Филатова. Белинский (конспект). Филатова. Белинский. Как представляет себе процесс познания
Скачать 354.68 Kb.
|
В философии Белинского значительное место занимают гносеологические проблемы, при решении которых ярко проявилась диалектичность его мышления. В первых работах отводит большое внимание бессознательному художественному творчеству. Сначала отдаёт предпочтение рационализму, но затем отходит от него, считая его недостаточным. Отходит от умозрительных рассуждений, негативно оценивает оторванную от реальной жизни мысль. Он приходит к точке зрения, что и рационализм, и эмпиризм – слишком крайние позиции. Говоря о задачах исторической науки в работе ≪История Малороссии≫, относящейся к тому же периоду, критик пишет, что историку надо с честью пройти между двумя крайностями: ≪...между опасностию затеряться и запутаться в многосложности событий и, за их частностию, потерять их диалектическую связь между собою, их отношение к целому и общему (идее), и между опасностию произвольно натянуть события на какую-нибудь любимую идею В последние годы особенно осуждает отвлечённые построения, априорные построения, не согласующиеся с фактами. Но голые факты без философской экспертизы также ничего не стоят. Переходит рационализма и эмпиризма к материализму. Ратует за сочетание в познании опыта и умозрения. Как представляет себе процесс познания? Начинается с ощущений, которые понимает материалистически Даже самые отвлечённые представления являются результатом деятельности мозга. Ощущение – только приготовление к духовной жизни. Духовная жизнь – чувство, имеющее в основе своей мысль. Сознание человека – единство мысли и чувства. В мысли без чувства и в чувстве без мысли виден только порыв к сознанию, но не сознание. Ставит мысль выше чувства. Но чувству отводит не менее важную роль, нежели разуму. Разум и чувства родственны, односущны друг другу. Оба играют решающую роль в познании. В 1841 г. анализирует сущность представлений и понятий, подчёркивая различия между ними. Подобно Гегелю, ставит представление ниже понятия. Это простая эмпирическая форма, не охватывающая главного – перехода от одного явления к другому. Понятие называет философской мыслью, или идеей. Рассматривает его как нечто живое, способное к органическому развитию. Понятие заключает в себе две стороны, которые представляют собой единство противоположностей и борются друг с другом. Каждая из сторон имеет долю истины и долю лжи. Искомая истина – в их примирении, слиянии. Результатом слияния является новое понятие. Здесь во многом схож с Гегелем, который считал понятие как движение, переход на основе единства и борьбы противоположностей. Белинский отмечает большое значение аналитического метода. Для познания истины необходимо отделение идеи от формы, разложение элементов, образующих собой истину или явление. Это действие разума не разрушительное, он разрушает для себя, чтобы увидеть явление в новой красоте и в новой жизни. На основе идеалистической диалектики Белинский разбирает и вопрос об абстракции как методе научного познания. До постижения идеи доходим искусственным путём отвлечения. Идея сама по себе – только одна сторона предмета, отделяемая от живой целостности. Чтобы отрешиться от эмпирического способа понимания предмета. Но познание не может закончиться абстракцией. Знание всякой действительности, чтобы быть истинным, должно быть конкретным. Вся его философия пронизана идеей единства теории и практики. Он не рассматривает практику как материально-производственную деятельность людей, но он видит в ней форму общественной деятельности. Он приближается к пониманию, что наука, теория возникает и развивается на основе практических потребностей людей. Белинский критикует современную ему философию за отрыв от жизни, от практики. Считает, что при решении социологических проблем необходимо учитывать воздействие человека на природу. Основой революционно-демократической эстетики объявляет художественную практику. Считает, что эстетическая теория не должна учить художников творчеству, а выводить законы изящного из существующего искусства. Белинский на всех этапах признавал познаваемость мира. Белинский считал, что существует абсолютная и относительная истина. Истина – общее, необходимое, вечное. Подходил к этой проблеме как диалектик. Признавал на ряду с абсолютной относительную истину. Условное и относительное составляют форму безусловного. Истина и добро понятия относительные? Нет. Как понятия, как мысль они безусловны, вечны. Но как осуществление, как факт – относительны. То есть истина вообще существует, но в отдельных истинах сомневаться можно. Подобно Гегелю, считает, что истина не рождается готовой. Она представляет собой процесс. Мысль человеческая не в состоянии охватить абсолютную истину. Открывая часть её, понимает, что не познал всю и стремится к новым открытиям. Истина развивается исторически. Например, в немецкой философии последовательно сменяются Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, каждый из которых не доказывал бесплодность работы предшественника, но использовал её в своей философии. Вопрос об абсолютной и относительной истине Белинский разрешает, рассматривая его не только в историческом, но и в социальном аспекте. Он указывает, что любой, даже великий, человек представляет собой существо, ограниченное в смысле своих возможностей: будучи проницательным в одном, он часто не способен понимать другое. Он говорит, что ограничен разум человека, но не ограничен разум человечества. Познание истины – это непрерывный процесс, совершающийся по восходящей линии. В отличие от Гегеля, считавшего, что процесс заканчивается достижением абсолютной истины, Белинский считал, что это бесконечный процесс. Познание, по Белинскому, — это борьба противоположностей: истины и заблуждения. Историческое развитие истины есть ее победа над ложью, над заблуждением. Поэтому нельзя жить старыми преданиями в противоположность новым истинам. Намёк на крепостничество. Серьёзная роль в познании по Белинскому в познавательной роли искусства. В познании отводит искусству и литературе важное место. В ранний период: литература имеет преимущество перед наукой, которая способна только анализировать, литература способна к синтезу. Позднее от этой мысли отказался, но всю жизнь высоко ценил роль искусства. И литература, и наука, по его мнению, устремлены к истине. Для искусства – образная форма, для науки – понятия и силлогизмы. Но сближая науку и искусство, он имеет в виду гуманитарные науки (философию, историю, политическую экономию). Речь идёт не о конкретном содержании искусства и науки, а об общем – истине. И искусство, и наука стремятся к истине. У поэта большая свобода в выборе своего предмета. Особенно большое значение, по мнению Белинского, поэзия имеет для познания внутреннего мира человека. Раскрытие внутренней жизни героя – важная, но трудная задача. Трудна потому, что «непостижимо сердце человеческое» Необходимо изображать жизнь такой, какая она есть Однако выявление общего в частном происходит в искусстве по-иному, чем в науке. Характерным для него является выражение общего в частном путем создания типических образов. Типизация связана с тем, что поэт берет самые характерные черты описываемых им лиц, а все случайное опускает. Эстетическая категория типического представляет собой одну из форм философских категорий единичного и общего. В типе слияние общего и особного. Отношение типических образов к действительности – как отношение родов к видам. Каждое художественное лицо – представитель бесчисленного множества лиц одного рода. Теория познания Белинского, в которой ярко проявился его диалектический метод и постепенно побеждали материалистические тенденции, является одним из важных завоеваний его философской мысли. Решая вопрос об отношении искусства к действительности материалистически, русский мыслитель пытался соединить здесь материализм с диалектикой. Духом диалектики пронизана вся его эстетика. Диалектический подход к ≪философии изящного≫ выразился у него уже в определении ее задач. ≪Задача истинной эстетики,— пишет Белинский,— состоит не в том, чтоб решить, чем должно быть искусство, а в том, что такое искусство. Другими словами: эстетика не должна рассуждать об искусстве, как о чем-то предполагаемом, как о каком-то идеале, который может осуществиться только по ее теории: нет, она должна рассматривать искусство, как предмет, который существовал давно прежде ее и существованию которого она сама обязана своим существованием≫ Характеризуя искусство ≪как зеркало действительности≫, Белинский особое значение придает отражению социальных проблем Проблема взаимоотношения действительности и искусства не сводится Белинским к вопросу о воспроизведении действительности в художественных произведениях. Он приходит к выводу, что искусство есть не только ≪зеркало жизни≫, но и ее порождение Природа – колыбель поэзии, образец искусства. Развивая свое учение о красоте, Белинский приходит к мысли, что ее понимание в том или ином обществе зависит от исторических условий, что оно меняется с изменением общественной жизни людей. Итак, всесторонний анализ категории прекрасного ведется Белинским под углом зрения примата действительности по отношению к искусству. |