ргро. ева01. Литературные произведения глазами художников.
Скачать 1.36 Mb.
|
Министерство образования науки Челябинской области ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж» Отделение- гуманитарное Кафедра- дизайна и рекламы Специальность- 54.01.20 «Графический дизайнер» Индивидуальный проект Тема: «Литературные произведения глазами художников.» Тип проекта: творческий Предметная область: Литература Автор: обучающаяся 1 курса группы Гд-11 Ядыкина Ксения Максимовна Наставник: преподаватель русского языка и литературы Зиновьева Евгения Николаевна г. Магнитогорск 2023 Введение Актуальность темы: Многие люди посещая галерею, не задумываются о том что же послужило вдохновением для многих картин. Вдохновением могут послужить не только вид природы, силуэты и лица людей, но так же и описание в книгах великих прозаиков и лириков. Данная тема должна приблизить людей к творчеству Проблема: Цель проекта-создать mokup обложки к произведению Фёдора Михайловича Достоевского. Задачи: 1.Найти картины по произведениям. 2. Найти момент по которому написана картина. 3.Найти информацию о написании картин и произведений. 4.Изучит произведение Достоевского «Преступление и наказание» 5.Создать mokup обложки. Планируемый проектный продукт: обложка для книги и иллюстрация Целевая аудитория проекта: люди интересующиеся творчеством Необходимые ресурсы: Электронные или бумажные книги онлайн галереи Ожидаемые результаты: хочу чтобы конечный результат понравился мне и наблюдателям. Риски проекта: не найти достаточно информации. 4 Паспорт проекта
Содержание Введение……………………………………………………………………….. 4 Глава 1 1.1«Алиса в стране чудес» ……………………………………………………. 5-6 1.2«Алёнушка» ………………………………………………………………... 7-8 1.3«Царевна лебедь» .….…………………………………………….…….... 9-10 1.4«Бедная Лиза»............................................................................................. 11-12 1.5«Старики-родители на могиле сына»....................................................... 13-14 Глава 2 2.1............................................................................................................................15 Заключение.............................................................................................................16 Список литературы................................................................................................17 Приложение......................................................................................................18-19 Глава 1 1.1«Алиса в стране чудес» Много иллюстраций было написано по известной сказке Льюиса Кэррола «Алиса в стране чудес», но Сальвадор Дали более ярко воспроизвёл на листе бумаги события книги. История маленькой девочки попавшей в волшебный мир, была написана в 1862 году Льюисом Кэрролом. Прототипом главной героини стала девочка по имени Алиса Лидделл, дочь знакомых Льюиса. 4 июля 1862 года на лодочной прогулке Алиса Лидделл попросила своего друга Чарльза Доджсона сочинить историю для нее и ее сестер Эдит и Лорины. Чарльз сдержал слово, но позже переписал книгу. В самой книге девочка Алиса попадает в волшебный мир через кроличью нору. Пьёт снадобья и ест булочки для того что бы изменить свой рост. Встречает различных ярких персонажей такие как: Белый кролик, Безумный шляпник, Мартовский заяц, Гусеница, всеми любимый Чеширский кот и другие герои. В конце книги Алису, которая успела вырасти до своих обычных размеров. Король с Королевой пытались запугать, но их попытки разбились о логику маленькой девочки, и на угрозу казни она спокойно ответила: «Вы ведь всего лишь колода карт» — и волшебство рассеялось. Алиса очнулась на той же луговине возле сестры. Значит, это был только сон. Сальвадор Дали-художник сюрреалист. Единственным увлечением Сальвадора Дали в детстве было рисование. Несмотря на любовь матери к нему, он часто испытывает сильную тревогу, чувствует себя одиноким и покинутым, впадает в панику. Отец будучи зажиточным человеком отдал Дали в школу для бедняков. Но видя талант мальчика отдал его в художественную школу на попечительство к местному художнику Рамону Пичоту. Мальчик учился плохо и вёл себя вызывающе. С возрастом он не изменился. Многим людям не пришлись по душе иллюстрации Дали по сказке Льюиса. Сальвадор Дали сотворил какой-то новый и удивительный мир(прил.1), где сюжет развивается сразу в нескольких мирах. Именно это не пришлось людям по вкусу. Но всё же иллюстрации Дали достаточно привлекательны. Яркие цвета в иллюстрациях показывают такой же удивительный и невероятный сон Алисы. Сальвадор создал двенадцать гуашевых рисунков, по одному для каждой главы. После на их основе были созданы гелиогравюры. 5 К слову, Алиса в стране чудес — один из любимых образов Дали: обычно он изображает ее в виде девочки, прыгающей через скакалку, иногда — с головой из роз. Этот образ встречается и на созданных специально для книги иллюстрациях, и на других картинах Дали. 6 1.2 «Алёнушка» Достаточно популярной картиной является «Алёнушка» (прил.2) Виктора Васнецова написанная в 1881 году. Произведение «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» - русская народная сказка. В ней рассказывается о рано осиротевших детях. Старшей сестре Алёнушке приходится брать братца на работу в поле, чтобы не оставлять без присмотра дома. Но однажды брат Алёнушки, выпив из лужи воды превратился в козлёночка. Аленушка сильно плакала и тут ее увидел богатый купец. Купец без раздумий предложил Аленушке выйти за него замуж, согласившись, чтобы козленок Иванушка жил с ними. И Аленушка вышла за купца. Однажды купец уехал, а не известная ныне женщина позвала Аленушку купаться. Она утопила девушку, а сама приняла ее облик, так что никто ничего не заметил. Только Иванушка продолжал бегать на берег речки и разговаривать с сестрой. Ведьма решила убить Иванушку, но слуга подслушал разговор Иванушки и Аленушки. Он рассказал о том купцу и купец распорядился достать Аленушку. Та ожила, а Иванушка превратился в человека. Ведьму же привязали к конскому хвосту и пустили в поле. Васнецов же в своей картине передал всю тоску и беспокойство о потерянном брате в эмоциях Алёнушки. В образе Аленушки, написанной с крестьянской девочки, передано страдание, всеми отвергнутой сиротки. Васнецов писал картину в Абрамцеве в имении Саввы Мамонтова. Сделав несколько эскизов и этюдов на берегу Вори и у пруда в Ахтырке, Васнецов вернулся в Москву, где зимой завершил работу над картиной. Природа — это основное место событий. В традиции Васнецова пейзаж — зеркало души героев. Застывшая на камне Алёнушка будто бы потерялась в высокой траве. Юбка, как букет собранный на закате, волосы, как пустыня, а рубашка - серая как камни. Лес мрачный и чувство что кто-то скрывается в этой неприступной чаще— видно, что легко в нём затеряться. Или встретить ненароком других злобных героев русской мифологии. Пруд мертвенно гладкий, будто никто в нём не живёт. Всё тихо и печально. Художник работал над картиной летом 1880 года, и, закончив ее в феврале 1881-го, представил на IX выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Произведение было создано за довольно короткий промежуток времени. Всего лишь год Васнецов потратил на создание картины. Для картины «Богатыри» Васнецов потратил 30 лет. В петербургском каталоге IX передвижной выставки картина была помещена под названием «Аленушка Дурочка». На Руси дурочками называли юродивых, а также живущих в прислугах бедных сирот. 7 Такую одинокую сиротку, горестно задумавшуюся о своей судьбе, и показал художник. Васнецов в духе народной поэзии передал в картине тонкую связь между переживаниями человека и состоянием природы. 8 1.3 «Царевна лебедь» Сказка о царе Салтане была написана в 1831 году Александром Сергеевичем Пушкиным. Образ волшебного лебедя послужил основой для картины Михаила Врубеля. Эта сказка удивительна и волшебна. Пушкин при написании использовал за основу народную сказку «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре». Сказка начинается с разговора трех сестер, которые занимаются рукоделием, речь заходит о том, что бы они смогли сделать для царя. Третья девица заявляет, что родила бы ему богатыря. Царь услышав диалог девушек, решился женится на младшей из девушек. Пока государь на войне, молодая царица рожает сына. Ее сестры и баба Бабариха из злости подменяют ее письмо. Так царицу отправляют в бочке по морю. Волна принесла мать и сына, который вырос в бочке на необитаемый остров Буян. Здесь сын царицы и князя спасает из когтей коршуна прекрасную лебедь. Та же благодарит его и с помощью волшебства жизнь князя и его матери меняется самым лучшим образом. Лебедь помогает Гвидону трижды побывать в царстве Салтана, выполняет его желания и в конце сказки выходит замуж за молодого князя. Царь Салтан держит обещание и прибывает на остров к князю, узнает свою жену, и семья воссоединяется. От радости государь прощает сестёр царевны и бабу Бабариху. В основе сюжета картины как раз таки лежит изображение героини произведения Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане». Именно прекрасную лебедь в своей работе изображает Врубель(прил.3). Девушка-птица с человеческим лицом и лебединым телом. Она сидит в центре картины повернувшись слегка к зрителю. Картина наполнена холодными оттенками. Сочетание сумеречных красок приближающейся ночи и ослепительно белые одежды девы создают гармоничное сочетание возвышенной недосягаемости и бушующей ночной стихии. Премьера музыкальной драмы по этой сказке вдохновила его. Врубель создал эскизы для декораций и костюмов. Царевна с полотна Врубеля загадочна, лицо её печально. Изображена Царевна-Лебедь на фоне спускающихся над морем сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города. Михаил Врубель познакомился со своей будущей женой, актрисой театра Надеждой Ивановной Забелой. Внезапные бурные чувства привели к скорому браку. Жена играла на сцене, муж писал декорации для спектаклей. 9 После постановки в театре оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», где Забела играла ведущую роль, Михаил Александрович решил запечатлеть образ лебедя. С картиной тесно связана судьба Врубеля. Попытка выразить смутный страх будущего, предвидение скорой смерти, отразилась в печальном образе картины. 10 1.4 «Бедная Лиза» Образ сентиментальной и простодушной девушки Елизаветы, который был написан Карамзином, послужил вдохновением для Кипренского. «Бедная Лиза» - это история печальной и несчастной любви, простой крестьянки к дворянину. Повесть стала образцом сентиментализма. Идею этой повести Карамзин не придумывает сам. Автор часто сталкивается с ней, совершая путешествия по Европе. Там литература активнее уходила от старых мотивов классицизма, приближаясь к чувственности сентиментализма. После смерти отца Лиза становится единственной кормилицей старой матери. Продавая цветы Елизавета знакомится с молодым и богатым юношей по имени Эраст. Он очарован Лизой. Спустя день Эраст навещает Лизу в её доме. Он вошёл в доверие к матери и начинает встречается с Елизаветой. Они строят планы на дальнейшую жизнь. В один момент Лиза сообщает Эрасту, что к ней сватается богатый крестьянин. Эраст запрещает ей выходит замуж за него. В порыве чувств юноша обещает жениться на Лизе. Но Эраст быстро остывает к ней и женится по расчёту на пожилой даме. Лиза не в силах терпеть такое предательство и позор топится в пруду. Кипренский изобразил боль в глазах Лизы. Он изобразил тот самый пруд, в котором впоследствии утопилась Елизавета (прил.4). Кипренский возвращается к образности эпохи сентиментализма. Сочетание розового и белого в одежде героини означает чистоту и свежесть юности, гвоздика в ее руке - искреннюю любовь. К началу XIX века сентиментализм сменился романтизмом. Внутренний мир и чувства героев стали отходить на второй план, уступая место силе и страсти романтических героев, их исключительности на фоне общества. В русской живописи стало востребованным выявление в портретируемом психологических черт, демонстрирующих глубину личности – доминирование признаков социального статуса теряло позиции. К году создания Кипренским «Бедной Лизы» интерес публики к произведению Карамзина упал. Но художника тема не отпускала. После смерти Карамзина, с которым Кипренский ещё в 1809 году познакомился в московском литературно-светском салоне, живописец решил создать портрет Лизы. Молодого портретиста вдохновила не только сама повесть, но и её связь с жизнью. Судьба матери художника во многом походила на судьбу печальной и невинной Лизы. 11 Юная красавица Анна, так же бедна и бесправна, была разделена с избранником социальным неравенством и подчинилась законам крепостного права. К счастью, судьба молодой матери Кипренского была не столь трагична. Но художник, человек восприимчивый и тонкий, очень хорошо понимал, что чувствует совсем юная и неопытная девушка, когда её искренняя любовь не имеет будущего. 12 1.5 «Старики-родители на могиле сына» Иван Сергеевич Тургенев один из первых заметил смену одного поколения другим. И в 1860-ом году Тургенев решается писать повесть. После учёбы в университете в дом возвращается Аркадий Кирсанов. С ним приезжает его друг, молодой доктор Евгений Базаров. Николай Петрович очень рад видеть сына и оказывает тёплый приём его другу. Нигилист Базаров вызывает раздражение у брата Николая Петровича. Между Базаровым и Кирсановыми не раз происходят споры на важные жизненные темы. При этом ни одна из сторон не намерена прислушаться к другой. Базаров будучи нигилистом отрицает существование любви, но в последствие влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову. Базарова ждёт печальная судьба, он во время вскрытия тела тифозного больного заражается и умирает. Спустя время каждый из героев, за исключением Павла Петровича, счастливо устраивает свою личную жизнь. Могилу Базарова навещают лишь его старенькие родители. Трагическое полотно “Старики-родители на могиле сына” было создано, когда художник вернулся на родину после длительного путешествия по Франции. За границей живописец много трудился, оттачивая свои навыки, пытаясь перенести на холст не только портретное сходство, но и душу человека. В поисках новых сюжетов, Перов обращается к классикам литературы, в частности, перечитывает произведение Тургенева “Отцы и дети”. Именно впечатление от романа нашло свое отражение в печальной картине о стариках-родителях на могиле сына (прил.5). Именно могилу Базарова изобразил Перов. Он остановился на эпизоде романа, полной печали и горького чувства старости, призыва к любви. Картина по-новому освещает весь роман, обогащает его восприятие. Художник сумел достичь удивительной выразительности поз. Мы не видим лиц, но мы угадываем состояние и характер героев. Маленькая сгорбленная фигура женщины как бы прячется за спиной мужа, ищет в нем поддержку и опору. Ее горе настолько велико, что она хочет спрятаться от внешнего мира, который принес ей такую утрату. В мужчине чувствуется большая твердость духа, как глава семьи он старается не выказывать своего отчаяния, но плечи его опущены, невидимый зрителю взгляд направлен на могилу любимого сына. Они опечалены смерти своего сына, они остались одни. Они стоят к зрителю спиной, но благодаря мастерству художника, прекрасно понятно, что испытывают два пожилых человека. 13 В картине больше внимание уделено не только людям, но и деталям, их окружающим. Природа вокруг не отличается яркостью, тона приглушённые. Но картина не кажется мрачной, напротив, в ней чувствуется безмятежность и смиренность. Могила, чуть поросшая травой, намекает зрителю на давность события в маленькой семье. Когда-то безутешное горе стариков стало теперь тихой печалью, острая несправедливость смерти ушла, обратилась в горделивую покорность перед лицом неизбежности. 14 Глава 2 2.1 «Создание обложки» За основу я взяла произведение Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Для создания обложки я использовала графический редактор «CorelDRAW» и «Photoshop» Вначале я сделала набросок будущей обложки. За основу я взяла 3 цвета: красный, белый и чёрный. По двум сторонам, как отражение зеркала изображён главный герой романа Родион Раскольников. В верней части относящаяся к «преступлению». В ней Родион полностью чёрного цвета держит красный топор на чистом как лист белом фоне. В нижней части уже Родион полностью белого цвета держит перед собой крест, что означает «искупление» Родиона. Фон остаётся чёрным. Mockup - это изображения, которые используют, чтобы показать заказчику дизайн фирменного стиля на объектах реального мира. Процесс создания: 1. Создать карандашный набросок и примерно распределить цвета. 2.Включить CorelDRAW. 3.Посмотреть стандарты обложек. 4.Расчертить обложку в CorelDRAW. 5.Из инструментов создать фигуру Раскольникова 6.Выбрать нужный шрифт для написания текста. 7.Напечатать текст (Содержание книги) на обратной стороне обложки. 8.Распределить цвета в обложке. 9.Создать mockup. 15 Заключение Проект выполнен поставленная цель достигнута. Я изучила картины и иллюстрации известных художников, так же, что они испытывали в момент написания работ. Мой проектный продукт мне нравится. Обложку можно распечатать вместе с текстом. И использовать по предназначению. В этой обложке я показала своё видение произведения «Преступление и наказание». Данное произведение я прочитала ещё летом. Тогда оно мне показалось очень интересным. И в обложке я хотела показать всю суть которую я увидела на абзацах текста. Минимализм достаточно популярен сейчас, но я считаю основную суть своих мыслей я показала. Мне было приятно перечитать это произведение снова и переосмыслить некоторые моменты. Эта обложка будет очень привлекательно смотреться на полках: книжного магазина, библиотеки и т.д. В моей задумке эта обложка должна быть твёрдая и глянцевая. Из-за ярко-красных деталей она должна будет выделяться среди остальных. Так же благодаря проекту я узнала, как разные люди могут видеть одно и то же произведение. И как многогранно искусство. Этот проект помог мне показать свои эмоции и чувства к любиомоу произведению. 16 Список литературы 1. https://biographe.ru/ 2. https://dzen.ru/ 3. https://nukadeti.ru/ 4. https://www.tg-m.ru 5 https://www.tretyakovgallery.ru 17 Приложение Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 18 Приложение 5 19 |