созданы и зарегистрированы в органах юстиции 14 федеральных, более 350 региональных и более 200 местных национально-культурных автономий, а также более тысячи различных общественных организаций, созданных по национальному признаку ("Ассамблея народов Российской Федерации", "Союз диаспор России", "Конгресс национальных организаций России", "Всероссийский азербайджанский конгресс", "Общероссийское объединение корейцев" и др.). Правом на создание национально-культурных объединений воспользовались 60 национальностей. На первом месте – этнические немцы (68 объединений), далее – татары (63 объединения), евреи (29 объединений). К примеру, только в одном Нижнем Тагиле с 1990-х гг. культурно-просветительскую работу ведут "Культурно-просветительский центр российских немцев", культурный еврейский центр "Алеф", польское объединение "Пяст", армянский творческий центр "Эребуни", общины татар, башкир[3].

При государственной поддержке создается система общественных центров по воспитанию культуры межнационального общения. Действует около 10 домов народов России, более 150 центров национальной культуры, около 10 домов дружбы народов: Московский дом национальностей, Дом национальных культур в Санкт-Петербурге, Дворец национальных культур в Тюменской области, Дом фольклора народов в Свердловском областном центре и др. Довольно широкое распространение получили центры национальной культуры. Вокруг центров консолидируются прежде всего этнические меньшинства[4].

Процесс создания нормативно-правовой базы педагогической политики поликультурного образования, однако, далек от завершения. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" оставил открытым принципиально важный вопрос – об учете реалий поликультурности при создании общего образовательного пространства. Подобный подход был скорректирован в последующих законодательно-нормативных документах, где из практики школьного образования был исключен национально-региональный компонент.

Имеющиеся законодательные акты нуждаются в конкретизации. Федеральный закон "О национально-культурной автономии" в значительной степени декларативен и должен быть подкреплен соответствующими подзаконными актами, обязывающими федеральные и региональные власти оказывать практическое содействие национально-культурным объединениям в вопросах образовательной и культурной политики. Лишь Москва и несколько регионов России проявили готовность дать материальные гарантии учебно-воспитательной работы таких объединений.

Предпринятые законодательные и организационные меры по инициации политики поликультурного образования наталкиваются на серьезные препятствия: неравные условия финансирования образования в регионах и республиках, блокирование специальных защитных мер в области образования, в частности в отношении ряда малочисленных коренных народов, отсутствие достаточно эффективного инструментария сочетания особых интересов национальных меньшинств и государства как субъекта русского большинства, этноцентристские стереотипы мышления и установки в культурно-образовательной политике.

В сфере культуры и образования значительную угрозу представляют националистические тенденции. Власти ряда автономий порой защищают привилегии титульных этносов за счет культурно-образовательных интересов иных этнокультурных групп. Так, в Башкортостане, где треть населения говорит по-татарски, с каждым годом становится все меньше татарских школ. Статус наиболее престижных образовательных заведений – гимназий – могут получить прежде всего школы, где преподавание ведется на башкирском языке.

В субъектах РФ проявляются намерения дезинтеграции образовательного и культурного единства России. Предпринимаются отдельные попытки региональной изоляции культуры и образования, отмежевания от общенациональной и русской культуры и образования. Возникают планы выстраивать содержание образования с приоритетом национально-регионального над федеральным, переориентировать па зарубежное культурно-языковое пространство (Татарстан, Республика Саха (Якутия)). Подобный "периферийный национализм" свидетельствует, что в сфере образования и культуры существует угроза столкновений интересов отдельного этноса и многонационального российского государства, дистанцирования от доминирующей культуры и ее центра. Между тем, как подчеркивают отечественные ученые Μ. Н. Кузьмин, В. А. Тишков, Е. В. Ткаченко и др., для полиэтничной, поликультурной, полисоциальной, поликонфессиональной России сохранение в условиях демократизации образования и роста национального самосознания единого образовательного, языкового и культурного пространства жизненно необходимо и является универсальной политической стратегией.

Россия является инициатором интеграции образования в пределах СНГ. В 1996 г. в России были разработаны проекты "Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства СНГ" и "Соглашения о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства".

Указ Президента РФ от 13.06.1996 № 902 в редакции от 26.10.2004 "О поддержке Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств", другие упомянутые документы предусматривают создание нормативной базы интеграции, согласование государственных образовательных стандартов, взаимное признание документов об образовании, ученых степеней и званий, согласование порядка аттестации и аккредитации образовательных учреждений, научное и учебно-методическое обеспечение единого (общего) образовательного пространства. Ими также намечен и комплекс конкретных мер: подготовка учебников для русскоязычных школ в странах СНГ, совместные олимпиады, конкурсы, соревнования учащихся и учителей из всех государств Содружества, создание единого для СНГ банка данных по образованию и т.д.

Для России перспективный путь построения общего культурно-образовательного пространства в рамках СНГ – укрепление сотрудничества со своими партнерами в сфере высшего образования. Российская Федерация оказывает поддержку открытым в республиках Содружества университетам, где целенаправленно изучаются русские язык и культура (Азербайджан, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан).

Россия, стремясь к интеграции высшего образования в СНГ, ставит одновременно экономические, политические и собственно педагогические задачи. Российские приоритеты охватывают все основные виды деятельности по ИБО: мобильность студентов и преподавателей, согласование учебных программ, сотрудничество отдельных учебных заведений, согласование дипломов, популяризацию русского языка и культуры и др. Предпочтение отдается двусторонним соглашениям и контрактам отдельных учебных заведений. Акцент делается на действиях учреждений, структур и организаций: учебные заведения, объединение ректоров, Министерство образования и т.д.

В российской политике ИБО ослабли политико-идеологические предпочтения. Вместе с тем представлен достаточно сильно культурный аспект. Речь идет о стремлении через образование способствовать распространению русского языка и культуры за пределами России. Неизменным остается базовый принцип российской политики – интеграция образования на пространстве СНГ при поддержке национальных духовных и культурных ценностей.

Важное значение придается приему студентов из стран СНГ. Россия декларирует приоритеты по ИВО для партнеров по Содружеству Независимых Государств. Российские высшие учебные заведения создают преференции для студентов из республик СНГ. Однако реализуются такие приоритеты недостаточно.

Список литературы:

1. Алексашкина Л.Н. Новейшая история. XX-XXI века. - М., 2004.

2. Василенко, И.А. Политология: учеб. для вузов / И.А. Василенко. 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт; Высшее образование, 2009. - С. 17.

3. Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. История России. - М., 2006.

4. Карта нарушений на выборах в Госдуму 2011 года - совместный проект Газеты.ру и ассоциации "Голос"

5. Погорелый, Д.Е. Политология / Д.Е. Погорелый, В.Ю. Фесенко, К.В. Филиппов; под общ. ред. С.Н. Смоленского. М.: Эксмо, 2008. - С. 227-229.

6. http://www.nasledie.ru/

7. Воскресенская Н. М. Образование и многообразие культур // Педагогика. — 2007. — № 2. — С. 105—107.

8. Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. — М., 1999.

9. Иванова Н., Мнацаканян И. В поликультурном мире // Высшее образование в России. – 2003. – № 1.

10. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. М., 2007.

11. Корсунов В. И., Балицкая И. В. Актуальные вопросы образования в США. — Ю.- Сахалинск, 2000.

12. Кузьмин М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагогика. – 1999. – № 6.

13. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы // Педагогика. – 2008. – № 4.

14. Супрунова Л. Л. Поликультурное образование в современной России // Мagister. — 2007. — № 3. — С. 79—81.

15. Тайчинов М.Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе // Педагогика. – 2008. – № 2



написать администратору сайта