право как мера. лизе печать филос. Как можно измерить свободу Ее уровень, рамки, пределы В чем заключаются критерии и способы выражения этой ценности Можно ли ее, например, дозировать, закреплять, распределять в личное пользование
Скачать 19.03 Kb.
|
Как можно «измерить» свободу? Ее уровень, рамки, пределы? В чем заключаются критерии и способы выражения этой ценности? Можно ли ее, например, дозировать, закреплять, «распределять в личное пользование»? Такой инструментарий имеется – это право, законы, юридические нормы, а также, разумеется, нравственность, самоконтроль. Свобода, если можно так сказать, требует «деликатного» обращения, иначе она легко переходит в свою противоположность. Именно поэтому свобода на «законных основаниях» ограничивается, усекается, вводится в конструктивное русло. Каким образом и во имя чего? Где пролегают границы несвободы? Свобода как определенное социальное состояние общества, как познанная и освоенная необходимость находит свое наиболее концентрированное выражение в праве, в котором она практически материализуется, объективируется, отливается в конкретные, осязаемые формы, принципы, институты. По характеру права в данном обществе, его развитости, завершенности всегда можно судить о сущности и широте той свободы, которую юридически признает и допускает государственная власть. Право служит официальным мерилом действующей свободы, ее нормой, указателем границ должного и возможного. Вместе с тем оно является гарантией осуществления этой свободы, средством ее охраны и защиты. Выступая легитимной (законной) шкалой свободы, право объективно отражает достигнутый уровень развития социальной действительности. В этом смысле оно есть мера прогресса, а следовательно, и мера свободы как продукта развития. А также и мера социальной ответственности. Гегель рассматривал право как царство осуществленной свободы, реальное ее бытие. «Свобода бывает там, – писал он, – где господствует закон, а не произвол». Известны кантовские положения о праве как сфере свободы; в обеспечении внешней автономии личности он видел основную цель и назначение права. Пожалуй, только Лев Толстой, вопреки всему, считал право насилием над личностью. Правовые нормы и есть нормы свободы, но свободы юридически признанной, выраженной (оформленной) государством в виде законов и иных правовых актов. Законы – это «положительные, ясные всеобщие нормы, в которых свобода приобретает безличное, теоретическое, независимое от произвола отдельного индивида существование. Свод законов есть библия свободы». Как видим, основной смысл юридической свободы – это оградить индивида от внешнего произвола как со стороны власти, так и со стороны окружающих сограждан. В этом заключается основная ценность и полезность права для личности. В праве свобода получает необходимую опору и гаранта, а личность – возможность удовлетворения своего интереса. Без права, вне права свобода могла бы оказаться «пустым звуком», остаться нереализованной и незащищенной. Именно в этом качестве право прежде всего необходимо человеку, а не в качестве инструмента властвования и принуждения. Правовые нормы, будучи едиными масштабами (эталонами) человеческой деятельности, определяют границы поступков людей, меру, рамки, объем их возможного и должного поведения. Именно с помощью права, законов субъекты общественных отношений – индивидуальные и коллективные – ставятся под юрисдикцию государства, которое в интересах всего общества запрещает или разрешает определенные действия, ограничивает или расширяет сферу личных желаний и устремлений, предоставляет права, возлагает обязанности, ответственность, поощряет полезную и пресекает вредную деятельность. Интерпретация права как меры (формы, нормы, уровня) свободы была впервые в нашей литературе наиболее четко воспроизведена в 70–80-х годах Д.А. Керимовым и В.С. Нерсесянцем. До этого рассматриваемый аспект долгое время оставался в тени, хотя в той или иной степени он все же затрагивался и другими авторами. В Право выполняет разнообразные и многоцелевые функции. Оно одновременно и стимулирует, и ограничивает определенные действия, поощряет и запрещает их; открывает перед субъектами известные возможности и обязывает их к должному (нужному, полезному) поведению. Право «дарует» и «отнимает» свободу, гарантирует и защищает государственно значимые интересы, служит средством удовлетворения потребностей, применяет санкции за «непослушание», милует и наказывает, проводит своего рода политику «кнута и пряника», стоит на страже мира и порядка. Еще Цицерон писал, что право призвано искоренять пороки и насаждать добро. Свобода индивида проявляется во всех сферах его жизнедеятельности – социальной, экономической, политической, духовной. Но проявляется и реализуется по-разному. Это образует структуру свободы личности, ее грани, стороны, Свободу по-настоящему начинают ощущать лишь тогда, когда почему-либо ее утрачивают. В этом случае она становится бесценной. Свобода, как воздух, который люди не замечают пока он есть, но сразу задыхаются, когда его нет. Разумеется, свобода личности предполагает также ее свободу от произвола власти. Посредником между ними выступает закон, в котором как раз и выражена официальная мера независимости индивида, его «суверенитет», а равно очерчены границы деятельности самой этой власти. Первым из античных мыслителей, обративших внимание на взаимосвязь свободы и законов права, был Демокрит, утверждавший приоритет интересов государства над интересами личностиличностиОн рассматривает проблему свободы с позиций противопоставления возможностей гражданина и раба, поскольку они не только взаимосвязаны, но и противоположны друг другу. «Как! Свобода держится лишь с помощью рабства? Возможно. Эти две крайности соприкасаются... Бывают такие бедственные положения, когда можно сохранить свою свободу только за счет свободы другого человека и когда гражданин может быть совершенно свободен лишь тогда, когда раб будет до последней степени рабом. Таково положение Спарты» [3, с. 223]. Кроме того, Демокрит утверждал, что свобода неразрывно связана с правовыми и политическими установлениями, так как «закон стремится помочь жизни людей. Иной подход к пониманию свободы в эпоху античности обнаруживается в работах АристотеляВ философии Стагирита человек предстает как существо деятельное, обладающее уникальным качеством — свободным выбором. При этом для актуализации выбораСледовательно, в отличие от своих предшественников Аристотель выделяет такие аспекты понимания свободы, как: • разумность и осознанность действий; • взаимосвязь с характером и условиями деятельности; • наличие выбора и ответственности; • различные варианты свободы в разных типах действий; • ценностная природа моральных и этических аспектов свободы. Таким образом, в философии Аристотеля отмечается не только специфика философского понимания свободы, но и ее роль как внутреннего условия деятельности, поведения и стремлений личности. Философы эпохи нового времени В связи с этим Т. Гоббс категорию «свобода» не отделял от естественного права человека, он писал: «. есть свобода всякого человека использовать собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей собственной природы, т.е. собственной жизни» [3, с. 89]. В связи с вышеизложенным можно предположить, что автор мыслил свободу как обретенную возможность в границах государства, которое имеет в своем законодательстве юридическую возможность ее реализации каждым гражданином. Другим представителем английской философской мысли является, прогрессивный философ того времени Дж. Локк. В своих трудах он исследовал свободу как естественное состояние человека, благодаря которому появилось государство, которое позитивно ограничило полную и абсолютную свободу человека. Это указывает на то, что некоторые современные правоведы пришли к выводу о том, что «Дж. Локк впервые поставил личность выше общества и государства, а свободу выше других ценностей» [1, с. 16]. Они полагают, что личность вправе распоряжаться собственными поступками, своей жизнью и опираться только на свои способности и определять самостоятельно жизненные паритеты. |