Главная страница

Шпаргалка_ как готовиться к ОГЭ по литературе (1). Как правильно выполнить экзаменационную работу огэ по литературе Алгоритм работы над заданием 1 3


Скачать 68.29 Kb.
НазваниеКак правильно выполнить экзаменационную работу огэ по литературе Алгоритм работы над заданием 1 3
Дата06.11.2022
Размер68.29 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаШпаргалка_ как готовиться к ОГЭ по литературе (1).docx
ТипЛитература
#772511

Как правильно выполнить экзаменационную работу ОГЭ по литературе
Алгоритм работы над заданием 1.1.1 - 1.1.3
(все образцы сочинений даются по источнику: ОГЭ. Литература: типовые экзаменационные варианты:30 вариантов/под ред. Л. В. Новиковой. –М. :Издательство « Национальное образование»,2020. -192с. – (ОГЭ, ФИПИ – школе)

Выполняем задание 1.1.1 - ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА 1, часть 1, вариант…,)

В данном задании каждого варианта требуется дать ответ на вопрос по предложенному прозаическому тексту из 3-5 предложений. Аргументировать свои суждения необходимо, опираясь на анализ данного текста.

Алгоритм работы:

  1. Внимательно прочитать вопрос;

  2. В предложенном вопросе находим грамматическую основу и ищем в тексте 2 - 3 факта, которые являются прямым ответом на вопрос.

  3. Отобрать из текста только тот материал, который требуется отразить в мини-сочинении;

Например, в 1 варианте (отрывок из произведения Достоевского « Мальчик у Христа на елке» вопрос сформулирован так: «Каким предстаетмир, увиденный глазами нищего мальчика?» Ответ ясен сразу: для богатых мир веселый и добрый, для бедных – страшный и жестокий. Значит, из всего текста выбираем только миниэпизоды, необходимые для подтверждения этого ответа.
Мерещится мне, был в подвале мальчик, но еще очень маленький, лет шести или даже менее. Этот мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале. Одет он был в какой-то халатик и дрожал. Дыхание его вылетало белым паром, и он, сидя в углу на сундуке, от скуки нарочно пускал этот пар изо рта и забавлялся, смотря, как он вылетает. Но ему очень хотелось кушать. Он несколько раз с утра подходил к нарам, где на тонкой, как блин, подстилке и на каком-то узле под головой вместо подушки лежала больная мать его. Как она здесь очутилась? Должно быть, приехала с своим мальчиком из чужого города и вдруг захворала. Хозяйку углов захватили еще два дня тому в полицию; жильцы разбрелись, дело праздничное, а оставшийся один халатник уже целые сутки лежал мертво пьяный, не дождавшись и праздника. В другом углу комнаты стонала от ревматизма какая-то восьмидесятилетняя старушонка, жившая когда-то и где-то в няньках, а теперь помиравшая одиноко, охая, брюзжа и ворча на мальчика, так что он уже стал бояться подходить к ее углу близко. Напиться-то он где-то достал в сенях, но корочки нигде не нашел и раз в десятый уже подходил разбудить свою маму. Жутко стало ему, наконец, в темноте: давно уже начался вечер, а огня не зажигали. Ощупав лицо мамы, он подивился, что она совсем не двигается и стала такая же холодная, как стена. «Очень уж здесь холодно», — подумал он, постоял немного, бессознательно забыв свою руку на плече покойницы, потом дохнул на свои пальчики, чтоб отогреть их, и вдруг, нашарив на нарах свой картузишко, потихоньку, ощупью, пошел из подвала. Он еще бы и раньше пошел, да все боялся вверху, на лестнице, большой собаки, которая выла весь день у соседских дверей. Но собаки уже не было, и он вдруг вышел на улицу.

Господи, какой город! Никогда еще он не видал ничего такого. Там, откудова он приехал, по ночам такой черный мрак, один фонарь на всю улицу. Деревянные низенькие домишки запираются ставнями; на улице, чуть смеркнется — никого, все затворяются по домам, и только завывают целые стаи собак, сотни и тысячи их, воют и лают всю ночь. Но там было зато так тепло и ему давали кушать, а здесь — Господи, кабы покушать! И какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз! Мерзлый пар валит от загнанных лошадей, из жарко дышащих морд их; сквозь рыхлый снег звенят об камни подковы, и все так толкаются, и, Господи, так хочется поесть, хоть бы кусочек какой-нибудь, и так больно стало вдруг пальчикам. Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика.

Вот и опять улица, — ох какая широкая! Вот здесь так раздавят наверно; как они все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то! А это что? Ух, какое большое стекло, а за стеклом комната, а в комнате дерево до потолка; это ёлка, а на ёлке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблоков, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то. Вот эта девочка начала с мальчиком танцевать, какая хорошенькая девочка! Вот и музыка, сквозь стекло слышно. Глядит мальчик, дивится, уж и смеется, а у него болят уже пальчики и на ножках, а на руках стали совсем красные, уж не сгибаются и больно пошевелить. И вдруг вспомнил мальчик про то, что у него так болят пальчики, заплакал и побежал дальше, и вот опять видит он сквозь другое стекло комнату, опять там деревья, но на столах пироги, всякие — миндальные, красные, желтые, и сидят там четыре богатые барыни, а кто придет, они тому дают пироги, а отворяется дверь поминутно, входит к ним с улицы много господ. Подкрался мальчик, отворил вдруг дверь и вошел. Ух, как на него закричали и замахали! Одна барыня подошла поскорее и сунула ему в руку копеечку, а сама отворила ему дверь на улицу. Как он испугался! А копеечка тут же выкатилась и зазвенела по ступенькам: не мог он согнуть свои красные пальчики и придержать ее. Выбежал мальчик и пошел поскорей-поскорей, а куда, сам не знает. Хочется ему опять заплакать, да уж боится, и бежит, бежит и на ручки дует. И тоска берет его, потому что стало ему вдруг так одиноко и жутко, и вдруг, Господи! Да что ж это опять такое? Стоят люди толпой и дивятся: на окне за стеклом три куклы, маленькие, разодетые в красные и зеленые платьица и совсем-совсем как живые! Какой-то старичок сидит и будто бы играет на большой скрипке, два других стоят тут же и играют на маленьких скрипочках, и в такт качают головками, и друг на друга смотрят, и губы у них шевелятся, говорят, совсем говорят, — только вот из-за стекла не слышно. И подумал сперва мальчик, что они живые, а как догадался совсем, что это куколки, — вдруг рассмеялся. Никогда он не видал таких куколок и не знал, что такие есть! И плакать-то ему хочется, но так смешно-смешно на куколок. Вдруг ему почудилось, что сзади его кто-то схватил за халатик: большой злой мальчик стоял подле и вдруг треснул его по голове, сорвал картуз, а сам снизу поддал ему ножкой. Покатился мальчик наземь, тут закричали, обомлел он, вскочил и бежать-бежать, и вдруг забежал сам не знает куда, в подворотню, на чужой двор, — и присел за дровами: «Тут не сыщут, да и темно».


  1. Работаем с отобранным материалом. Его для ответа на вопрос все равно слишком много, нужно отобрать, на наш взгляд, самое главное:

А) Выбираем яркую, короткую, законченную цитату, которая иллюстрирует жестокость мира для мальчика. Остальные факты из текста просто перечисляем: «…Большой злой мальчик стоял подле и вдруг треснул его по голове, сорвал картуз, а сам снизу поддал ему ножкой» ребенок голоден, одет в старый халатик, у него замерзли пальчики, у него умерла мама, ему страшно и одиноко.

Б) Выбираем яркую, короткую, законченную цитату, которая иллюстрирует доброту мира для богатых и нежелание богатого мира оказать мальчику помощь. Остальные факты из текста тоже просто перечисляем: «…По комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют чего-то…» Мальчика. не пустили в богатый дом, полицейский от него отвернулся.

6. Теперь формулируем ответ на вопрос. Из отобранного материала может быть много вариантов ответа.

Чтобы избежать разного рода ошибок при выполнении этого задания, можно воспользоваться следующим шаблоном:


В тексте (фамилия автора) рассказывается о том, как (указывается основное событие текста).

Вписывается вопрос, на который требуется дать ответ ( Для связки микротем следует после вопроса добавить частицу ЖЕ и не забыть поставить вопросительный знак)

Давайте обратимся к тексту. Вот предложение: «Выписывается яркая небольшая цитата, которая поясняет действие первого героя или, если герой один, его действия в первой половине текста)». И читателю ясно, что(объясняем, что сделал этот герой ), потому что (объясняем причину его поступка).

Вот еще предложение: «Выписывается яркая небольшая цитата, которая поясняет действие второго героя или, если герой один, его действия во второй половине текста)». Действительно,(объясняем что сделал этот герой ), так как (объясняем причину его поступка).

Поэтому-то можно сделать вывод, что(дается четкий ответ на поставленный вопрос)


Образец:

В тексте Ф. М. Достоевскогорассказывается о том, как маленький мальчик брел по незнакомому большому городу в новогоднюю ночь.

Каким же предстает мир, увиденный глазами нищего мальчика?

Давайте обратимся к тексту Вот предложение: «…По комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют чего-то…». И читателю ясно, что несчастный, голодный, плохо одетый в зимнюю пору ребенок, у которого только что умерла мама, впервые понял, что дети могут быть сытыми, веселыми и счастливыми, потому что для него самого счастьем было покушать и согреться.

Вот еще предложение: «…Большой злой мальчик стоял подле и вдруг треснул его по голове, сорвал картуз, а сам снизу поддал ему ножкой». Действительно, ребенку пришлось бежать и прятаться в темноте, несмотря на голод и холод, так как на защиту кого-либо ему рассчитывать было нечего, никто в городе его не пожалеет, даже полицейский не заступится.

Поэтому-то можно сделать вывод, что мир нищий мальчик увидел несправедливым: благосклонными веселым для богатых людей и жестоким и страшным для бедных.
Таким образом, чтобы правильно выполнить задание 1.1.1, нужно сначала дать четкий ответ на вопрос, а затем подобрать к нему аргументы.
Ответ на вопрос 1.1.2 предполагает знание литературоведческих терминов, которые представлены в «ПРИЛОЖЕНИИ»
Поэтому логика выполнения задания требует от экзаменующегося показать понимание им предложенного термина.

Например, в экзаменационной работе 1 (Достоевский Ф. М. « Мальчик у Христа на елке») вопрос задания 1.1.2 звучит так:

«Как прием контраста помогает понять отношение автора к изображаемому?». Следовательно, ответ на вопрос нужно начать с определения термина «контраст» ( см. «Приложение»), а в экзаменационной работе 3 (Лермонтов М. Ю. «Мцыри») для ответа на вопрос «Какую роль в приведенном фрагменте играют пейзажные зарисовки?» - нужно дать определение термина «пейзаж» и четко ответить, какую роль они играют в тексте. (ответ на этот вопрос тоже есть в списке терминов данной работы см. «ПРИЛОЖЕНИЕ»).
Алгоритм работы для ответа на вопрос 1.1.2
1 расшифровка требуемого термина (если объяснение достаточно большое, то его можно поделить на 2 части: 1-ю использовать в начале ответа, 2-й закончить ответ);

2 Находим в тексте цитаты-подтверждения (предложения, словосочетания, слова);

3 Даем прямой ответ на поставленный вопрос, идя от пояснения термина.
Экзаменационная работе 7, часть 1, вариант 1 (фрагмент рассказа Л. Н. Толстого « После бала»)

1.1.2 Какую роль в произведённом фрагменте играют художественные детали?

( прочтите в списке терминов определение детали)
Примерный ответ выглядит так:

Деталь – это выразительная подробность, с помощью которой создается художественный образ.

В тексте Л. Н Толстого деталь выполняет следующие функции:
1. Подчеркивает психологическое состояние героя: «Хоть я и охотник был до шампанского, но не пил, потому что без вина был пьян любовью». В данном предложении сравнение состояния влюбленности с опьянением шампанским показывает состояние эйфории, в котором находился герой, испытывая любовь к Вареньке.

2. Создает у читателя нужное автору впечатление, настроение, ощущение и одновременно подчеркивает

колорит эпохи, передавать дух времени, социальные особенности : «Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты – знамениты в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского». Из одного предложения читатель получает следующую информацию: любимым развлечением дворян был бал, который проходил в «зале с хорами», из чего можно сделать вывод об особенностях постройки дворянского дома. Из детали о « музыкантахкрепостных помещика-любителя» читатель получает сведения и об увлечениях помещиков, и о талантах русского народа. А всем предложением Л. Н. Толстой передает атмосферу праздника, которая объясняет, почему рассказчик был в хорошем настроении.

Таким образом,детальпомогает читателю представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. Она может воспроизводить черты внешности, особенности одежды, обстановки, переживания или поступка.



(Подчеркнуто определение ДЕТАЛИ, которое требуется знать наизусть).
Алгоритм работы для ответа на вопрос 1.1.3.
Задание 1.1.3 требует от ученика умения сопоставлять фрагменты текста.

Как сопоставить фрагменты 1.1.3

1 Четко повторить условия задания;

2 Расшифровать термин, который требуется по условию;

3 Помнить, что нельзя отрывки анализировать по очереди;

4 Найти, что общего по предложенному условию, записать, привести примеры параллельно из того и другого текста.

а) Если требуется сравнить героев, следует ответить на вопросы:

    1. Какие герои сопоставляются, почему сравниваются именно они.

 2. Что общего между героями:
    • в умственном отношении (интеллект, образование, взгляды на мир и человека, цель в жизни);
    • в эмоциональном (духовном) развитии (их отношение к людям, качества их характера: доброта, общительность, мстительность, завистливость, целеустремленность, избалованность и т.д.);
    • в социальном (материальном, профессиональном) плане;
    • в отношении с окружающими людьми.
     3. Что отличает двух героев.
     4. Для чего автор сопоставляет этих героев.
     5. Отношение автора к героям.
     6. Ваше отношение к данным персонажам.


Это полный сравнительный анализ. В задании 1.1.3 может требоваться сравнение по какому-нибудь одному пункту, в таком случае лишнего писать не надо.

     б) Если следует сравнить проблематику произведений, необходимо говорить только о проблемах и подтверждать примерами только их.

проблематика литературы 19 века (следует выбрать, если надо, что-то из перечисленного ниже):

Социальные проблемы:

  • тяжелая жизнь бедных бесправных людей;

  • нравственное величие и духовное богатство трудового народа;  

  • протест против любой несправедливости в отношении к «маленькому человеку»;

  • «маленький человек» должен быть не пассивным объектом жалости, а сознательным борцом за человеческое достоинство.


Нравственные проблемы.

  • поиск истины,

  • отвращение к пошлости,

  • стремление активно участвовать в общественной жизни,

  • готовность к самопожертвованию,

  • проблема лишнего человека.




Внимание: (Проблематика по каждому произведению конкретно есть в брошюре):

Титеренко Е. А. Литература в схемах и таблицах / Е. А. Титеренко, Е. Ф. Хадыко. – М. : Эксмо, 2012. – 320с. – ( Наглядно и доступно)

https://ctege.info/knigi-po-literature/spravochik-ege-po-literature-v-tablitsah-i-shemah-e-a-titarenko.html?ddexp4attempt=1


Желательно минисочинение писать по шаблону, чтобы избежать речевых и грамматических ошибок.


Шаблон ответа на вопрос 1.1.3


Чтобы сопоставить фрагменты текстов « » и « »__с целью ответить на вопрос ,____________ , на мой взгляд, следует сначала вспомнить, что (даем определение требуемого термина своими словами или дословно, как помним) _______________ Теперь можно сравнивать фрагменты.

И в первом и во втором тексте _______________(по цитате из обоих текстов): « _______________________» и «________________________». Даем прямой ответ на вопрос,___________________ потому что____________

Мы понимаем, что ________________, так как______________. Отсюда ясно (даем прямой ответ на вопрос), __________________________ (вывод можно списать с собственного сочинения 1.1.1, только добавить героя из 2 текста)


Образец по 1-ому варианту «Экзаменационной работы 1, часть 1, вариант1»:

Чтобы сопоставить приведенный фрагмент рассказа Ф. М. Достоевского « Мальчик у Христа на елке» с фрагментом повести Н.В. Гоголя «Шинель», с целью ответить на вопрос , на какие общие проблемы откликаются оба произведения, на мой взгляд, следует сначала вспомнить, что проблема в литературном произведении - это суть конфликта, в котором по одну сторону оказывается главный герой, а по другую - один или несколько объектов.

Теперь можно сравнивать фрагменты.

И в первом и во втором тексте дело происходит зимой, и герои страдают от холода: « Глядит мальчик, дивится…, а у него болят уже пальчики и на ножках, а на руках стали совсем красные, уж не сгибаются и больно пошевелить» и «Акакий Акакивич с некоторого времени начал чувствовать, что его как-то особенно сильно стало пропекать в спину и плечо, несмотря на то, что он старался перебежать как можно скорее законное пространство». Так холодно было героям, потому что они были плохо одеты. На мальчике был «какой-то халатик» и «картузишко», на Акакии Акакиевиче шинель, на которой «сукно до того истерлось, что сквозило и подкладка расползлась».

Мы понимаем, что оба героя плохо одеты, потому что у них нет средств к существованию. Мальчик Достоевского одинок, голоден и беспомощен. Его мать умерла в какой-то ночлежке. Акакий Акакивич хоть и работает, но стоит на самой низкой ступеньке социальной лестницы, жалованье его настолько мало, что для покупки новой шинели ему приходится жестоко экономить на всем необходимом.

Отсюда ясно , что конфликт у обоих героев с бездушным миром, которому нет дела до несчастий бедняков. В обоих текстах налицосоциальные проблемы: тяжелая жизнь бедных бесправных людей, протест против любой несправедливости в отношении к «маленькому человеку».
(Подчеркнуто определение ПРОБЛЕМ, которое требуется знать наизусть).

ПРИЛОЖЕНИЕ
(1.1.1, 1.1.2, 1.1.3), нужно иметь определенные теоретические знания. Ниже, в «Приложении, даны термины, которые понадобятся для написания минисочинений, особенно в заданиях 1.1.2 и 1.1.3

Необходимо выучить наизусть следующиеобщие литературоведческие понятия и термины:

Антитеза – противопоставление характеров, событий, поступков, слов. Может быть использована на уровне деталей, частностей («Черный вечер, белый снег» – А. Блок), а может служить приемом создания всего произведения в целом. Таково противопоставление двух частей стихотворения А. Пушкина «Деревня» (1819), где в первой рисуются картины прекрасной природы, мирной и счастливой, а во второй – по контрасту – эпизоды из жизни бесправного и жестоко угнетенного русского крестьянина.

Деталь (Художественная) – выразительная подробность, с помощью которой создается художественный образ. Деталь помогает читателю представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. Она может воспроизводить черты внешности, особенности одежды, обстановки, переживания или поступка.

Функции детали:

  • Подчёркивать психологическое состояние героя.

  • Характеризовать персонажа, раскрывать особенности его внутреннего мира.

  • Создавать у читателя нужное автору впечатление, настроение, ощущение.

  • Подчеркивать колорит эпохи, передавать дух времени, социальные особенности.

Виды детали:

Деталь, характеризующая состояние внешнего мира: деталь интерьера, пейзажа (в том числе экстерьера и городского пейзажа), портрета героя – изображение его внешности. Например, описывая путешествующего Печорина, героя романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов подчеркивает особенность его внешности – чистую сорочку: «пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека». Лермонтов здесь сам же дает объяснение этой детали: чистое белье указывает на то, что этот человек «порядочный», то есть, в понимании Лермонтова, следящий за собой и своей гигиеной. В понимании современного читателя чистая сорочка героя, который путешествует в 19 веке, то есть без горячего водоснабжения, стиральных машин, а часто и без достойного ночлега, говорит о его достатке, а также о щегольстве и привычке жить благоустроенной, комфортной жизнью.


Деталь психологическая, отражающая состояние внутреннего мира героя, движения мысли, помыслы, желания, страхи, фобии, мании. Такая деталь тоже может отражать явления, объекты внешнего мира, но передавать при этом переживания персонажа. Такой прием также называют психологизмом. Например, такими деталями являются Страшный сон Татьяны Лариной (Евгений Онегин). Вещий сон Гринёва о Пугачёве в "Капитанской дочке". Примером психологической детали, через которую читателю становится ясным психологическое состояние героя является наблюдение рассказчика: «Видали вы когда-нибудь глаза,словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника. (Шолохов «Судьба человека»)



Диалог – разговор, беседа, спор двух или (ПОЛИЛОГ) нескольких персонажей произведения.

Интерьер – композиционное средство, воссоздающее обстановку в помещении, где происходит действие.

Контраст (франц. contraste — резкое отличие) — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому.

Конфликт (коллизия, интрига )– столкновение противоположных взглядов, стремлений, интересов персонажей художественного произведения.

Композиция – построение художественного произведения, определенная система в расположении его частей. Различаются композиционные средства (портреты действующих лиц, интерьер, пейзаж, диалог, монолог, в том числе внутренний) и композиционные приемы (монтаж, символ, поток сознания, самораскрытие персонажа, взаимораскрытие, изображение характера героя в динамике или в статике). Композиция обусловливается особенностями таланта писателя, жанром, содержанием и целью произведения.

Контекст - (лат. «contextus» – связь, соединение) – 1. Законченный в смысловом отношении отрывок текста, в котором слово приобретает необходимый автору смысл. Взятое вне контекста оно может иметь другое значение; 2. Сумма сведений, необходимая для понимания смысла

Лейтмотив (идея, авторская позиция) – главная мысль произведения, неоднократно повторяемая и подчеркиваемая.

Мировоззрение -система взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нём человека, общее отношение человека к окружающей действительности и самому себе...

Элементы мировоззрения:

идеалы; убеждения; стереотипы; ценности, преобладающие в обществе; знания.

Монолог – пространная речь действующего лица в литературном произведении, обращенная в отличие от монолога внутреннего к окружающим. Примером внутреннего монолога может служить первая строфа романа А. Пушкина «Евгений Онегин»: «Мой дядя самых честных правил…» и т. д.

Мотив – один из компонентов художественного текста, часть темы произведения, чаще других приобретающая символическое значение. Мотив дороги, мотив дома и т. п.

Подтекст– внутренний, словесно не выраженный смысл текста. Подтекст скрыт и может быть восстановлен читателем с учетом конкретной исторической ситуации. Чаше всего присутствует в психологических жанрах.

Проблематика это те, вопросы (проблемы), которые ставит в произведении автор, а авторская позиция то, как он их решает. Например,, в «Герое нашего времени» автор ставит проблему: какая бывает любовь к женщине, отвечает( авторская позиция) : Отношения с ерой, любовь-привычка, с Мери –игра и т. д или Проблема в литературном произведении - это суть конфликта, в котором по одну сторону оказывается главный герой, а по другую - один или несколько объектов

Сюжетсистема, порядок развития событий в произведении. Его основные элементы: пролог, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; в отдельных случаях возможен эпилог. Сюжет раскрывает в произведении причинно-следственные связи в отношениях между персонажами, фактами и событиями. Для оценки различного рода сюжетов могут быть использованы такие понятия, как интенсивность сюжета, «бродячие» сюжеты. Отличие от композиции - Сюжет это - ЧТО и ПРО ЧТО, а композиция - КАК это показано

Фабула – последовательность развертывания событий произведения во времени и в пространстве.

Средства создания характера литературного героя





Средство создания

Краткая характеристика

Пример

Название произведения

Может указывать в произведении на место, занимаемое персонажем в системе образов

"Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова

Эпиграф к литературному произведению

Может указывать на основную черту характера героя

"Капитанская дочка", "Евгений Онегин" А. С. Пушкина

Прямая авторская характеристика

Писатель сознательно раскрывает свое отношение к герою, характеризуя его действия, поступки, давая им свою оценку

"Онегин - добрый мой приятель..." (А. С. Пушкин)

Речь героя

Внутренние монологи, диалоги с другими героями произведения характеризуют персонажа, выявляют его склонности, пристрастия

Монологи и диалоги Чацкого в "Горе от ума" А. С. Грибоедова

Поступки, действия героя

Основа повествования художественного произведения, где изображаются поступки персонажей, через которые раскрывается характер героя

Письмо Онегина из "Евгения Онегина" А. С. Пушкина; спасение Печориным Бэлы из "Героя нашего времени" М. Ю. Лермонтова

Психологический анализ

Подробное воссоздание внутреннего мира персонажа (чувств, мыслей, эмоций); особую роль играют изменения внутренней жизни героя

"Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова

Другие герои произведения

Взаимоотношения персонажа с другими героями произведения показаны автором, чтобы читатель увидел героя не изолировано, а в определенных ситуациях, во взаимодействии с разными людьми

Печорин - Максим Максимыч, Бэла, Мери, Вернер, Вера, Грушницкий, контрабандисты в "Герое нашего времени" М. Ю. Лермонтова

Портрет героя

Изображение внешнего облика героя: его лица, фигуры, одежды, манеры поведения. Типы портрета: 1) натуралистический (портрет, скопированный с реально существующего человека); 2) психологический (через внешность героя раскрывается внутренний мир героя, его характер); 3) идеализирующий или гротескный (эффектные и яркие, изобилующие метафорами, сравнениями, эпитетами)

Чичиков и помещики в «Мертвых душах»

2)Печорин в "Герое нашего времени" М. Ю. Лермонтова

3) Полячка в повести "Тарас Бульба" Н. В. Гоголя

Социальная среда, общество

Общественные условия, в которых живет и действует персонаж

«Станционный смотритель» Пушкина

Пейзаж

Выделяют следующие функции пейзажа:

1) Природа может выступать в качестве объективного отражения действительности и одновременно служит фоном повествования (изображение характерных черт местности, области, страны (создание местного колорита); (Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок»)

2) пейзаж играет роль специфического средства в раскрытии характера действующих лиц; отображает психологическое состояние героя и автора путем соответствия природных явлений чувствам и мыслям персонажей;

3) природа может выступать в качестве действующего субъекта



Пушкин «Евгений Онегин»
Описание южной природы передает переживания Печорина до и после дуэли с Грушницким в "Герое нашего времени" М. Ю. Лермонтова

Буран во 2 главе «Капитанской дочки» Пушкина»

Художественная деталь

Предмет, с помощью которого писатель характеризует героя. Яркая художественная деталь помогает читателю выявить особенности натуры персонажа

Чистая сорочка Печорина

Предыстория жизни героя (если есть)

Описание детства, юности, становления героя как личности, помогает глубже раскрыть внутренний мир персонажа

Детство Гринева в «Капитанской дочке» Пушкина


Кроме этих терминов следует хорошо знать, названия черт характера человека,

и уметь определять их у героев.


Отношение к другим людям:

чуткость, отзывчивость, уважение -- замкнутость, черствость, грубость, презрение.


Отношение к труду:

трудолюбие, аккуратность, склонность к творчеству -- лень, безответственность, пассивность

Отношение к себе:

чувство собственного достоинства, честность, самокритичность, скромность -- самомнение, заносчивость,

эгоизм.


Отношение к вещам:

опрятность, бережливость -- неряшливость, халатность.


Понадобится определять чувства и эмоции (положительные и отрицательные), которые испытывают герои:


Страх:

беспокойство, паника, замешательство, испуг, опасение, смущение, тревога, шок


Грусть:

беспомощность, отчаяние, обида, стыд, усталость , тоска


Злость:

агрессия, бешенство, гнев, жестокость, мстительность, презрение, зависть, ненависть, ревность


Радость:

восторг, доверие, любопытство, любовь, сочувствие,



.

В сочинении, особенно во 2 части экзаменационной работы, может потребоваться характеристика героев.

Поэтому необходимо четко знать все виды характеристик.

    Индивидуальная характеристика героя.

      Сравнительная характеристика героев

    Групповая характеристика героев

    1. Вступление (место героя в произведении).

    1. Какие герои сравниваются, почему сравниваются именно они.

    1. Вступление (место героев в произведении).

    2. Основная часть. Характеристика героя как определенного социального типа.

2. Что общего между героями и что их отличает:


    • в умственном отношении (интеллект, образование, взгляды на мир и человека, цель в жизни);

    • в эмоциональном (духовном) развитии (их отношение к людям, качества их характера: доброта, общительность, мстительность, завистливость, целеустремленность, избалованность и т.д.);

            • в социальном (материальном, профессиональном) плане;.
• в отношении с окружающими людьми.

2. Основная часть. Характеристика героев как определенного социального типа.

    2.1. Внешний облик.



    2.1. Общее во внешнем облике.



    2.2.Социальное и материальное положение героев;



    2.2.Социальное и материальное положение героев;



    2.3. Мировоззрение, круг умственных интересов героев:
    • профессия, занятия;
    • цель в жизни;
    • уровень развития.

    2.3. Мировоззрение, круг умственных интересов героев:
    • профессия, занятия;
    • цель в жизни;
    • уровень развития.

    2.4. Мир чувств героев:
    • отношения с окружающими людьми;
    • внутренние переживания, чувства, эмоции героев.

. Зачем следовало сравнить героев

    2.4. Мир чувств героев:
    • отношения с окружающими людьми;
    • внутренние переживания, чувства, эмоции героев.



    2.5. Какие черты личности выявляются в произведении:
    • с помощью портрета;
    • в речевой характеристике героев;
    • через поступки героев;
    • с помощью предыстории и биографии героев;
    • через окружающую обстановку;
    • через характеристику других действующих лиц;
    • в авторской характеристике.

Ваше отношение к данным персонажам

    2.5. Какие черты личности выявляются в произведении:
    • с помощью портрета;
    • в речевой характеристике героев;
    • через поступки героев;
    • с помощью предыстории и биографии героев;
    • через окружающую обстановку;
    • через характеристику других действующих лиц;
    • в авторской характеристике.



    3. Заключение. Зачем созданы данные образы, какие вопросы, проблемы они помогают решать в произведении.




    3. Заключение. Зачем создан данный образ, какие вопросы, проблемы он помогает решать в произведении.




Отрывок из повести Н. В. Гоголя «Шинель» к заданию 1.1.3

(ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА 1, часть 1, вариант…,)
Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья или около того. Враг этот не кто другой, как наш северный мороз, хотя, впрочем, и говорят, что он очень здоров. В девятом часу утра, именно в тот час, когда улицы покрываются идущими в департамент, начинает он давать такие сильные и колючие щелчки без разбору по всем носам, что бедные чиновники решительно не знают, куда девать их. В это время, когда даже у занимающих высшие должности болит от морозу лоб и слезы выступают в глазах, бедные титулярные советники иногда бывают беззащитны. Все спасение состоит в том, чтобы в тощенькой шинелишке перебежать как можно скорее пять-шесть улиц и потом натопаться хорошенько ногами в швейцарской, пока не оттают таким образом все замерзнувшие на дороге способности и дарованья к должностным отправлениям. Акакий Акакиевич с некоторого времени начал чувствовать, что его как-то особенно сильно стало пропекать в спину и плечо, несмотря на то что он старался перебежать как можно скорее законное пространство. Он подумал наконец, не заключается ли каких грехов в его шинели. Рассмотрев ее хорошенько у себя дома, он открыл, что в двух-трех местах, именно на спине и на плечах, она сделалась точная серпянка; сукно до того истерлось, что сквозило, и подкладка расползлась. Надобно знать, что шинель Акакия Акакиевича служила тоже предметом насмешек чиновникам; от нее отнимали даже благородное имя шинели и называли ее капотом. В самом деле, она имела какое-то странное устройство: воротник ее уменьшался с каждым годом все более и более, ибо служил на подтачиванье других частей ее. Подтачиванье не показывало искусства портного и выходило, точно, мешковато и некрасиво. Увидевши, в чем дело, Акакий Акакиевич решил, что шинель нужно будет снести к Петровичу, портному, жившему где-то в четвертом этаже по черной лестнице, который, несмотря на свой кривой глаз и рябизну по всему лицу, занимался довольно удачно починкой чиновничьих и всяких других панталон и фраков, - разумеется, когда бывал в трезвом состоянии и не питал в голове какого-нибудь другого предприятия. Об этом портном, конечно, не следовало бы много говорить, но так как уже заведено, чтобы в повести характер всякого лица был совершенно означен, то, нечего делать, подавайте нам и Петровича сюда. Сначала он назывался просто Григорий и был крепостным человеком у какого-то барина; Петровичем он начал называться с тех пор, как получил отпускную и стал попивать довольно сильно по всяким праздникам, сначала по большим, а потом, без разбору, по всем церковным, где только стоял в календаре крестик. С этой стороны он был верен дедовским обычаям, и, споря с женой, называл ее мирскою женщиной и немкой. Так как мы уже заикнулись про жену, то нужно будет и о ней сказать слова два; но, к сожалению, о ней не много было известно, разве только то, что у Петровича есть жена, носит даже чепчик, а не платок; но красотою, как кажется, она не могла похвастаться; по крайней мере, при встрече с нею одни только гвардейские солдаты заглядывали ей под чепчик, моргнувши усом и испустивши какой-то особый голос.

Взбираясь по лестнице, ведшей к Петровичу, которая, надобно отдать справедливость, была вся умащена водой, помоями и проникнута насквозь тем спиртуозным запахом, который ест глаза и, как известно, присутствует неотлучно на всех черных лестницах петербургских домов, - взбираясь по лестнице, Акакий Акакиевич уже подумывал о том, сколько запросит Петрович, и мысленно положил не давать больше двух рублей.


Экзаменационная работе 7, часть 1, вариант 1

(фрагмент рассказа Л. Н. Толстого « После бала»)
— Красавец так красавец, да не в том дело. А дело в том, что во время этой моей самой сильной любви к ней был я в последний день масленицы на бале у губернского предводителя, добродушного старичка, богача-хлебосола и камергера. Принимала такая же добродушная, как и он, жена его в бархатном пюсовом платье, в брильянтовой фероньерке на голове и с открытыми старыми, пухлыми, белыми плечами и грудью, как портреты Елизаветы Петровны, Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты — знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского. Хоть я и охотник был до шампанского, но не пил, потому что без вина был пьян любовью, но зато танцевал до упаду — танцевал и кадрили, и вальсы, и польки, разумеется, насколько возможно было, всё с Варенькой. Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках. Мазурку отбили у меня: препротивный инженер Анисимов — я до сих пор не могу простить это ему — пригласил ее, только что она вошла, а я заезжал к парикмахеру и за перчатками и опоздал. Так что мазурку я танцевал не с ней, а с одной немочкой, за которой я немножко ухаживал прежде. Но, боюсь, в этот вечер был очень неучтив с ней, не смотрел на нее, а видел только высокую стройную фигуру в белом платье с розовым поясом, ее сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза. Не я один, все смотрели на нее и любовались ею, любовались и мужчины, и женщины, несмотря на то, что она затмила их всех. Нельзя было не любоваться. По закону, так сказать, мазурку я танцевал не с нею, но в действительности танцевал я почти все время с ней. Она, не смущаясь, через всю залу шла прямо ко мне, и я вскакивал, не дожидаясь приглашения, и она улыбкой благодарила меня за мою догадливость. Когда нас подводили к ней и она не угадывала моего качества, она, подавая руку не мне, пожимала худыми плечами и, в знак сожаления и утешения, улыбалась мне. Когда делали фигуры мазурки вальсом, я подолгу вальсировал с нею, и она, часто дыша, улыбалась и говорила мне: «Encore» 1. И я вальсировал еще и еще и не чувствовал своего тела. — Ну, как же не чувствовали, я думаю, очень чувствовали, когда обнимали ее за талию, не только свое, но и ее тело, — сказал один из гостей. Иван Васильевич вдруг покраснел и сердито закричал почти: — Да, вот это вы, нынешняя молодежь. Вы, кроме тела, ничего не видите. В наше время было не так. Чем сильнее я был влюблен, тем бестелеснее становилась для меня она. Вы теперь видите ноги, щиколки и еще что-то, вы раздеваете женщин, в которых влюблены, для меня же, как говорил Alphonse Karr 2, хороший был писатель, — на предмете моей любви были всегда бронзовые одежды. Мы не то что раздевали, а старались прикрыть наготу, как добрый сын Ноя. Ну, да вы не поймете... — Не слушайте его. Дальше что? — сказал один из нас. — Да. Так вот танцевал я больше с нею и не видал, как прошло время. Музыканты уж с каким-то отчаянием усталости, знаете, как бывает в конце бала, подхватывали все тот же мотив мазурки, из гостиных поднялись уже от карточных столов папаши и мамаши, ожидая ужина, лакеи чаще забегали, пронося что-то. Был третий час. Надо было пользоваться последними минутами. Я еще раз выбрал ее, и мы в сотый раз прошли вдоль залы. — Так после ужина кадриль моя? — сказал я ей, отводя ее к месту. — Разумеется, если меня не увезут, — сказала она, улыбаясь. — Я не дам, — сказал я. — Дайте же веер, — сказала она. — Жалко отдавать, — сказал я, подавая ей белый дешевенький веер. — Так вот вам, чтоб вы не жалели, — сказала она, оторвала перышко от веера и дала мне. Я взял перышко и только взглядом мог выразить весь свой восторг и благодарность. Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро. Я спрятал перышко в перчатку и стоял, не в силах отойти от нее. — Смотрите, папа просят танцевать, — сказала она мне, указывая на высокую статную фигуру ее отца, полковника с серебряными эполетами, стоявшего в дверях с хозяйкой и другими дамами. — Варенька, подите сюда, — услышали мы громкий голос хозяйки в брильянтовой фероньерке и с елисаветинскими плечами. Варенька подошла к двери, и я за ней. — Уговорите, ma chère 3, отца пройтись с вами. Ну, пожалуйста, Петр Владиславич, — обратилась хозяйка к полковнику. Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми à la Nicolas I 4 подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными стройными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки. Когда мы подошли к дверям, полковник отказывался, говоря, что он разучился танцевать, но все-таки, улыбаясь, закинув на левую сторону руку, вынул шпагу из портупеи, отдал ее услужливому молодому человеку и, натянув замшевую перчатку на правую руку, — «надо всё по закону», — улыбаясь, сказал он, взял руку дочери и стал в четверть оборота, выжидая такт. Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг залы. Грациозная фигура Вареньки плыла около него, незаметно, вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих маленьких белых атласных ножек. Вся зала следила за каждым движением пары. Я же не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них. Особенно умилили меня его сапоги, обтянутые штрипками, — хорошие опойковые сапоги, но не модные, с острыми, а старинные, с четвероугольными носками и без каблуков, Очевидно, сапоги были построены батальонным сапожником. «Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные», — думал я, и эти четвероугольные носки сапог особенно умиляли меня. Видно было, что он когда-то танцевал прекрасно, но теперь был грузен, и ноги уже не были достаточно упруги для всех тех красивых и быстрых па, которые он старался выделывать. Но он все-таки ловко прошел два круга. Когда же он, быстро расставив ноги, опять соединил их и, хотя и несколько тяжело, упал на одно колено, а она, улыбаясь и поправляя юбку, которую он зацепил, плавно прошла вокруг него, все громко зааплодировали. С некоторым усилием приподнявшись, он нежно, мило обхватил дочь руками за уши и, поцеловав в лоб, подвел ее ко мне, думая, что я танцую с ней. Я сказал, что не я ее кавалер. — Ну, все равно, пройдитесь теперь вы с ней, — сказал он, ласково улыбаясь и вдевая шпагу в портупею. Как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое ее выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любви. Я обнимал в то время весь мир своей любовью. Я любил и хозяйку в фероньерке, с ее елисаветинским бюстом, и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова. К отцу же ее, с его домашними сапогами и ласковой, похожей на нее, улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство.


написать администратору сайта